Рутульцы

 Карта

   Флаг Рутула.

Руту́льцы (самоназвание рут. мыхIаІдбыр, мыхIад) — один из коренных народов Дагестана (Рутульский, Ахтынский, Бабаюртовский и Кизлярский районы). Живут также в Азербайджане (Шекинский район).

По результатам переписи 2002 года численность рутульцев в России составила 29 929 человек, по данным переписи 2010 года — 35 240.

Также рутульцы проживают в Азербайджане, где их численность официально в соответствии с последней национальной переписью в 1989 г. составляет около 336 человек. Национальная перепись населения 1999 года в Азербайджане рутульцев не учитывала. Фактическая численность рутульцев в Азербайджане - более 30 000 чел.

Рутульцы, как и другие народности лезгинской группы как по языку, так и в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения – Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «леков», «албанцев».

Общая численность рутульцев в мире — около 100 000 человек. По материальной и духовной культуре рутульцы близки лезгинам и другим народам, населяющим бассейн верхнего течения реки Самур.

Рутульцы до переписи 1959 года считались лезгинами.

Численность и расселение

Основная масса рутульцев традиционно проживает в Рутульском районе Дагестана (Россия), в долине р. Самур и его притоков. Два рутульских селения Борч и Хнов расположено в долине р. Ахты-чай в Ахтынском районе. По переписи 2010 года в России проживало 35,240 рутульцев, из которых 27,849 в Дагестане. Рутульцы-горожане проживают в МахачкалеКаспийске,ДербентеКизляреХасавюрте и в др. городах Дагестана. Рутульские аулы расположены в нескольких обособленных регионах Дагестана:

Помимо России рутульцы также проживают в Азербайджане. Рутульские села в Азербайджане: Шин (село)Гай-нарХырсаШорсуДашюз. Рутульцы проживают в Шеки (Нуха) (более 10 тыс.), СумгаитГянджаКахи и др. городах и селах.[24][25][26]. Точная численность рутульцев в Азербайджане неизвестна. По данным последней советской переписи 1989 года их там насчитывалось 336 человек.

Официальные данные переписи 1989 г, по которым рутульцев в СССР проживало 20 700 чел. не отражали истинное число рутульцев и это цифра была лишь половина от реального числа рутулов. Фактически на тот момент в СССР рутулов было более 40 000 чел. В 1989 г. в одном только Азербайджане проживало более 20 000 чел, при этом в г. Шеки (Азербайджан) проживало более 10 тыс. рутульцев или около 50% всего рутульского населения республики.[16]

Следующая таблица, составленная профессором, лингвистом Ибрагимовым Г.Х. отражает общее количество рутульцев по годам с учетом среднего прироста населения рутулов на 25% каждые 10 лет: 

Общая численность рутулов:

Год Численность, чел.
 1996   62 445 (возможные данные)
 2006   78 056 (возможные данные)
 2014  > 93 500 (возможные данные)
Численность рутулов в Азербайджане:
Год Численность, чел.
 1990  20 000
 2000  25 000 (возможные данные)
 2010  31 250 (возможные данные)

Также необходимо отметить, что данные о рутульцах в переписи 1926 г. значительно снижены (в переписи Российской империи1898 — 1899 гг. число рутульцев указано более 12 000 чел.) и то, что эти данные основаны на переписи 1926 г. в СССР, где проживала большая часть рутулов, но все же эта цифра не отражают все 100 % рутулов в мире, так как рутулы также проживали и проживают сегодня в Турции, Сирии и в других странах. Известно и то, что в период 1817 - 1864 гг., во время Кавказской войны часть рутульцев (и др. народов Дагестана) покинула родину и имигрировали в другие страны.
Эти сведения подтверждает рутульский писатель и ученный Фазил Дашлай

Таким образом, если учитывать средний прирост, снижение роста рождаемости и потери населения в 1941-1945 гг. то можно утверждать что примерное общее число рутулов в мире на 2014 г. - около 100 000 чел.

Этимология. История этнонима

 
 
Селение Рутул

Этноним рутулы связан с наименованием селения Рутул, наиболее многочисленного рутульского села. Происхождение этого термина остается до сих пор невыясненным. Поскольку подобный термин отсутствует в топонимике и лексиконе самих рутулов и их соседей, ученые считают его привнесенным. Единственным известным источником, упоминающим слово рутул, является поэма Клавдия Рутилия Намациана «О возвращении своем из Рима в Галию», где говорится: «И, как Вергилий поэт, правнук Рутульских царей». По-рутульски село Рутул называется МыхІаІд, а сами себя его жители называют мыхIадыбыр, мыхIад. Рутулом называют это селение азербайджанцы и частично лезгины, от которых оно и вошло в русский язык. Термин Рутул как одно из названий селения МыхІаІд известен с XV века. Оно встречается в эпиграфических памятниках (цахурская надпись о нашествии турок и рутульского войска на Цахур в 1432 г.), в официальных документах (родословная рутульских беков; письмо шамхала от 1598 года, в котором среди союзных ему войск упомянута рутульская рать), а также в персидских и турецких грамотах, датированные рутульским бекам.

Поскольку этноним «рутульцы» происходит от названия с. Рутул от внешних носителей, то оно представляет собой разновидность экзонима. За носителями рутульского языка он закрепился лишь в годы Советской власти. До настоящего времени в академических изданиях отмечается, что у рутульцев нет общего самоназвания, поскольку они называют себя по названию тех селений, в которых проживают. Например, шиназцы (сыназрабор, от названия с. Шиназ), ихрекцы (ирекдыбор, от с. Ихрек), борчинцы (буджедбор,от с. Борч) , хновцы (хинадбы, от с. Хнов) и так далее. Этнограф и кавказовед Л. И. Лавров сообщал, что о своём языке рутульцы могли сказать, что они разговаривают не по-рутульски, а на «шиназском» языке, «борчинском», «хновском» и других.

Вплоть до начала прошлого столетия, ( а то и позже) рутульцев называли лезгинами. И даже сами рутульцы долгое время себя называли лезгинами. Затем рутульцев стали называть рутульскими лезгинами.

Экзоэтнонимы

Цахуры называют рутульцев мыхашура, агьакъбы, лезгины — мыдхадар, рутулар, вана-вацӀар (вана — верхняя, вацӀ — река, то есть люди, живущие в верховье реки). Соседи жителей рутульского селения Лучек называют их «гурджияр», т. е. грузины; расположенное близ села местность Ухчия легенда связывает с именем грузин.

История

Вопрос о происхождении рутульцев

Ранняя история рутульцев, как и всех лекских (лезгинских) народов, связана с государственным образованием Кавказской Албании, образовавшейся 4 веке до нашей эры, куда входили лезгинские народы Южного Дагестана, известные под общим названием «леки».

 
Этническая карта Кавказа в VIV века до н. э.

В середине I тысячелетия до н. э. в восточном Закавказье складывается албанский племенной союз, объединивший 26 племён, говоривших на различных языках нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гаргары, гелы, леги, утии (удины) и другие. По мнению Роберта Хьюсена, албанские племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, хотя нельзя быть уверенным, что это относится ко всем 26 племенам. В античных гаргарейцах Г. Х. Ибрагимов видит рутульцев и цахуров. Он полагает, что «вполне уместно также увязать этнонимы га-зал-ар (так цахурцы называют рутульцев) и гаргар (<гар-гар>) „народность“ как понятия этимологически общего плана».

До присоединения к России

По преданию Рутул образовался из 7 мелких аулов, Шиназ — из пяти. Л. И. Лаврова полагает, что селение Рутул существует давно. На одном из его улиц им было обнаружено селище, возникшее ещё до VIII века. Упоминание Рутула встречается в старинной рукописи «Ахты-наме», где говорится, что во время войны с хазарами ахтынский правитель Дервишал призвал на помощь «храбрых воинов Рутула, Дженика и Руфука». Первые же письменные сведения о местах проживания рутульцев находим в трудах средневековых авторов. Так, арабский космограф XIII века Закария ал-Казвини упоминает рутульское селение Шиназ. Он писал:

Шинас — городок в стране лезгин, на склоне высокой горы. К нему нет другой дороги, кроме как через вершину горы. . . Выращивают они сорт злака, называемый с-л-т, и немного горных яблок. Жители его добрые, благожелательные и гостеприимные к бедным и приветливые к чужеземцам. Занимаются они изготовлением вооружения, например панцирей, кольчуг и других видов оружия.

В XIII веке, во времена моногольского нашествия, Рутулу и Цахуру удалось избежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинных союза.

«Хновская рать», то есть ополчение жителей селения Хнов упоминается в 1598 году, в числе союзников тарковского шамхала, но по литературным данным, Хнов существовал уже около 1560 года. Первые упоминания о селении Кича относятся под 1741 годом, Кина — под 1835, Борч и Джилихур — под 1838, Кала — под 1848, Хунюк, УнаВруш и Пилек — под 1856 годом.

Вплоть до присоединения к России рутульцы вели постоянные войны с соседями. В 1432 году жители Рутула совместно с войсками султана Кара-Коюнлу Искандера совершили неудачное нападение на Цахур. Однако уже в 1495/96 году они и цахуры воевали против лезгинского селения Хурюг, поддержанного другим лезгинским селением — Ахты. В 1536/37 или 1540/41 г. рутульцы и лакцы сожгли Ахты. Дербентские войска, очевидно поддерживающие ахтынцев, в 1541/42 году ограбили и сожгли Рутул. Вслед за этим, рутульцы в 1542/43 году вместе с кубинцами ограбили Ахты. Совместно с цахурами и другими жители Хнова около 1560 года напали на грузин, вынудив последних переселиться за р. Алазань. Сохранилось предание о борьбе рутульского с. Ихрек с ныне несуществующем с. Харыца. В XVII веке рутульцы частично переселились на равнины Северного Азербайджана. Ушедшие из Борча семьи основали там селение Шин.

К 1728 году относиться первое упоминание о Рутульском магале, но не исключено, что он существовало и в более ранее время. Сословно-поземельная комиссия оставила сведения о родословной рутульских беков, составленной в 1873 году, согласно которой рутульские беки, начиная с Кази-бека, живут в Рутуле с 1574 года. Согласно Джеймсу Ольсону (James S. Olson) мощная политическая конфедерация, Рутульский магал, существовала с XVI по XVIII век. У каждого села магала был свой гражданский и военный лидер, которые во взаимосвязи с представителями других сел формировали общую политику.

В 1730-х годах рутульцы вели семилетнюю войну против лезгинского селения Хрюг и помирились с ним в 1739/40 году. В 1774-1776 гг. вместе с жителями Ахты они вновь воевали против селения Хрюг. В конце концов рутульцам удалось подчинить Хрюг и вместе с другим лезгинским селением Зрых присоединить к своему магалу. В XVIII веке рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, находившиеся до этого в составе Ахтыпаринского магала. Несмотря на это, два рутульских селения (Ихрек и Мюхрек) находились в составе Казикумухского ханства, а другие два — Хнов и Борч, и после включения Южного Дагестана в состав России, оставались под властью Ахтыпаринского магала.

Жители рутульских селений, в числе других народов Дагестана, оказали сопротивления вторгшимся в регион персидским войскам Надир-шаха. Предания гласят, что Надир-шах осаждал Рутул, но не смог его взять. Однако, согласно документам, отряд под командованием Аллаверди-хана в 1741 году не овладел Рутулом..

Царский и советский период

В начале XIX века в регионе стало появляться этническое русское население; рутульцы оказывали сопротивление их экспансии. В 1838 году рутулец Ага-бек возглавил широко развернувшееся восстание против Российской империи, но в течение нескольких последующих лет это восстание было подавлено . В 1839 году Рутульский магал был присоединён к Илисуйскому султанату. После того как султан Даниял-бек в 1844 году перешёл на сторону Шамиля, султанат был упразднён и вместе с Рутульским магалом перешёл под временное управления джаро-белоканского военно-окружного начальника. Бывший султанат и Рутульский магал объединили в один округ — Елисуйский, находящийся под управлением русского офицера. Этот округ был разделён на три магала Елисуйский, Рутульский и Ингелойский. Во главе каждого из них стоял наиб, назначаемый джаро-белоканским военно-окружным начальником. В царское время по территории рутульцев проложили дорогу, связывающей Рутул с Ахтами и Дербентом. Вместе с тем, они испытывали колониальный гнёт царизма«Рутульцы должны были платить русским дань, наложенную на 19 деревень в сумме 500 рублей, и Рутул, как главное селение общества, собирал и доставлял эту дань в казну». По другим данным рутулы не платили дань: в 1820 г. они считались состоящими в зависимости от Российской Империи и обязаны были уплачивать ежегодную подать в сумме 500 руб., но они отказались и не платили.

В 1917 году была создана Горская республикаарабский язык был распространен как государственный, на нём велось преподавание в школах. После Октябрьской революции в 1921 году была создана Дагестанская АССР. Рутульцы наряду с другими горскими народами не признавали советскую власть и вели против неё вооруженное сопротивление. Так, в мае 1930 года в Хнове вспыхнуло антисоветское восстание. Повстанцы овладели другим рутульским селением Борч и двинулись в сторону Рутула, захватив по пути лезгинские селения Гдым и Фий в Ахтынском районе. Против них были брошены части 5-го полка Северо-Кавказской дивизии ОГПУ и отряды красных партизан, жестоко подавивших восстание.

После установления в 1920 году в Дагестане Советской власти произошли значительные изменения в социально-экономические жизни республики, затронувшие общественный уклад жизни его населения, в том числе и рутульского. Нынешний Рутульский район являлся одним из наиболее глухих уголков дореволюционного Дагестана. В 1926 году грамотных среди рутульцев было всего 4,2 %, большинство из которых могли лишь механически прочитать суру Корана и кое-как расписаться по-арабски. Проведённая в том же году перепись 1926 года зафиксировала лишь 41 рутульца, знающих русскую грамоту, в том числе только 1 женщину. В советское время все рутульские селения были охвачены сетью начальных и средних школ. При Советской власти возникла рутульская интеллигенция. В Рутульском районе была создана сеть культурно-просветительских учреждений, появились клубы, библиотеки, избы-читальи; в самом Рутуле возник Дом культуры с кинотеатром.

Вместе с тем в проводимой национальной политике имело место и противоположная тенденция. С 1925 года властями была инициирована антиисламская кампания, которая заключалась в закрытии школ, устранении арабского языка и истреблении местных имамов. С этого периода, власть ориентировалась на тюркское население региона, азербайджанский язык становился официальным языком в регионе. Это продолжалось до 1928 года, когда даргинскийаварский, лезгинский и азербайджанский языки были объявлены государственными языками автономии. Также было решено отнести агулов к лезгинам, а рутульцев и цахур к азербайджанцам. По мнению Джеймса Ольсона, политика культурной манипуляции тогдашней власти привела к росту негодования среди рутульского населения, неприятию русской культуры, многие рутульцы воспротивились процессу слияния с азербайджанцами. Усилившаяся в эти годы ассимиляционная политика властей привела к падению официальной численности рутульцев с 10,500 человек в 1929 году до 6700 человек в 1955 году, после чего численность рутульского население стало расти.

Проведённая в 1926 году перепись населения зафиксировала в СССР 10,495 рутульцев, все в сельской местности. В 1929 года был образован Рутульский район. По переписи 1959 года в СССР проживало 6732 рутульца. По состоянию на 1 января 1989 года 953 рутульца состояли в КПСС (кандидаты и члены партии).

Вместе с другими народами в битвах с фашистскими захватчиками сражались и рутульцы. В ряды армии (по неполным данным) за годы войны из Рутульского района, как добровольцами, так и в порядке мобилизации было призвано около 1000 человек, в том числе из Рутула более 400 человек, из Шиназа 267, из Ихрека около 200, из