Лезги́ны (самоназвание: Лезги мн. числ.- лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и сопредельных районах Азербайджана. В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Дербентский, Докузпаринский, Курахский,Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Хивский муниципальные районы, также проживают в Рутульском, Тарумовском, Кизлярском, Хасавюртовском муниципальных районах. Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2010 года, составляла 474 тыс. человек, а в Азербайджане, согласно данным переписи 2009 года, 180 тыс.
В Азербайджане лезгинское население в основном сосредоточено в Кусарском,Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском,Ахсуйском, Огузском, Шекинском,Кахском районах и во всех крупных городах. Лезгины — второй по численности народ Азербайджана.
Лезгины проживают также в Казахстане, Киргизии, Турции и других государствах. Говорят на лезгинском языке, который относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи кавказских языков.
Лезгины являются самым крупным из Лекских народов Кавказской Албании, к которым также относятся табасараны, рутульцы, агулы, цахуры, удины, арчинцы, крызы,будухи, хиналугцы.
Лезгины, как и другие народности группы Кавказской Албании, как по языку, так и в этнокультурном отношении близки другим народам Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения Кавказская Албания и были известны под общим именем еков и албанцев.
В дореволюционной литературе лезгинами нередко ошибочно называли всё горское население Дагестана.
Самоназвание |
лезги, лезгияр |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: около 780-800 тыс
|
|
Язык | |
Религия |
Ислам, большинство суннитского толка (шафиитский мазхаб меньшинство ханафитский мазхаб) меньше шиитского толка (джафаритский мазхаб) |
Расовый тип | |
Входит в состав группы |
Лекских народов Кавказской Албании |
Родственные народы |
Агулы, арчинцы, будухи, крызы,рутульцы, табасараны, удины,цахуры и хиналугцы |
Происхождение |
Антропологический тип
Антропологически современные лезгины относятся к кавкасионскому типу
- Для кавкасионов-лезгин характерны сравнительная удлинённость лица, более выраженная пигментация, развитый третичный волосяной покров.
- Рост высокий.
- Цвет волос: Чёрные (53,49 %), тёмно-русые (30,23 %), светло русые (16,28 %)
- Характерны тёмные, светлые и смешанные цвета глаз. Несравненно чаще, чем глаза светлых цветов, встречаются переходные (35 %), средние цвета, указывающие на смешанность типа. Такие глаза нередко дают впечатление зелёного цвета.
- Брахикефалия (черепной указатель — 84-85)
- Черты лица угловатые. Скулы широкие, но незаметные.
- Нос длинный, широкий. Профиль прямой и реже, выпуклый. Кончик расположен горизонтально, иногда приподнят или загнут вниз.
- Подбородок острый, прямой, часто выступающий.
- Выпуклый затылок.
Этноним
Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Античные авторы называют лезгин именем «леки», армянский историк Мовсес Хоренаци назвал «лезк» от арм.լեզք-«народ» грузинские «лекос»,арабские — «лакз».
Термин лезги в письменных источниках известен уже с XII в., но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам». В Царской России и у тюрков название «лезгины» употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племён, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. У русских это название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев). Начиная с конца XIX — начала XX в. термин «лезгины» стал употребляться в основном применительно к нынешнему народу. После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под ошибочным названием кюринцы. О том, что уже в 1860-х годах термин лезгин начал использоваться в качестве самоназвания одного из дагестанских народов, П. К. Услар пишет:
«...существует общее название, которым называют себя все кюринцы, откуда бы они ни были родом. Это название есть столь знакомое нам: лезги (ед.), лезгияр (мн.). Заметим притом, что это название кюринцы присваивают себе в исключительную собственность, лезги чIал есть кюринский язык. Лезгинами не называют они ни хайдаков, ни табасаранцев, ни лаков, ни какой-либо другой из горских народов. Происхождение этого названия не имеет корней в языке, и сами кюринцы полагают, что принято оно ими только потому, что так назвали их соседи тюрки». |
«Ни язык в целости своей не называется кюринским, ни жители, на нем говорящие, не носят общего названия кюринцев. Во всяком случае, общее название необходимо. Мы принимаем условно, для языка название кюринского, а для жителей название - кюринцы». |
Об употреблении этнонима лезгины говорилось и в Малой советской энциклопедии 1931 года: «Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Лезгины, в более правильном смысле слова, — лезгинская (кюринская) группа дагестанских народов, к котором относятся лезги (лезгины, или кюринцы, в узком смысле слова).»
М. М. Ихилов в частности писал:
«Лезгинский язык относится к восточно-горской ветви иберийско-кавказских языков. По территориальному и языковому принципу лезгины разделились на три группы: кюринскую («кюревияр»), ахтынскую («ахцегьар») в Дагестане и кубинскую («кубавияр»). В Азербайджане представители кюринского диалекта экономически наиболее развиты и многочисленны, вследствие чего термин «кюринцы» в прошлом применялся иногда для обозначения всей лезгинской народности, тогда как кюринцы были только ее частью, занимавешй левобережье Самура и бассейны рек Курахчай и Гюлгери- чай..» |
«Леки – это, несомненно, нынешние лезгины, с глубокой древности живущие на территории занимаемой ими в настоящее время. Частое употребление в Грузии терминов «лек», «лекеби», а в Азербайджане – «лезгиляр» послужило причиной того, что под лезгинами стали подразумевать всех жителей горного Дагестана. Между тем с термином «лезгин» надо увязать, собственно, самих лезгин и народности близкой к ним языковой группы.» |
«Характерно и то, что Лекские народы Кавказской Албании испокон веков известны под именем лезгин, в то время, как другие народы Дагестана в разные времена выявили себя под различными названиями. Аваро-андо-дидойские народности раньше были известны под названием магIарул-магIарулал – горцы (магIар – гора). Кумыки и ныне называют всех горцев за исключением лезгин – «тавлулар» - «горцы» - гора. Интересно, что под термином «тавлу» многие годы бытовали и горцы Северного Дагестана и другие северо-кавказские народы. В частности еще в X в. известен этноним кабардинцев «таули». Отсюда можно заключить, что термин «лек», «леки» как «магIарул», «тавлу» означают понятие «горец», «горцы», однако термины «лек» и «леки» распространены были для обозначения собственно лезгин и лекской группы народностей.» |
Согласно источникам, начиная с первой половины XIII в.,область, населённая народами лекской языковой группы нахско-дагестанской языковой семьи, известна под названием Лезгистан. В источниках этого периода правители гор именовались «эмирами Лезгистана».
В начале XVIII века в Восточном Закавказье начинаются антииранские восстания лезгин и других народов Дагестана и Азербайджана. Под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721—1728 гг.) на обширной территории Ширвана создаётся лезгинское государство-ханство со столицей в Шемахе, которое было признано Россией и Османской империей.
В первой половине XVIII века на некоторое время Персия сумела восстановить свою власть на всём пространстве Восточного Закавказья. После смерти Надир-шаха, созданное им государство распадается на ряд мелких ханств. В XVI—XVII веках образовались союзы сельских общин, «вольные общества» лезгин (Ахты-пара, Курах-дере, Алты-пара, Докуз-пара, Тагирджал). Лезгины-кубинцы входили в Кубинское ханство, кюринские лезгины были в составе Курахского союза, позже Кюринского ханства, лезгины-самурцы образовали «самурские вольные общества» Ахты-пара, Докуз-пара и Алты-пара. В 1812 году лезгины-кюринцы вошли в состав образованного в Южном Дагестане под российским протекторатом Кюринского ханства, преобразованного в 1864 году в Кюринский округ. Лезгины-самурцы в 1839 году включены в состав Самурского округа. Основная часть лезгин-кубинцев вошла в Кубинский уезд Бакинской губернии.
В 1930 году шейхом Магомед Эфенди Штульским было организовано восстание против советской власти, которое было подавлено через несколько месяцев. В XX веке предпринимались попытки создания республики Лезгистан (независимой, либо как автономия).
Литература
Традиционная одежда
Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой других народов Дагестана: у мужчин — рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в х