Кавказская Албания

Кавказская Албания

Кавка́зская Алба́ния (лезг. -Алпан, Алупан; греч.- Албания; арм. -Алуанк, Агванк; перс.–Арран)— древнее лезгинское государство, возникшее в IV в. до н.э. в восточном Закавказье, занимавшее часть территории современных Азербайджана, Восточной Грузии и Южного Дагестана.

Столицами Кавказской Албании в разное время были города Чур (Чола), Кабала (до VI века) и Партав.

1. ЭТИМОЛОГИЯ

Советский историк К. В. Тревер в своей книге «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э.- VII в. н. э.» исследует вопрос происхождения названия «Албания» (в греческих и латинских источниках), «Алванк» (в армянских источниках), считая его не до конца выясненным. По её мнению вопрос осложняется тем, что это же название носит страна на Балканах, а также этот термин встречается в топонимике Италии и Шотландии. Древнее кельтское название Шотландии было «Албания», самый большой из шотландских гористых островов носит название «Арран», также называлась часть Кавказской Албании после завоевания её арабами. По справедливому мнению автора, объяснение происхождения этого термина от латинского «albus» — «белый» и приписывание римлянам создания этого наименования не обосновано, так как римляне могли только придать латинское звучание названию местности.

К. В. Тревер рассматривает и версию, приведенную в армянских и собственно албанских источниках.[1]

На рубеже V и VI вв. армянский историк Моисей Хоренский пытался объяснить происхождение названия «Алванк», ссылаясь на имя, которое носил легендарный родоначальник рода Сисака, которому при распределении северных стран «выпала в наследство Албанская равнина с её горной частью, начиная от реки Ерасх ( Арас — Аракс) до крепости, называемой Хнаракерт и … страна эта по кротости нрава Сисака названа Алванк, так как ему самому название было Алу».[2] Это же версия повторяется и в работе албанского историка VII в. Моисея  Дасхуранского, которая дошла до нас, к сожалению, только в армянском переводе.[3]

Далее К. Тревер приводит ещё две версии. Первая, А. К. Бакиханова, который ещё в начале XIX века сделал весьма интересное и ничем не подкрепленное предположение, что в этническом термине «албаны» заключается понятие «белые» (от лат. «albi») в смысле «свободные»[4]. Вторая — предположение российского  кавказоведа Н. Я. Марра о том, что слово «Албания», как и название «Дагестан», обозначает «страна гор». Автор указывает, что «принимая во внимание, что Балканская Албания, как и Шотландия, является страной горной, это объяснение Н. Я. Марра представляется более убедительным».[5]

Подобные изыскания делали и другие авторы, которые приблизительно приходили к таким же выводам. Интересно, что ни один из авторов XIX-XX вв. в своих разработках не обращался к местному онамастическому, лингвистическому и фольклорному материалу. Иные из вышеназванных авторов дошли в своих исследованиях аж до Шотландии и Ирландии, но так и не увидели то, что буквально лежало у них под ногами. До сих пор в Кубинском районе современного Азербайджана сохранилось селение, которое все еще носит название Алпан. В Агульском районе районе современного Дагестана до недавнего времени находилось село Алпанар. Ряд топонимов с аналогичным названием находятся и в других лезгинонаселенных районах Азербайджана и Дагестана.

Кроме того, известно, что древний языческий бог огня у лезгин назывался Алпаном. Молния на современном лезгинском языке называется «цIайлапан», что в переводе означает «огонь Алпана».

В последние годы появилась еще одна версия о происхождении названия «Албания». Связана она с недавно найденными страницами из одной книги, рассказывающей об истории Албании. Согласно этой книге самоназвание Албанского государства было Алупан. И происходило оно от имени первого легендарного албанского царя – Алупа.[6]

 

2. НАСЕЛЕНИЕ

Население Кавказской Албании — албаны  изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных диалектах лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северо-кавказской семьи языков. К ним относились  леги, гелы, гаргары, утии, чилбы, сильвы, лпины и др. Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территорию между Иберией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Арас (Аракс). Наиболее распространено мнение, что албанский алфавит был создан на базе гаргарского диалекта.

Античные авторы, описывая албан, отмечают их высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Таким именно представ­ляется учёным-антропологам древнейший тип коренного кав­казского населения.

Считается, что на протяжении своей почти 1000-летней истории так и не произошла консолидация албанских племен. В это трудно поверить. Ведь у других народов с образованием государства подобные процессы происходили значительно быстрее. Например, в Киевской Руси древнерусская народность сложилась за два столетия. То же самое можно сказать о Франции, Англии, Германии и т.д. Скорее, уже сформировавшаяся албанская народность в силу сложившихся обстоятельств после утверждения на Восточном Кавказе арабов вновь распалась на отдельные народности. Значительная часть албанского населения, сохранившая христианскую веру,  в этот период и в последующие времена подверглась арменизации.Западные албаны, так же оставшиеся христианами,  огрузинились и составили основу населения исторической провинции Эрети. Ну а те, кто принял  ислам от  арабов –это нынешние лезгины, табасаранцы, рутульцы, цахурцы и другие народности лезгинской группы языков сохранились лишь частично- подвергшись вначале  арабизации и персизации, а затем,  начиная с XIII  века, и тюркизации.

Все эти процессы происходили на протяжении веков. Источники, например, ещё фиксируют албано-лекский  язык в округе Барда, что в нынешнем Карабахе,  в Х веке, но затем упоминания о нем постепенно исчезают. Население южной Албании в это время все больше переходит на персидский язык. Главным образом это относится к городам Аррана и Ширвана, сельское же население сохраняло ещё долгое время древний албано-лекский  язык, родственный современным  языкам лезгинской группы. Албаны, населявшие восточные равнинные земли, надо полагать, сначала подверглись частичной персизации, затем, после принятия  ислама и  арабизации, после чего, уже с начала XIII века,  стали подвергаться и тюркизации. В XII—XVII  веках предгорная часть Аррана интенсивно заселялась тюркскими кочевниками, и постепенно древнее название Арран заменилось на Карабах (тюркско-иранское «Черный сад»). В то же время горные районы Карабаха усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, хотя  уже  к тому времени частично арменизированного

 

3. ТЕРРИТОРИЯ

Древнейшей областью Кавказской Албании была северная часть долины Куры к югу от впадения в неё Алазани. В I тыс. до н. э. здесь начали формироваться ранние городские общины, в том числе древняя столица Албании — Кабалака. Население страны, как и водится до и вначале образования государства, было многоплеменным, его основу составляли предки   современных лезгинских народов.

С начала возникновения централизованного Албанского царства оно занимало территорию с севера на юг от Дербента до реки Арас (Аракс), с запада на восток от среднего течения рек Иори и Алазани до Каспийского моря.

Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне в основном являются прямыми физическими потомками древнейшего населения области, т.е. албан.

4. ИСТОРИЯ

4.1. Древнейшая история

О древней истории Албании Кавказской свидетельствуют артефакты археологических культур таких как Ялойлутепинской[7] .

Ялойлутепинская культура относится к III—I вв. до н. э. и названа по памятникам в местности Ялойлутепе (Габалинский район Азербайджана). Среди находок известны могильники — грунтовые и курганные, захоронения в кувшинах и сырцовых гробницах, погребения — скорченные на боку, с орудиями (железные ножи, серпы, каменные зернотёрки, песты и жернова), оружием (железные кинжалы, наконечники стрел и копий и др.), украшениями (золотые серьги, бронзовые подвески, фибулы, многочисленные бусы) и главным образом с керамикой (чаши, кувшины, сосуды на ножках, «чайники» и др.). Население занималось земледелием и скотоводством[8].

Албаны впервые упоминаются во времена  Александра Македонского у Арриана: они сражались против македонян на стороне персов в 331 до н. э. при Гавгамелах в войске персидского царя Дария III. При этом неизвестно, в какой зависимости они были от  царя Дария III, была ли эта зависимость вообще или они выступали в качестве наёмников — как, например, греческие гоплиты.

По-настоящему древний мир познакомился с албанами во время походов Помпея, в 66 до н. э.[9]. Преследуя Митридата Евпатора, Помпей двинулся на  Кавказ и в конце года расположил войско на зимние квартиры тремя лагерями на Куре, в Албании[10]. Видимо, первоначально вторжение в Албанию не входило в его планы; но в середине декабря албанский царь Арас (Оройз) переправился через Куру и неожиданно атаковал все три лагеря, но был отбит. На следующее лето Помпей, со своей стороны, в качестве возмездия совершил неожиданное нападение на Албанию и нанес поражение албанам. Но римлянам все же не удалось покорить Албанию и они вынуждены были заключить с ней мир. В ходе этих событий были составлены (особенно историографом Помпея Феофаном Митиленским) первые детальные описанияАлбании, которые дошли до нас в изложении Страбона (География, 11.4):

 «Люди там отличаются красотой и высоким ростом, вместе с тем они простодушны и не мелочны. …К вопросам войны, государственного устройства и земледелия они относятся беззаботно. Однако сражаются они как в пешем строю, так и верхом в полном и тяжёлом вооружении…

Войско они выставляют большее, чем иберы. Именно они вооружают 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников, со столь многочисленным войском они выступили против Помпея. Албаны вооружены дротиками и луками; они носят панцири и большие продолговатые щиты, а также шлемы из шкур зверей,..

Их цари также замечательны. Теперь, правда, у них один царь управляет всеми племенами, тогда как прежде всякое разноязыкое племя управлялось собственным царём. ….Они почитают Гелиоса, Зевса и Селену, особенно Селену, святилище которой находится вблизи Иберии. Обязанность священника у них исполняет самый уважаемый человек после царя: он стоит во главе большой и густонаселённой священной области, а также распоряжается рабами храма, многие из которых, одержимые богом, изрекают пророчества. …..

Старость у албанов в чрезвычайном почёте, и не только родителей, но и прочих людей. Заботы о покойниках или даже воспоминания о них считаются нечестием. Вместе с покойниками погребают и всё их имущество, и потому живут в бедности, лишённые отцовского достояния.»

Kabala

Руины крепостных стен древней Кабалы
(фундамент из белого известняка был сделан в XX в. во избежание обрушения останков башен)

Так или иначе, к IV в. до н. э. Албания превратилась из союза племён в раннеклассовое государство со своим царём[11]. Главным городом Албании до VI века была  Кабала (Кьвепелек: Кабалака; Кабалак)[12]. Этот город просуществовал до XVI века, когда был разрушен войсками Сефевидов. Его руины сохранились в современном Кабалинском (ранее — Куткашенском) районе Азербайджана[13].

Октавиан Август упоминает в своей надписи о союзных  отношениях Рима  с царями Албании, равно как Иберии и Мидии Атропатены. Древнегреческий историк Клавдий Птолемей (II век) в своем географическом описании Албании делит её территорию на пять зон,  естественно-географическими рубежами которых выступают называемые им реки Восточного Кавказа. Причем в четырёх таких районах он особо выделяет по одному городу и называет иные населенные пункты. В междуречье пограничной с Азиатской Сарматией река Соана и река Герр — это город Телайба и населенный пункт Тилбис, в междуречье Герра и Кайсия — город Гелда и пункты Тиавна и Табилака, в междуречье Кайсия и Албана — город Албана и пункты Хабала, Хобота, Бозиата, Мисия, Хадаха, Алам, в междуречье Албана и Кюра — город Гайтара и 11 населенных пунктов и, наконец, между анонимной рекой, впадающей в Кюр, и границей с Иберией — ещё пять населенных пунктов[14].

 

4.2. Борьба с сасанидским Ираном

В 450 г. албаны приняли участие в антиперсидском восстании, которое возглавил Вардан Мамиконян и к которому примкнули также иберы. Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхал, который служил тогда летней столицей албанских царей. Затем, однако, восставшие были разгромлены в Аварайрской битве. В 457 г. царь Вачэ поднял новое восстание. Но оно также закончилось поражением. В результате,  в 461 г. самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства.

Крепость Чирах-кала VI века[99] — часть гильгильчайской оборонительной стены, построенной при правлениисасанидского царя Кавада[100]. Шабранский район Азербайджана

Крепость Чирах-кала VI века[99] —
часть гильгильчайской оборонительной стены, построенной
при правлениисасанидского царя Кавада[100].
Шабранский район Азербайджана

В 481 году вспыхнуло восстание в Иберии, где царь Вахтанг Горгасал, сместив главу проиранской партии в стране — питихша (наместника) Вазгена, начал военные действия против персов. Вскоре к восстанию примкнули Албания и Армения и восставшим удалось дважды нанести персам чувствительные удары: в 481 году около села Акори, и в 482 году — в сражении при Нерсехапате. Удачному ходу восстания в значительной степени способствовала война  шаха Пероза с эфталитами, закончившаяся в 484 году поражением Пероза  и его гибелью. Крайне напряженная внешнеполитическая обстановка, вызванная неудачной войной с эфталитами, тяжелое экономическое положение государства, продолжавшееся  восстание в Закавказье — вынудили вступившего на престол в 484 году Валарша (484-488 гг.) пойти на значительные уступки закавказским народам. В 485 году в селе Нварсак был заключен мирный договор, узаконивший привилегии и права албанской, иберской и армянской  знати, а в Албании была вновь восстановлена царская власть местной албанской династии, упраздненная более 20-ти лет тому назад при Перозе. На престол в Партаве был возведен племянник Ваче II — Вачаган, бывший в свое время заложником у персов[15].

Вачаган Благочестивый, вероятно, с одной стороны из-за своей склонности к христианству — его родители были христианами, но и внутриполитическим соображениям отрекся от учения магов, запретил постройку храмов огня, а колдунов, чародеев и жрецов огня он изгнал. Такую политику  он проводил в масштабах всей стране. Вачаган III, по словам  Моисея Дасхуранского, учредил школы, вел борьбу с сектами, появившимися в связи с насильственным насаждением зороостризма в 439-484 годы.

Албанский историк VII века писал о Вачагане III: «Будучи весьма благомыслящим, благодетельным, миролюбивым человеком, созидающим, он направил повеление во все стороны своего царства, многие области которого были отторгнуты злодеем Перозом, а многие князья лишены родовых владений, и возвратил каждому его владение. Тогда князья Алупании, получившие свои владения, объединившись взяли с собой в Персию мужа из царского рода своей страны, бесстрашного, мудрого, ученого и благоразумного, ростом высокого и стройного Вачагана, брата царя Алупании Ваче, и вызвали его на царский престол через Валаршака, царя персидского[16].

Вачаган III был реформатором. Он официально возвратил страну к христианству, выдворил из страны сектантов зороостризма, создал общеобразовательную сеть школ в стране, восстановил родовые владения князьям, укрепил целостность страны, снова объединил все древнелезгинские земли  в составе единого государства.

Однако с его смертью царская власть в Албании вновь была ликвидирована и заменена властью персидских наместников — марзпанов.

Тем временем через Дербентский проход усилились набеги кочевых племён с севера. В 552 в Восточное Закавказье вторглись савиры и со временем  Албания стала подвергаться всё более сильному давлению Сасанидского Ирана — как политическому, так и религиозному. После этого персидский шах Хосрой (531—579 гг.) развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его государство от кочевников. Дербентские укрепления перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но всё же не стали панацеей от нашествий. Так в 626 г. вторгшееся тюрко-хазарское войско под командованием Шада захватило Дербент и вновь разграбило Албанию.

 

4.3. Нашествие арабов. Религиозный и политический раскол  страны 

VII век – сложнейший период в истории албано-лезгинских народов, ставший поворотным, прежде всего в плане этно-религиозного и политического развития. Противоречивые  события, произошедшие в этот период, повернули историю страны вспять. Нашествие арабов и последовавшее за этим противоборство в регионе Византийской империи, Хазарского каганата и собственно Халифата, а в начале периода еще и сасанидского Ирана, превратили страну в объект ненасытных имперских устремлений вышеназванных держав. Несмотря на упорное сопротивление со стороны  народа и усилия феодальной знати, Албания была раздроблена и расколота на части.

Правда, в начале периода, в 628 году, после более чем 100-летнего перерыва, в Албании были восстановлены  все атрибуты государственности. Страна снова стала независимой. У власти утвердилась местная династия Микранидов. Варз-Григур (628-643 гг.)  и сын его Джеваншир или Жуваншир (643-680 гг.)    становятся вполне независимыми владетелями.

Жуваншир показал себя и  как очень тонкий  политик и талантливый военачальник.  Умело лавируя между арабами, хазарами и византийцами, Жуваншир на все время своего правления сумел создать вполне преемлемые условия для успешного развития своей страны в тяжелейших внешнеполитических условиях того времени.  При  нем происходит новый (после Вачагана Благочестивого)  всплеск как в экономической, так и культурной жизни страны. В эту эпоху получила свое дальнейшее развитие албанская письменность и словесность.

Вскоре после гибели этого князя (убитого заговорщиками) была составлена «История Албании», принадлежащая перу алупанского  историка Моисея Дасхуранского ( армянские историки называют его чаще всего  Мовсесом Каганкатваци или Каланкатуйским). Этот памятник содержит также уникальный образец алупанской поэзии— элегия-плач, сочинённый албанским  поэтом-лириком 7 в. Давтаком[17] на гибель Джеваншира.

В 654 году  войска Халифата вышли за Дербент и атаковали хазарское владение Беленджер, однако сражение закончилось разгромом арабского войска.

Жуваншир несколько десятилетий противостоял завоевателям, заключал союзы  то с хазарами, то с Византией, то с арабами. Балансируя между ними, Жуваншир исходил из интересов своего государства и немалого добился в этом.  Однако, после его гибели ситуация изменилась.

Считается, что арабы насильно заставляли  принять новую религию только язычников. По отношению же христиан и иудеев они придерживались, вроде как, иной тактики. Христианам и иудеям, как «людям писания», предоставлялась возможность добровольного принятия новой религии, т.е. насильственные действия, чтобы заставить их принять ислам, были не приемлемы. В случае непринятия ислама  христиане и иудеи должные были платить дополнительный налог- джизья.

Но это «правило», почему-то  не было применено к христианскому народу Алупании.  Албанский народ был подвернут насильственной исламизации. Почему так произошло?  Почему грузинам и армянам удалось сохранить  свой этнос и религию, а албанам – нет?!….К сожалению, данная проблема, именно с такой постановкой вопроса, ни в отечественной, ни в зарубежной историографии ни в какие времена даже и не рассматривался. Видимо, кому-то это было «очень не нужно»!…

Как бы то ни было, считается, что   к XI  веку, несмотря упорное сопротивление, большая часть населения Кавказской Албании была мусульманизирована  Халифатом[18]. Многие албаны предпочли перейти под лоно  армянской или грузинской церквей, избегая исламизации, что способствовало деэтнизации албан, превращению их в армян и грузин.

В 705  арабы упразднили власть Микранидов в Албании.

С установлением династии Омейядов арабам удалось закрепиться в Закавказье, и с первых лет VIII века  предпринимают решительные попытки по расширению зоны своего влияния дальше на север. И тут они сталкиваются с хазарами, государство которых на тот момент находилось на пике своего могущества.  Начинается период непрерывных арабо-хазарских войн. Успех сопутствовал попеременно как той, так и другой стороне. Пограничной зоной между противниками оставался Дербент, а ареной противостояния во многом стали албано-лезгинские земли. Арабы так и не смогли продвинуться далее Дербента. Конечно, первостепенную роль здесь сыграли хазары. Однако, и  албано-леки, как минимум несколько сот лет противившиеся принятию новой религии и всячески досаждавшие арабам, также сыграли здесь не последнюю роль.

 

4.4 Распад албанского государства и цивилизации

VIII век является переломным в истории албано-лезгинского народа. Именно в этот период происходит массовое переселение арабов в Арран, и  в район Дербента. Арабский историк ал-Балазури сообщает, что еще при халифе Османе (40-50 гг. VII в.) древний город Шамхор (Шамхуьр) был заселен арабами. После завоевания Дербента Масламой, туда было переселено 24 тысячи арабов из Сирии и других мест[19].

Подобная политика  арабских завоевателей  встречала повсеместное  сопротивление со стороны албанского народа. Но силы были не равны.  Под  натиском превосходящих сил завоевателей местное население постепенно стало перебираться в горные  районы Алупании, т.е туда, где они, в основном, живут и поныне. Одновременно продолжалось массовое переселение арабов из родных мест на территорию Алупании. Арабы вместе с уже укрепившимися здесь персами и татами сильно изменили этнический фон в междуречье Самура и Куры. Христианство перестало быть государственной религией. Всюду насаждался ислам. Арабы  бесчинствовали по всей стране.

По источникам, в эти годы территория Алупании под названием Ран была включена арабами в новую, созданную ими, административную единицу, которую они назвали — Арминией. Управлял этим образованием наместник халифа, сидевший в армянском Двине, а затем, с начала правления Абассидов, перенесший свою резиденцию в Партав, бывшую столицу Кавказской Албании[20].

Войны с Халифатом и вхождение в его состав самым пагубным образом сказались   на социально-экономическом, этно-религиозном, культурном и  внешне- и внутриполитическом развитии Кавказской Албании.  Убийства и увод в рабство массы людей стали в это время обычным явлением. Разрушение и ограбление городов и сел, захват или уничтожение сельскохозяйственного урожая, ремесленной продукции,  угон десятков и сотен тысяч голов скота  подрывали производительные силы Алупании. Особенно все это сказывалось на плоскостных и предгорных землях, приводило здесь к замедлению и регрессу хозяйственного и общественного развития.[21]

Моисей Дасхуранский в этой связи писал: «В то самое время во все стороны земли распространилось насилие народа южного (имеются ввиду арабы, в книге арабов называют также «исмаильтяне», «агари», «тачики»), жестокого и безжалостного, которое подобно пламени пожирало все великолепие и благополучие людей. Наступило время насилия… , озверелые исмаильтяне — агаряне завладели всеми благами земли, и море, и суша покорились предтечам антихриста — сыновьям погибели. Тяжкими мщениями обернулось это и на Алупанию, столицу которого Партав, тачики отняли от алупанских князей в наказание за их скверное кровосмешение. И так как первый престол своей власти утвердили они в Дамаске сирийском, так и здесь, в Алупании, в Партаве, они посадили наместника от двора (тачиков), чтобы высосать соки страны»[22]. (1, стр.163).

Тяжелейшее положение  албанского народа и государства усугублялось предательской политикой со стороны армянской церкви. Вступив в сговор с иноверными завоевателями, монофизитская армянская церковь с их помощью  сделала все, чтобы дискредитировать диофизитскую алупанскую церковную организацию в глазах арабов, представив её как враждебную, опирающуюся на чуть ли не на языческих устоях. Тем самым армянские церковные служители сполна рассчитались с албанской церковью за те разногласия и противоречия, которые существовали между ними с давних времен, еще задолго до прихода арабов.  Все это привело к существенному ослаблению позиций албанской церкви. Фактически она оказалась в подчиненном положении по отношению к армянской церкви, что способствовало падению авторитета   алупанской церкви, уничтожению  всех литературных памятников. В 704 году алупанская диофизитская церковь теряет самостоятельность. Отныне албанские католикосы  должны были рукополагаться в Армении, т.е. фактически утверждаться армянским католикосом. «С VIII столетия алупанская церковь рассматривалась как часть армянской церкви, а языком богослужения становится древнеармянский» [23]. Армянская церковь делала все, чтобы  не оставить  ничего, что могло бы напомнить об истории и культуре алупанцев, уничтожая или подминая их под себя или, вообще, выдавая их как за чисто армянские.  Все эти безобразия начались при арабах и продолжались в последующие времена уже при других завоевателях[24]. Подобные действия имеют место и в наши дни, но уже больше со стороны армянских ученых мужей.

З. Буниатов считает, что часть армян современного Арцаха является арменизированными алупанцами.[25] С.Т.Еремян также отмечает, что часть алупанцев арменизировалась[26]. А.П.Новосельцев считает, что часть алупанцев, сохранившая христианство постепенно приняли армянский язык[27]. Еще одним аргументом в пользу  сказанного являются идентичные названия селений и местностей в Арцахе, в Южном Дагестане и в Северном Азербайджане.

Арменизация лезгинского населения Арцаха случилась, по мнению И.П. Петрушевского, потому, что армянская церковь в Алупании служила еще и орудием арменизации страны[28].

Еще до XV века в монастырях Арцаха служили священники, владевшие лезгинским языком.[29]

По утверждению И.А.Орбели «в северных горных областях Албании, в настоящее время составляющих Южный Дагестан, находили себе пристанище и переселенцы, вытесняемые из более доступных и более влекущих к себе захватчиков частей страны, из таких изобиловавших благами областей, как широкая полоса между Араксом и Курой…»[30].

Аран, покинутый большинством алупанцев, населялся арабами, некоторыми персидскими племенами в VIII-IX века, а после XIII-XIV веков, т.е,  после завоевания территории исторической Алупании монголами, сюда начали переселяться туркменские племена. Они были первыми тюркскими племенами, переселившимися на территорию исторической Алупании. Не случайно, что лезгины, как автохтонный народ, тюрков называют монголами, сохраняя в исторической памяти тот факт, что они переселились на территорию исторической Алупании на «штыках монголов».

Начиная с IX века этноним «албан» постепенно начинает выходить из употребления. Алупания, как единая страна с единым алпано-лекским народом и христианской религией, больше не существует.

 

5. РЕЛИГИЯ

5.1. Язычество

До принятия христианства албаны были язычниками. По Страбону, здесь почитали «Солнце, Зевса и Луну, в особенности же Луну». Страбон описывает албанский храм божества Луны, находившийся недалеко от границ Иберии, возможно в нынешней Кахетии. В Албании храмам была отведена земля (хора), по словам Страбона, «обширная и хорошо населённая». Также в Албанию проникало влияние зороастризма, однако, по сравнению с соседней Иберией, это произошло позднее[31].

 

5.2. Христианство

Христианство в Албанию еще в I в. н. э. принес Святой Елисей (Елише), ученик апостола  Фаддея, убитого в Армении. Елисей был рукоположен первым патриархом Иерусалима, братом господним Иаковом, и, получив себе в удел восточные страны, из Иерусалима через Персию, избегая Армению, зашел в страну мазкутов — маскутов — Мушкур. В 43 году н.э. он начал свои проповеди в Чоге (Чуре) и привлек множество учеников в разных

 

Церковь в селе Киш в 5 километрах к северу от Шеки

Церковь в селе Киш в 5 километрах к северу от Шеки

 

 

Церковь в цахурском селе Кум (V-VI вв) (Кахский р-н)

Церковь в цахурском селе Кум (V-VI вв) (Кахский р-н)

 

 

местах, заставив их познать спасение. В результате в Алупании, особенно в его северных и восточных областях  — появились первые христианские общины. Это относится к началу нашей эры. Но государственной религией  христианство стало в Албании только в 313 году при  царе Басле (Урнайр).

 

Христианский храм III-IV вв. около цахурского села Мамрух (Закатальский р-н)

Христианский храм III-IV вв. около цахурского села Мамрух (Закатальский р-н)

 

 

Церковь в цахурском селе Лекит (VI в.)

Церковь в цахурском селе Лекит (VI в.)

 

 

Первичные основополагающие каноны были приняты на Алпанском (Алуэнском) соборе, который состоялся в летней резиденции алупанских князей в конце IV века.

Подсвечники, обнаруженные при археологических раскопках на территории христианского храма VI-VII вв. в Мингечауре. Музей истории Азербайджана, Баку

Подсвечники, обнаруженные в Мингечауре.
Музей истории , Баку

В 551 году под давлением иранских властей и персидского марзпана, демонстративно отказавшегося сидеть в столице Алупании Кабале и поселившийся вблизи границы Ирана — городе Партав, албанский католикос Абас переводит свою резиденцию из Чура в Партав.

Одна из трагических страниц в истории алпано-лезгинского народа связана с судьбой албанского католикоса конца VII — начала VIII веков Бакур.

 

6. ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ

6 Каменная капитель V—VI вв.[143 ]колонны христианского храма (VI—VII в.) с албанской надписью[144], найденная при раскопках в городище Судагылан, у Мингечаура(Азербайджан)[145]. Музей истории Азербайджана, Баку

6 Каменная капитель V—VI вв. колонны христианского храма (VI—VII в.) с албанской надписью,
найденная при раскопках в городище Судагылан,
у Мингечаура. Музей истории, Баку

В историографии в силу разных причин прочно утвердилось мнение о «многоязычности албан». Главным аргументом в пользу данной версии приводят  сообщение Страбона, жившего на рубеже двух эр, о том что у «албанов имелось 26 племен», говоривших на разных то ли языках, то ли диалектах. При  этом все как будто разом забывают, что все древние государства на ранних этапах своего развития представляли собой не что иное, как союз различных племен. И никто не задается вопросом, как такое разноязыкое государство просуществовало без малого 1000 лет!

З.Ямпольский считает, что перевод сочинения Страбона сделан не совсем верно: «Переводчики его текста на русский язык передали его слова как 26 языков, вместе 26 наречий. Это следует и из последующих высказываний Страбона, где он отмечает, что «ныне один царь над всеми властвует». В связи с этим К.Тревер отмечает, что «мы вправе заключить, что к середине I в. до н.э., когда римляне впервые столкнулись с албанами на их территории во время походов Лукулла, Помпея и Антония, союз племен был уже возглавлен племенем албанов и возобладающим стал их язык»[32].

Арабские источники  сообщают о том, что в X веке в округе  Бердаа (Партав), и в равнинном Утике, все ещё говорили на албанском языке[33]. В частности, Аль-Мукаддаси писал: «В Армении говорят по-армянски, а в Арране по-аррански; когда они говорят по-персидски, то их можно понимать, а их персидский язык кое в чём напоминает хурасанский».

Об этом же пишет и  Ибн Хаукаль: «Для многих групп населения в окраинах Армении и прилежащих стран существуют другие языки ,чем персидский и арабский, как армянский — для жителей Дабиля и области его, а жители Берда’а  говорят по-аррански»[34].

Армянский писатель V в. Корюн сообщает, что Месроп Маштоц, придя в 415 г. «в страну албанов, возобновил их алфавит, содействовал возрождению научных знаний и, оставив у них также наставников, вернулся в Армению»[35]. Важно обратить внимание на слово «возобновил». Выходит, что Маштоц не создал албанский алфавит, а восстановил и усовершенствовал его[36].

У Корюна же имеются и другие важные сведения относительно письменности албанов. Он указывает на переводы религиозных книг на албанский язык, иначе говоря, создание на нем литературы. Он пишет, что епископ Албании «блаженный Иеремий немедленно принялся за перевод божественных книг, с помощью которых дикомыслящие, праздно бродячие и суровые люди страны Агванк быстро узнали пророков, апостолов, унаследовали евангелие, были осведомлены до всех божественных преданиях…» [37].

С 30-х годов XIX в. ведутся поиски албанских текстов. И только через 100 с лишним лет был обнаружен албанский алфавит. Затем на рубеже 40-50 –х гг. были найдены несколько лапидарных надписей и граффити на двух подсвечниках и черепицах в Мингечуре. Сохранилась также срисованная в конце XIX века с Дербентской стены небольшая надпись.

Фактически до последнего времени в руках специалистов не было ни одной строчки письма, написанного на албанском языке, если не считать нескольких кратких мингечаурских надписей, которые никак не поддавались однозначной дешифровке по причине невозможности полной интерпретации матенадаранского алфавита.

И только 90­е годы XX века оказались, действительно, судьбоносными для албанской письменности и языка. В руках специалистов оказались сразу два важнейших источника албанской письменности. Это «Албанская книга» анонимного автора и синайские палимпсесты.

Синайские палимпсесты, точнее, кавказско­албанские тексты на албано­грузинских палимпсестах, обнаруженных в библиотеке монастыря Святой Екатерины на Синайской горе, – уникальный исторический памятник, написанный на языке кавказских албанцев. В 2008 году 248 страниц албанского текста синайских палимпсестов было опубликовано в Бельгии на английском языке (два тома с большим форматом). Авторы этого издания – четыре крупных специалиста по кавказским языкам и истории Закавказья – это немецкие лингвисты Йост Гипперт (Франкфуртский университет) и Вольфганг Шульце (Мюнхенский университет), грузинский историк, член­корреспондент Грузинской академии наук Заза Алексидзе и французский филолог и историк христианства, член Академии надписей и изящной словесности Жан­Пьер Махэ. В компетентности этих ученых с мировым именем никто не сомневается.[38]

Именно в это время была обнародована и «Албанская книга» в виде фотокопий ее 50 страниц, написанная «месроповским» алфавитом и на албанском языке. Несмотря на старания  многочисленных скептиков, голословно называвших ее фальсификацией, эта книга сопоставима и объяснима в сравнении с синайскими албанскими текстами, хотя они относятся к периодам истории Кавказской Албании, отделяющихся друг от друга на 5-6 столетий.

 

7. АЛБАНСКИЕ ЦАРИ И ЦАРСКИЕ ДИНАСТИИ

Шлем воинов Кавказской Албании из памятника Нюйди,Ахсуйский районАзербайджана. Музей истории Азербайджана

Шлем воина Кавказской Албании
из памятника Нюйди,Ахсуйский районАзербайджана.
Музей истории, Баку

Легендарным основателем албанского государства был Алуп — вождь и предводитель племенного союза. И после Алупа «первые цари Албании  являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей».

Надо отметить, что в армянских источниках имя легендарного основателя албанского государства  упоминается как Аран. Моисей Хоренский свидетельствует о том, что Арану, который, по-видимому, является легендарным предком, эпонимом албан (что, возможно, связано со среднемидийским названием «Аран», парфянским «Ардан»), «выпала в на­следство вся Албанская равнина с ее горной частью …» и что «от потомков Арана происходят племена — утии, гардманы, цавдеи и княжество Гаргарское»[39].

Неизвестный автор «Албанской книги»  имя царя Аран перечисляет вторым после легендарного Алупа. А другой албанский историк Моисей Дасхуринви (Каланкатуйский)  как будто утверждает, что Алуп и Аран — это два имени одно­го и того же человека. Он пишет, что первого царя Албании  Арана из-за его, якобы,  мягкого нрава в народе называли Алу[40].

По мнению К. В. Тревер, «первые цари Албании несомненно являлись представителями местной албанской знати из числа наиболее выдвинувшихся племенных вождей. Об этом говорят и их неармянские и неиранские имена (Оройс (Арас) , Косис, Зобер в греческой передаче)»[41].

 

Список Албанских царей

1. Алуп — младший сын легендарного Таргума — прародителя кавказских на­родов, вождь, предводитель и верховный жрец  древнелезгинских племен. Легендарный основа­тель государства Алупан.

2. Ран — еще один легендарный правитель, возможно, из племени касов (каспиев). Создал царство в междуречье Куры и Аракса. Стремился к объединению всех древнелезгинских племен под своим началом. Впервые назвал страну Алупан -Алупанией (Алупан — стра­на Алупа).

3. Царь Легов (настоящее имя  неизвестно) — правитель легов (лезгов).

4. Аштик — союзник Маннейского царя Иранзу. Во время его правления с севера на Албанию напали киммерийцы. Они разрушили кре­пость на холме Джильга, прошли через Мушкур, через область Пакул (Баку), «оттуда пошли на юг по берегу моря. Аштик приказал быстрее восстановить села, города и крепости, сожженные варва­рами. Сорок дней во всех владениях приносились жертвы богам».

5. Сур — один из ранних правителей Алупании, эпоним первой столицы Алупанского царства: Сур — Цур — Чур.

6. Тумаруш [Томирис].

7. Нушаба [Фелистрия]  (40-30 гг. IV в. до н.э.)

8. Арас [Оройз, Иррис, Ород, Урус, Руса]  (70-60 гг. I в. до н.э.) —  возможный прототип героя лезгинского героического эпоса «Шарвили».

9. Зобер [Зубер,Зубир] (последн.  четв. I в. до н.э.) —   воевал против римского полководца Канидия.

10. Вачаган   (2-я четв. I в. н.э.) —  современник Елисея, того, кто создал первую христианскую общину в г. Чуре в 43 г. н.э..

11. Аран ( 3-я  четв. I в. н.э.) —  ставленник персов, родом из Сюника (чужеземец).

12.  Какас  (70-80 гг. I в. н.э.) — ставленник персидского царя, его зять. В годы  правления Какаса на Албанию напали гиланы (аланы) и вблизи Каспийского (Дербентского) прохода впервые расположился пер­сидский гарнизон.

 

Династия фарасманидов

13. Фарасман  (98/114 — 150 гг. н.э.)  — ставленник римского императора Траяна.

14. Патика (н) (50-60 гг. II в. н. э.).

15. Вачи (2-я пол. II в. н.э.)

16. Арахи (2-я пол. II в. н.э.)

17. Шири (1-я пол. III в. н.э.).

18. Галав [Кьелав] (2-я пол. III в. н.э.).

19. Фарасман Последний  [Порсаман] в персидских источниках (80-90 гг. III в. н.э.) —  правитель  Мушкура  и всей Алупании. Последний представитель династии фарасманидов.

 

Династия мушкурцев (араншахиков)

20. Вачаган Храбрый [ Барил Вачаган] (298-302 гг. н.э.) — союзник римлян, воевал  против сасанидской Персии. После победы утвердился на албанском троне. Родом из Мушкура, основатель дина­стии мушкурцев.

21. Ваче I [Святой Ваче,  Макьас Ваче] (301-309/313 гг. н.э.) — Подготовил почву для принятия христи­анства в Алупании и поэтому осталось в памяти народа как святой Ваче.

22. Урнайр [Басла] ( 313-377 гг.)  — при нем Алупания официально приняла христианство

23. Вачаган II (378-383 гг. н.э.) — Созвал Алуенский собор в своей летней резиденции.

24. Микреван [Мегреван] (383-388 гг. н.э.).

25. Сату [Сат1у] (388-399 гг. н.э.)

26. Урнайр [Сани (другой) Урнайр] ( конец IV в. н.э.).

27. Фарим (кон. IV — нач. V вв.)

28. Сакас Мушкурский  — правил всего 1 год.

29. Асай (нач. V в. — 413 г.) — примечателен тем, что  трон его находился не в столице Кабале, а в г. Чуре.

30. Евсаген [ Аракил, Весеген, Арсваган, Саген, Сеген] (413 — 444 гг.).

31. Ваче II [Ученый Ваче, Микитис Ваче] (444 — 461 гг.)  — руково­дитель восстания против персидского ига в 459 — 461 гг.

461- 485 гг.  — Сасанидская Персия упразднила царскую власть в Алупании  и назнапчила туда своего наместника (марзпана).

32. Вачаган III [Благочестивый Вачаган, Выдающийся Вачаган] (485 — 510 гг.)  — из рода муш­курских царей, владетель Цахура.

510 — 628 гг. —  Сасаниды снова упразднили княжескую власть в Алупании. Страной снова начали управ­лять персидские марзпаны. После Вачагана III Алупанией правил марзпан по имени Пиран-Гушнасп, из рода микранидов, христиа­нин по вероисповеданию. Он был замучен в 542 году во время го­нений на христиан со стороны персов-зороастрийцев. После этих событий столица Алупа­нии по указанию персидского двора была перенесена из Кабалы (Кьвепеле) в Партав.

 

Династия микранидов

33. Варз-Григор [Гиргур] ( 628 — 643 гг. )— первый представитель династии микранидов.

34. Джаваншир [Жуваншир] (643 — 680 гг.) — сын Гиргура, выдающийся политический деятель VII века.

35. Варз-Трдат I  (680 — 699 гг.) — сын брата Жуваншира. С 699 до 704 гг. был заложником в Византии.

36. Шеру и Спраам — после задержания царя византийцами как заложника, фактически правителем становится его жена Спраам. Формально правителем считался князь Шеру.

37. Варз-Трдат  (705 — 711 гг.(?)) — в 705 году (или в 709 году) освобожден и назна­чен византийским царем Юстинианом патрик-экзархи (второй че­ловек после императора) в Алупании. У власти в этот период находился и арабский наместник.

38. Сабас [Упас, Авиз] (720 — 737 гг.) —  царь леков (лекзов).

39. Варазман — правил страной (формально) в середине VIII в.

40. Степаннос (2-я  пол. VIII в. ) — сын Варазмана, являлся формальным правителем, фактически управляли арабы.

41. Варз Тиридат II (сын Степаноса) — был убит в 821 г. князем Нерсе. Он же заколол и сына Варз Тиридата (Варз Тиридат III) в объятиях ма­тери и завладел его имуществом. Этот Варз Тиридат был из рода микранидов,которые наследовали Алупанию, передавая от отца к сыну. Он был восьмым владетелем, считая от Варз-Гиргура, перво­го князя Алупании из этого рода.

42. Сунбатан Сахли (835 — 851 гг.) — потомок Храброго Вачагана и святого Ваче, из династии мушкурцев-араншахиков. После убийства Варз Тиридата III, вместе со своими братьями собирает народное ополчение и восстанавлива­ет в Алупании власть араншахиков.

43. Хамам [ГIамим] (893 г. — нач. X в.) — сын Сунбатан Сахли. В 893 году восстановил княжескую власть в Албании. До того он был одним из организато­ров военного похода на Партав в 876 г., где обосновались арабы.

44. Шар Къирим [Санакрим — Сенекерим] (957- 1000 гг.)— после смерти арабского наместни­ка в 957 году Алупания вышла из-под гнета саларидов и Къирим был объявлен великим князем (шар) Алупании. До того он был правителем Шеки.

 

8. АЛУПАНСКИЕ КАТОЛИКОСЫ

Святой Елиша (Елисей) — 43 год н.э. (образовал первую христианскую общину в Чуре).

По вине писцов, которые переписали древние албанские рукописи, имена албанских католикосов между святым Елиша и святым Шупhалишо до нас не дошли. Что касается Григориса — ставленника армянского царя, он не был принят алупанцами и был казнен как резидент армянского царского двора.

Святой ШупЬалишо (римлянин по происхождению),

Владыка Маттэос

Владыка Саhак

Владыка Моисей

Владыка Панд

Владыка Лазар

Владыка Григор (Гиргур)

Владыка Захарий

Владыка Давид

Владыка Иоhан

Владыка Еремия

Владыка Абас (552-575 гг. н.э.)

Святой Виру — был католикосом 34 года (595 — 629 гг.)

Владыка Закарий — 15 лет

Владыка Иоhан — 25 лет

Владыка Ухтанес — 12 лет

Владыка Елизар — 6 лет (из епископии Шаки)

Святой Нерсес-Бакур — 17 лет (686- 703/4 гг.)

(из епископии Гардман)

Владыка Симэон — 1,5 года

Владыка Микаэл — 35 лет

Владыка Анастас — 4 года

Владыка Иосиф -17 лет

Владыка Давид — 4 года

Владыка Давид — 9 лет

Владыка Маттеос — 1,5 года

Владыка Моисей — 2 года

Владыка Агарон — 2 года

Владыка Соломон — 0,5 года

Владыка Теодорос — 4 года (из епи­скопии Гардман)

Владыка Соломон — 11 лет

Владыка Иоhан — 25 лет

Владыка Моисей — 0,5 года

Владыка Давут — 28 лет (из епископии Кабала)

Владыка Иовсеп — 22 года (878 — ? ГГ.)

Владыка Самуэел — 17 лет

Владыка Иунан — 8,5 лет

Владыка Симэон — 21 год

Владыка Давут — 6 лет

Владыка Саhак -18 лет

Владыка Гагик — 14 лет

Владыка Давут — 7 лет

Владыка Давут — 6 лет

Владыка Петрос — 18 лет

Владыка Моисей — 6 лет

Владыка Маркоc

Владыка Моисей

Владыка Степаннос

Владыка Иоhаннес

Владыка Саhак — (1139-? гг.) (1).

Надо отметить, что настоящие древнелезгинские имена этих исторических личностей, с редкими исключениями (например, Виру, Бакур), нам неизвестны (опять по вине переписчиков). В списке перечисляются христианские и безусловно арменизированные имена католикосов Алупании (алупано-лезгинского народа).[42]

А. Бутаев



Источник: http://lezgi-kabir.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
Категория: Албаны | Добавил: Администратор (2015-08-20) | Автор: Кавказская Албания
Просмотров: 3460 | Комментарии: 13 | Теги: Кавказская Албания | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 131 2 »
0
А.А. Акопян, М.М. Мурадян и К.Н. Юзбашян назвали «современные лезгиноязычные народности юго-восточного Дагестана и северо-восточного Азербайджана (лезгины, удины, табасаранцы, цахуры, рутульцы, агульцы, крызы, будуги и хиналугцы)» «прямыми потомками собственно албанских племен» (ссылка выше).Ф.Д. Мамедова считает, что наряду с удинами «к албанскому этносу относятся и лезгины, леги, цахуры-лпины, хыналугцы, крызы, алпаны, рутульцы, будухи» (ссылка выше).«Дело в том, что, по мнению Й. Гипперта и В. Шульце, кавказско-албанский язык с фонологической и лексической точек зрения «сохранил исконно лезгинские (более точно: восточносамурские) признаки намного лучше, чем современный удинский» (Gippert J., Schulze W. Some Remarks on the Caucasian Albanian Palimpsests //Iran and the Caucasus 11, 2007. P. 207),интернет-версия«Армянские источники V–VII вв. (Елишэ, Фавстос Бузанд, «Ашхарhацуйц» и «История 684 года» в составе «Истории Албании» Мовсэса Дасхуранци) упоминают как отмеченные албанские племена (кроме удинов), так и еще почти полтора десятка небольших этносов,в основном, несомненно, лезгиноязычных, проживавших в восточной части античной Албании. Это – ваты, гаты (гавы), глуары, hечматаки, таваспары (тапаставаны), ижмахи, пасхы, пухы (пусхы), пюкуаны (пуканаки), шилбы, хрсаны (хсруаны), хелайи, хенавы (хенуки), алутаканы и, возможно, гаргары (или гугары)...» (А.А. Акопян. К хронологии завершения этноконсолидации удинов и лезгин)Теперь «Albania Caucasica» и забытые страницы нашей истории станут достоянием широкой общественности. Особенно важно отметить, что книга представляет собой первое академическое издание, посвященное Кавказской Албании. В этом свете она будет служить одним из авторитетнейших источников объективной и неангажированной информации по данной тематике.
Ответ: Руслан Курбанов, старший научный сотрудник ИВ РАН

0
Говоря о Кавказской Албании, азербайджанские ученые практически никогда не упоминают о лезгинских народах. А некоторые дагестанские историки, касаясь народов Кавказской Албании, избегают термина «лезгинские народы», предпочитая термины «самурские народы» или «народы Южного Дагестан».Ни азербайджанские, ни дагестанские политики не скрывают истинных целей в их попытках исказить историю Кавказской Албании. Это происходит из-за опасений перед ростом влияния и консолидации сообщества лезгинских народов по обе стороны Самура.Нечистым на руку политикам и там, и там выгодно разделенное состояние лезгинского народа, сохранение его в ослабленном, разорванном виде, с постепенным забвением собственной истории и глубочайшего исторического наследия.Поскольку при таком состоянии лезгинского народа политики по обе стороны Самура могут безнаказанно расхищать не только сегодняшние природные богатства, но и фактически переиначивать и переписывать истории великого государства древности в угоду своим узко-корыстным интересам.Ученые признают наследие лезгинских народовВ публикациях первого тома «Albania Caucasica» неоднократно приводятся выводы множества  ученых из разных стран о том, что современные лезгинские народы являются прямыми потомками кавказских албан, а язык этого древнего государства является ближайшим родственником лезгинских языков.«Принципиально важный вывод, к которым пришли исследователи албанских палимпсестов в результате дешифровки текстов, заключается, в частности, в том, что «лезгинский характер» кавказско-албанского языка «находится за пределами всяких сомнений» (The Caucasian Albanian Palimpsests of Mt. Sinai. Vol. I. Р. II–65).«...наиболее авторитетные представители двух крупнейших школ албанистики, азербайджанской и армянской, до сих пор находящихся в жесткой конфронтации друг с другом по вопросу о происхождении албан, согласились не только с мнением мировой научной общественности, в том числе и исследователей кавказско-албанских палимпсестов, но и друг с другом: одни из них прямо пишут о лезгинских народах как «прямых потомках» албан (Акопян А.А., Мурадян М.М., Юзбашян К.Н. К изучению истории Кавказской Албании (по поводу книги Ф. Мамедовой «Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III до н.э. – VIII в. н.э.)») // К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении. Т. I. Ереван, 1991. С. 323.), другие ― относят их к албанскому этносу (Мамедова Ф. Кавказская Албания и албаны. Баку, 2005. С. 627).

0
Преодоление ангажированностиЭто было связано с тем, что из-за своей значимости наследие Кавказской Албании стало предметом политических, псевдоисторических спекуляций. Историки Азербайджана пишут о нем, как о тюркском государстве, населенном тюркскими племенами. А в школьных учебниках истории этого государства в разделах, посвященных истории Кавказской Албании, нет ни слова о народах лезгинской группы.Естественно, за пределами Республики Азербайджан такая интерпретация истории обречена на провал, так как мировому научному сообществу прекрасно известно, что Кавказская Албания не могла быть тюркским государством. Более того, бесспорно, что потомками племен Кавказской Албании являются народы лезгинской группы.Однако, несмотря на это, азербайджанская сторона не прекращает попыток присваивания искажения наследия Кавказской Албании. Периодически со стороны азербайджанских общественных деятелей, аффилированных с официальным Баку, звучат претензии на Дербент и историю Албании.Цель масштабных мероприятий, организованных ФЛНКА, - симпозиумов, конференций, круглых столов, - заключается в том, чтобы авторитетные ученые-историки из самых разных стран мира очистили историю Кавказской Албании от политизирования и развеяли появляющиеся псевдоисторические мифы.Таким образом, в 2013 году ФЛНКА достигла договоренности с Российской Академией наук об издании первого выпуска научно достоверной книги об истории Кавказской Албании, которая поможет читателю не впасть в заблуждение под влиянием  массы ложных статей, публикаций и книг об истории этого государства. В итоге появилось на свет замечательное издание, сборник серьезнейших научных публикаций под названием «Albania Caucasica».Отрадно, что азербайджанские авторы начинают постепенно признавать, что наследие Кавказской Албании не является напрямую тюрко-азербайджанским. Но при этом они справедливо отмечают, что народы Кавказской Албании на протяжении долгих веков оказывали сильное влияние на этногенез самого азербайджанского народа.Сохранить наследие лезгинских народовПроблема также состоит и в том, что на протяжении 70 лет советской эпохи и за 25 лет новейшей истории, азербайджанские историки не хотели признавать тот факт, что удины, табасараны, рутульцы, цахуры, лезгины, агулы, крызы имеют очень близкую степень культурно-языкового родства и выделены в общую языковую группу.

0
Ответ попыткам фальсификации и политизации историиВот что пишут в предисловии создатели этого уникального издания:«…Составители сборника приложили максимум усилий для того, чтобы избежать политизации научных проблем, относящихся к истории Кавказской Албании, и потому пригласили все заинтересованные стороны к открытому научному диалогу.Мы исходим из аксиомы, что политика не должна диктовать исторической науке свои оценки и пожелания, какими бы благими целями она не прикрывалась, хотя и понимаем, что эта задача порой трудна и не всегда выполнима по ряду объективных и субъективных причин.Но это единственный путь, по которому надо двигаться в научном поиске…»Действительно, сложно не согласиться с этими утверждениями, - с каждым годом мы наблюдаем все большую политизацию и идеологизацию исторической науки. Целью проекта, прежде всего, является установление исторических реалий.Что это было за государство - Кавказская Албания, какие народы были вовлечены в его орбиту, какую роль оно сыграло в становлении государств Закавказья и современных государств данного региона, в том числе Южной России.Особенно интересна роль Кавказской Албании в период принятия христианства и в период принятия ислама. Потому что это две современные религии, которые на территории Российской Федерации впервые закрепились именно на землях Кавказской Албании. Актуален вопрос о южной границе Российской Федерации... Попытка ученых поговорить, обсудить, прийти к общему мнению в этих вопросах во многом снижает остроту политических дискуссий и спекуляций.При этом составителям сборника удалось собрать под одной обложкой труды ученых из многих стран. В том числе из Азербайджана и Армении. До сего момента азербайджанские авторы избегали участия в прямых дискуссиях по историческому наследию Кавказской Албании.

0
Дефицит научных трудов по АлбанииЧто касается презентации первого тома уникального научного сборника «Albania Caucasica», изданного накануне Институтом востоковедения РАН при финансовой поддержке ФЛНКА, то она имела к данной Конференции самое непосредственное отношение.Долгое время в научной и общественной среде чувствовалась необходимость в сборе всего этого массива ценной информации по истории Кавказской Албании, чтобы представить широкому кругу читателей новейшие наработки научных исследований в области албанистики. С этой целью была создана единственная в своем роде книга «Albania Caucasica», первый том которой и был презентован на минувшей конференции. «Albania Caucasica» включает в себя избранные материалы, которые были представлены и апробированы на международных форумах «Кавказская Албания и этнокультурное наследие» (Ереван, 2007г.), «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность» (Москва, 2008 г.) и «Место и роль Кавказской Албании в истории Азербайджана и Кавказа» (Баку, 2011 г.).Содержание сборникаПомимо материалов, представленных на перечисленных конференциях, авторы  включили в книгу статьи, написанные специально для этого сборника. В работах авторов из Азербайджана, Армении, Грузии, России и Франции затрагиваются важнейшие аспекты политической и этнической истории Кавказской Албании, проблемы ее письменности, религии и культуры.Форзац книги украшает «Карта Колхиды, Иберии, Албании и сопредельных стран» французского картографа XVIII в. Анри Лиебо. А на титуле книги вверху размещен оттиск печати албанского царя Асвагена, этот же символ украшает и герб ФЛНКА.Авторами-составителями книги являются учёный, историк и исламовед, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов и доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Муртазали Гаджиев.Оба ученых широко известны своими научными статьями и публикациями по истории Кавказской Албании. В своих трудах они затрагивали разные аспекты истории и историографии древнего государства, неизменно вызывавшие большой интерес как в научных кругах, так и среди любителей истории. В этом ключе им действительно есть что представить вниманию общественности в своей новой книге.Усилиями ФЛНКА в 2008 году в Москве был проведен Международный научный симпозиум «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность». Мероприятие было примечательно тем, что это был первый научный симпозиум, посвященный истории Кавказской Албании. До того албанистика не удостаивалась сколь бы то ни было заметного внимания даже в российском научном кругу, поэтому значение этого научного форума, проведенного силами Лезгинской автономии, очень велико, это было поистине эпохальное событие.А между тем, Кавказская Албания - это одно из самых первых государств, появившихся на территориях, ныне входящих в состав Российской Федерации, и первое, принявшее христианство. Значение Кавказской Албании для лезгинских народов и всей России трудно переоценить, историческое наследие этого относительно малоизученного государства является общим достоянием всех лезгинских народов.

0
Поистине революционное достижение ФЛНКА было презентовано на недавней Международной научной конференции «Дербент-2000: Перекресток цивилизаций», которая состоялась 10 июня в московском Президент-отеле.Речь идет о презентации первого тома уникального научного сборника «Albania Caucasica», или «Кавказская Албания», который был издан накануне Институтом востоковедения РАН при финансовой поддержке ФЛНКА.Суть конференцииЧто касается Международной конференции, то это масштабное мероприятие было организовано под эгидой ЮНЕСКО Федеральной лезгинской национально-культурной автономией, Институтом Востоковедения РАН и Министерством культуры Республики Дагестан. Конференция была приурочена к 2000-летнему юбилею города Дербента.Напомним, это не первая научная конференция, посвященная истории Кавказской Албании и албанистике в целом. Но все же, масштабные научные форумы, посвященные данной тематике, достаточно редки.Каждый из них имеет важнейшее значение, потому что именно на  них историки могут представить вниманию общественности свои новые труды, раскрывающие белые пятна истории древнего государства и населяющих его народов, а также обобщить предыдущие материалы.Среди участников конференции были парламентарии федерального уровня, представители иностранных посольств, общественных организаций, научные деятели, историки, академики, известные общественные деятели.

0
Выше, как было указано, мы уяснили, что первая часть названия Албания – АЛ, (могло звучать и Ьал, и Хьал, и Эл, армянские историографы не могли воспроизвести на письме эти звуки, так как их не было в армянском алфавите) означало «владеть» «повелевать», «владения» и т.д. Производные одного и того же корня, что в конечном счете соответствует тюркскому корню слова Дагестан – «СТАН». Вторая часть слова Албания, следуя логике, должно быть связано со словом гора. Но этого слова нет в крупных этносах современного Дагестана, как нет и в соседних языках. Но если этого слова нет в современных языках, то это не означает, что его не могло быть в древнее время. К примеру, на языке самого крупного на Юге Дагестана этноса лезгинов слово гора звучит как «даглар», в множественном числе «дагларар». Нетрудно догадаться что это слово, заимствованное из тюркского языка. С той разницей, что в тюркском языке гора звучит как «даг», а во множественном числе как «даглар». Возникает вопрос. Как же звучало это слово«гора» по-лезгински до появления на Кавказе тюркских племен? Ответа пока, увы, нет. В некоторых малочисленных народностях Южного Дагестана, правда, есть свой аналог слова «даг» - «сыв», «сув», «сувар». В современном рутульском языке слово «гора» звучит как и у соседей - «сыв», но и до сих пор наряду с этим словом употребляется и слово «бан» - гора. И если связать между собой два слова Ал – владетели, владения, и Бан – гора, мы получим слово «страна гор», более известное сегодня как Дагестан. Этим и объясняется столь странное исчезновение в конце первого тысячелетия (в 5-9 веках) территориального объединения, государства Албания (страны гор) в связи с массовым заселением земель, принадлежавших Албании, тюрками-огузами, что, как следствие, вело к тюркизации этого региона, и появлением, как бы из ниоткуда, территориального образования Дагестан, что по сути переводится также как и Албания - «страна гор». (Может быть, это всего лишь совпадение. В рутульском языке и сегодня слово «ал» означает: на, наверху, верх и т.д. И если перевести с рутульского на русский словосочетание ал бана, мы получим словосочетание - «на горе».) И последний абзац. А причем же здесь «гора языков»? Ведь Древнюю Албанию кроме того, что называли «Страной гор», называли еще и «горой языков». К Дагестану выражение «гора языков» имеет отношение лишь образное. Ну, а если Дагестан и вправду является «правопреемником» Древней Албании, то и ответ надо искать там же, в языках потомков древних албанцев. Если мы уже выяснили, что слово «бан» - это гора, то следуя логике что-то общее должно быть с первой частью названия албан, то есть с частью «ал» или «эл». «Ал»-«бан» - страна гор. Слово «язык» у рутульцев, как и у всех лезгиноязычных народов, звучит как «чъел». Игра слов. Схожие по звучании слова «эл» и «чъел». В первом случае это Элбан – страна гор, во втором случае это чъелбан (точнее чъил(ды) бан) –гора языков. Лезгинский вариант «чъаларин бан». Окончание «ды» в рутульском языке и «арин» в лезгинском языке могло только подразумеваться, но в произношении звучать могло как « чъалбан». Когда-то кочевые племена тюрков огузов завоевав Древнюю Албанию стерли из памяти ее обитателей исконное название этой страны. Албания (страна гор) стала Дагестаном что по сути означает одно и то же, но на тюркском языке. Сегодня потомки тех самых тюркоязычных народов (азербайджанцы) хотят отнять у нас, у аборигенов Древней Албании, и нашу Родину, выдавая себя потомками наших предков, (в основном народностей лезгиноязычной группы) древних албанцев.

Автор: Фазил Дашлай 2011 г.

0
Ведь, как известно, Моисей Хоренский сообщал: "… Месроп при помощи их (албанов) создал письмена гаргарского, говора, богатого гортанными звуками". Изобилием гортанных и горловых звуков и сегодня могут «похвастаться» коренные народности Дагестана. В том числе и национальности лезгинской языковой подгруппы: лезгины, табасаранцы, агульцы, рутульцы и т. д. Но вначале определимся, кто такие гаргары? О том, что народности Южного Дагестана, в частности лезгиноязычные, являются прямыми потомками Древней Албании ведется много споров. Но вот что пишется в википедии: «…население Кавказской Албании — албаны (не путать с балканскими албанцами и представителями казахского рода албан) — изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гелы, леги (лезгины), утии (удины), гаргары (рутульцы), чилби, сильвы, лпины. Многочисленные племена албанского племенного союза населяли территории между Иверией и Каспийским морем, от Кавказского хребта до реки Кура, хотя территория проживания албаноязычных племен распространялась и южнее, к Араксу. Албаноязычные племена — гелы, леги, чилби, сильвы, лпины, цоды — населяли предгорья Большого Кавказа и юг современногоДагестана. Утии жили на побережье Каспия и в провинции Утик. Как видно из этого отрывка, под племенами гаргаров подразумеваются рутульцы. Конечно, это вызовет массу споров. Тем более, на место потомков древних гаргаров претендуют многие народности. Например, ингуши считают себя также потомками гаргаров. В качестве доказательства приводя самоназвание ингушей – «галгай». Но пока оставим в стороне этот спор. Об этом расскажем более подробно в другой работе. Исследователями Древней Албании мало изучены народности предполагаемых потомков этой древней страны, народностей лезгинской подгруппы. По сути, в качестве народности для изучения из всей группы лезгиноязычных народов выбраны только удины. Но на сегодня вряд ли можно говорить о том, что удины сохранили свой древний язык. Сильному влиянию других языков, более всего тюркскому, простите, азербайджанскому, подверглись также лезгинский и цахурский языки. Рутульцы, которые не имели такого тесного соседства ни с армянами, ни с азербайджанцами, ни с грузинами, сохранили в своем языке многие древние слова, которые могли иметь непосредственное отношение к Древней Албании. И вот при помощи данного языка лезгинской подгруппы попробуем разгадать извечную загадку. Для начала разберемся с первой частью слова Албан. Что могло означать слово Ал, или Эл? Вот что пишется в теонимических словарях. «[О КОРНЕ ЭЛЬ-АЛЬ: Эль, аль, оль — «божество», «бог», «владение». Корень этот чрезвычайно древен и присутствует во всех окрестных языковых семьях. В семитских языках слово эль, иль, аль — значит «бог» (эло’им — «боги»), «владыка». Аля, Эля — «богиня». В тюркских — это слово (эль, иль) означает максимальное владение, полное владение, империю, весь мир, божество. В индоевропейских языках оно тоже значит «бог». До позднего времени Ирий (рай) в греческом обозначался словом «элисий» (божественный), в латинском — «элизиум». Отсюда имя Елисей и «Елисейские поля», означающие рай, элисий. Сарматское мужское имя Ильяс (иль-ас) — «владетель асов», или «владыка ас». Имена: Ал — Алин (Алина); Оля, Ольга, Олег. Цвет алый («божественный»).» Вывод: слово «ал» или «эл», а может, это слово звучало и как «ьал», по сути на древних кавказских языках ( и не только) означало –«власть», владеть», «владение». (К примеру, слово, а ныне имя элдар, а во многих языках и «алдар» означало – обладающий властью. Первая часть «ал» или «эл» - власть, вторая часть «дар» - обладать. Слова с окончанием слова "дар" – каламдар (писарь)– калам –перо, дар – обладать, хьукумдар(законодатель) – хьукум (закон), дар – обладатель, хьылымдар ( ученый, мудрец) – хьылым (мудрость) дар – обладать и т.д.). Отголоски того, что слово Ал (алан, ьалан) воспринималось как власть, сохранились и в народных сказках, эпосах. Например, в сказках многих народностей Дагестана и до сих пор можно услышать такое: «.. и тогда падишах издал Ьалан…», то есть повелел, изъявил свою волю. С первой частью слово албан, с со словом «ал», мы уже разобрались. Что же могло обозначать слово бан? Возвращаясь к древним римлянам и грекам - так откуда же им стало известно, что на территории древней Албании позже появится территориальное объединение, которое в обиходе будет называться «страной гор»? Только лишь в том случае, что и тогда она называлась также.

0
До принятия ислама в аулах Дагестана все дела решались по адатам, но с появлением магометанской религии с адатами стал соперничать шариат, т. е. правовая система, основанная на Коране и отвечающая интересам централизованного государства. 722 г. – поход арабского полководца Джарраха ибн Абдаллаха на Дагестан и Хазарию. 726 г. – хазары напали на Дагестан и Албанию…» (Материал взят из книги З. З. Ильясова "Дагестан: цифры и факты"). Совершенно непонятно, откуда изначально взялся термин Дагестан? И почему вдруг «…457 г. – выступление одиннадцати дагестанских отрядов во главе с царём Албании Ваче 2 против Сасанидов.»? Откуда они взялись, эти дагестанские отряды? Ведь не было в описываемое время объединенного государственного образования под названием Дагестан. Ни у древнеримских и древнегреческих историков, ни у армянских историков и у арабских историков тоже мы не встречаем, что среди областей, провинций, гаваров Древней Албании была область под названием Дагестан. Если честно, то как объединенная республика, государственное образование, Дагестан появился лишь в двадцатых годах 20 века, и то на условиях автономии. Конечно, исторические процессы на этой территории происходили, но в таком случае писали бы с оговоркой «на территории современного Дагестана». Так нет же. Во всех документах, которые относятся к средневековью, читаем – Дагестан. Немаловажное сообщение из википедии: «С массовым переселени¬ем тюрок-огузов (начиная с XI в.) происходит тюркизация региона. Албанский этнос исчезает окончательно, память об Албании остается только в географическом названии «Арран» и в армянском «Албанском» (Агванском) католикосате.» Именно с этого времени исчезает в истории название Албания. Можно смело предположить, что название Древней Албании, которую армяне называли Агванией, Алуанк, арабы – Арраном, тюрки-огузы перевели на свой язык – Дагестан – Даг –гора, стан – страна. Конечно, можно возразить, а какое это имеет отношение, и какие на этот счет доказательства? Но вот вопрос, почему же римляне и греки, вовсе незнакомые с тюрками, называют Албанию также «страна гор»? А еще интереснее, почему же Дагестан, так же как и древнюю Албанию, называют еще «горой языков»? Кажется, ответ прост: в Древней Албании, как и в Дагестане, было много разноязычных племен и народностей. Но позвольте, таких стран, где говорят на многих языках много, в том числе и те, территория которых гористая. Но ни одно такое государство, кроме Дагестана, да и Древней Албании, никто не ассоциирует с горой языков. Многие исследователи считают, что этноним албан надо искать в языках автохтонных народностей Кавказа.

0
Однако ни одна из этих версий не может ответить на вопрос: почему же «…Согласно академику Н. Я. Марру, греко-римские авторы под словом «Албания» понимали одновременно и «страну гор» и «гору языков». Историк К. В. Тревер подтверждает, что Албания это «горная страна». Иван Шопен возводил топоним «Албания» к Дагестану.» ? Разумеется, при упоминании версий К.В. Тревера, Н. Я. Мара и И. Шопена тут же в голову приходит ассоциация со словом Дагестан. Ведь так говорят о Дагестане. Но какая связь между Древней Албанией и Дагестаном? Кстати о Дагестане. Вплоть до присоединения (завоевания) Россией территории, входящие в состав современного Дагестана, не были единым государством. Так почему же на протяжении стольких веков вся горная часть (если можно так выразиться, классический Дагестан, то есть без северных районов: Кизлярский, Тарумовский и Какраногайский районы), во всех документах называлась Дагестаном? Да и сама история Дагестана во всех учебниках, в том числе в «Истории Дагестана», начинается как-то странно. До 7-9 веков эти земли назывались Албанией, а затем с окончательным ее распадом неожиданно стали Дагестаном. Может быть, в составе Албании была провинция, или область Дагестан? Так нет же. Ни в одном древнеармянском источнике о Дагестане нету ни слова… Давайте заглянем в «Историю Дагестана» … «…Начало 5 в. – составление Албанского алфавита. 457 г. – выступление одиннадцати дагестанских отрядов во главе с царём Албании Ваче 2 против Сасанидов. Конец 5 в. – распространение христианства и письменности в Албании. 4-5 вв. – под ударами римских легионеров и тюркоязычных варварских племён гуннов Кавказская Албания распалась. 5 в. – на обломках Кавказской Албании образовалось новое государство Серир, ядром которого были аварцы. На равных правах в него также входили лакцы, даргинцы, лезгины и народы Чечни и Ингушетии. 60-70-е гг. 6 в. – завершение строительства Дербентского оборонительного комплекса. Начало 7 в. – возникновение Хазарского каганата со столицей Семендер. 639 г. – арабские войска совершили первое вторжение в Албанию. 642 г. – арабы завоевали Ширван и впервые захватили Дербент, которым в это время правил Шахрияр. Он согласился выплачивать арабам дань. 642 г. – первое появление арабов в Дагестане.

1-10 11-13
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]