Лезги́ны (самоназвание: Лезги мн. числ.- лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и сопредельных районах Азербайджана. В Дагестане лезгины населяют АхтынскийДербентскийДокузпаринскийКурахский,МагарамкентскийСулейман-СтальскийХивский муниципальные районы, также проживают в РутульскомТарумовскомКизлярскомХасавюртовском муниципальных районах. Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2010 года, составляла 474 тыс. человек, а в Азербайджане, согласно данным переписи 2009 года, 180 тыс.

В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском,КубинскомХачмасскомКабалинскомИсмаиллинском,Ахсуйском, ОгузскомШекинском,Кахском районах и во всех крупных городах. Лезгины — второй по численности народ Азербайджана.

Лезгины проживают также в КазахстанеКиргизииТурции и других государствах. Говорят на лезгинском языке, который относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи кавказских языков.

Лезгины являются самым крупным из Лекских народов Кавказской Албании, к которым также относятся табасаранырутульцыагулыцахурыудиныарчинцыкрызы,будухихиналугцы.

Лезгины, как и другие народности группы Кавказской Албании, как по языку, так и в этнокультурном отношении близки другим народам Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения Кавказская Албания и были известны под общим именем еков и албанцев.

В дореволюционной литературе лезгинами нередко ошибочно называли всё горское население Дагестана.

Лезгины
Самоназвание

лезги, лезгияр

Численность и ареал

Всего: около 780-800 тыс 
Flag of Russia.svg Россия: 473 722 или 476 228 (перепись 2010)

Язык

Лезгинский

Религия

Ислам, большинство суннитского толка (шафиитский мазхаб меньшинство ханафитский мазхаб) меньше шиитского толка (джафаритский мазхаб)

Расовый тип

Европеоидная раса
кавкасионский тип

Входит в состав группы 

Лекских народов Кавказской Албании

Родственные народы

Агулыарчинцыбудухикрызы,рутульцытабасараныудины,цахуры и хиналугцы

Происхождение

Кавказские албаны

Антропологический тип

Антропологически современные лезгины относятся к кавкасионскому типу

  • Для кавкасионов-лезгин характерны сравнительная удлинённость лица, более выраженная пигментация, развитый третичный волосяной покров.
  • Рост высокий.
  • Цвет волос: Чёрные (53,49 %), тёмно-русые (30,23 %), светло русые (16,28 %)
  • Характерны тёмные, светлые и смешанные цвета глаз. Несравненно чаще, чем глаза светлых цветов, встречаются переходные (35 %), средние цвета, указывающие на смешанность типа. Такие глаза нередко дают впечатление зелёного цвета.
  • Брахикефалия (черепной указатель — 84-85)
  • Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные.
  • Нос длинный, широкий. Профиль прямой и реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально, иногда приподнят или загнут вниз.
  • Подбородок острый, прямой, часто выступающий.
  • Выпуклый затылок.

Этноним

      Картина художника Сейфедина Сейфединова «Лезгины»
          Лезгины. Офорт Л. Е. Дмитриева-Кавказского. 1873 год  
 
Картина известного русского художника Василия Верещагина«Лезгинка», который после посещения Южного Дагестана и Елизаветпольской губернии написал эту картину, наблюдая за обычаями и традициями лезгин. (1867 г.)

Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Античные авторы называют лезгин именем «леки», армянский историк Мовсес Хоренаци назвал «лезк» от арм.լեզք-«народ» грузинские «лекос»,арабские — «лакз».

Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в., но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам». В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев). Начиная с конца XIX — начала XX в. термин «лезгины» стал употребляться в основном применительно к нынешнему народу. После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под ошибочным названием кюринцы. О том, что уже в 1860-х годах термин лезгин начал использоваться в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, П. К. Услар пишет:

« «...существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом. Это название есть столь знакомое нам: лезги (ед.), лезгияр (мн.). Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов. Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки». »
« «Ни язык в целости своей не называется кюринским, ни жители, на нем говорящие, не носят общего названия кюринцев. Во всяком случае, общее название необходимо. Мы принимаем условно, для языка название кюринского, а для жителей название - кюринцы». »

Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года: «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Лезгины, в более правильном смысле слова, — лезгинская (кюринская) группа дагестанских народов, к котором относятся лезги (лезгины, или кюринцы, в узком смысле слова).»

М. М. Ихилов в частности писал:

« «Лезгинский язык относится к восточно-горской ветви иберийско-кавказских языков. По территориальному и языковому принципу лезгины разделились на три группы: кюринскую («кюревияр»), ахтынскую («ахцегьар») в Дагестане и кубинскую («кубавияр»). В Азербайджане представители кюринского диалекта экономически наиболее развиты и многочисленны, вследствие чего термин «кюринцы» в прошлом применялся иногда для обозначения всей лезгинской народности, тогда как кюринцы были только ее частью, занимавешй левобережье Самура и бассейны рек Курахчай и Гюлгери- чай..» »
« «Леки – это, несомненно, нынешние лезгины, с глубокой древности живущие на территории занимаемой ими в настоящее время. Частое употребление в Грузии терминов «лек», «лекеби», а в Азербайджане – «лезгиляр» послужило причиной того, что под лезгинами стали подразумевать всех жителей горного Дагестана. Между тем с термином «лезгин» надо увязать, собственно, самих лезгин и народности близкой к ним языковой группы »
« «Характерно и то, что Лекские народы Кавказской Албании испокон веков известны под именем лезгин, в то время, как другие народы Дагестана в разные времена выявили себя под различными названиями. Аваро-андо-дидойские народности раньше были известны под названием магIарул-магIарулал – горцы (магIар – гора). Кумыки и ныне называют всех горцев за исключением лезгин – «тавлулар» - «горцы» - гора. Интересно, что под термином «тавлу» многие годы бытовали и горцы Северного Дагестана и другие северо-кавказские народы. В частности еще в X в. известен этноним кабардинцев «таули». Отсюда можно заключить, что термин «лек», «леки» как «магIарул», «тавлу» означают понятие «горец», «горцы», однако термины «лек» и «леки» распространены были для обозначения собственно лезгин и лекской группы народностей
 
Кавказская Албания (зеленым) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Сэмюэля Батлера, XIX век

Согласно источникам, начиная с первой половины XIII в.,область, населённая народами лекской языковой группы нахско-дагестанской языковой семьи, известна под названием Лезгистан. В источниках этого периода правители гор именовались «эмирами Лезгистана».

В начале XVIII века в Восточном Закавказье начинаются антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана и Азербайджана. Под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721—1728 гг.) на обширной территории Ширвана создаётся лезгинское государство-ханство со столицей в Шемахе, которое было признано Россией и Османской империей.

В первой половине XVIII века на некоторое время Персия сумела восстановить свою власть на всём пространстве Восточного Закавказья. После смерти Надир-шаха, созданное им государство распадается на ряд мелких ханств. В XVI—XVII веках образовались союзы сельских общин, «вольные общества» лезгин (Ахты-параКурах-дереАлты-параДокуз-параТагирджал). Лезгины-кубинцы входили в Кубинское ханство, кюринские лезгины были в составе Курахского союза, позже Кюринского ханства, лезгины-самурцы образовали «самурские вольные общества» Ахты-пара, Докуз-пара и Алты-пара. В 1812 году лезгины-кюринцы вошли в состав образованного в Южном Дагестане под российским протекторатом Кюринского ханства, преобразованного в 1864 году в Кюринский округ. Лезгины-самурцы в 1839 году включены в состав Самурского округа. Основная часть лезгин-кубинцев вошла в Кубинский уезд Бакинской губернии.

В 1930 году шейхом Магомед Эфенди Штульским было организовано восстание против советской власти, которое было подавлено через несколько месяцев. В XX веке предпринимались попытки создания республики Лезгистан (независимой, либо как автономия).

Литература

Основная статья: Лезгинская литература Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале XX века начинает своё творчество поэт-ашуг Сулейман Стальский, прозванный М. Горьким «Гомэром XX века». Поэт своим творчеством поднял фольклор до уровня литературы, обогатив её жизнеспособными традиционными формами.

Традиционная одежда

Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в х