[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Лезгинские народы » Лезгинские народы » Арчи́нцы (Арчи́нцы (самоназвание — аршишттиб , авар. рочисел , лакск.)
Арчи́нцы
ИванДата: Среда, 2021-02-24, 17:30 | Сообщение # 1
Lek
Группа: Администратор
Сообщений: 110
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Арчинцы — малочисленный народ Дагестана. Парадоксальность положения арчинцев среди своих соседей состоит в том, что по языку их сближают с лезгинами, по этниче­скому самосознанию - с аварцами, по культуре - и с аварцами, и с лакцами. Так кто же такие арчинцы на самом деле? Давайте разбираться.

Арчинцы такой же древний автохтонный народ Дагестана, как и другие. Жестко увязывать их происхождение с каким-то другим конкретным дагестан­ским этносом бессмысленно.

Арчинцы — аварцы или лезгины?
Территория расселения арчинцев
Впервые арчинцы упоминаются в исторической хронике Мухаммеда Рафи из Ширвана, относящейся к периоду не ранее конца XIII — не позднее XVI веков. Самоназвание народа «аршишттиб», «арша», что переводится как «выходцы из равнины».

Профессор Сергеева Г.А. предполагает, что очень давно предки арчинцев и лезгин жили вместе, но потом первые отделились и ушли в горы, которые граничили с землями аварцев и лакцев. Благодаря этому арчинцы сочетают в себе традиции и обычаи множества народов. В облике и одежде можно увидеть афганские черты.

Арчибские девушки
Арчибские девушки
По народным преданиям арчинцев, их народ прежде занимал большую территорию, но в результате войн с аварцами и лакцами вынужден был уходить со своих земель, его численность сокращалась в результате битв, уводов в плен и ассимиляции. В результате последнего столкновения с аварцами арчинцы вынуждены были оставить своё главное село и свои земли, расположенные на месте современного села Читаб, уйти выше в горы на свои прежние хутора и обосновать там своё главное село Арчиб. Сейчас арчинцы поживают в бассейне реки Хатар, в сёлах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района.

Арчинцы — аварцы или лезгины?
По данным на 1926 г. арчинцев насчитывалось 900 человек. В на­стоящее время, по оценочным данным, их численность составляет примерно 1200 человек.

До первой трети XX в. арчинцы имели одно селение - Хеьреь (авар. Рочиб, рус. Арчиб), в котором по прежним адатам разре­шалось жить только три летних месяца в году. Остальное время они жили на ху­торах (духхурум ) с капитальными хозяйственными постройками и жилищами. Вокруг “духхурум” располагались зимовья для овец - малъи.

Арчинцы — аварцы или лезгины?
После установления советской власти и особенно в связи с коллективизаци­ей и изъятием в 1930-е годы по решению правительства Дагестана части гор­ных пастбищ арчинцев в пользу хозяйств Гунибского и Лакского районов систе­ма расселения претерпела кардинальные изменения.

Арчиб - основное селение арчинцев - обезлюдело и превратилось к 1944 г. в груду “полуразрушенных покинутых жилищ, причудливо вырисовавшихся своими контурами по верху гребня” (Шиллинг , 1993. С. 229). В нем осталось все­го 45 из 258 хозяйств. Их обитатели перешли на постоянное жительство на ху­тора. Последние разрослись и превратились в селения. Это К1ала, Лъатта, Къе- сер, Хилихъ, Алшуна, Къубакъ (в русской транскрипции соответственно Ка- либ, Хитаб, Кесер, Хилих, Алчуниб, Кубатль), за которыми до сих пор сохрани­лось название “духхурум”, несмотря на то что они крупнее сел. Арчиб.

Улица в Хере
Улица в Хере
После коллективизации и раскулачивания одна часть арчинцев (окодо де­сятка семей) была* выселена в Гунибский р-н (селения Салта, Кудали, Кегер и др.), четыре семьи отправлены в Киргизию и т.д. Другая часть, обеднев за по­слевоенные годы, была вынуждена искать приют за пределами родного селе­ния. Таким образом, около 30 семей (т.е. почти каждая десятая) живут в насто­ящее время в Киргизии, Азербайджане, а также в Гунибском, Тляратинском и Хивском районах Дагестана.

Еще с XIX в. арчинцы оседали в Кумухе и других лакских селах, куда они обычно прибывали в качестве служителей культа, овцеводов, ремесленников (каменщики, столяры). Ныне в Лакском районе живут более 10 семей арчинцев. С начала 1960-х годов они стали селиться в городах Махачкале (15 семей), Буй­накске (1), Кизляре (6).

Мариям Загирудинова, 90 лет
Мариям Загирудинова, 90 лет
Климатические условия на территории традиционного расселения арчинцев характеризуются холодной зимой и коротким летом. Имеются хорошие альпий­ские и субальпийские пастбища, однако пригодной для пашни земли мало. На территории арчинцев находится часть Чародинского государственного охот­ничьего заказника - здесь водятся дагестанский тур, дикая коза, серна, волк, ли­са, заяц, кавказский улар (горная индейка), каменная куропатка. Река Хатар бо­гата ручьевой пятнистой форелью.

Сравнивая арчинцев с аварцами, Шиллинг писал: «отличия арчинской культуры подмечаются самими аварцами, когда они говорят об арчинском способе доения овец (аварцы доят в бурдюк, арчинцы в котел) и об арчинском способе сушки мяса (у аварцев на солнце, у арчинцев в тени), считая свои приемы менее совершенными». На эти отличия указывает и Сергеева. А Мусаев Г. М.-С. В книге Рутулы (XIX – начало XX вв.) подчеркивает: «Способ доения у рутулов сходен с лезгинским и арчинским, но в корне отличается от аварского, даргинского и лакского доения в бурдюк (традиционный способ кочевников)».

Арчинцы — аварцы или лезгины?
В XIX в. арчинцы контактировали преимущественно с лакцами. Арчиб входил в состав Казикумухского ханства. Знаменитый в Дагестане Кумухский базар был основным для арчинцев местом торговли. Из записанных нами рассказов следует, что еще в середине XX в. арчинцы ходили туда по пешеходной тропе. Это был основной путь, по которому можно было попасть в Арчиб. Регулярных же контактов с аварским населением на протяжении XIX в. не засвидетельствовано.

В XX в. значимость контактов с лакцами стала падать, следствием чего явилась утрата владения лакским языком. С установлением советской власти, в 1929 г., был образован Чародинский район, в состав которого вошел Арчиб.

Одежда и ремесла
Материальная и духовная культура арчинцев содержит много особенностей, которые не имеют явно выраженных параллелей с другими культурами, делающих ее уникальной. Определенное количество черт сближает арчинскую культуру с аварской и лакской.

Арчинская люлька
Арчинская люлька
В основном, это заимствования у соседних народов, но видимо какие-то элементы были восприняты последними у арчинцев, в первую очередь это касается аварцев. Однако имеется огромный пласт культуры, роднящий арчинцев с народами лезгинской группы.

Описывая традиционный головной убор дагестанских женщин Булатова А.Г. в фактически выделяет в отдельный тип чохту лезгинских народов: «Труба или мешочек с незашитыми концами… явились основой головных уборов лезгинок и представительниц всех лезгинских народов, а также арчинок. В процессе развития первоначальная форма несколько усложнилась за счет большего или меньшего размера натеменной вставки».

Женщины носили одежду, которая отличалась от костюма других дагестанок. Характерна специфичная, несимметричная вышивка, нашивка, покрытая монетами, наносили ее на головные уборы. Надевали платье-рубаху, которое два раза подпоясывалось цветным кушаком из материи, завязывали его спереди платья узлом. Вместе с платьем носили широкие длинные штаны.

Арчинцы — аварцы или лезгины?
У некоторых арчинок были праздничные платья «бузма», зауженные в области талии. Обувь шили из войлока или кожи, на голову надевали «чухту» — мешочек, в который прятали волосы, заплетенные в косу. Сверху на голову накидывалось покрывало. Под влиянием лакцев, арчинцы полюбили покрывала оранжевого цвета.

Арчинцы — аварцы или лезгины?
Дополняли костюм украшениями из латуни, серебра и меди. Женщины носили ожерелья, браслеты, кольца, серьги, нагрудные украшения, пряжки к поясам, к чухте надевали подвески.Мужчины надевали рубаху туникообразного кроя, штаны с широким шагом, бешмет, черкеску, папаху из каракуля или овчины, овчинную шубу-накидку свободного покроя с ложным рукавом «раьгьуь» и без рукава «парттукь», бурку. Носили обувь из сыромятной кожи, войлочные и мягкие кожаные сапоги.

Арчинцы — аварцы или лезгины?
Из ремесел было развито изготовление паласов с шерстяным лохматым начесом, шерстяное ткачество, выделка сукна для одежды, резьба по дереву, изготовление посуды, орудий труда, утвари.

Из традиционных искусств развитие получила художественная резьба по де­реву, главным образом трехгранно-выемчатая. Наиболее распространены со­лярные, а также геометрические мотивы, реже - растительные узоры. Резьбой украшали деревянные сундуки, лари, люльки, кружки, мерки, поставцы, ложки, вилки и другую утварь и посуду.

Арчинский пандур
Арчинский пандур
О ковроткачестве арчинцев упомянул Козубский Е.И. в своей «Памятной книжке Дагестанской области 1895 года». Шиллинг еще до своей работы по арчинцам опубликовал в журнале «Советская этнография» (№4-5, 1936) статью «Ковроткачество Дагестана», в которой он проводит определенную систематизацию данного промысла.

Ссылаясь на выделенные ранее Козубским округа, в которых имеется производство ковров и паласов, он уточняет этнический состав ковроткацких аулов – в Казикумухском округе это арчи (т.е. арчинцы). Территориальное размещение «ковровых пятен» он сводит к трем основным группам ковровых районов.

В первую группу, названную им южной нагорной наряду с лезгинами, табасаранцами, арчи, самурскими народностями (к которым он отнес рутульцев, будухцев, крызов, джеков он включает и арчинцев. По сути, в отдельную группу он выделил ковроткачество лезгинских народов, в том числе и арчинцев.

Арчинский язык
Язык арчинский относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Это одноаульный, нелитературный и бесписьменный язык. Среди арчинцев распространены также аварский и лакский и русский языки.

У арчинцев есть легенда о происхождении их языка:

Бог создал народы и языки; языков было гораздо меньше, чем народов. Бог на несколько народов выдавал по одному языку, но все народы отказывались от языка самого трудного в свете, который и достался самому небольшому народу в свете: язык арчинский и народ арчинский.
Безусловно, арчинцы подверглись определенному языковому влиянию со стороны лакцев и аварцев, но это произошло относительно поздно и, скорее всего, в гораздо меньших масштабах, чем утверждают отдельные ученые.

Арчинцы — аварцы или лезгины?
Об этом свидетельствуют работы в области сравнительно-исторического языкознания. Воссоздание пралезгинской фонологической системы Старостиным С.А. показало развитие отдельных фонем в разных лезгинских языках, начиная с пралезгинского состояния.

Наличие в арчинском языке ряда фонем, в частности, латеральных аффрикат, отсутствующих в других лезгинских языках (включая отделившийся до обособления арчинского удинский язык) свидетельствует не о заимствовании их арчинским у соседних языков, а о сохранении черт исходной фонологической системы, которая в остальных случаях подверглась изменениям.

Арчинцы — аварцы или лезгины?
В дальнейшем последовательная реконструкция праязыковых форм северокавказских языков, позволившая Старостину С.А. и Николаеву С.Л. создать этимологический словарь этих языков, достаточно определенно установила место арчинского языка среди лезгинских. Кстати говоря, в арчинском языке сохранилось немало слов, восходящих к пралезгинскому языку, но исчезнувших в других лезгинских языках.

Использование лексического фонда арчинского языка позволило ученым составить более полную картину пралезгинского состояния, уточнить особенности развития лезгинских языков, восстановить первоначальную этимологию отдельных лексем (ср. лезгинское слово лацу – белый с арчинским лацут – железо, они восходят к пралезгинскому *lac:V-, которое в свою очередь произошло от прасеверокавказского *lŏʒV̄ - блестящий металл).

Арчинцы — аварцы или лезгины?
Утверждения о том, что якобы 20 % слов в арчинском языке заимствованы из аварского никак не соответствуют действительности, подавляющее большинство из них имеют общее происхождение и восходят к лексическому фонду правосточнокавказского языка.

Проверяя гипотезу о роли аварского в качестве языка межнационального общения для арчинцев, к которой апеллирует ряд исследователей, обосновывающих принадлежность арчинцев к аварцам Добрушина приходит к однозначным выводам: «Одно из исходных предположений нашего исследования состояло в том, что раньше арчинцы интенсивнее общались внутри своего района и выучивали аварский язык в процессе общения, то есть так, как они выучивали лакский. Если бы это предположение было верным, то старшее поколение владело бы диалектным аварским языком. Однако даже самые старшие из опрошенных нами арчинцев сказали, что говорят только на литературном аварском языке; их домашние подтвердили этот факт». Она также ссылается на свидетельство известного исследователя арчинского языка Кибрика А.Е, который в 1968 году встречал арчинцев, не знавших аварский язык или знавших его хуже лакского.
Прикрепления: 9539622.jpg (76.4 Kb)
 
Форум » Лезгинские народы » Лезгинские народы » Арчи́нцы (Арчи́нцы (самоназвание — аршишттиб , авар. рочисел , лакск.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: