КТО ТАКИЕ ПЕЛАСГИ?

 Географическое расселение пеласгов соответствии с показаниями давногрецьких историков и географов Пеласги (греч.) – имя, которым древнегреческие историки и географы называли догреческий народ, населявший Элладу к возникновению микенской цивилизации. 
Происхождения 
В мифологической традиции прародителем пеласгов считается мифический Пеласг, царь Арголиды, по имени которого названы жители Греции. 
Историческое существование догреческого населения Эллады на современном этапе не вызывает никаких сомнений у исследователей, хотя достоверных подтверждений факта, что сам народ именовал себя именно пеласгами нет. Выдвигается теория, что пеласги имели индоевропейское происхождение, как и греки, поселившиеся на Пелопоннесе и жили бок о бок с пеласгами. Только дорийцы, что последними из греков поселились на Пелопоннесе в 12 веке до нашей эры, частично вытеснили, а частично ассимилировали пеласгов во время, так называемого, дорийского вторжения. 
Свидетельства существования пеласгов сохранились в некоторых географических названиях современной Греции. Основу же пеласгийского наследия представляет так называемое Кадмове письмо – протогреческого письмо и один из вариантов протосемитського письма, от которого происходят все известные алфавиты мира. 
География расселения 
Крит 
Пеласгов среди населения Крита упоминают Гомер и Дионисий Галикарнасский. В Диодора Сицилийского приведены две различные версии колонизации: по одной из них, течь прибыл на Крит во главе эолийцев и пеласгов. По другому преданию, пелазги прибыли на Крит после этеокритянами, но раньше дорийцев во главе с Тектамом. Впрочем, историки стафило да и Андрон, которые толковали Гомера, рассказывая о переселении на Крит дорийцев из Гестиеотиды, пеласгов не вспоминает. 
Пелопоннес 
Герой-прародитель пеласгов упоминается в родословных мифических царей Аркадии и Арголиды начиная с Гесиода. В других регионах Пелопоннеса роль пеласгов малозаметны. Согласно Геродоту, до прихода Даная и Ксуфа ионийцы в Пелопоннесе назывались пеласгами и егиалеямы. Дионисий Галикарнасский считает Арголиду первоначальной родиной пеласгов и отмечает обычаи, близкие аргосским, в Италии, связывая их с переселением пеласгов. Страбон отмечал их происхождение из Аркадии. Название Пеласгиотида могла распространяться на весь Пелопоннес – страну, покоренную Пелопа. По рассказу Павсания, Нелей и пеласги пришли из Иолка и выгнали Пилас с Мессиния. В Аргосе был храм Деметры пеласгийского, а в храме Деметры в Лаконици находилась деревянная статуя Орфея работы пеласгов. 
Беотия и Аттика 
По версии Дионисия Галикарнасского, пеласги пришли в Беотии, Фокиду и Эвбею из Фессалии. Как указывает Страбон, фиванцы и орхоменцев выгнали пеласгов в Афины, где они жили под Гиметтом. Пребывание же в Афинах отмечают многие историки, начиная с Гекатея, который рассказывал, как афиняне изгнали пеласгов. Общее у всех преданиях, что упоминается строительство пеласгами стены акрополя и поселение их у подножия Гиметта, а затем изгнание. 
Павсаний уточняет, что часть стены акрополя возвели пеласги Агрол и Гипербий, которые позже переселились в Акарнанию. Позднее в городке Пеларгик у подножия акрополя оракул запрещал селиться, а саму крепость Геродот называет Пеларгичною. Согласно Павсанию, жрица Кабиров в Беотии носила имя Пеларга. 
Фессалия, Эпир и Македония 
Одна из четырех главных областей Фессалии в историческое время носила название Пеласгиотида. Пеласгични равнины простирались от Фер к Магнесии. Уже Гомер и Геродот связывают пеласгов с Додонским оракулом. Эллинистический историк Свида писал, что это святилище было перенесено из Фессалии, из области пеласгов, около Скотуссы, поэтому Зевс назван пеласгийского. 
В поэме Аполлония Родосского пеласги, как правило, синоним для фессалийцев. Так, он упоминает «пеласгийского Геру», которой пренебрег Пелий, «пеласгов край», Иолк пеласгийского, «пеласгийского землю», «пеласгийску страну». 
Античные историки приводят ряд версий изгнания или ассимиляции фессалийских пеласгов. Согласно Иеронима с Кардии, пеласги были изгнаны из Фессалии в Италию лапифов. По рассказу Диодора, Триоп вместе с сыновьями Девкалиона изгнал из Фессалии пеласгов и получил часть Дотийськои равнины. По еще одному преданию, уже после Троянской войны антифа, сын Фессала, прибыл в пеласгов, захватил страну и назвал ее Фессалии. Высказывалось также мнение, что и народ Македонии вначале назывался пеласгами. 
Побережье Фракии и Северные Эгейские острова 
Наиболее достоверные сведения, приведенные Геродотом и Фукидидом о современном им время. В эпоху Геродота пеласги населяли Крестон, плакия и Скиллак на северном побережье Эгейского моря. Фукидид также подтверждает, что в его время на полуострове Халкидики жили пеласги, которые некогда жили на Лемносе и в Афинах. При этом он отождествляет их с тирсенамы. По Антиклидом, пеласги, которых он отождествлял с тирренамы, первыми заселили области около Лемноса и Имброс. Страбон указывает, что на полуострове Айон-Орос некогда жили пеласги с острова Лемнос, которые делились на пять общин: Клеон, Олофиксий, Акрофи, Дион, Фисс. 
Изгнанные из Аттики, пеласги изгнали с Лемноса мини – потомков аргонавтов, после чего похитили афинских женщин из Браврона. По рассказу Геродота, это изгнание мини относится ко времени спартанца Ферас, то есть начала 11 века до н. э Согласно же версии Филохора, пеласги на Лемносе назывались Синтия. Тем самым их пребывания на Лемносе историк относил к временам задолго до начала Троянской войны, ведь Синтии, которых упоминал и Гомер, античные авторы считали фракийцами. 
Додеканес, Киклады, Лесбос и Малая Азия 
По Геродоту, жители островов, которые боролись с Ксерксом во время греко-персидских войн, принадлежали к пеласгов и позже были названы ионийцами. Кроме того, «пеласгични аркадцы» были одной из групп, которая участвовала в ионийских колонизации. В одной из поэм об аргонавтах упоминалось, что долионы спутали аргонавтов с войском пеласгов. Страбон отмечает, что кавконы в Вифинии некоторые называли пеласгами. 
Поселение пеласгов на Лесбосе и его название Пеласгия упоминаются Страбоном и Дионисием Галикарнасский. По Страбону, лесбиянцами утверждали, что они были подвластны Пиле, наместнику пеласгов. По свидетельству Диодора, Ксанф (сын Триопа) правил аргосськимы пеласгами, затем с пеласгами правил в Ликии, впоследствии захватил Лесбос, назвав его Пеласгиею. 
По упоминаниям Страбона, историк Менекрат из Елеи утверждал, что когда все ионийское побережья и острова населяли пеласги. Также хиосцы называли пеласгов из Фессалии основателями поселений. Часть владений в лелегов и пеласгов отвоевали карийцы, переселившихся с острова на материк. Комментируя Гомера и пытаясь определить, какое из многих городов под названием Лариса имел в виду поэт, Страбон помещает пеласгов рядом с киликийцы. Упоминается в «Илиаде» Лариса, по его мнению, располагалась около КИМы и известна как Фриконида. Страбон рассказывает, что в этой Ларисе Фриконийський почитали правителя Пиаса, которого собственная дочь утопила в бочке с вином. Позже эолийке, отвоевали Ларису в пеласгов и основали Киму. 
Италия 
По версии Дионисия Галикарнасский, пеласги переселившись из Фессалии через Эпир, заключили союз с народом Лацио и выгнали Сикела. Согласно Зенодот Трезенскому, омбрики были изгнаны пеласгами и стали называться сабинян. В омбрикив пеласги также отняли Кротон. Дионисий Галикарнасский предполагает, что многие города тирренив сначала носили пеласгийского названия. По его мнению, пеласгам принадлежали Цере, Пиза, сатурнии, Алси, Фалериях, Фесцений. 
Страбон упоминает, что Неаполь и Помпеи некогда обладали тирренци и пеласги, затем самниты. Он приводит предание о том, что городок Регис-Вилла – бывший дворец какого пеласги Малея. Силий Италик вспоминает о ЭЗИС, царя пеласгов, от которого якобы получили название священные убежища «Азиль» в Пицени. 
Плутарх среди других вспоминает версию, что Рим получил свое имя от пеласгов, которые обошли чуть ли не весь мир. Согласно строками Вергилия, пеласги, первые обладатели Лацио, посвятили рощу Сильван вблизи Цере. Позднее пеласги уступили своим могуществом тирренам. Хотя ряд античных авторов считала, что произошла просто смена имени. Так, город пеласгов Агилла было захвачено тирренамы и переименован в Цере. Ликофрон упоминает, что тиррены отвоевали у лигуров и пеласгов Пизу.

Пеласги и родственные им племена

          Исторической науке уже давно известно, что догреческое население Балкан и Эгеиды называлось пеласгами, лелегами и карийцами. По сообщениям историков, пеласги поселились на необитаемый Балканский полуостров, а по археологическим данным впервые человек появился на Крите в неолите примерно в VII тыс. до н.э. /5/. Сведения о родоначальнике пеласгов Пеласге входят в состав древнейших мифов:  Пеласг указал людям, как строить хижины и одеваться в свиньи кожи. Он научил также жителей Аркадии питаться желудями, что переносит нас в мир преданий самой глубокой древности.
          Этот мифологический материал показывает, что пеласги – автохтоны Балканского полуострова и живут там с самой глубокой древности. Однако у древних историков имелась и противоположная информация. Согласно утверждению Геродота, одно из племен пеласгов, родиной которого была Лидия (Малая Азия), теснимое дорийцами переселилось сначала на север Балканского полуострова, а затем, перемещаясь вдоль Адриатического моря, достигла севера Апеннинского полуострова, где и обосновалось. 
          Лишь многочисленные археологические и лингвистические открытия в Малой Азии в начале ХХ века позволили прояснить догреческий период истории Средиземноморья. Оказалось, что древнейшая ономастика Эгеиды и примыкающих областей, сохраненная письменной греческой традицией, изобилует названиями, корни и суффиксальные элементы которых не поддаются удовлетворительной интерпретации ни с точки зрения сравнительно-исторической фонетики и морфологии древнегреческого языка, ни на основе какого-либо другого из засвидетельствованных в то время индоевропейских языков. 
          С VIII-VII тыс. до н.э. на юго-западе Малой Азии начинает развиваться земледельческая культура, которую условно называют чатал-хуюкской (по современному названию места  в Турции). Эта культура была распространена широкой полосой вдоль юга Малой Азии и вероятно, достигала в  то время Эгейского моря в районе острова Родос. Она отличалась удивительно высоким для того времени уровнем развития сельского хозяйства, ремесла, культуры. Здесь впервые появляются земледельческие поселки из множества домов, окруженных защитными стенами. Имеются родовые святилища с росписями. Причем, наиболее распространенным культом был культ поклонения быку, рога которого служили священным символом какого-то божества. Найдено множество статуэток разного типа и многое другое. 
          Эта культура просуществовала на данной территории примерно до V тыс.до н.э., оказав  значительное культурное влияние на всю Малую Азию и на Балкано-Карпатский регион. Представители этой культуры антропологически отличались от индоевропейцев. Они были ниже ростом и имели более гранильное строение скелета. По всей вероятности, они имели  темные волосы и глаза. Их языковая принадлежность не может быть установлена достоверно, так как они не оставили письменных памятников, но подытоживая те сведения, которые известны на сегодняшний день, можно предположить следующую гипотезу, помогающую объяснить связно многие факты.
         Как установлено с достаточной надежностью,  с V тыс. до н.э. на территории Малой Азии жили племена, говорившие на так называемых хатто-хуритских языках. Несколько позже они занимали значительную территорию, включающую кроме Малой Азии Армянское нагорье и Верхнюю Месопотамию, Закавказье, весь Северный Кавказ, и западное побережье Каспийского моря. Указанное название характеризует тот факт, что все языки этой семьи можно разделить на две группы, образовавшие два потока их распространения. Одна группа - хаттская - включала в себя племена, двигавшиеся через север Малой Азии по побережью Черного моря. Другая группа - хурритская - двигалась по югу Малой Азии и через Армянское нагорье проникла в Куро-Аракскую долину, заняла территорию современного Азербайджана, а затем вышла на Северный Кавказ в районе  современного Дагестана и Чечни.
         Исходя из того, что все остальные племена, известные на территории Малой Азии, являются пришлыми, можно предположить, что хатто-хуритская группа языков зародилась именно здесь и начало ее распространению положила группа племен чатал-хуюкской культуры. Если это правильно, то  в XII-X тыс. до н.э. в Малой Азии зародилась и развивалась пра-хатто-хурритская популяция.
        Переселение хатто-хурритских племен из Малой Азии и Месопотамии произошло, по мнению И.М.Дьяконова, по двум причинам. В Малой Азии наступило время продолжительной засухи, а в Месопотамии небывалый рост населения. В обоих случаях и хаттам, и хурри-там необходимо было искать новые места проживания и, следовательно, они были вынуждены переселиться на запад и на восток.
         Выдвигая свою версию о происхождении слов «этруски» и «пеласги» акад. Н.Я. Марр отмечает /6/, что для Кавказа (на «яфетическом востоке») характерен корень в этнических терминах с перерождением l-s – l-z. «Так мы имеем с суффиксом «а-» название реки А-laz-an, отложение племенного названия в материково-перевальном районе Кавказского хребта с суффиксом мн.ч. «-ан», племенные названия и этнокультурные термины – lдzg (лезгин), lesk-ur (сабля; букв, «лезгинское оружие»), leg+z+i – leg+z-i (арм.- лезгин), lag-лак (кази-кумух), lek-ur (лезгинка, лезгинский танец) и др. Здесь на Северном Кавказе, господствуют образова-ния с показателем множественности «k – g», но ни одно из них не прослеживается на Аппенинском полуострове, поскольку оно несется яфетическим племенем с последней своей стоянки в бассейне Каспийского моря. Чтобы с прикаспийского края достигнуть такой дали, термин должен был обязательно пропутешествовать по северному пути и ... пройти два лингвистических средостения, сванское и абхазо-адыгейское (или абхазо-черкесское), если не касаться смежного чеченского мира - материково-перевального. Следовательно, та или иная разновидность северокавказского типа могла перестроиться в новую форму, получив или в сванской среде префикс «le-» или в абхазо-адыгейской среде префикс «ре-», однако и таких новообразований мы не находим достигшими Аппенинского полуострова, точно Балканский полуостров перехватил эти северные переселенческие волны этрусков или урартийцев, поскольку получившие прикаспийское и северно-кавказские крещения их сородичи по общему в корне наименованию «lazg» («las-k») в абхазо-адыгейской форме «pe-lasg» (читай или «pelazg») или «leg» («lek-и») в сванской форме «le-leg», проникнуть на этот же европейский полуостров, входили в состав первоначального населения его территории, имели уже отсюда распространение на другие острова, в числе их и на Крит, да с моря и на соседний полуостров.

 

Ярали Яралиев
Проф. института «ЮЖДАГ», г. Дербент РД РФ

 
Категория: Пеласги | Добавил: Администратор (2015-08-06)
Просмотров: 1540 | Теги: ПЕЛАСГИ | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]