Горские евреи
Го́рские евре́и (самоназвание — жугьур [джуhур], мн. ч. жугьургьо, более традиционно также гьивр) — субэтническая группа евреев Северного и Восточного Кавказа. До середины XIX века жили преимущественно на юге российских Дагестанской области и севере Бакинской губернии, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже — в Израиль. Горские евреи Современное самоназвание джуhур Численность 150 тысяч (оценка) Расселение Израиль: 100-120 тыс., Россия: 20-30 тыс. (оценка), США: ок. 20 тыс., Азербайджан: 10-20 тыс. (оценка), Германия: около 2 тыс., Канада: около 2 тыс., Австрия: до 1 тыс. Язык горско-еврейский язык, в Израиле — иврит, в России — русский язык, в Азербайджане — азербайджанский язык, в США — английский язык Религия иудаизм Родственные народы этнические группы евреев Этнические группы Горские евреи в Израиле Общие сведения Предки горских евреев пришли на Кавказ предположительно в V веке н. э. из Персии, где они оказались в VIII веке до н. э. Говорят на диалекте татского языка иранской ветви индоевропейской семьи, называемом также горско-еврейским языком (джуури) и относящемся к юго-западной группе еврейско-иранских языков. Также распространены иврит, русский, азербайджанский, английский и другие языки, в диаспоре практически вытеснившие родной язык. Горские евреи отличаются от грузинских евреев как культурно, так и лингвистически. Известен сидур «Рабби Ихиэль Сэви» — молитвенник, основанный на сефардском каноне, согласно обычаю горских евреев.

Источник: http://lezgi-kabir.ucoz.ru/publ/117-0-0-0-1
Категория: Евреи | Добавил: Иван (2020-09-22)
Просмотров: 235 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 121 2 »
0
12 Иван   (2020-09-22 20:44) [Материал]
В произведениях искусства[править | править код]В советский период жизнь горских евреев нашла отражение в произведениях дербентского писателя Хизгила Авшалумова и Миши Бахшиева, писавших на русском и горско-еврейском языках. См.: [url=https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F)_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0&action=edit&redlink=1]Горско-еврейская литература[/url]. Герои фильма Кантемира Балагова «[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_2017)]Теснота[/url]», вышедшего в 2017 году, — горские евреи из Нальчика.[15]В 2015 году в Азербайджане снят документальный фильм режиссера Руфата Асадова «Последний еврей в деревне», рассказывающий о жителе горско-еврейского селения Мюджи-Гафтаран, которое находится в Исмаиллинском районе Азербайджана Меире Манаширове.

0
11 Иван   (2020-09-22 20:44) [Материал]
В городах жили в отдельных кварталах (Дербент) или предместьях (Еврейская, ныне Красная слобода г. Кубы). Существовали 2 ступени раввинской иерархии: рабби — кантор и проповедник в синагоге (нимаз), учитель в начальной школе (талмид-хуна); [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA_(%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F)]резник[/url]; [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%8F%D0%BD_(%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB)]даян[/url] — выборный главный раввин города, председательствовавший в религиозном суде и руководивший высшим религиозным училищем-иешивой. В середине XIX века российские власти признавали даяна Темир-Хан-Шуры главным раввином горских евреев Северного Кавказа, а даяна Дербента — южного Дагестана и территории нынешнего Азербайджана.Сохраняются иудейские обряды, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), праздники (Песах — Нисону, Пурим — Гомуну, Суккот — Араво и др.), пищевые запреты (кашрут).Фольклор — сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи), песни (ма’ани), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.Популярна как еврейская, так и кавказская кухня. Музыка и танцы в основном кавказские.

0
10 Иван   (2020-09-22 20:43) [Материал]
Традиционная культураОсновные занятия горских евреев, известные ко второй половине XIX века[13][14]садоводствотабаководствовиноградарство и виноделие (особенно в [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D0%B0_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)]Кубе[/url] и Дербенте), выращивание марены для получения красной краски, рыболовствокожевенное ремеслоторговля (главным образом тканями и коврами), работа по найму. По материальной культуре и социальной организации близки к другим народам Кавказа.До начала 1930-х годов поселения состояли из 3—5 больших 3—4-поколенных патриархальных семей (свыше 70 чел.), каждая занимала отдельный двор, в котором каждая нуклеарная семья имела свой дом. Большие семьи, происходившие от общего предка, объединялись в тухумы. Бытовало многожёнство, помолвки в младенчестве, выплата калыма (калын), обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести (в случае неисполнения кровной мести в течение трёх дней семьи кровников считались родственниками).

0
9 Иван   (2020-09-22 20:42) [Материал]
В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекратилось, в 1956 году в Дагестане возобновилось издание ежегодника «Ватан советиму». Тогда же началась поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности в РСФСР. В начале XX века К. М. Курдов высказал мнение, что лезгины «…подверглись метисации со стороны представителей семитического семейства, главным образом горских евреев»[11].Еврейское кладбище в Нальчике, 1993В 1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль, также переехала в Москву и Пятигорск. Сохраняются незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в посёлке Красная Слобода (в черте города Куба) (единственное в диаспоре место компактного проживания горских евреев) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев. Небольшие поселения горских евреев появились в США, Германии, Австрии.В Москве община насчитывает несколько тысяч человек

0
8 Иван   (2020-09-22 20:42) [Материал]
в связи с тем, что исполнительный орган религиозной общины иудейского вероисповедания в городе Нальчике систематически нарушает закон о браке, семье и опеке, совершая религиозное бракосочетание несовершеннолетних граждан, периодически проводит денежные сборы среди населения указанного вероисповедания вне молитвенного дома-синагоги и не выполняет неоднократные требования Нальчикского Горисполкома и Уполномоченного Совета по делам Рел. Культов о прекращении данных незаконных действий

0
7 Иван   (2020-09-22 20:41) [Материал]
В период Великой Отечественной войны у горских евреев вновь открываются синагоги. Они функционировали под контролем советских властей, которые вмешивались в том числе в обрядовую сторону. В частности, Уполномоченному Совета по делам религиозных культов по Кабардинской АССР Х.Т. Иванову были предписаны его руководством следующие действия на еврейской Пасхе 1949 года[9]:
  • Не допускать раздачи мацы бедным;
  • Выявить численность, социальный и половозрастной состав молящихся;
  • Выявить факты националистической агитации;
  • Охарактеризовать проповеди, которые будут произнесены в синагоге;
  • Не допускать расширения помещений синагоги с помощью навесов;
  • Не допускать использование радиорепродукторов ни внутри, ни снаружи синагоги.

В 1951 году советские власти вообще сняли с регистрации иудейскую общину Нальчика по следующим основаниям

0
6 Иван   (2020-09-22 20:40) [Материал]
В 1820-е годы отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями-ашкеназами, упрочившиеся в конце XIX века в процессе развития Бакинского нефтедобывающего района. В конце XIX века началась [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B8%D1%8F_(%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F)]эмиграция[/url] горских евреев в Палестину. Впервые учтены как отдельная общность в переписи 1926 года (25,9 тыс. чел.).В 19201930-е годы развивались профессиональная литература, театральное и хореографическое искусство, пресса. В середине 1920-х годов в Дагестане горские евреи проживали в селах — Ашага-араг, [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_(%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD)]Мамраш (теперь Советское)[/url], Хаджал-калаХошмензиль (теперь Рубас)АглобиНюгди, Джараг и Маджалис (в еврейской слободе). В это же время была предпринята попытка переселения части горского еврейского населения в Кизлярский район. Там были образованы два переселенческих посёлка: [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9B%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD)]имени Ларина[/url] и [url=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%94%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD)]имени Калинина[/url], — но большая часть жителей этих посёлков покинула их[5]Татский язык в 1938 году провозглашён одним из 10 официальных языков Дагестана. С 1930 года был создан ряд горско-еврейских колхозов в Крыму[6][7] и Курском районе Ставропольского края. Большая часть их жителей погибла во время холокоста в конце 1942 года. В то же время, горские евреи, проживающие на Кавказе, в целом избежали преследований со стороны нацистов

0
5 Иван   (2020-09-22 20:39) [Материал]
Наиболее ранние материальные памятники горских евреев (надгробные стелы в районе города Маджалис в Дагестане) относятся к XVI веку. Существовала сплошная полоса поселений горских евреев между Кайтагом и районом Шемахы. В 1742 году горские евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха, в 17971799 — от Казикумухского хана. Вхождение Кавказа в состав России спасло их от погромов в результате феодальных междоусобиц и насильственного обращения в ислам. В середине XIX века горские евреи поселяются за пределами первоначальной этнической территории — при русских крепостях и административных центрах на Северном КавказеБуйнакске (Темир-Хан-Шуре), Махачкале (Петровск-Порт), Андрей-аулеХасавюртеГрозномМоздокеНальчикеДжегонасе (окрестности Усть-Джегуты) и др.

0
4 Иван   (2020-09-22 20:38) [Материал]
ИсторияПо лингвистическим и историческим данным, евреи начинают прибывать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позже середины VI века н. э., где они селились (в его восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык, вероятно, в связи с подавлением восстания Мар Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента.Согласно Ю. Д. Бруцкусу, какая-то часть евреев начиная с V века н. э. переселилась из Персии в Дербент.Известно, что правители Хазарского каганата перешли в иудаизм под влиянием евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев) в начале IX века, к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе[3].Согласно легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, РусьАлания).Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который является национальной религией евреев. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было своей государственности.В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из ИранаИрака и Византии

0
3 Иван   (2020-09-22 20:37) [Материал]
Северный Кавказ[править | править код]

1-10 11-12
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]