Удины
Udi woman.jpg
Удинка в творчестве этнографа Макса Тильке
Самоназвание

удиути

Численность и ареал

Всего: 10 000
Flag of Russia.svg Россия:
3 721 (перепись 2002 г.)
4 267 (перепись 2010 г.).

Flag of Azerbaijan.svg Азербайджан:
6 125 (перепись 1989 г.)
3 800 (перепись 2009 г.)

Flag of Ukraine.svg Украина:
592 (перепись 2001)
Flag of Kazakhstan.svg Казахстан:
247 (перепись 2009)

Flag of Georgia.svg Грузия:
203 (перепись 2002)
Flag of Armenia.svg Армения:
200

Язык

удинский

Религия

христианство (православие,Армянская апостольская церковь)

Входит в

лезгинская группа

Родственные народы

лезгиныарчинцыбудухи,крызыагулырутульцы,табасараныхиналугцы,цахуры

Происхождение

кавказские албаны

Удины (самоназвание удиути) — один из древнейших народов ВосточногоКавказа. Историческое место проживания — территория современногоАзербайджана. В настоящее время живут также в РоссииГрузииАрмении,КазахстанеУкраине и во многих других странах. Общая численность — около 10 000 человек. Удины являются прямыми потомками кавказских албан.

Удины говорят на удинском языке. Распространены также азербайджанский,русскийгрузинский и частично армянский языки. Вероисповедание —христианство.

Удины, как и другие народности лезгинской группы, как по языку, так и вэтнокультурном отношении близки другим народам Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения – Кавказской Албанию, и были известны под общим именем «леков», «албанцев

Диалекты

Удинский язык имеет два диалекта: ниджский и варташенский (варташенско-октемберянский). Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние. Существует версия, что эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовавшими разным группам удин из Таузского районасела Кырзан и Нагорный Карабах, с. Сейсулла, Гасанкала), переселившихся в Нидж и Огуз. В составе варташенского диалекта выде­ляются 2 говора — собственно варташенский и октомберийский.

Древняя письменность

Основная статья: Агванское письмо

Первоначально языком письменности и богослужения в Албании являлся армянский. Созданный в V веке Месропом Маштоцем албанский алфавит представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский языкбыли переведены важнейшие библейские тексты, на нём велась церковная служба. Однако впоследствии в силу исторических причин албанская письменность перестала использоваться и постепенно исчезла.

История

Кавказская Албания в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.Впервые об удинах упоминает Геродот в своей знаменитой «Истории» (V в.до н. э.). Описывая Марафонскую битву (греко-персидская война, 490 г .до н. э.), автор указывал, что в составе XIV сатрапии персидской армии воевали и солдаты утиев. Об удинах упоминается в «Географии» древнегреческого писателя Страбона (I в.до н. э.) при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Этнический термин «уди» впервые упомянут в «Естественной истории» римского автора Плиния (I в. до н. э.). Некоторые сведения об удинах имеются у Гая Плиния Секунда (I в.), Клавдия Птолемея(II в.), Азиния Квадрата и многих других античных авторов. Начиная с V века н. э. об удинах часто упоминают армянские источники, среди которых более обширные сведения имеются в «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каганкатваци. Удины были одним из племен создателей Кавказской Албании и являлись одним из главенствующих албанских племен. Не случайно обе столицы, Кабала и Барда (Партав), находились на землях исторического проживания удин. В прошлом удины были расселены на достаточно обширных территориях., от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, по левобережью и правобережью Куры. Одна из областей Кавказской Албании одноимённо называлась Ути.

После завоевания арабами Кавказской Албании территория проживания и численность удин постепенно сокращается. Западные удины покинули несколько сёл на границе Нагорного Карабаха и Утика и поселились в селе Нидж. Согласно мнению известного лингвиста и исследователя удинского языка В. Шульце, это было сделано начавшегося заселения региона армянами.

Однако известно, что наряду с удинами, из Нагорного Карабаха и Утика в Нидж и близлежащие села так же переселяются большое число армян.

И в XIX веке часть удин, принимая армяно-григорианскую веру и будучи двуязычна (то есть владея и армянским языком), со временем переходила на армянский язык и осознавала себя армянами. Ещё в недавнем прошлом удины жили в селахМирзабейлиСолтан Нуха, Джоурлу, МыхлыкувахБаян, Варданлы, Кирзан, Малых, Енгикенд и др., однако ныне они ассимилировались с азербайджанцами.

Согласно переписи 1897 года в Закавказье проживало около 7000 удин, а уже по переписи 1926 г. в — 2500, что стало результатом ассимиляции удин.

В 1959 году в Закавказье проживало 3200 удин

Современное положение

В настоящее время единственным местом компактного проживания удин являются село Нидж в Азербайджане и село Зинобиани(переселенцы из Варташена в 1922 году) в Грузии. До Карабахского конфликта компактным местом проживания удин в Азербайджане являлось также и село Варташен, но большинство удин Варташена вынужденно было покинуть Азербайджан в 1989 году. В 1991 году Варташен был переименован в Огуз и по переписи 2009 года в Огузском районе осталось 74 удина.

Религия

Начиная с эпохи христинизации Албании, удины принадлежали Албанской церкви, которая была в каноническом единстве сАрмянской апостольской церковью и предстоятель Албанской церкви назначался армянским католикосом. Как и ААЦ, Албанская церковь не признала Халкидонского собора, исповедуя дохалкидонское (миафизитское) богословие.

В конце VI века Албанская церковь, в связи с порабощением Армении византийцами, провозгласила автокефалию. Первым независимым католикосом Албанской церкви стал Аббас. При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось, почему Албанская церковь была в семье нехалкидонских Древних восточных церквей.

В 704705 гг., после неудачной попытки албанского католикоса Нерсеса Бакура перейти в халкидонитство, национально-церковным собором Албанской церкви было решено вернуться под начало Армянской церкви, и с тех пор Албанская церковь вошла в состав Армянской как автономный католикосат, а албанский католикос всегда поставлялся армянским католикосом.

Из всех христианских албанских племен, прежнюю этническую самоидентификацию сохранили только удины, по-прежнему вместе с армянами составляя единую паству Албанского католикосата]]. Армянский язык был языком богослужения и письменным языком удин]].

С XI века., в период относительного политического могущества Грузии, среди удин начинается активный прозелитизм со стороны Грузинской православной церкви, в результате чего некоторая часть удин перешла в ГПЦ, соответственно приняв греческую форму Православия.

С вхождением территорий бывшей Кавказской Албании в состав Российской империи, автономный Албанский католикосат Армянской церкви (с престолом в исторически армянонаселенном Нагорном Карабахе, в монастыре Гандзасар) просуществовал до конца XIX в. и по требованию имперских властей был преобразован в митрополию ААЦ. Все приходы Албанского католикосата, в том числе и удинские были подчинены Арцахской и Албанской епархиям ААЦ.

Сегодня удины, проживающие на канонической территории Армянской церкви (в Армении и Нагорном Карабахе), являются верующими ААЦ. Удины Азербайджана, где по политическим причинам невозможна деятельность Армянской церкви, перешли под начало Русской православной церкви, имеющей в Азербайджане свою епархию.

После принятия христианства удины, как и другие христианские народы, сохранили некоторые свои прежние ритуалы, обычаи и традиции и сочетали их с новой религией. Например, сохранился обычай держать в домашнем очаге негасимый огонь, что говорит о пережитках зороастризма. Свои молитвы удины-христиане нередко обращают к Луне.