Лакцы
Лакцы
Лакцы - один из коренных народов, населяющих центральную часть нагорного Дагестана. Они компактно живут в Лакском, Кулинском, а с 1944 года в Новолакском районах. Часть из них проживает и на территориях Акушинского, Рутульского, Ахтынского, Дахадаевского и Чародинского районов. Немало лакцев можно встретить и за пределами Дагестана.
Лакцы называют себя «лак», а свой край «Лакрал кIану» (место лакцев). Соседи именуют лакцев по-разному: аварцы - «тумал»; дар-гинцы - «вулугуни», «вулечуни», «лагла» (акушинцы); лезгины - «яхулви».
Неоднократно предпринимались попытки объяснить самоназва-ние лакцев и их происхождение. П.Л. Услар указывал на лингвистическое сходство термина «лак» с названием классических «легов», обитавших в Дагестане в начале нашей эры. Он же обратил внимание на близость этого термина к имени Лекоса, мифического прародителя всех Дагестанских народов по грузинской летописи.
О первых государственных образованиях - княжествах Гумик и Туман - упоминается в араб, источниках в связи с событиями 7 в.
А.М. Алиханов-Аварский производил лакцев от гуннов. Одновременно с этим уверял, что лакский и другие языки Дагестана якобы находятся в генетическом родстве с языками Индии и Дальнего Востока

Лакские села
Лакский район : Кумух, Гуйми, Гущи, Чукна, Куба, Кукни, Чара, Ккуркли, Кума, Кунды, Палисма, Камахал, Ницовкра, Караша, Унчукатль, Хуна, Лахир, Хури, Хуты, Читтур, Кубра, Ури, Шовкра, Щара, Хурхи, Хурукра, Кулушац, Чуртах, Хулисма, Бурши, Шахува, Шуни, Мукар.

Кулинский район : Кани, Вихли, Сукиях, Кули, Хайхи, Цыйши, Вачи, Кая, Сумбатль, Цушар, Цовкра-2, Хосрех, Цовкра-1.

Новолакский район : Тухчар, Гамиях, Новочуртах, Дучи, Новокули, Новолакское, Чапаево,.

Другие районы Дагестана: Балхар, Уллучара,Хули, Цуликана, Аракул, Шадни, Шалиб, Советское. 

Численность
Общая численность в РФ на 2002 год - 156 545 (из них 109 750 человек в городах), главным образом (140 000) в Дагестане (в городе Махачкала, горных Лакском, Кулинском, и равнинном Новолакском районах).
Также (по данным за 1989 год) проживают в Узбекистане (2807 человек), Таджикистане (2441 человек), Азербайджане (1878 человек), Туркмении (1398 человек), Казахстане (1234), в Киргизии (1078), на Украине (1035), в Турции (общая численность неизвестна - около 300 человек в 4 селениях иля Карс на востоке страны).

Язык
Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи.
Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский.
Распространён также русский язык.
Верующие - мусульмане-сунниты

Письменность
Письменность с XV века на основе арабской графики, с 1928 - латинской.
В 1860-х гг. по инициативе русского лингвиста П. К. Услара, составителя лакско-русского словаря и грамматики, вышли первые книги на лакском языке («Казикумухская азбука» П. К. Услара, «Арифметика»А. Омарова и др.) на основе русского алфавита. Письменность на русском алфавите возобновлена в 1938. Литературный язык на основе кумухского диалекта. 
Первая лакская газета выходила в 1912-14 в Петербурге (изд. поэт и публицист Сайд Габиев). С 1920-х гг. издаются газеты в Кумухе и Вачи. Развивается профессиональное искусство (писатели К. Закуев, Э. Капиев, поэты А. Гафуров, Ю. Хаппалаев, А. Гусейнаев, композиторы М. Кажлаев, Ш. Чалаев и др.). Имеется лакский драматический театр. С 1990 выходит газета «Илчи»(«Вестник»). В 1990 создано культурное общество «ЦIубарз» («Новолуние»), в 1992 - народное движение «Гази-Кумух», издающее газету «Кази-Кумух» (на рус. яз.), и религиозное общество «Нурданул чирахъ» («Светоч веры»). 

История лакцев
В XI-XII веках на территории исторического проживания лакцев формируется Казикумухское шамхальство, в 15-17 вв. - одно из сильнейших политических образований Дагестана, включавшее частично территорию аварцев, даргинцев и отчасти приморскую низменность.
В XVII веке - Казикумухское ханство, объединявшее кроме лакцев также агульцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские союзы общин.
Присоединённое в 1820 году к России, ханство было в 1859 году ликвидировано, а его территория превращена в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 года - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 году на Лакский и Кулинский районы

Одежда
Традиционная мужская одежда лакцев была близка к видам одежды других народов Дагестана - туникообразное платье - рубаха, куртту - один из разновидностей бешмета, чухъа - черкеска, бартукь - широкая длинная овчинная шуба-накидка с ложными рукавами, раxIy - короткая шуба, бурка, къавалей - пастушеская одежда.
Отдельно следует отметить женский костюм, т.к. он более разнообразен и вариативный. Основа - туникобразное платье и штаны, позже появились ( в конце 19 в.) платья - бузма - распашная одежда, отрезанная в талии ( вероятно, такое отличие связано с хозяйственно-культурной деятельностью). Зимой до настоящего времени носят овчинные шубы. Головные уборы - наволосник (бакIбахIу) с платком поверх него, в некоторых сёлах (Балхар, Вихли и др.) - длинное покрывало (чIинчIу). Одежда шилась из привозных х.-б. и шёлковых тканей, украшалась золотым шитьём. Были распространены серебряные и золотые украшения с жемчугом, кораллами, драгоценными и полудрагоценными камнями: кольца, серьги, пояса, нагрудные, налобные, украшения подола, рукавов и др..
Мужская и женская обувь - кожаные калоши, сапоги, сафьяновые чувяки, войлочные сапоги. Из традиционного костюма сохраняются некоторые головные уборы - платки у женщин, папахи у мужчин.

Пища
Традиционная пища - свежая и вяленая баранина и говядина, толокно, простокваша, творог, брынза, овощи (лук, чеснок, морковь, тыква); сохраняются осн. традиц. блюда - хинкал (кусочки теста различной формы, варенные в бульоне и подаваемые с мясом и бульоном), крупяные и мучные каши, пироги и пельмени с начинкой из творога, зелени и мяса с приправами, хлебные лепёшки из дрожжевого теста, выпекаемые в специальных глиняных печах, находившейся во дворе (печь имела форму купола, отверстия сбоку для растопки и вверху для выхода дыма; после того как она прогорала, лепёшки прилеплялись к её внутренним рубчатым стенкам и оба отверстия закрывались). Основной напиток - буза (род пива из ячменя) - дукъра гьян.

Поселения
Древнейший тип поселения Лакцев - родовые (тухумные) посёлки, объединившиеся в 11-14 вв. в территориально-тухумные поселения.
Традиц. территориальные поселения 19-20 вв. (щар) располагаются по склонам гор, имеют кучевую планировку, преобладает вертикальная зональность. Крупные поселения делились на кварталы (магьла, жамят), в центре каждого - мечеть и площадь для собраний мужчин (ккурчIа).
Для 20 в. характерно разрастание поселений в сторону пологого склона. Современные поселения строятся на более ровных местах, имеют уличную планировку. 

Жилища
Древнейший тип жилища - из необработанного камня, однокамерное, одноэтажное, врезанное в склон горы. Для 19 в. характерны двухэтажные многокамерные дома из тёсаного камня, с внутренними двориками, открытыми верандами и лоджиями и плоской глинобитной крышей. В нижн. этаже помещались скот и хоз. помещения. Потолок нижнего этажа имел арочную конструкцию. Форму арки имели также оконные проёмы и ворота. Над входом старинных жилищ помещали камень с датой постройки и арабским изречением. С дворика наружная лестница вела на второй этаж. Крыша одноэтажных пристроек обычно используется как дополнит, дворик, на крыше второго этажа складывают для просушки кизяк.
Дом имел до 4 жилых комнат. Основная жизнь проходила в комнате с очагом или углублением, куда выгребались угли из камина, в центре. Здесь устраивалась земляная лежанка (лакъру), обогреваемая от печи (кара) с помощью дымохода. Здесь готовили пищу и спали. Мелкая посуда хранилась на узких полках (чIаму) под потолком, крупная - на широких полках вдоль стен (ляргъунтив). Зерно хранилось в деревянных ларях (су), молоко и сыпучие продукты - в больших керамических сосудах. Парадная комната - с камином (тавхана - букв, «каминная»), украшенная паласами местного изготовления и покупными коврами, зеркалами, медной и фарфоровой посудой, служила для приёма почётных гостей. Если была третья комната, в ней хранилось приданое хозяйки - сундуки с платьем, посуда, утварь.

Основные занятия
Традиционное земледелие пашенное, в основном трёхпольное, террасное. Возделывают пшеницу, рожь, ячмень, просо, бобовые. Мужские работы - пахота, сев, связывание и укладка снопов, женские - прополка и жатва. Сроки полевых работ регламентировались обычаями. Так, весенняя пахота начиналась после празднования дня первой борозды. Каждый хозяин выбирал для себя наиболее удачливый, на его взгляд, день недели, чтобы выйти в поле. Сроки жатвы часто определялись старшинами селения. Традиционные орудия - рало (хъарас), серпы (мюгь и мирх). Молотили специальными досками (ччинну) с применением тяговой силы скота. В современном земледелии распространились садовые и огородные культуры.
Животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой овцы и часть крупного рогатого скота перегоняются на зимние пастбища в Калмыкии. Традиционно овцеводством занимаются мужчины, за крупным рогатым скотом ухаживают женщины.
Были развиты домашние и отхожие промыслы: сукноделие, изготовление паласов, войлока, производство и лужение металлической посуды (с. Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (с. Кумух), гончарство (с. Балхар), золотое и серебряное шитье (с. Кумух, Балхар), шорное (с. Унчукатль) и сапожное дело (с. Шовкра), обработка камня (с. Убра); с. Кая славилось торговцами, с. Кума - кондитерами, с. Цовкра - акробатами, с. Кани - лудильщиками и т. д.. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, сосуды для сбивания масла, чаши, кружки и др.), производством которой занимаются женщины; с 1960-х гг. кроме сосудов здесь делают также глин, фигурки, игрушки и др. (работы 3. Умалаевой и др.). В росписи керамики, а также в ювелирном орнаменте преобладают растит, мотивы, в шитье - также геом. и зооморфные. Со 2-й пол. 19 в. развивается отходничество, особенно сезонное, торг, отношения, в т. ч. с центральной Россией, куда Лакцы поставляли скот (овец) и шерсть. Современное кустарное производство существует при специальных артелях и мастерских.

Социальное устройство
Основой социального устройства была сельская община (джамаат). Совет старейшин (къунисса) разбирал жалобы, ссоры, определял сроки начала жатвы и сенокоса. Исполнит, власть принадлежала помощнику старейшины - ялурзу. Обязательно было наличие глашатая (мангущ). Существовали патрилинейные роды (тухум) и уссурссу - группы родственных семей. Существовали обычаи кровной мести и платы за убийство (в 19 в. убийцу высылали из селения на 6-7 лет, в течение которых ему могли мстить родственники убитого; затем он объявлялся неприкосновенным), взаимопомощи (марща), гостеприимства и др.
Существовали сословия: багтал - знать, состоявшая в родстве с прежними казикумухскими ханами; чIанкIри - дети знати и женщин из нижестоящих сословий; уздантал - свободные крестьяне, большая часть Лакцев; рейят - крепостные крестьяне (до 1913); лагъарт - дети рабов. Семья преимущественно малая двухпоколенная. Сохраняется ряд этикетных норм семейной жизни: уважение к старшим, ориентация на раннее трудовое воспитание детей, взаимопомощь родственников и др.

Горные вершины Дюльтыдага, Акулалау, Пабаку, Кокма отделяют территорию Кулинского и Лакского районов от Азербайджана и горных районов Дагестана. Горные хребты также отделяют Лакию от Аварии и Даргинии.
Вся территория Лакии изброжена множеством ущелий, извивающихся преимущественно с юга на север. Представляя собою достаточно труднодоступный извне горный край, территория Лакии всё же достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между её отдельными частями. Почва на всей этой территории каменистая. Верхний слой её состоит из сухой серой глины, часто перемешанной с булыжником и щебнем. Под этим слоем большей частью следуют сплошные каменные массы, преимущественно известковой формации. Такого же строения скалы громоздятся на бесплодных вершинах гор, на их обрывистых краях и склонах, на крутых утёсистых берегах рек. Только на юге находятся горные отроги и между ними долины, в почвах которых изобилует шифер, а местами и чернозём, смешанный с глиной. На климат Лакии значительное влияние оказывают близость снежных вершин гор и наличие большого количества рек и источников. Все реки, орошающие Лакию, берут начало с гор, расположенных на юго-западе, и текут на север. Самая большая река Лакии - Казикумухское Койсу. Она берёт начало на Дюльтыдага, протекает по всей территории лакцев, пересекая её с юга на север, а после Цудахарского ущелья, соединившись с Акушинкой, поворачивает на запад и сливается у Гергебиля с Кара-Койсу.


Источник: http://lezgi-kabir.ucoz.ru
Категория: Лакцы | Добавил: Администратор (2015-08-16) | Автор: Лакцы
Просмотров: 586 | Теги: Лакцы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]