[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Руту́льцы (МыхIаІбыр) » Руту́льцы (МыхIаІбыр) » Народ рутульцы. Рутульцы (Рутульцы – маленький народ с большой историей.)
Народ рутульцы. Рутульцы
ИванДата: Вторник, 2020-12-08, 22:49 | Сообщение # 1
Lek
Группа: Администратор
Сообщений: 110
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline

Рутульцев часто по наименованию с. Рутул называют ещё Рутулы . Это название идентично названию племени проживавшей в древней Италии, на территории современного города Лацио.

Рутульянцы vs Итальянцы

И такое совпадение волей неволей наводит на мысли, что между этими народами может быть что то общее.

На сайте газеты «Рутульские Новости» опубликована статья под названием «Не из Италии родом (Из сборника «Рутульцы. Новый взгляд») . Автор этой статьи Фазил Дашлай уроженец с. Джилихур, Рутульского района, ныне проживающий в г. Ростов. В этой статье автор приводит свои доводы опровергающие на его взгляд «Италийскую» версию происхождения Рутульцев . Вот текст этой статьи.

Не из Италии родом (Из сборника «Рутульцы. Новый взгляд»)
Версий о происхождении рутульцев не очень много. И ничего в этом нет удивительного. Мало кто занимался их историей. Из известных нам версий о происхождении рутульцев особый интерес представляет так называемая италийская версия. (Эта версия, к счастью, не отражена в научных исследованиях. Ни один из известных историков-рутуловедов не писал на эту тему научных трудов. Ее можно считать народной версией. Гипотезой. Ф.Д.)

Упомянутые Вергилием в «Энеиде» племя рутулы, которые многими историками рассматриваются как мифический, вымышленный народ, о которых неизвестно ничего, кроме названия столицы, город Ардея и царя по имени Тури, вряд ли можно было бы рассматривать всерьез. Если бы не тот факт, что в словаре Брокгауза и Ефрона рутулы упоминаются не как мифический народ. Не оспаривая таких серьезных исследователей, можно лишь возразить, что никаких доказательств о том, что рутулы реально проживали, а не вымысел творческого ума Вергилия, Брокгауз и Ефрон не приводят.

Каких-то полвека назад об этой версии не думал ни один представитель данной национальности, то есть рутульцев. Она (эта версия) появилась в наше время. Сегодня трудно установить, кто был автором этой идеи. Однако нельзя считать, что автор данной гипотезы так уж много трудов приложил для того, чтобы прийти к такому умозаключению. Достаточно было прочесть «Энеиду» Вергилия, заметить схожесть рутулов с рутульцами и название «столицы» рутулов Ардея, которую как бы с натяжкой можно интерпретирован как «арады», что на рутульском языке означает близкий, или родственный. И пошла, как писал Н.В. Гоголь, писать вся губерния. Почему-то многим рутульцам захотелось стать потомками древних рутулов. Невзирая даже на то, что в фольклоре наших предков нет никаких намеков о каком-либо переселении извне. (Конечно, могло быть и такое, что за древностью лет вряд ли могли сохраниться эти легенды.)
Многие так называемые «исследователи» подкрепляют версию италийского происхождения рутульцев цитированием Страбона: «Он (Александр Македонский) привел и поселил у горы Кабх (Кавказа) 26 племен», которые-де позже создали государство Албанию. Но давайте рассмотрим эту версию с научной точки зрения. Во-первых, исторически между тем, что написано у Вергилия и Страбона — огромная разница во времени. Вергилием описаны события начала первого тысячелетия до нашей эры, у Страбона же описываются события трехсотых годов до нашей эры. Спрашивается, что делали рутулы, и где они находились в течение как минимум пятисот лет? На момент появления в истории такой личности как Александр Македонский весь Апенинский полуостров был покорен Римом. Если судить опять же по Брокгаузу и Ефрону, то рутулы исчезли с исторической арены, растворились среди латинян до возникновения города Рим. Далее, рутулы жили в Италии, недалеко от нынешнего Рима, а Александр Македонский никогда не был в Италии. Он никогда не бывал в землях западнее Балкан. Каким образом он мог выселять каких-то рутулов, проживавших более, чем за пятьсот лет до этого недалеко от Рима?

Основой для версии италийского происхождения рутульцев послужил не труд Страбона, а «История страны Алуанк», Мовсеса Каганкатваци, написанная предположительно в 684 году н.э. Вот что сообщает нам «История страны Алуанк»: «…Он (Маштоц) возобновил и укрепил веру христианскую, распространив проповедание Евангелия в гаваре Ути, Албании, в Лпинке, в Каспке до ворот Чора (Дербента), а также среди других племен, плененных в свое время, Александром Великим, который привел и поселил их близ великой Кавказской горы: гаргаров и камичиков-хепталов…итого 23 племени…». Справедливости ради надо заметить, что Каганкатваци ни словом не упоминает об Италии. Возможно, что Александр Македонский и переселял какие-то народности на Кавказский перешеек. Но начнем с того, что сами по себе албанцы, то есть первое упоминание о Древней Албании и албанцах известно со слов Арриана, который пишет, что на стороне персов в битве при Гавгамелах участвовали албанцы, то есть союз албанских племен. Версия о происхождении нахско-дагестанских народностей из Передней Азии имеет под собой почву. Ныне учеными установлено, что народности пахско-дагестанской языковой группы относятся к так называемой аллородийской языковой группе. К тому же нахско-дагестанская языковая группа, возможно, является потомками хурритов, которые, как известно, жили в Передней Азии. И сегодня в Иране есть историческая область, которая называется Кухистан, что в переводе означает Страна гор. Почти как Дагестан. Но это только версии, и никакого отношения к данной теме они не имеют. Речь в данной работе идет о том, являются ли древнеиталийские племена предками рутульцев.
Если даже и допустить то, что Александр Македонский переселил рутулов из Италии на Кавказ, как же быть с тем, что в изложении Каганкатваци упоминаются несколько племен (но ни слова о рутулах Ф.Д.). Соседи рутульцев, лезгиноязычные народности, не являются пришельцами извне. Никаких мифов об италийском происхождении в их легендах и преданиях не замечено.

Территориальный вопрос на Кавказе всегда был сложным. И будь рутульцы народом пришлым, соседи их могли бы помнить. Остались бы в их преданиях легенды. Пример тому кумыки. Никто сегодня документально не подтвердит — пришлый народ кумыки или коренные? Но и по нынешнее время соседи считают кумыков пришлыми, потомками хазаров и кипчаков. Так неужели, если рутульцы были пришельцами из Италии, соседи забыли бы об этом? Думается, что нет.

Идея быть потомками древних мифических рутулов настолько завладела умами многих рутульцев, что даже такой ведущий специалист по рутуловедению, как Г.М. Мусаев, в своем труде «Рутулы» (Махачкала 1997 г. АОЗТ «Юпитер») сознательно озаглавил свою работу именно так. Заметьте, не рутульцы, как это принято называть представителей этой народности Дагестана, а именно «рутулы ». Оставляя тем самым лазейку для всяких домыслов и легенд. В предисловии данной книги читаем следующее: «До сих пор остается невыясненным вопрос о происхождении термина «рутул». Из-за отсутствия подобного термина в лексиконе и топонимике самих рутулов и их соседей мы склонны считать его привнесенным извне. Единственным источником, упоминающим слово «рутул», является поэма Клавдия Рутилия Намациана «О возвращении своем из Рима в Галию», где говорится: «…И, как Вергилий поэт, правнук Рутульских царей». Сам Рутилий являлся сыном рутульского царя Волуза».

К вышеописанному можно добавить, что (об этом уже упоминалось выше) ранее Намациана о рутулах написал Вергилий в поэме «Энеида». В частности, со слов Вергилия рутулы «…самозародились из дубовой рощи…… Скажите на милость, является ли дубовая роща, или все, что связано с дубами, святынями для рутульцев? Ответ нет! В языке рутульцев сохранились названия домусульманских и даже дохристианских языческих божеств, таких как бот Албан или бог Гыныш (Йиниш), Эр и т.д..Но никаких намеков о священной дубовой роще. Также как нет никаких намеков о переселении откуда-либо.

Немаловажно отметить и такой простой факт: Вергилий описывает, что рутулы и их соседи латины, названные так в честь царя Латина, общаются практически на одном языке, либо на очень близких языках. Потомки древних латинян — итальянцы, принадлежат к романской языковой группе. Рутульский язык же входит в нахско-дагестанскую языковую семью, к подгруппе лезгиноязычных народностей. А это совершенно разные языковые семьи.

И хотя Мусаев Г.М. упоминает об италийской гипотезе, в той же книге «Рутулы» в первой главе подчеркивает следующее: «Этногенез рутулов неразрывно связан с происхождением и других народов Дагестана, ибо археологический материал, найденный на территории Кавказа, проливает свет и на такую важную для кавказских народов проблему, как палеокавказскую общность.

Известно, что единая культура для всего Кавказа имеет условное название куро-аракского энеолита, период, который охватывает 4-3 тысячелетие до н.э. Даже на этом этапе ученые заметили локальные варианты культур, объяснимые этнической пестротой народов иберо-кавказской группы языков в последующем.»

История рутульцев неразрывно связана с историей Дагестана, с историей Древней Кавказской Албании. И утверждать всякими домыслами то, что наши предки явились на эти земли из Италии, могут те, которые абсолютно не имеют никакого представления ни об истории Дагестана, ни об истории национальности, которые называются рутульцы.

И еще одно обстоятельство, говорящее не в пользу италийского происхождения. Первые русские исследователи рутульского языка наверняка читали Вергилия. Но ни один из них и мимоходом не остановился на этой гипотезе. Даже такой специалист по Рутулу, как Лавров Л.И., никаких намеков об италийском происхождении рутульцев не писал. Уж он-то наверняка читал Вергилия. Не кажется ли это странным? Может, все дело в самом написании термина «рутул»? Как известно, в арабской письменности отсутствуют гласные звуки, за исключением алифы, то есть звука «а». Не могло ли быть, что населенный пункт, известный ныне как Рутул, в арабских, куфических письменах записанный согласными звуками «р.т. л.», изначально назывался иначе, например: Ратуль, Ратыл, Рутал и т. д.? Подобных примеров много. Город Дербент в первых русских документах назывался и Дербень, и Дербенд, и даже Дервенд. А иранцы называли его Дарванд, Даруванд и т.д.

И последнее. Во всех исторических, этнографических документах пишется, что «до сих пор остаётся невыясненным происхождение самого названия селения Рутул, оно отсутствует в топонимике и лексиконе самих рутульцев и их соседей». В следующей части, которая озаглавлена «Рутул. Мых1а», автор данной работы на основе рутульского языка попытается раскрыть этот исторический пробел.
 
ИванДата: Вторник, 2020-12-08, 22:50 | Сообщение # 2
Lek
Группа: Администратор
Сообщений: 110
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Послесловие:
Данная публикация и изложенное в ней мнение не претендует на роль аксиомы. Основной мыслью публикации является та, что италийская версия не подтверждается документально, т.е. нет исторических документов подтверждающих эту теорию. Вы можете не согласиться с мнением автора статьи. Моё мнение также не совпадает с его мнением. Я считаю, что отсутствие исторических документов подтверждающих италийскую версию ещё не значит, что их нет вообще. Возможно их попросту ещё не нашли. И в совпадения я не верю. Как два племени расположенные один в Италии другой на Кавказе могли называться одинаково — Рутулы ? Напоследок советую прочитать статью , которая сделает ещё интереснее изучение происхождения Рутульцев.

Если уже сегодня не начать бить в колокола, то через полвека исчезнет память о рутульцах Азербайджана

На вопросы voskanapat.info отвечает известный рутульский писатель и ученый Фазил Дашлай

Вы – писатель-исследователь, изучающий историю рутульского народа, фольклор и язык. Скажите, Ваш круг интересов замыкается исключительно на науке, или у Вас есть и другие цели?

В круг моих интересов входит не только изучение фольклора, языка, преданий и легенд рутульского народа, но и попытка донести сведения об исторических корнях до сознания своего народа, особенно тех рутульцев, которые испокон веков проживают на территории современного Азербайджана. Приведу небольшой пример из личных наблюдений. В 1986 году я в первый, и, к сожалению, в последний раз (после этого мне не пришлось встречаться) встретился в Баку со своим троюродным братом. Он по национальности рутулец, его родители в годы Великой Отечественной войны обосновались на севере Азербайджана. Мне было странно слышать своего родича: он не то что не знал языка своих предков, но и мыслил как азербайджанец. Да, для рутульцев, проживающих в России, русский язык также является языком межнационального общения, однако, они гордятся тем, что они рутульцы, что они являются потомками древнего народа. Если рутулец, или представитель другого народа долгое время проживает среди народа более многочисленного, или, скажем, родители разных национальностей – тогда понятно. Но когда часть народа, хоть и небольшая, живет компактно на своей исторической Родине, и государственная машина, в данном случае Азербайджана, ведет политику полной ассимиляции малых народностей, я считаю, что это некорректно.

Насколько мне известно, рутульцы проживают в Дагестане и Азербайджанской республике. С Дагестаном, конечно, все проще, но известно ли Вам, в каких районах и сколько рутульцев проживают в Азербайджане, и являются ли они там автохтонами? Не могли бы Вы обосновать свой ответ подтверждающими примерами?

Алазанская долина, как видно из истории, была прародиной многих народностей лезгинской подгруппы, в том числе и рутульцев. В настоящее время в Азербайджане рутульцы проживают в следующих населенных пунктах: Шин, Кайнар, Хырса, Шор-су и Даш-юз. Некоторые историки, в том числе и известный в Дагестане кандидат исторических наук Мусаев Г.М., считают, что рутульцы поселились в Азербайджане в 18 веке. Есть другое мнение, что они (рутульцы) переселились на территорию современного Азербайджана где-то в пятнадцатом веке. Но я склонен считать, что рутульцы проживали на этой территории намного раньше. Об этом же пишет Г.Х.Ибрагимов, доктор филологических наук, профессор, в журнале «Народы Дагестана», № 1, 2006 г.
«…Зимние пастбища (рутульцев и цахурцев. – Ф.Д.) в основном находились в бассейне реки Кура, а также на востоке от Агьези (зимовье Цахского вольного общества на левом берегу Алазани при ее слиянии с Курой). Зимовье Хырса было собственностью Борчинской общины. Многие местные названия в Шекинской зоне и бассейне реки Кура связаны с рутульским языком. Этнонимы «Шеки» и «Нуха» этимологизируются на базе цахского (Шеки – Шаке, что значит «от нас», т.е. «мы», «наши») и мухадского рутульского (Нуха – Нухъа – Нухъай; ср. в борчинско-хиновском диалекте «йи-хъуIнобы, йу-хънар» - «мы»). Одно ясно, что до Х-ХII вв. цахский и мухадский языки представляли собой диалекты йихъийско-албанского языка, который господствовал в бассейнах Самура, Куры и Алазани.

… в Шекинском районе: Шин (древнее поселение, рядом находятся памятники, связанные с Кавказской Албанией), Гай нар (по сведениям, часть села переселилась на плоскость и слилась с другим хозяйством), Шорсу (отселок от Борча), Даш-юз (отселок от Борча); в Кахском районе: Хырса (отселок от Борча, аул сложился в 30-40 гг. XX в., ныне - более 80 семей)».

В России, в Дагестане, рутульцы представлены как отдельный народ со своим языком, своей письменностью, а в Азербайджане, по данным переписи 1999 года, рутульцы как этнос, нация не представлены, хотя исследователь Г.Х.Ибрагимов, доктор филологических наук, профессор в журнале «Народы Дагестана», № 1, 2006 г. также сообщает, что: «... число рутульцев в Азербайджанской республике установить практически невозможно. По моим данным, в Азербайджане рутульцев более 20000 человек».

Мне недавно стало известно, что в рутульских легендах и топонимике упоминается царь Ваче. Скажите, царь Ваче и почитаемый армянами царь Вачаган Барепашт (Благочестивый) это одна и та же историческая личность?

Насколько мне известно – это разные исторические личности. Но они имеют близкое родство. Вачаган Благочестивый приходится племянником царя Ваче, легенды о котором до сих пор сохранились в народных преданиях, в частности, у рутульцев и лакцев. (С именем Ваче связывают лакское село Вачи и горный перевал в селении Мюхрек Рутульского района.)

Доказательством служит ниже приводимые документы из истории Древней Албании: «В 487 году албанским царем становится последний представитель Аршакидской ветви Вачаган III, являвшийся племянником царя Ваче II: «жители Албании, снова соединившись в одно царство, взяли из детей царских храброго, мудрого, рассудительного и высокого ростом Вачагана, сына Иездегерда, брата Ваче, царя албанского, возвели его на престол с помощью Валарша, царя Персидского».

«Стремясь окончательно ликвидировать самостоятельность Албании, сасаниды в 461 г. упразднили здесь царскую власть, превратили страну в свою провинцию и передали управление ее марзбанам, резиденцией которых избрана Партав (Барда). Мовсес Каганкатваци пишет об этом времени: «От Ваче до благочестивого Вачагана в продолжение 30 лет Агвания (Албания) оставалась без царя, потому что злобный и нечестивый царь персидский неистовствовал… хотел уничтожить все царства мира…»

Господин Дашлай, Вы являетесь одним из общественных деятелей, подписавших нашумевшее Обращение к молодым соотечественникам в Азербайджане. Скажите, пожалуйста, как лично Вы воспринимаете это Обращение: как способ достижения всеобщего мира на Южном Кавказе, или как метод борьбы с ассимиляционной политикой Азербайджана? Поправьте, пожалуйста, меня, если в вопросе не отражены Ваши намерения.

Для меня наиболее важное – это прекращение войны. Как говорится, плохой мир лучше, чем хорошая война. Но, тем не менее, я против насильственной ассимиляции малых народностей более многочисленными и сильными народами. Каждый народ должен иметь свою историю, свою культуру. Я знаю Азербайджан и азербайджанцев не понаслышке. Мне приходилось работать в Азербайджане. Я был в Баку, Куба, Сальянах, в Али-Байрамлы, в Хачмасе, в Кахи, в Кусарском районе и т.д. Более всего меня удивляло то, что часть азербайджанцев абсолютно убеждены, что в Дагестане живут только «лязги», тогда как, пожалуй, во всем мире известно, что Дагестан – это, образно выражаясь, «гора языков».

Как известно, основа исламского мира, язык Корана – это арабский язык. И только среди азербайджанцев бытует убеждение, что мусульманский язык – это азербайджанский язык. Это не шутка! Это на полном серьезе. Бывало, что на улице кто-либо обращался ко мне на азербайджанском языке, и на мой ответ «я не понимаю, говорите по-русски», мой собеседник спрашивал: «А ты мусульманин?»
- Да, мусульманин.
- А почему не говоришь по-мусульмански?»

Мне приходилось жить среди разных народностей, но лишь в Азербайджане наблюдал такую картину – если ты не знаешь азербайджанского языка, то ты человек второго сорта. И не удивительно, что при такой политике представители маленьких народностей, проживающих на территории этого государства, вынуждены менять свою национальность, записываться азербайджанцами. Я против такой насильственной ассимиляции. И за это готов бороться.

Были ли в годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах потери среди молодых рутульцев, служащих в вооруженных силах Азербайджана?

Во время, условно названных в российской прессе «карабахские события», я имел возможность общаться с молодыми рутульцами. До того, как были установлены российские погранзаставы на территории Рутульского района, проживающие в Азербайджане рутульцы имели возможность переправлять молодых ребят призывного возраста в Дагестан, чтобы избежать насильственного отправления их властями Азербайджана на войну. Очевидцы (вынужденные беженцы) рассказывали, о том, как азербайджанские офицеры на трупах молодых рутульцев и представителей других автохтонных народов республики делали деньги. Сами же стреляли в спину призванным на войну солдатам, а потом за большие деньги отдавали тело родителям. К сожалению, после установления границы между Азербайджаном и Россией в начале нулевых годов, связь между рутульцами, живущими по разные стороны этой границы, фактически оборвалась.

Каким образом Вы надеетесь довести текст Обращения до живущих в Азербайджане сородичей?

К сожалению, после распада Советского Союза связи между рутульцами, живущими в Азербайджане и Дагестане, значительно ухудшились. Горные перевалы, связывающие Дагестан с Азербайджаном, а их на всей протяженности границы Азербайджана с Рутульским районом всего три, перекрыты российскими погранзаставами. Если лезгины, аварцы и цахурцы, проживающие в Азербайджане, хоть как-то пытаются противостоять ассимиляционной политике Азербайджана, то рутульцы Азербайджана, к величайшему сожалению, абсолютно не прилагают никаких усилий. Причины этому я приводил чуть выше.

Наши предки сохранили нам наш язык, донесли нам память о нашем самосознании. И мы, их потомки, должны бороться, чтобы сохранить для своих потомков то богатство, что передали нам наши предки. Довести до своих земляков, проживающих в Азербайджане, текст обращения можно при помощи более многочисленных народностей, таких, как лезгины, с некоторыми из их лидеров я общаюсь на сайте, а также при поддержке аварских джамаатов, проживающих в Азербайджане. Пока еще не поздно, но если уже сегодня не начать бить в колокола, то через каких-то полвека и вовсе исчезнет память о рутульцах Азербайджана.

Простите меня, но я вынужден Вам напомнить, что у руководства Азербайджана находятся люди, готовые ради сохранения своей власти на любые преступления. Войдя в противостояние с правящими в Азербайджане кланами, Вы вступили на достаточно опасный путь. Готовы ли Вы следовать по этому пути до конца?

Я уже получал многочисленные угрозы в свой адрес от азербайджанцев. Считаю величайшей глупостью с их стороны писать такие угрозы и оскорбления. Подписываясь под обращением, из-за которого и начались в мой адрес эти угрозы, я не призывал никого к войне с Азербайджаном. Я призывал к миру. Нельзя победить народ, в данном случае жителей Арцаха, который стремится к независимости, и насильно вернуть ради так называемой «территориальной целостности» в свое подчинение. Искусственно сдерживаемая в Советское время война за отделение Арцаха от Азербайджана когда-нибудь должна была привести к ужасным последствиям. И сегодня реваншистские попытки Азербайджана ни к чему хорошему не приведут. Эта война и без того принесла много горя и армянскому и азербайджанскому народам. Хватит! Хватит войны и кровопролития.

Я еще раз это подчеркиваю, и вновь подписываюсь под словами Обращения.

Спасибо, господин Дашлай. Мы от всей души желаем Вам и всему рутульскому народу мира, счастья и процветания.
Рутульцы - коренной народ Дагестана, Северного Азербайджана. Близки по своей культуре с лезгинами, народами верхнего течения реки Самур. Предки народности были в составе государственного объединения Кавказская Албания, называли их албанами. Часть рутульцев иммигрировала в другие страны в период с 1817-1864 годы, во время Кавказской войны.
 
ИванДата: Вторник, 2020-12-08, 22:55 | Сообщение # 3
Lek
Группа: Администратор
Сообщений: 110
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Где живут
Народ проживает в Республике Дагестан, населяет территории Рутульского, Кизлярского районов. Живут рутульцы в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Ставропольском, Краснодарском крае, Калмыкии, Тюменской области, Ханты-Мансийском АО. В Азербайджане народ проживает в Гахском, Шекинском районах. Небольшое количество рутульцев живет на Украине, В Грузии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении.

Численность
По переписи, проведенной в 1898 году, в СССР официально проживали 20 700 рутульцев, но фактически их было более 40 000. Сегодня в мире от 36 000 до 55 000 представителей народа, но, по оценочным данным, их гораздо больше - около 120 000 человек.

Название
Этноним «рутульцы» связан с названием селения Рутул. По-рутульски селение называется МыхІаІд , его жители себя именуют «мыхIабыр », «мыхIад ». Этноним «рутульцы» закрепился за народом только со времен советской власти. Сами же люди называют себя в соответствии с наименованиями селений, где проживают, например, ихрекцы от села Ихрек, шиназцы от села Шиназ.

Арабы рутульцев именуют «рутуль», чеченцы - «рутулаш», турки - «рутуллар». Соседи народа цахуры называют их мыхашура, агьакъбы, лезгины - рутулар, мыхьядар, вана-вацӀар.

Язык
Рутульский относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Наиболее близок с другими языками:

будухский
цахурский
крызский
Вместе с цахурским, рутульский язык образует рутульско-цахурскую подгруппу.

В рутульском существует 5 основных диалектов:

шиназский
мухадский
борчинско-хновский
мюхрекский
ихрекский
Отличие в говорах существует не только в разных селениях, но и внутри одного и того же села. Например, в Рутуле жители, проживающие в квартале Ахе называют воду «гье», жители квартала Фурахе говорят «гьед». Сегодня рутульский официально является одним из государственных языков Республики Дагестан.

Все рутульцы двуязычны, многие знают 3 и более языков. Широко распространен среди народа азербайджанский, который в Южном Дагестане долгое время был языком межнационального общения. Русский до начала 20 века рутульцы почти не знали. В 1914 было открыто Рутульское одноклассное училище, где преподавание велось на русском. Это стало началом знакомства народа с языком. Во всех рутульских школах преподавание до 1955 года велось на азербайджанском, с 1955 по желанию цахуров и рутульцев занятия стали вести на русском. В 1991-1992 годах был проведен процесс перевода начального образования на русский язык.

Народ до революции использовал арабское письмо. Только в 1990 году после выхода Постановления Совета Министров Дагестанской АССР, был введен статус письменности на основе кириллицы для цахурского, рутульского, агульского языков и утвержден для них алфавита.

Религия
Рутульцы исповедуют ислам суннитского толка. Народ принял ислам рано, самые первые попытки утверждения арабов в Дагестане приходятся на 7 век. Наибольший успех они имели именно на территории проживания рутульцев, о чем свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе - надгробная плита шейха Магомеда ибн Асад ибн Мугал. В 12 веке в Рутуле уже была ханака - суфийская обитель, что говорит о том, что в те времена эта религия уже прочно утвердилась среди народа. С приходом ислама широко распространилась арабская письменность и литература.

До принятия этой религии, очевидно, в народе были распространены другие верования. В районах, где живут рутульцы, встречаются различные священные места (пиры), старинные изображения крестов.
 
ИванДата: Вторник, 2020-12-08, 22:59 | Сообщение # 4
Lek
Группа: Администратор
Сообщений: 110
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ЕдаОснову рациона рутульцев составляют блюда из мяса, молочные продукты. Хлеб выпекают нескольких видов, из кислого, пресного теста. Самые распространенные блюда:
  • пирог с мясом и травой - гырц;
  • хинкал с кусочками теста различных размеров и форм;
  • пельмени гырцбыр;
  • пироги с разными начинками;
  • шашлык;
  • лепешка типа пиццы - гъылыгъ савгъуд хьыв;
  • голубцы дулма;
  • плов;
  • каша из толокна и проса;
  • домашние макароны с сушеным мясом, бараниной - кьинкий.

  • ВнешностьТрадиционный костюм рутульцев похож на одежду других народностей Южного Дагестана. Мужчины носили туникообразную рубаху (ухун) с круглой окантовкой ворота, вертикальным прямым разрезом спереди, неширокие штаны (баду), приталенный бешмет (архалук), черкеску северно-кавказского типа с газырями. Из головных уборов надевали папаху из овечьей длинноворсной шкуры (бармак), на ногах носили шерстяные вязаные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр), кожаные постолы (келамбы). Верхней одеждой был длинный распашной халат валжаг. В Азербайджанских и пограничных селениях женщины носили длинную, до бедер, распашную кофту с длинной широкой юбкой. На голову надевали наволосник мешкообразного типа (къациген), платок, сложенный треугольником. На ноги обували узорчатые вязаные сапоги с загнутым носком. Украшали одежду серебряными украшениями.

 
ИванДата: Вторник, 2020-12-08, 23:02 | Сообщение # 5
Lek
Группа: Администратор
Сообщений: 110
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Жизнь
Преобладают малые семьи, в 19-20 веках еще сохранялись большие, неразделенные отцовские семьи. Самой крупной родственной группой у рутульцев был тухум. На совете собирались главы отдельных семей тухума, где решали вопросы о разделе имущества, договаривались о браках и прочее.

В семье все должны слушать старших, жена при людях не садится за один стол с мужем, не называет его по имени. В обязанности женщины входила работа по дому, обработка шерсти, полевые работы. Но обычая затворничества у рутулок не было, они не носили закрывающее лицо покрывало. Очень уважали многодетных женщин.

Основным занятием народа было скотоводство, в основном отгонное овцеводство. Разводили еще коз, крупный рогатый скот, ослов, лошадей, мулов. Весь год скот держали под открытым небом, подкорма зимой не давали. Перегон с летних пастбищ на зимние сопровождался всегда большими потерями скота. Зимой чабаны жили в тесных темных укрытиях из камня. В земледелии преобладало однополье. Из орудий труда использовали соху, косы, серпы, лопаты из дерева, молотильные доски. Выращивали рожь, пшеницу, урожай не всегда был хорошим. Садов не разводили, не возделывали овощные культуры. В конце 19 - начале 20 века в хозяйстве произошли значительные улучшения, начали продавать скот, поголовье лошадей увеличилось в 2 раза, овец - более чем в 3 раза, крупного рогатого скота - в 6. Выросли посевы, в хозяйствах зажиточных появились более совершенные орудия труда.

Но все это было в основном у обеспеченных рутульцев. Обычные люди страдали от нехватки еды, плохих условий. Кулаки, торговцы и беки эксплуатировали их, отбирали хорошие пастбища, пахотные участки, покосы. Часто конфликты между бедными и богатыми доходили до кровопролития, но царское правительство поддерживало сторону богачей. После Октябрьской революции жизнь обычного народа претерпела изменения в лучшую сторону. В сельском хозяйстве начали выращивать картофель, овощи, появились колхозы, рутульцы стали заниматься садоводством. Сегодня в Рутуле есть амбулатория, больница, аптека.
ЖилищеТрадиционные жилища рутульцев располагались в труднодоступных местах. Из-за частых набегов врага и войн, народ вынужден был увеличить обороноспособность. Они строили крепостные стены, оборонительные, сигнальные башни. Дома состояли из двух этажей, строились тоже из камня, с плоской крышей. На первом этаже обустраивали хлев, на втором - жилые помещения. По верхней части фасада жилища проходила узкая терраса, на которую ведет лестница, расположенная с наружной части дома. Очаги делали пристенные, похожие на камины. Часто их украшали крупными лепными орнаментами. Типы жилища рутульцев делятся на три вида:
  • Одноэтажный, однокомнатный дом. Стоили его еще приподнятым на высоких столбах из камней. Жилище стояло отдельно от хозяйственных построек;
  • Двухэтажный дом без надворных построек и двора;
  • 1 или 2-этажный дом с небольшим двором открытого типа, в котором расположены подсобные, хозяйственные помещения.

  •  
    ИванДата: Вторник, 2020-12-08, 23:05 | Сообщение # 6
    Lek
    Группа: Администратор
    Сообщений: 110
    Награды: 0
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    КультураВ фольклоре народа развиты различные жанры:
    • поговорки
    • пословицы
    • сказки
    • легенды
    • ашугская поэзия
    • обрядовые песни

    Рутульские певцы, писатели и поэты славятся своим талантом и творчеством далеко за пределами Рутульского района. Прославили район и республику Дагестан рутульские спортсмены, которые неоднократно становились чемпионами мира, СССР, Европы, России.Отличились представители народа и в области науки. В 13 веке в селе Шиназ образовалась династия ученых из тухума Саидар. Среди рутульцев были астрономы, ученые арабисты. Сегодня у многих есть ученые степени кандидатов, докторов наук. Они успешно работают в научных, учебных учреждениях России, стран СНГ.
    ТрадицииВсегда строго соблюдается обычай гостеприимства. Чтобы на дом не навлечь несчастья, хозяин должен гостя накормить, проявить радушие. Неприлично спрашивать о цели визита. Сам гость должен быть скромным, не доставлять хозяевам хлопот. В каждом доме есть специальная гостевая комната, в которой ставят лучшую мебель, украшают ее коврами. Гость может пользоваться радушием 3 дня, после он уже считается почти членом семьи и должен принимать участие в делах по хозяйству.Часто у мужчин из разных родов было принято становиться кунаками. Они были обязаны всегда помогать друг другу, поддерживать. У одного человека могло быть несколько кунаков, главным считался кунак отца или тот, с кем было заключено куначество в первую очередь. Дружба между кунаками передавалась из поколения в поколение. Долго у рутульцев сохранялся обычай кровной мести.Рождение в семье мальчика считалось большой радостью, ведь он был продолжением рода. Рождение девочки воспринималось сдержанно. Имя давали через несколько дней после рождения. Часто детей называли в честь умерших уважаемых родственников. Воспитанием в раннем возрасте занимались бабушка с матерью. После 7 лет воспитывать детей начинали мужчины.Спутников жизни для детей выбирали родители и близкие родственники. Мнение дочери и сына не учитывалось практически никогда. В брак можно было вступать с 15-16 лет девушкам и с 17-18 юношам. Если невеста была из родственного клана, то только из уважаемой семьи. Сватами выбирали двух уважаемых родственников, которые могли вести разговор. Они приходили в дом невесты с подарками. Отец юноши в этом не участвовал. Жених с невестой должны были избегать встреч с родственниками обоих сторон и друг с другом. Родители жениха подготавливали продукты на свадьбу, отправляли их невесте. Свадьба длится 3-7 дней, в зависимости от состоятельности жениха. Оформление брака с участием муллы происходило в доме жениха.

    Главные события свадьбы - появление жениха и переход невесты в дом мужа. В доме родителей невеста надевала свадебный наряд, красный платок, который закрывал все лицо. Рутульцы верили, что красный защищал ее от порчи злых духов. В компании музыкантов, наставниц, молодежи, невеста шла к дому жениха. Мужчины по пути устраивали конные состязания, танцы.У входа в дом невесту встречали родители жениха. Под ноги ей клали предмет из металла, она наступала на него, так как народ верил, что первый шаг невесты должен быть прочным как железо. Все несколько дней свадьбы невеста не открывала лицо. На четвертый день его открывали в присутствии родственниц. Невесте дарили деньги, платки, ткань.Рутульцы отмечают праздник весны, в этот день прыгают через костер, бросают в воздух глиняные шарики с воткнутыми горящими палочками. Так же торжественно отмечают спуск женщин с крупным рогатым скотом с летних пастбищ, возвращение чабанов с зимних пастбищ. Торжественно отмечал народ стрижку овец, окончание сбора урожая.В обрядах и праздниках народа отражались древние верования, связанные с культом плодородия, природы. Рутульцы поклонялись священным рощам, источникам, горам, местам, связанным с жизнью святых. Над могилами святых сооружали пиры, которые представляли собой небольшие помещения в форме купола. В засуху около них проводили коллективные моления, после которых все участники обливали друг друга водой.Рутульцы (самоназвание: мыхIаІдбыр, мыхIад) - народ, коренное население юго-западной части Южного Дагестана (Рутульский район), а также северного Азербайджана (Шекинский район и Кахский район).
     
    ИванДата: Вторник, 2020-12-08, 23:06 | Сообщение # 7
    Lek
    Группа: Администратор
    Сообщений: 110
    Награды: 0
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    ЧисленностьПо результатам переписи 2010 года численность рутульцев в России составила 35 240 человек.
    В Азербайджане по данным последней советской переписи 1989 года рутульцев было 850 человек. Национальная перепись населения 1999 года в Азербайджане рутульцев не учитывала.Расселение 
    По переписи населения 2010 года в Дагестане проживало 27,8 тыс. рутульцев. Сельских жителей среди рутульцев в России - 58% (2010). Часть носителей рутульского языка в Дагестане и подавляющее большинство в Азербайджане относят себя к лезгинам, называя, как правило, свой язык лезгинским, противопоставляя его кюринскому, то есть собственно лезгинскому языку.Рутульские аулы расположены в нескольких обособленных регионах Дагестана:
    долина рек Самур и Ругъул-Самур: Рутул, Лучек, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Кина, Вуруш, Джилихур, Кала, Пилек, Хнюх, Нацма, Фартма, Куфа, Фучох, Киче, Уна, Цудик.
    верховья реки Ахтычай: Борч (Рутульский район), Хнов (Ахтынский район).
    территория Азербайджана: Шеки, Шин, Кайнар, Хырса, Шорсу, Дашюз, Айдынбулаг и Бейбулах.
    Северный Дагестан: село Рыбалко Кизлярского района, Новый Борч и близлежащие хутора Бабаюртовского района.
    Рутульцы-горожане проживают в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Хасавюрте и в др. городах Дагестана.
     
    ИванДата: Вторник, 2020-12-08, 23:07 | Сообщение # 8
    Lek
    Группа: Администратор
    Сообщений: 110
    Награды: 0
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    Этноним

    Этноним «рутульцы» (не следует путать с античными рутулами в Италии) происходит от наименования селения Рутул. По-рутульски оно называется МыхІаІд, а сами себя его жители называют мыхIадыбыр, мыхIад. Рутулом называют это селение азербайджанцы и частично лезгины, от которых оно и вошло в русский язык. Этноним «рутульцы» у носителей рутульского языка закрепился лишь в годы Советской власти. До настоящего времени в академических изданиях отмечается, что у рутульцев нет общего самоназвания, поскольку они называют себя по названию тех селений, в которых проживают. В частности шиназцы (сыназрабор) от названия с. Шиназ, ихрекцы (ирекдыбор) от с. Ихрек, борчинцы (буджедбор) от с. Борч, хновцы (хинадбы) от с. Хнов и так далее (сам этноним «рутульцы», как указано, происходит от названия с. Рутул от внешних носителей и является разновидностью экзонима - прим.). Как писал Л. И. Лавров, о своём языке рутульцы могли сказать, что они разговаривают не по-рутульски, а на «шиназском» языке, «борчинском», «хновском» и других. К цахурам и рутульцам употребляют также название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось.

    Цахуры называют рутульцев мыхашура, агьакъбы, лезгины - мыдхадар, рутулар, вана-вацӀар (вана - верхняя, вацӀ - река, то есть люди, живущие в верховье реки).

    История

    В середине I тысячелетия до н. э. в восточном Закавказье складывается албанский племенной союз, объединивший 26 племён, говоривших на различных языках нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гелы, леги, утии (удины), гаргары и другие. В античных гаргарейцах Г. Х. Ибрагимов видит рутульцев и цахуров. Он полагает, что «вполне уместно также увязать этнонимы га-зал-ар (так цахурцы называют рутульцев) и гаргар (<гар-гар>) „народность“ как понятия этимологически общего плана». По мнению же Р. М. Магомедова, упоминаемые армянским географом VII века народ «хеноки», и есть рутульцы, но аргументы в подтверждение своей гипотезы он не приводит, и, с точки зрения Л. И. Лаврова, данное предположение кажется сомнительным. Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV века цахуры и рутульцы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры».

    По преданию Рутул образовался из 7 мелких аулов, Шиназ - из пяти. Л. И. Лаврова полагает, что селение Рутул существует давно. На одном из его улиц им было обнаружено селище, возникшее ещё до VIII века. Однако первые сведения о местах проживания рутульцев появляются в трудах средневековых авторов. В частности арабский космограф XIII века Закария ал-Казвини упоминает рутульское селение Шиназ. «Хновская рать», то есть ополчение жителей селения Хнов упоминается в 1598 году, в числе союзников тарковского шамхала, но по литературным данным, Хнов существовал уже около 1560 года. Первые упоминания о селении Кича относятся под 1741 годом, Кина - под 1835, Борч и Джилихур - под 1838, Кала - под 1848, Хунюк, Уна, Вруш и Пилек - под 1856 годом. В XVII веке рутульцы частично переселились на равнины, ныне входящие в Азербайджан.

    Период феодализма

    Вплоть до присоединения к России рутульцы вели постоянные войны с соседями. Известно, что жители Рутула в 1432 году вместе с войсками султана Кара-Коюнлу Искандера совершили неудачное нападение на Цахур, но уже в 1495/96 году они вместе с цахурцами воевали против лезгинского селения Хурюг, помощь которому оказало другое лезгинское селение - Ахты. В 1536/37 году (или, по другому, известию в 1540/41 году) рутульцы и лакцы сожгли Ахты. Дербентские войска, очевидно поддерживающие ахтынцев, в 1541/42 году ограбили и сожгли Рутул. Вслед за этим, рутульцы в 1542/43 году вместе с кубинцами ограбили Ахты. Сословно-поземельная комиссия оставила сведения о родословной рутульских беков, составленной в 1873 году, согласно которой рутульские беки, начиная с Кази-бека, живут в Рутуле с 1574 года. К 1728 году относится первое упоминание о Рутульском магале, но не исключено, что он существовало и в более ранее время. Жители рутульских селений, в числе других народов Дагестана, оказали сопротивления вторгшимся в регион персидским войскам Надир-шаха. Предания гласят, что Надир-шах осаждал Рутул, но не смог его взять. Однако, согласно документам, отряд под командованием Аллаверди-хана в 1741 году овладел Рутулом, Лучеком, Ихреком, а потом и Кичой («Хачо»).

    В 1730-х годах рутульцы вели семилетнюю войну против лезгинского селения Хрюг и помирились с ним в 1739/40 году. В конце концов рутульцам удалось подчинить Хрюг и вместе с другим лезгинским селением Зрых присоединить к своему магалу. В XVIII веке рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, находившиеся до этого в составе Ахтыпаринского магала. Несмотря на это, два рутульских селения (Ихрек и Мюхрек) находились в составе Казикумухского ханства, а другие два - Хнов и Борч, и после включения Южного Дагестана в состав России, оставались под властью Ахтыпаринского магала.

    Россия и советский период

    Нынешний Рутульский район являлся одним из наиболее глухих уголков дореволюционного Дагестана. В 1926 году грамотных среди рутульцев было всего 4,2%, большинство из которых могли лишь механически прочитать суру Корана и кое-как расписаться по-арабски. Перепись 1926 года зафиксировала только 41 рутульца, знающих русскую грамоту, в том числе только 1 женщину. До 1955 года в школах обучение у них велось на азербайджанском языке, а с 1955 года по желанию рутульцев и цахур занятия стали вестись на русском языке. В 1991-1992 гг. осуществлён перевод начального обучения на рутульский язык. Ныне среди них нет неграмотных людей.

    Проведённая в 1926 году перепись населения зафиксировала в СССР 10 495 рутульцев, все в сельской местности. В 1929 года был образован Рутульский район. По переписи 1959 года в СССР проживало 6732 рутульца.

    Религия

    Верующие рутульцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).

    Язык

    Рутульцы говорят на рутульском языке, относящийся к лезгинский ветви нахско-дагестанских языков. Наиболее ему близки цахурский, крызский и будухский языки. С близким ему цахурским языком образует рутульско-цахурскую подгруппу. В рутульском языке выделяются четыре основных диалекта: собственной рутульский, шиназский, мухрекско-ихрекский и борчинско-хинавский. Примечательно, что отличия в говорах наблюдается не только среди селений, но и внутри одного и того же селения. Например, в Рутуле жители квартала Ахе называют воду «гье», а жители квартала Фурахе - «гьед»; у первых ковёр именуется «кеден», а у вторых «хьеден» и так далее.

    Письменность

    До революции рутульцы пользовались арабским письмом. После установление Советской власти в рамках языковой политики поднимался вопрос и о создании рутульской письменности. 10 августа 1990 года вышло Постановление Совета Министров Дагестанской АССР о введении статуса письменности на базе кириллицы (русской графики) для агульского, цахурского и рутульского языков и утверждение алфавитов для этих языков. В настоящее время рутульский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан.
    Все рутульцы двуязычны, большинство населения владеет тремя и более языками. Языками межнационального общения для рутульцев являются русский.
    В 2006 году Семедовым С. А. и Джамаловым К. Э. выпущен рутульско-русский словарь (ихрекский диалект). Проф. Джамалов К. Э. является составителем грамматики рутульского языка на основе кириллицы.

    Культура и быт

    Основные занятия - животноводство (отгонное овцеводство и разведение крупного рогатого скота) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры - рожь, яровая и озимая пшеница, полба, ячмень, просо. Традиционные домашние промыслы - ковроткачество, сукноделие, производство шерстяной вязаной обуви, войлока, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и другое. Село Шиназ ещё в средневековье славилось своим ремеслом. Шиназские ремесленники изготовляли оружие, кольчуги (дир), панцири (джавашин) и другие виды вооружения.

    Традиционная одежда

    Рутульская традиционная одежда похожа на одежду других народов южного Дагестана. Одежда мужчин: рубаха туникообразного покроя (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор - папаха из длинноворсной овечьй шкуры (бармак), обувь - вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда - распашной длинный халат - валжаг. В пограничных с Азербайджаном селениях - короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор - мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь - вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде присутствовали серебряные украшения.

    Национальная кухня

    Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Наиболее распространённые блюда: гырц (пирог с мясом или травой), хинкал разных форм и размеров, гырцбыр (курзе), пицца, шашлык, плов, дулма (голубцы), просяная и толоконная каши, пироги с различными начинками.
     
    ИванДата: Вторник, 2020-12-08, 23:10 | Сообщение # 9
    Lek
    Группа: Администратор
    Сообщений: 110
    Награды: 0
    Репутация: 0
    Статус: Offline
    Народ в Российской Федерации, в Дагестане. Язык рутульский лезгинской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков. Численность - 19503 человек.
    Самоназвание рутульцев: мыхадбыр, мюхадар, народ в Российской Федерации. Коренное население Дагестана. Живут также в Азербайджане (Нухинский район). Общая численность - 19,5 тыс. человек.

    Говорят на рутульском (или мухадском) языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский. Разрабатывается письменность на русской графической основе.

    Ранняя история рутулов, как и всех лекских (лезгинских) народов, связана с государственным образованием Кавказская Албания, образовавшейся в IV в. до н. э., куда входили лезгинские народы Южного Дагестана, известные под общим названием «леки». Впоследствии рутулы вошли в состав «Лакза» (страна лезгин) - одного из крупных политических объединений Южного Дагестана, сформировавшегося в конце VI - начале VII века. С VIII века рутулы подвергались политике насильственной исламизации.

    Археологические памятники до албанского и албанского периодов на территории рутулов пока не обнаружены, а самый ранний памятник относится к VI-VII вв. Поэтому существует версия, что племена гаргары, которые жили в Закавказье на территории современного Карабаха, и являются предками нынешних рутулов и цахуров.

    К X-XI вв. на территории рутулов прочно укрепил свои позиции ислам, о чем свидетельствует огромное количество куфических надписей, найденных на территории Рутульского района.

    Так, интересным представляется тот факт, что в процессе исламизации Южного Дагестана внуки легендарного арабского завоевателя Абу-Муслима, согласно некоторым источникам, остались здесь на постоянное жительство. В IX-X вв. рутулы как и другие народы Южного Дагестана испытали политическое, экономическое и культурное влияние Ширвана. В XVII веке на территории рутулов существовал союз сельских обществ (Рутульский магал), который объединял не только рутульские, но и некоторые цахурские и лезгинские селения. В XVIII веке к Рутульскому «вольному» обществу (Рутульскому магалу) были присоединены ряд лезгинских селений. Однако власть рутульских ханов над присоединенными лезгинскими селениями была недолгой. Притесняемые рутульской знатью они перешли вскоре под покровительство Сурхай-хана Казикумухского. В XVI-XVII вв. рутулы, вместе с другими народами Южного Дагестана оказали упорное сопротивление турецким и иранским захватчикам, пытавшимся подчинить своей власти горные районы. В 40-х гг. XVIII века рутулы отчаянно боролись с войсками Надир-шаха. Население Рутула вело против захватчиков партизанскую войну.

    В 1812 г. рутулы были присоединены к России. В 1820 г. рутулы считались состоящими в зависимости от России и обязаны были уплачивать ежегодную подать в сумме 500 рублей, что ими не выполнялось. В 30-40-е гг. XIX века рутулы, под предводительством Агабека принимали участие в вооруженном восстании против законной власти.

    В 1928-1929 гг. в Дагестане округа и участки были заменены районами. В Рутульский район вошли все рутульские села (за исключением Хнова), цахурские аулы, два лакских селения - Аракул и Верхний Катрух, четыре лезгинских - Хлют, Лакун, Играх, Иче, одно аварское - Кусур. Рутулы принимают активное участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики. Они представлены в Государственном совете, Народном собрании и Правительстве Дагестана.

    Религия рутулов - ислам суннитского толка. Наряду с ним бытовали и элементы других религиозных воззрений. У рутулов, как и у практически всех лекских (лезгинских) народов, до последнего времени сохранились языческие верования, поклонение «священным» местам: горам, рацам (уджа), некоторым могилам «святых», над которыми сооружались так называемые «пиры» - места, где в землю втыкали жерди с привязанными к ним лоскутками ткани и платками. На «уджа» жители селений носили «садакьа» (милостыню), резали коров, баранов, а мясо раздавали по домам.

    Основные занятия - животноводство и пашенное земледелие. Возделываемые культуры - яровая и озимая пшеница, рожь, ячмень, просо, полба. Традиционные домашние промыслы - сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и др.

    Преобладающей формой семьи у Рутульцев была малая. Наиболее крупной родственной группой был тухум во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и т.д. Селения строились в труднодоступных местах. Для усиления обороноспособности возводились крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни.

    Одежда мужчин: тунико образного покроя рубаха (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор - папаха из длинноворсной овчины (бармак), обувь - вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда - распашной длинный халат - валжаг; в пограничных с Азербайджаном селениях - короткая, до бeдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор - мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь - вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде значительное место занимали серебряные украшения.

    Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб из пресного и кислого теста. Наиболее распространенные блюда: хинкал разных форм и размеров, просяная и толоконная каши, пироги. Среди национальных праздников самый большой годовой праздник - эр - знаменовал начало весны и календарного года. Театрализованным маскарадным представлением завершался сельский праздник в конце зимы. Развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы, поговорки, ашугская поэзия.
     
    ИванДата: Четверг, 2022-03-24, 20:57 | Сообщение # 10
    Lek
    Группа: Администратор
    Сообщений: 110
    Награды: 0
    Репутация: 0
    Статус: Offline
     
    Форум » Руту́льцы (МыхIаІбыр) » Руту́льцы (МыхIаІбыр) » Народ рутульцы. Рутульцы (Рутульцы – маленький народ с большой историей.)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: