Новый период исламизации

Ислам распространялся в Дагестане путём государственной политики шамхала. Согластно арабской надпеси в с. Ашты, в XIV в. при распространении в Зирих-Геране ислама активную роль играл Бадр-шамхал Казикумухский, построивший там с этой целью мечеть. О распространении ислама в Дагестане в «Тарих Даестан» даются сведения: «Все эти хараджи удостоверены и зафиксированы в тарихе, в селении Гази-Гумук. Их придерживались при начале ислама в Дагестане. Что же касается селений Чох, Согратль, Обох, Мегеб, Гамсутль, Кудали, Кухуриб, Салта, Корода, Гуниб, Хоточ, Гонода, Хиндах, Ругуджа, то эти селения были обложены джизьей только в размере одного быка с каждого их селения в год назначения шамхала за то, что они добровольно приняли ислам. Все названные селения получили единое название Андалал ввиду освобождения их от хараджа при свидетельстве эмиров Гази-Гумика и их алимов». Согласно Али Каяеву «жители Андалала приняли ислам одними из первых в Дагестане».

В результате исламской деятельности Кази-Кумуха принимают ислам карахцы, через сорок лет принимают ислам гидатлинцы (1475 год). Гидатлинский союз после принятия ислама становится одним из очагов распространения религии в соседних частях Аварии. Б. Малачиханов отмечал что этот союз ориентируясь на Кумух, как на базу ислама, определенное время «играет роль форпоста в сторону племен Бегал и Чемал в районе Андийского Койсу». Историк В. Гаджиев пишет: «в период подъема, шамхальство превратилось в очень крупное по масштабам средневекового Кавказа государство, объединившее все народы Страны гор».

В 1430 г. Гази-Кумух являлся важным центром мусульманской учености в Дагестане. Гази-Кумух был столицей Дагестана и не удивительно, что здесь оказался приехавший издалека ученый-правовед Ахмад бин Ибрахим бин Мухаммад ал-Газигумуки ад-Дагестани ал-Хасани аль Шафии, умер в 1450 году. Это был крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане. До переезда в Гази-Кумух он был преподавателем и кадием в университете Аль-Ахзар в Каире. Некоторое время жил в Йемене, затем по приказу правителя Египта прибыл в вилайат Гази-Кумух. С декабря 1434 года Ахмада аль-Йамани жил в Гази-Кумухе, где у него родилось пятеро детей. Ахмад аль-Йамани играл заметную роль в политической и духовной жизни Гази-Кумухского шамхальства. На «йеменском кладбище» хоронили погибших и умерших йеменских проповедников ислама.

В XV в. в шамхалам удаётся завершить просвещение Дагестана и, консолидировав под знаменем ислама силы всех дагестанских горцев, направить их энергию на внешнюю войну. Походы на «неверных» Грузии и Черкесии становятся регулярными. Лакцев называют «гъази-къумукъ», где гази в воитель ислама. В этот период Казикумухское Шамхальство становится наиболее крупным и могущественным государством Кавказа, выходящим на севере к среднему и нижнему Тереку, а на юге включающим Шабран. Мехмет Эфенди пишет об избрании шамхала, что члены шамхальского дома «следуя древним обычаям своих предков отправляются в Кази-Кумух. Здесь на собрании князей и происходит избрание нового шамхала». Также избирался «крым-шамхал», то есть вице-шамхал, от лакского «къирив-шамхал». Лаудаев У. писал, приняв ислам «чеченцы согласились платить ясак шамхалу, называвшемуся валием Дагестана». Также «Мичикичь (Чечня) является владением шамхала».

По данным турецких источников войско шамхала в этот период насчитывает около 87 тыс. человек. В своём «Завещании» Андуник-нуцал (1485 год), оценивая военную мощь феодальных владетелей Дагестана, писал: «100 тысяч мужей в войске падишаха ал-Гумуки». Можно перечислить следующие княжества входившие в состав Шамхалата на определённых условиях: Казикумухское, Тарковское, Дербентское, Кайтагское, Аварское, Табасаранское, Кубинское, Нухинское, и княжество Мичикичь. В зависимости от шамхала были и Кабардинские князья. Эти княжества охватывали весь Северо-Восточный Кавказ и часть Закавказья, что несомненно представляло собой исламизированную Кавказскую Албанию. Как писал академик В. Бартольд «шамхальство Гази-Гумуков распространяло свое господство из своей горной страны в северо-восточном направлении до самого побережья в Х в ХVI веков».

В 1447 г. на трон Персии восходит сефевидский Шах Джунейд, предводитель кызылбашей, который решил завоевать Ширван и Дагестан. Правитель Ширвана Халилулла обратился за помощью к Казикумухскому шамхалу. В 1456 г. у реки Самур произошло сражение между войсками Джунейда и объединённых войск Казикумухского шамхала. Войско персов было разбито, где был убит и сам Джунейд. В 1456 г. последовавший сефевидский правитель Гейдар захватил Дербент и оттуда стал совершать набеги на прибрежные районы Шамхальства. В 1488 г. в Табасаране в ходе кровопролитной битвы Шах Гейдар потерпел поражение. Правитель Ширвана Алгас-Асхар Мирза при поддержке Казикумухского шамхала поднял мятеж против власти сефевидов, но после подавления мятежа отступил в 1547 г. в Кази-Кумух. В 1549 г. в Ширване вновь произошел мятеж против сефевидов, возглавляемый Бурхан Мирзой, который позже ушёл в Кази-Кумух. Но в последующие годы, Кази-Кумух и Ширван стали соперничать за гегемонию в Северном Азербайджане.

В 1553 году, князь Мухаммед сын шамхала Умал-Мухаммеда, был убит зимой «в сражении с неверными Черкессии». Умал-Мухаммед был отцом двух известных братьев в Сурхая и Будая. Айтберова Т. замечает что потомков Сурхая мы видим только на равнине (Илдар-шамхал, Гирей Тарковский и т. д.), а потомков Будая только в Кази-Кумухе. В дагестанской историографии принято считать, что шамхалы переселились на плоскость из Кази-Кумуха в Тарки не позже ХVI века. До 40-х годов ХVII в. шамхалов продолжали хоронить в Кази-Кумухе на шамхальском кладбище. Последняя из шамхальских могил принадлежит Сурхай-Шамхалу и датируется 1641 годом. В это время шамхальский дом являлся древнейшей мусульманской династией в Дагестане, с которой роднились князья Кабарды и Балкарии.

Исмей-Гаджи Гусейнов (к.и.н.) пишет: «Между сефевидским Ираном и Казикумухским шамхалом установились союзнические отношения, которые были скреплены браком между шахом и дочерью шамхала. Вместе с невестой в Иран отправилась гвардия во главе с сыном шамхала Султаном, от этого брака у шаха родились дочь Перихан-ханум и сын Сулейман-мирза».

В XV-XVI веках был период наивысшего могущества Казикумухского шамхальства. Шамхал собирал налоги зерном и скотом с населения Северного Азербаджана, Дагестана и Чечни. Шамхал представлял интересы своего государства на переговорах с другими правителями. В период военных действий являлся предводителем армии. С шамхалом считаются великие державы того времени: царская Россия, османская Турция и сефевидский Иран. Шамхальская династия заключает династические браки с правителями Ирана, Кахетии и Крыма. Все дагестанцы именуются как «лезгины», что было связанно с лакскими правителями Дагестана.

Категория: Лакцы | Добавил: Администратор (2015-08-16) | Автор: Новый период исламизации
Просмотров: 470 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]