Лакз и Серир

С VII по XII вв. образовавшееся общедагестанское государство известно как «Серир», что на арабском языке значит «трон». Согласно Минорскому, «Серир отнюдь не оригинальное название этой страны, а всего лишь сокращение от титула сахиб ас-Серир, которое арабы дали местному властителю». Арабский историк Йакут, также Ал-Масуди, называют это государство как царство «Лакз», то есть лакское царство. Отдаление Серира от царства Лакз является ошибочным. Грузинсий историк Леонтий Мровели называет эту страну «Лекетия» (страна леков, то есть дагестанцев), за которым, согласно этнологу-кавказоведу А. В. Гадло «скрывалось конкретное наименование Серира». Царство Серир, согласно проф. В. Г. Гаджиеву, и также В. М. Бейлису, было общедагестанское государство фигурирующее во всех источниках в ряду с Царством Алан, Хазарским Каганатом и Киевской Русью.

Ибн Хордадбек сообщает, что среди 360 замков или укреплений в горах был и город «Баб сахиб ас-серир», то есть город владетеля трона. Главной столицей Серира был город Кумух (Алал и Гумик), в виду того что резиденцией шамхала стал Кумух. В арабских источниках пишется что Гумик это крепость и казнохранилище царя Серира. Ибн Русте сообщает: «У царя Серира есть крепость, называемая Алал и Гумик, находятся на вершине горы, имеет четыре фарсаха в длину и столько же в ширину, окружает его стена из камня. Она недоступна и в ней находится казнохранилище царя. Крепость эту вручил ему Ануширван». Это также подтверждает и ал-Куфи. В другом описании Ибн Русте пишется: «Крепость царя стоит на вершине горы. У царя есть золотой трон».

Профессор М. Курбиев пишет: «Столица Серира — Кумух, была разрушена татаро-монголами в 1240 году. Этот вывод подтверждается информацией всей дагестанской историографии». Пишется что «близ Серира находится владение Зерих-Геран». В работе Худуд ал-Алам пишется что Хайдак являлся резиденцией «сипах-саларов» (военачальников) царя Серира.

В Кумухе была крепость Ануширвана. Согласно М. Курбиеву, была также и вторая крепость, построенная еще в IV веке лакским царем Шергиром. Находилась недалеко от Кумуха. Следы этой крепости легко просматриваются сегодня в развалинах: «это оголившиеся в отдельных местах каменные стены крепости трехметровой толщины, по которым свободно может пройти повозка; остатки трех круглых по форме огромных фундаментов башен в верхней северной части городища. Башни, вероятно, были симметрично, одна большая посередине и две маленькие по бокам, встроены в стену».

Завоевание Серира арабами было долгим и трудным, а их власть краткосрочной. Арабский историк Табари пишет о паходах Джарраха в 722 году: «Арабы разбив хазар в южном Дагестане, проникли в горы Дагестана и преодолели сопротивление жителей Хамзина и Гумика, разрушили и разграбили в результате карательных походов Кайтаг и Табасаран»[49]. Персидский историк Балами пишет, что в 722 г. полководец Джаррах «позвал одного из своих приближенных, дал в его распоряжение три тысячи воинов и сказал ему: иди в сторону Кайтак, разоряй там все что встретишь, убивай каждого, кто вздумает оказать сопротивление вам и вернись ко мне до восхода солнца». В «Дербент-наме» упоменается лакский царь, «владыка страны ал-Лакз» по Ибн Асаму ал-Куфи, который в период Джарраха был в союзе с хазарами и оказывал активное сопротивление арабским завоевателям.

Масламе в 733 г. удалось захватить важные центры в Дагестане как Кумух, Кайтак и Табарсаран, но удержатся в горах ему не удавалось. Под натиском хазар от власти арабов отошли Лакз и Ширван, то есть Дагестан и Азербайджан.

В 738 году, арабы на покорение Восточного Кавказа назначили полководца Марвана ибн Мухаммада. Марван встретил в Дагестане мощные крепости и упорное сопротивление населения, на преодоление которого пришлось затратить семь лет. Из Шаки, Марван стал продвигаться в горы Серира и столкнулся с лакским Кумухом где произошли бои с Марванов. Владетель Серира бежал от Марвана и укрепился в крепости где Марван приступил к осаде, и как пишет Ал-Куфи, «Марван оставался у ворот этой крепости полный год». Между Марваном и владетелем Серира было заключено перемирие, и Марван обязал царя Серира выплачивать дань.

Согласно сообщению Халифа Ибн Хаййата, иранского автора IX в. о походах арабского полководца Марвана в 30-е гг. VII в., приводимое А. Р. Шихсаидовым: «Он (Марван) прибыл в крепость Серира, убивал и пленял там. Затем он прибыл во вторую крепость, убивал и пленял. Затем он вошел в Гумаск, крепость, в которой резиденция правителя, где жил и малик Серира. Потом правитель бежал оттуда и вошел в укрепление Ханзадж, где находится золотой престол. Марван осаждал эту крепость и зиму и лето, и правитель Серира заключил с ним мир». Несомненно, что крепость Гумаск — это лакский Гумик авторов X в., и интересно заметить что эта крепость является резиденцией правителя Серира.

Ал-Куфи пишет что Марван ибн Мухаммад «призвал всех царей гор и к нему прибыли цари из Ширвана, Лайзана, Филана, Табарсарана», но царь Лакза отказался явится к Марвану. Марван выступил против царя Лакза и «разрешил своим воинам совершать набеги по стране лакзов и они начали опустошать, грабить и жечь». «Так продолжалось в течение года». Царь Лакза после длительной осады покинул свою крепость и направился к хазарам но позднее был убит. «Марван приказал надеть его голову на копье и выставить перед крепостью».

Война в халифате привела к полной независимости Серира от арабов. Попытка халифа Харун ар-Рашида (786—809 гг.) вернуть Серир встретила решительный отпор, а войска были обращены в бегство. Новосельцев А. П. пишет: «крупнейшим владетелем горного Дагестана был сахиб ас-серир». Отношения Серира с соседними исламскими эмиратами Дербентом и Ширваном были напряжёнными и с обеих сторон изобиловали частыми конфликтами. Царь Серира вмешивался во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку той или иной оппозиции. В этот период происходили междоусобные распри между тремя региональными державами: Дербентом, Лакзом и Ширваном. В Лакзе (Серире) дербентские эмиры порой находили себе убежище и поддержку во время внутренних неурядиц и внешней опасности со стороны ширваншаха.

В 851 г. Ширваншах напал на владетеля Серира. В 968 г. Ибрагим бин Марзубан занял Ширван и приказал эмиру Дербента Ахмаду, подчиниться. После этого, эмир ал-Баба в союзе с царём Серира напал на Ширван. Но затем «народ Баба» перебил серирцев. В 971 г. владетель Серира ответил военным походом и нанес поражение ал-Бабу. Дербентцы были перебиты. В 1064 г. по подстрекательству Ширвана владетель Серира заново напал на ал-Баб. Прослеживаются тесные контакты Серира и Алана сложившиеся на антихазарской почве, и между правителями двух стран был заключён договор. Говорится об матримониальных связях между княжескими семействами Серира и Алана, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. Исхак ибн Исмаил, правитель Тифлиса (830—853 гг.), был женат на дочери царя Серира.

Могущество Серира продолжало расти. Хазария все больше слабела и с началом Х века практически утратила политическое влияние на Восточном Кавказе. В этом была заслуга Серирской династии, как это пишет аль-Масуди: «Царь Серира с успехом воюет с хазарами и одерживает победы над ними, потому что они на равнине, а он в горах». Царь Серира носил такие титулы как «сахиб ас-серир» (владетель трона) и «хакан ал-жибал» (правитель гор). Стоит заметить что на территориях отваёванных у хазар царём Серира, впоследствии правителем становится шамхал Кумуха, который сделал своей второй резиденцией город Тарки на равнине, где территория лакского шамхала простиралась до реки Терек и охватывала часть Северного Кавказа до Кабарды. Серир охватывал обширную часть Восточного Кавказа и был мощным политическим образованием. Якуби пишет что в Арране 4000 селений и большая часть их принадлежит царю Серира. Согласно профессору А. Д. Даниялову, Ширван это древняя территория Серира. 

Согласно Ат-Табари в «Истории пророков и царей», Александр Македонский в IV в. до н. э., после Дербента и Кайтага посетил резиденцию царя Серира чтобы посмотреть на золотой трон. Трон царя Серира связывают с Хосроями Персии. Появление этого трона в Персии связанно с сасанидскими шахами которые заняв Дагестан должны были перенести его в Персию из-за войн с хазарами. В VII в. при нашествии арабских завоевателей, правитель персов Йездигерд III приказал отправить этот трон, вместе с одним из потомков Бахрам Гура, в горы Дагестана. Хашаев О. пишет что «Кумухское царство во главе с шамхалами существовало очень давно, видимо до появления в Дагестане арабов и было одним из сильнейших». О походе Александра к царю Серира пишет также Низами Гянджеви в «Искендер-наме». Эвлия Челеби (1666 г.) упоминает Серир в горном Дагестане и пишет: «когда пророк Соломон путешествовал по воздуху, то свой престол (серир) он установил здесь». Золотой трон пророка Соломона, жившего в X в. до н. э., упоменается в Коране.

Востоковед Сенковский О. И. пишет в своей работе: «Я не могу не сделать об Албании короткого замечания, которое может иметь свою за­нимательность для трудящихся над географией Кавказа. Много толковали о происхождении имени Албания. Весьма замечательно, что едва появились Аравитяне в Великой Армении, они тотчас перевели слово Албания двумя своими словами — Меджлис и Серир, которые оба значат престол. Следственно, Албан или Алван значило тог­да по-персски престол. Впоследствии Аравитяне попе­ременно употребляли, одно вместо другого, названия Се­рир, Албан, и даже Арран, иногда писали они Серир эль-дегеб — Золотой престол. Это относилось к преда­нию тех стран, что один очень древний царь Дагеста­на сделал было себе великолепный престол из чисто­го золота, и что царь персский, Беграм-Чубин, услы­шав об этом, пошел на него войною, победил и увез золотой престол его в Персию».

Очевидным является факт что царство Серир являлось Кавказской Албанией. Обширная территория царя Серира исключала возможность существования кокого-либо другого властителя на Восточном Кавказе. Следовательно, цари Серира были царями Кавказской Албании. Хамза ал-Исфахани, в период господства сасанидов, приводит наиболее распространенный титул владетеля Серира — «Варазан-шах», что связывается с именами царей Кавказской Албании, которые в армянском варианте начинаются как «Вараз». Баладзори приводит искажённые формы как «Вахрарзан-шах» и «Варахрар-шах». Ибн Русте даёт царю Серира имя «Авар», а Гардизи имя «Аваз». Аль-Куфи называет царя Лакза как «Авиз». Согласно ал-Масуди, владетель Серира был в родсвенных связях с шахом Персии Бахрам Гуром, жившим в первой половине V века, и занимавшимся строительными работами в Дербенте до Ануширвана.

Категория: Лакцы | Добавил: Администратор (2015-08-16)
Просмотров: 993 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]