Лакцы в XV-XVI веках

Во второй половине ХV века на политическую арену Кавказа вступает Османская империя. Сильнейшей региональной оппозицией становится Сефевидский Иран. Опорой сефевидов стали тюркские кочевые племена, получившие прозвище кызылбаши - красноголовые. В 1447 г. на трон Персии восходит сефевидский Шах Джунейд, предводитель кызылбашей, который решил завоевать Ширван и Дагестан. Правитель Ширвана Халилулла обратился за помощью к Казикумухскому шамхалу. В 1456 г. у реки Самур произошло сражение между войсками Джунейда и объединённых войск Казикумухского шамхала. Войско персов было разбито, где был убит и сам Джунейд.

В 1456 г. последовавший сефевидский правитель Гейдар захватил Дербент и оттуда стал совершать набеги на прибрежные районы Шамхальства. В 1488 г. в Табасаране в ходе кровопролитной битвы Шах Гейдар потерпел поражение. Правитель Ширвана Алгас-Асхар Мирза при поддержке Казикумухского шамхала поднял мятеж против власти сефевидов, но после подавления мятежа отступил в 1547 г. в Кази-Кумух. В 1549 г. в Ширване вновь произошел мятеж против сефевидов, возглавляемый Бурхан Мирзой, который позже ушёл в Кази-Кумухе. В последующие годы Ширван находился под покровительством шамхала Кази-Кумуха.

В ХVI в. между Турцией и Сефевидским государством начались войны. Правители обоих государств стремились привлечь Казикумухского шамхала на свою сторону, так как он являлся крупной политической фигурой на всем Кавказе.

Исмей-Гаджи Гусейнов пишет:Между сефевидским Ираном и Казикумухским шамхалом установились союзнические отношения, которые были скреплены браком между шахом и дочерью шамхала. Вместе с невестой в Иран отправилась гвардия во главе с сыном шамхала Султаном, от этого брака у шаха родились дочь Перихан-ханум и сын Сулейман-мирза.

В 1553 году, князь Мухаммед сын шамхала Умал-Мухаммеда, был убит зимой в сражении с неверными Черкессии. Умал-Мухаммед был отцом двух известных братьев - Сурхая и Будая. Айтберов Т. замечает что потомков Сурхая мы видим только на равнине, а потомков Будая только в Кази-Кумухе. В дагестанской историографии принято считать, что шамхалы переселились на плоскость из Кази-Кумуха в Тарки не позже ХVI века. До 40-х годов ХVII в. шамхалов продолжали хоронить в Кази-Кумухе на шамхальском кладбище. Последняя из шамхальских могил принадлежит Сурхай-Шамхалу и датируется 1641 годом.

В XV-XVI веках был период наивысшего могущества Казикумухского шамхальства. Шамхал собирал налоги зерном и скотом с населения Северного Азербаджана, Дагестана и Чечни. Шамхал представлял интересы своего государства на переговорах с другими правителями. В период военных действий являлся предводителем армии. С шамхалом считаются великие державы того времени: царская Россия, османская Турция и сефевидский Иран. Казикумухский дом шамхалов являлся древнейшей мусульманской династией в Дагестане, с которой роднились князья Кабарды и Балкарии, правители Ирана, Кахетии и Крыма.

Лакцы в XVI—XVII веках
В XVI в. шамхалы совершали переезды из Кази-Кумуха в свою зимнюю резиденцию — город Тарки, что дало начало ветви Тарковских шамхалов. Али Каяев пишет о шамхалах что сильная их ветвь переселилась из Гази-Кумуха на равнину. Титул шамхала в первой половины ХVI в. не был уже наследственным, а передавался по старшинству на собрании князей в Кази-Кумухе. С началом русско-дагестанских отношений, город Тарки становится важным политическим центром Казикумухского шамхала.

В 1556 году были установлены дипломатические связи с Московским государством. Мирное посольство шамхала привезло Ивану Грозному в числе богатых подарков доселе невиданного в Москве живого слона.

В 1557 г. князь Темрюк обратился к царю Ивану IV с просьбой принять Кабарду в русское подданство и помочь от нападений шевкальского царя. 

В 1560 году Иван Грозный послал своего воеводу Черемисинова И. с войсками из Астрахани морем против Казикумухского шамхала. Черемисинов высадился у Тарков, разбил отряд шамхала и захватил Тарки, но не решился здесь остаться боясь прибытия основных воинских сил шамхала из Казикумуха. Россия склонила на свою сторону князя Шихмурзу Окоцкого, который оказал немалые услуги противнику шамхала, князю Темрюку. Русское государство завоевав Казань и Астрахань, шло на Кавказ.

В 1557 г. наследник шамхала, крым-шамхал, обратился к России с просьбой принять его в подданство. Россия поддерживает мятежников способствуя тем самым распаду государства шамхалов. Последним шамхалом удерживавшим все земли был Чупан-шамхал.

В 1567 году, пытаясь помешать русским установить свою крепость у слияния Сунжи и Терека, Будай-шамхал и его брат Сурхай стали шахидами, как об этом свидетельствуют их могильные плиты на шамхальском кладбище в Кази-Кумухе.

В 1569 году в Кази-Кумухе шамхалом коронуется сын Будай-шамхала, Чопан. Царские инсигнии и сама церемония коронации, иранского образца: опоясывание мечом и венчание головным убором. Чопан-шамхал стал знаменитым царём всей Кавказской Албании. Территория Чопан-шамхала на севере простиралась за Тереком и граничила с Астраханским ханством. На западе эта территория включала Чечню и охватывала часть Кабарды. Чопан-шамхал имел союзников среди знатных родов в Кабарде, которые служили ему. На юге, владения Чопан-шамхала простирались до самой Шемахи, согласно И. Герберу. Имя шамхала должно быть персидским, известное как Джуван и произносимое тюрками как Чопан. Есть и другие формы как: Чупан, Джуфан, Чобин, Чопалов. Государство управлялось согласно исламским законам. Судебная власть принадлежала кадиям. Полицейские функции выполняли нукеры. Роль правительства играл диван. 

В 1570 году Чопан-шамхал со своими войсками идёт на захват Астрахани, предпринятом совместно с турками и крымцами. Город взять не удалось, войска отступили к Азову. Войска Чопан-шамхала разрушили отстроенную русскими крепость на Сунже, вторглись в Кабарду и приняли участие в сражении против войск союзника царя Ивана IV на стороне крымского хана Девлет-герея.

Крымский хан Девлет Гирей I в 1571 году захватил Москву, и ультимативно потребовал снести крепость, не позволявшую дагестанцам отправляться в хадж и вести торговлю. Вследствие этого крепость на Тереке, возведенная для защиты Кабарды и её правителя Темрюка от шамхала, была снесена. Однако, несмотря на снос крепости, продвижение русских на Кавказ к концу 1580-х годов возобновилось. 

В Персии при шахском дворе, в период торжеств, царь лезгинов имел почётное место рядом с шаховым престолом. Шамхал был среди знатнейших и сильнейших правителей и союзников шаха. Согласно А. Каяеву, влияние Чопан-шамхала на Кавказе было большим, так что он вмешивался в дела престолонаследия в Персии. Сестра Чопан-шамхала была замужем за Шахом Тахмаспом I (1524—1576). После смерти Тахмаспа I в 1576 г. на сефевидский престол вступил рожденный от грузинки Хайдар-Мирза. Ввиду этого Чопан-шамхал со своим войском вторгся в столицу Тебриз, сверг Хайдара, и посадил на трон своего племянника Исмаила, сына сестры. Он вошёл в историю Персии как Шах Исмаил II.

Исмаил II казнил многих аристократов Персии. В 1577 году при шахском дворе в Персии произошёл переворот. Шах Исмаил II был убит. К власти в Персии пришли враждебные суннитскому Кавказу, кызылбаши. Религией кызылбашей был суфизм. В XVI веке суфии-кызылбаши заключили союз с шиитами, и покорив весь Иран стали совершать набеги на суннитский Ширван, в прочем не опасные для Дагестана. Чопан-шамхал совместно со своим братом Тундж-Алавом, который был правителем Аварии, табасаранским беком Гази-Салихом, и в союзе с османской армией предпринял военный поход против кызылбашей, которые были полностью разгромлены и отступили за пределы Ширвана.

После выдворения кызылбашей из Ширвана, Чопан-шамхал установил дружественные отношения с Турцией, совершил визит в Турцию и был встречен в Султанчыке, в Восточной Анатолии с большими почестями полагавшимися главам государств. Чопан-шамхал был одарен многими дорогими подарками, в том числе почетным халатом, саблей и боевым конем с полным снаряжением. За заслуги в войне против кызылбашей шамхалу также были вручены знамена шитые золотом. Ибрагим Печеви сообщает что Осман Паша женился на дочери Тудж-Алав-бека, брата Чопан-шамхала». Чоран-шамхал обязался защищать Ширван. Имя Чопан-шамхала воспевалось на Кавказе в песнях. Якоб Рейнегс писал: «Весь Кавказ имел к нему почтение.

Конец 70-х годов ознаменовался войной Дагестана с Турцией. Шамхал стал понимать, что утверждение Турции в Шемахе может привести к потере независимости его государства. Шамхал вначале оказывал поддержку туркам в борьбе против Ирана, но в дальнейшем отказался от участия в войне с персами. Турки захватив Шемаху, стали совершать военные походы в горы. Джафар-паша подверг Кази-Кумух разорению. Эти грабительские походы подняли жителей дагестанских аулов с оружием в руках против турецких янычар.

В 1578 г. в Буйнаке умер Чупан-шамхал. А. К. Бакиханов пишет: Смутным было положение в Дагестане. Чопан-шамхал, владевший всем краем от границ Кайтага, Кюринского округа, Аварии, Черкесии и реки Терека до моря Каспийского, умер в Буйнаке. Его сыновья разделили между собою все владения. Эти события послужили первой причиной распада Шамхальства, и последовавшей междоусобицы дагестанских феодалов. 

В 1588 году грузинские послы Каплан и Хуршит сообщили русскому царю о набегах шамхала на Грузию, и настоятельно просили царя послать войска против шамхала, сообщая о феодальных распрях в шамхальстве. Грузинский царь Александр предоставил Москве все данные о количестве войск шамхала и план маршрута: Тюмень, Тарки, Казанищ, Казикумух, Цахур, советуя установить русские крепости в Тарках, Туралях, Бойнаке, а чтобы победить шамхала, необходимо захватить Кази-Кумух. В 1588 г. русские захватили Тюменское шамхальство на севере Дагестана. Тюмень охватывала современный Ставропольский край. Населением были ногайцы известные как улусы, платившие дань Казикумухскому шамхалу.

Казикумухский шамхал обратился к Турецкому султану за поддержкой, сообщяя о готовящемся союзе России, Персии и Грузии.

Тем не менее, войну 1589—1607 гг. с Московским государством Шамхальству удаётся выиграть: нападения 1590 и 1594 годов были отбиты, а в 1605 году занявшая равнинный и предгорный Дагестан русская армия (ок. 50 000 чел., в том числе 8000 стрельцов московского гарнизона), была выбита из крепостей на Сунже, Сулаке, города Тарки и других, а затем окружена и разбита на Караманском поле, 20 км к северу от Махачкалы. Все попытки армий царя Бориса Годунова завоевать Дагестанское Шамхальство завершаются поражением.

Вот что пишет об этом голландский купец Исаак Масса (1587—1635) в своём Кратком известии о начале и происхождении современных войн и смут в Московии: Царь Борис … отправил 50000 человек, в числе коих были также поляки и ливонцы, и они по большей части погибли… так что немногие вернулись; и в Москве были люди, рассказывавшие столько о тамошней стране и народах, что с избытком хватило бы на несколько книг, и они сказывали, что в некоторых местах встречали людей сильных, как великаны, которые никогда не расстаются с оружием, ни в поле за плугом, ни дома, и жилища их устроены в больших пещерах, ибо там много гор, и прекрасные долины притом, и в горах много скота… Тот, кто сообщил нам эти известия, был в походе поранен многими стрелами, и сообщил нам, что он с товарищами долго блуждал, прежде чем они достигли Каспийского моря… Итак, в Москву воротились немногие, ничего не достигнув.

Н. М. Карамзин добавляет:Сия битва несчастная для россиян… на 118 лет изгладила следы Российского владения в Дагестане.

По Стамбульскому договору 1590 года, между Османской империей и сефевидским Ираном, Дагестан признаётся под покровительством Султана из династии Османа. Этот пункт подтверждён договорами по разделу Кавказа в 1612 и 1619 годов. Казикумухский шамхал имел только союзные отношения с Турцией. Турецкие войска некогда не базировались в Дагестане, в отличие от других территорий Кавказа. Турция именовала шамхала падишахом, а его государство Дагестанским падишахством.

В начале XVII в. военная мощь Турции на Кавказе слабеет, что приводит к господству Ирана. Иранский шах Аббас начал завоевание Кавказа, занял Дербент и поставил там своего наместника. Возобновляется агрессия суфиев-кызылбашей. Согласно Искендор Мунши, шах Аббас практиковал массовые казни суннитов в Азербайджане, и насильственно насаждал шиизм на захваченных землях. В 1615 году шах Аббас решил воспользоваться феодальной междоусобицей, разгоревшейся в Казикумухском шамхальстве. Салтан-Магмут Эндирейский оспаривал свои наследственные права с Гиреем Тарковским. В результате этих распрей Салтан-Магмут стал придерживаться протурецкой, а Гирей Тарковский проиранской и русской ориентации. Все попытки Казикумухского шамхала Андия уговорить Гирея отказаться от своих планов не имели успеха. Шах Аббас женился на сестре Гирея и решил послать в Дагестан свои войска на помощь Гирею против его недругов. Начавшееся в Грузии 15 сентября 1615 года восстание помешало этому. В 1619 г. после смерти Гирея, правителем Тарковского княжества становится Ильдар, брат Гирея. Шах Аббас спровоцировал Ильдара выступить против Салтан-Магмута и Казикумухского шамхала Андия. 

В 1623 г. после смерти шамхала Андия, между владетелями шамхальства опять началась борьба за престол. На съезде было решено что наследником шамхала Андия будет Ильдар, а наследником крым-шамхала, Айдемир, сын Салтан-Магмута. В 1623 г. Ильдар становится Казикумухским шамхалом. В Кази-Кумухе состоялась коронация и большие пиршества. В 1635 г. умер шамхал Ильдар. Шамхалом становится Айдемир, сын Салтан-Магмута. Айдемир ездил в Кази-Кумух, где дается по их обычаям шевкальство, одаривал узденей лошадьми, быками и овцами. Он был признан шамхалом всеми представителями феодальной знати в Кази-Кумухе, за исключением наследников шамхала Ильдара, обосновавшихся в Тарках. Сыновья шамхала Ильдара, недовольные избранием Айдемира, обратились к иранскому шаху с просьбой поддержать их. В 1640 г. в ходе междоусобиц, шамхал Айдемир был убит. Следующим шамхалом становится Сурхай.
Категория: Лакцы | Добавил: Администратор (2015-08-16) | Автор: Лакцы в XV-XVI веках
Просмотров: 737 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]