Кавкаская албания лезгистан 3-Материал

турецкие 
центры

Многие говорят, что цель пантюркистов не является поглощение Дагестана Турцией. Они, якобы, пекутся лишь о процветании и просвещении горцев… Азербайджанский богач Тагиев пожертвовал 1000 рублей на подготовку учителей турецкого языка для Дагестана. Попробуй пойти к нему и выпросить сотую долю этих средств для школ на родном языке, он тебя прогонит. Тагиев знал, что до сих пор в Дагестане были арабо-язычные медресе и знал, что и мударристы. и муталлимы нуждаются в средствах. Разве слышал кто-либо из дагестанцев, что Тагиев пожертвовал копейку на развитие дагестанских школ? Кази-Кумухцы несколько лет тому назад хотели открыть в селе медресе с обучением на арабском языке. Они выделили человека, которому поручили собирать пожертвование с богатых людей Кавказа. Он побывал в крупных городах, в том числе в Баку, у Тагиева. Никто из них не захотел помочь. Но сказали: "Если поставите обучение на турецком языке, то средства дадим". Пусть умные люди сделают вывод, почему они поступили так. Если бы богатые пантюркисты хотели бы бескорыстно способствовать просвещению горцев, то не придали бы значение языку обучения. А ведь они раньше восклицали, что обучение детей в начальных школах на русском языке является угнетением дагестанцев, что они ведут русификаторскую политику. Но когда даге-нцы захотели открыть нерусские школы, предприняли попытку ввести турецкий язык" [26]. Как далеко смотрел этот лакец Каяев! К сожалению, история повторяется. В Дагестане теперь эйфория относительно Турции и турецкого языка: открываются университеты, колледжи, другие учебные заведения на турецком языке, созданы и создаются кружки и группы для изучения последнего. Турками наводнен Дагестан. Последние не скрывают своих целей и задач. На рис. 9.6 приведена схема, срисованной с обложки учебника турецкого языка, имеющего широкое хождение в Дагестане. На нем четко отмечены, где включены "турецкие национальные прожекторы" на территории бывшего СССР. Скоро такой прожектор зажгут и в Дагестане!

В связи с изложенным хочу спросить, кому же в пасть мы толкаем Дагестан и дагестанцев? Почему забыты прошлые уроки истории и мы теперь действуем в разнобой? Почему лезгинские земли отданы туркам на разграбление и там осуществляется полный произвол во всех сферах жизнедеятельности человека.

Хочу с самого начала сказать, что лезгины ничего другого не хотят, кроме как спокойно и с достоинством жить и работать на собственной земле. Это неотъемлемое право каждого народа и оно отнято у нас!

Лезгинская проблема — ключевая не только для Дагестана, Кавказа, но и для России, поскольку только лезгинские территории от Каспийского моря до Грузии, Армении отделяют турок от других, тюркских народов Дагестана, Северного Кавказа и Поволжья. Сейчас турки очень близки к заветной мечте — созданию Великого Турана!

Оценивая деятельность Н. Самурского, не могу назвать ее положительной, поскольку он практически мало что сделал для своего народа. Хотя в начале он был против объявления республика Дагестан в 1920 г., затем, став ее руководителем, недостаточно сделал для воссоединения лезгинского народа, положение которого теперь стало катастрофическим.

Можно поставить и другой вопрос: оценивают ли положительно деятельность Н. Самурского представители других дагестанских народов, для которых, как показано выше, он сделал очень много во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в социально-экономическом и культурном областях? С сожалением приходится констатировать, что все хорошее забыто, уже на щит поднимают те промахи, которые он допускал в своей работе.

Годы, когда Н. Самурский работал первым лицом в Дагестане, были исключительно тяжелыми и острыми во всем бывшем Советском Союзе, наиболее страшными страницами тех лет были репрессии. Жертвой произвола стал и Н. Самурский. Он был арестован и расстрелян в 1937 году, реабилитирован посмертно.

Хас-Булат Аскар-Сарыджа. Описывая деятельность Н. Самурского мы в значительной мере ознакомились с парадной стороной советской действительности. О второй стороне последней мы в какой-то мере узнаем, если коснемся деятельности выдающегося художника Х.-Б. Аскара-Сарыджи.

Хас-Булат 
Аскар-Сарыджа

Успешно окончив в 1927 г. ВХУТЕИН, молодой скульптур вскоре был откомандирован в Италию для продолжения учебы, где изучал памятники классического европейского искусства, работал в мастерской известного болгарского скульптора Н.Николаева. После возвращения из Италии Х.-Б.Аскар-Сарыджа активно включается в работу по созданию монументальных произведений в Дагестане. "Дагестан, — пишут авторы "Очерков истории советского искусства Дагестана (1927-1941), — не имевший раннее станковой скульптуры как вида изобразительного искусства, в лице Х.-Б.Аскар-Сарыджи обрел родоначальника национального ваяния. Его работы отличались удивительной точностью в отборе типажей, национальной характерностью, конкретностью в обрисовке облика моделей. Вместе с тем, они несут на себе и печать выразительной монументальности" [11].

Представляя читателям скульптурный портрет Магомеда Ярагинского, газета "Зов предков" (N2, 1992) пишет: "Таким вот представлял себе ваятель проповедника мюридизма на Кавказе, духовного вождя тариката накшбанди в Дагестане и Чечне шейха Мухаммада-эфенди ал-Яраги.

И впервые образ проповедника был воплощен в жизнь художником Х.-Б. Аскар-Сарыджой. Скульптура была создана в годы "Свободного" волеизявления народов, когда повсюду свирепствовал беспощадный ленинский приговор: "Религия — опиум для народа". Этим все и сказано. По той же причине десятки лет образ "Муллы" находился под негласным арестом.

Мы смело можем констатировать тот факт, что Х.-Б. Аскар-Сарыджа стоял на голову выше многих именитых художников того периода. Он был личностью. Одаренный самой природой, ваятель творческий путь начал с создания таких исторических произведений, как "Ахульгинки". "Голова мюрида", портреты из композиции "Последний защитник Гуниба", "Мулла", "Мой отец", в которых были воплощены образы легендарных личностей из героического прошлого Дагестана. Но скульптор был бессилен противостоять разрушительной мощи тоталитарного режима. На месте таких героических образов, как "Ахульго", он скрипя сердце вынужден был "выдавать на гора" искусственные образы людей из "бывшей отсталой окраины царской России". Он вынужден был зарабатывать на хлеб насущный с помощью типичных трафаретных образов того периода таких, как шахтер, чабан, доярка… Выполнял он и заказы на оформление фасадов домов и административных зданий.

Что я этим хочу сказать. При жизни ему не дали возможности проявить свой талант, истинный дар природы ваятеля.

Кто во всем этом виноват? Виновных много… и ни одного… Такова наша история.

рис. 9.8. 
Скульптор Х.-Б.Аскар-Сарыджа. Шейх Мухаммед ал-Яраги.
Рис. 9.8. Скульптор Х.-Б.Аскар-Сарыджа. Шейх Мухаммед ал-Яраги.

И наконец, скульптурный портрет, изображающий известного алима, учителя и сподвижника трех имамов Мухаммада-эфенди ал-Яраги, который по негласному указанию "сверху" на долгие годы был заточен в каземат советского музея. Слава Аллаху, что не уничтожили совсем… И вот теперь скульптура Мухаммада Яраги, которую ее создатель мечтал превратить в прекрасный бронзовый памятник устазу, получила долгожданную реабилитацию.

И будем надеяться, что в скором времени известная лишь узкому кругу специалистов работа Х.-Б. Аскар-Сарыджи займет свое достойное место среди экспонатов Музея искусства Дагестана.

Умер у стаз там же в Согратле, где он и похоронен…

Так или иначе первый художественный образ Мухаммада Яраги, созданный первым профессиональным скульптором Дагестана, большим патриотом своего края Х.-Б. Аскар-Сарыджой, должен найти себе достойное место на нашей земле. Ибо слишком долго ждал и надеялся художник этого дня… Уж слишком долго оставался шейх в забвении. Пора, наконец восторжествовать правде забытого имени великого проповедника и ученого, философа и поэта".

В связи с изложенным возникают и ряд других вопросов. Кто возьмет под свою опеку огромное его наследие, которое уже теряется и разрушается. Кто предоставит помещение, чтобы открыть музей Х.-Б. Аскара-Сарыджи, чтобы нынешняя молодежь и потомки могли ознакомиться с произведениями этого выдающегося мастера?

Когда у тебя отняли Родину, когда в ней хозяйничают другие, иноплеменники, так и получается: разламываются семьи, теряются таланты. Об этом говорят судьбы братьев и сестер Х.-Б. Аскар-Сарыджи. Асланбей многие годы был кинооператором Мосфильма. Бейбулат стал кинорежиссером, директором азербайджанской студии кинохроники. Саят стала артисткой. Другая сестра Сафият рано посвятила себя киноискусству. В 1926 г. Она сыграла роль второй жены Ивана Грозного-Марии Темрюковны в фильме "Крылья холопа"…

Не менее безвестна судьба другой лезгинки — Аллы Джалиловой. Недавно Дагестанская правда" писала о ней: "А. Джалилова родилась в 1908 г. В сел. Ахты Ахтынского района. Человек богатого дарования, она всю свою жизнь посвятила служению большому искусству".

рис. 9.9. 
Сафият Аскарова в кинофильме "Крылья холопа". 1923 г.
Рис. 9.9. Сафият Аскарова в кинофильме "Крылья холопа". 1923 г.

В 1927 г. после окончания Московского хореографического училища она была принята в балетную группу Большого театра СССР. На сцене прославленного театра раскрылся яркий, самобытный талант артистки. Здесь она становится солисткой балета. Лучшими партиями, исполненными А.Джалиловой, стали Мерседес в "Дон Кихоте", Айя в "Баядерке," Цага в "Половецких плясках" ("Князь Игорь"), танцовщица со змеей в "Золушке". Великолепно исполняла танцы: цыганский ("Русалка" и "Травиата"), испанский и восточный ("Лебединное озеро и "Щелкунчик") венгерский ("Раймонда"), индусский ("Лакме") идр…

Оставив в 1951 г. сцену Большого театра, А.Джалилова долгие годы преподавала народно-характерный танец в Московском хореографическом училище, театральном училище им. Б.В.Щукина. При ее непосредственном участии было подготовлено несколько групп артистической молодежи для Дагестана и республик Северного Кавказа…" Готфрид Гасанов — отец дагестанской музыки. 22 июня 1923 г. в Махачкале состоялся концерт, посвященный творчеству Ф.Шопена. Исполнителем был А.Гасанов, "выступление которого стало выдающимся явлением в музыкальной жизни дагестанской столицы" [11]. Газета "Красный Дагестан" откликнулась на концерт обстоятельной рецензией, в которой указывалось, что "молодой музыкант — один из первых представителей новой, советской национальной художественной интеллигенции" [27]. "Говоря о программе концерта, мы не можем не сказать несколько слов о самом концертанте, — пишет рецензент — Пианист Г.Гасанов представляет собой такую музыкальную величину, которая достойна всякого внимания и которым смело может гордиться Дагестан, как своим единственным музыкальным детищем. Прекрасная техника составляет далеко не всю ценность его таланта, проявляющегося, главным образом, в глубоком понимании и изумительной передаче исполняемого. Вдохновенная, серьезная и вдумчивая игра еще очень молодого пианиста производит сильное, незабываемое впечатление" [28].
рис. 9.10. 
Готфрид Гасанов.
Рис. 9.10. Готфрид Гасанов.

Огромен вклад Г. Гасанова в становление музыкальной культуры аварцев, кумыков, лакцев и другие народов Дагестана. Первая музыкально-художественная экспедиция по собиранию народной музыки, возглавляемая Г. Гасановым, отправилась из Буйнакска по маршруту Араканы — Кудутль — Гергебиль — Могох — Хунзах — Чох — Согратль и собрала интересный материал: 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий, записанных на фонографические валики [29]. "Поездка с фонографом имела сама по себе характер сплошного триумфа, — писал Гасанов в отчете об экспедиции. Жители селений битком наполняли помещения, в которых производились записи, в свою очередь сопровождавшиеся нескончаемыми выражениями удовольствия и изумления. В Могохе мы получили совершенно искренние комплименты по адресу Советской власти, интересующейся творчеством крестьянства" [30].

"Результатом экспедиции явилось также исследование Г.Гасанова "Песни аварцев", законченное в 1927 г." [31]. Представляя собой по форме отчет о поездке, оно, в сущности, подвело итог знакомству с музыкой аварцев в 1921-1927 гг. и подводило научные основы исследования музыкальной культуры аварцев. "Содержание работы отмечается большой широтой, смелостью и насыщенностью обобщений. В первой части приведено обстоятельное описание наиболее распространенных аварских музыкальных инструментов: кумуза (тамура), чаганы, лалу, зурны, их устройства, настройки, техники исполнения, технологии их изготовления, народно-музыкальной терминологии и т.п. Второй раздел труда Г.Гасанова раскрывает музыкальную структуру аварской песни, общую классификацию аварского песенного фольклора" [11].

Публикация Г.Гасанова получила высокую оценку: зачитанная как доклад на заседании этнографической секции Государственного Института Музыкальной науки в Москве в августе 1927 г., она принесла автору признание научной общественности. Ему была присвоена степень члена-корреспондента ГИМНа. В "Песнях аварцев" Г.Гасанов заложил основы методики научного исследования народного творчества и значительно обогатил аварскую музыкальную фольклористику внесением в нее элементов лезгино-дагестанских мелодий. "Идеи этого исследования интересны и в наши дни" [11].

В том же году был напечатан сборник "Мотивы дагестанского танца: 12 лезгинок, исполняемых зурнами", составленным Г.Гасановым, М.Джамаловым. Это первое издание лезгино-дагестанских мелодий, а также первый и до настоящего времени единственный сборник народной танцевальной инструментальной музыки. "Мы считаем, что издаваемые двенадцать танцевальных мотивов являются неоспоримым музыкальным богатством, требующим фиксации во избежание исчезновения, тем более что некоторые из них уже не играются вовсе" — писали составители в предисловии к сборнику [32].

Им удалось отобрать художественно совершенные и разнохарактерные образцы национальных плясов, наигрышей под лезгинку. Указанный сборник определил важнейшие принципы и формы собирания, нотирования и публикаций Восточно-Кавказской народной музыки, ставшие направляющими для развития фольклористики; отбор наиболее привлекательных образцов, "обобщающие" приемы нотной записи, условная запись переменной метроритмической структуры, отсутствие сопровождающих, "аккомпанирующих" инструментов (в данном случае — ударных) и т.д." [11].

Как отмечено выше, под руководством Г. Гасанова в 1926 году был открыт музыкальный техникум.

"Важнейшее значение Г.Гасанов придавал разработке методики работы с учащимися-горцами по музыкально-теоритическим предметам, а также созданию специального дидактического материала и художественно-педагогического репертуара на фольк-лорной основе. Выдвинутая им идея "изучения музыкальной теории на основе изучения родных мотивов была новаторским явлением в музыкальной педагогике тех лет" [9]. Уже в 1927 г. музыкальным техникумом был издан сборник фортепианных пьес Е.Юдиной "Дагестанским детям". В предисловии к сборнику Г.Гасанов писал: Нетрудно также понять, почему мы избрали народные песни в качестве материала для педагогической работы: во-первых, нашим ученикам-горцам эти мотивы уже знакомы и вполне вяжутся с культурным миром той среды, которая создала этих детей; следовательно, ознакомление их с приемами гармонизации (с точки зрения развития вкуса) гораздо лучше построить на знакомом и близком материале, чем на мотиве придуманном, а порой и национально чуждом; во-вторых, выпуском настоящего сборника дагестанский мотив выдвигается из народных гущ к эстраде, хотя бы ученической, что, безусловно, имеет немалое культурное значение в направлении развития и обогащения местной музыки" [33].

К работе в техникуме Г.Гасанову удалось привлечь не только наиболее опытных местных педагогов, но и выпускников музыкальных вузов Москвы и Ленинграда. Классы фортепиано вели Д.Далгат, Е.Юдина, О.Тимушева, скрипки — И.Сафанов, В.Клин, сольного пения — М.Андреева — Петровская, В.Зайцева, духовых инструментов — А.Клейзмер. Наличие довольно большого числа специалистов — музыкантов высокой квалификации обеспечивало высокий уровень преподавания и позволило развернуть интересную концертную просветительную деятельность. В программах концертов Дагмузтехникума звучало много произведений музыкальной классики-сочинения И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Н.Метнера, М.Равеля, фортепианные концерты Р.Шумана, П.Чайковского, С.Рахманинова. Здесь же исполнялись сочинения на дагестанские темы Г.Гасанова, Д.Далгат, Е. Юдиной и И.Сафанова.

Г. Гасанов подготовил таких выдающихся музыкантов, как С. Агабабов, М. Кажлаев, Ш. Чалаев и др.

Г.Гасановым написаны детский балет "Карачач", опера "Хочбар", песни для пьес "Айгази", "Любовь Асият" и др., прочно укрепившиеся в репертуаре Кумыкского театра. Его концерт для фортепиано с оркестром часто и в настоящее время исполняется оркестрами России и в других странах зарубежья. Творчество Г.Гасанова высоко оценило правительство СССР. Он дважды удостоен звания лауреата Государственной премии, имеет почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР.

К сожалению, и Г. Гасанов предан сейчас забвению, его музыкальное наследство варварски используют представители других народов, даже не ссылаясь на его опубликованные произведения…

Не менее трагична сложилась судьба музыкального творчества другого выдающегося композитора — Зейнала Гаджиева, уроженца селения Куруш Ахтынского района. Он окончил Казахскую государственную консерваторию, после чего работал в знаменитом ансамбле Моисеева в Москве…

"Мне посчастливилось работать с Зейналом Гаджиевым, — говорит И.Матаев. — З.Гаджиев был композитором, яркий талант которого внес большой вклад в развитие музыкальной культуры Дагестана. Его прекрасные произведения "Мой Дагестан", "Самур-Дивичи-Канал", "Лезгинская колыбельная", сотни музыкальных произведений, написанных им для ансамбля "Лезгинка", снискали большую любовь дагестанских народов. Каждое его музыкальное произведение пронизано любовью к своему народу, выражает думы и чаяния простого человека"…

Зейнал 
Микаилович

"Зейнал Микаилович, — говорит далее Иосиф Матаев, — в своих произведениях старался отразить самое сокровенное и поэтому каждое его произведение воспринималось как событие музыкальной культуры. Он был демократическим композитором, будь ли это песня или аратория, или музыкальная сценка — в его произведениях превалировал мелодизм. От малого до велика пели его песни. Можно сказать, что он основатель современной хореографической музыкальной культуры Дагестана"…

В 1957 году 3. Гаджиев переехал в Махачкалу, сперва работал в ансамбле "Песни и танцы Дагестана", а с созданием Хореографического ансамбля "Лезгинка" — в последней. В "Лезгинке" 3. Гаджиев работал до последних своих дней (умер в 1971 г.).

В 1959 году, через два года после переезда в Махачкалу, 3. Гаджиев выпускает книгу лезгинских народных песенных и танцевальных мелодий. К сожалению, мне ее не удалось найти. Как пишет Н. Ибрагимов в "Лезги газет" (04.09.93.), в книге были собраны такие народные шедевры, как: "Шагьсенем", "Суначан", "Алагуьзли", "Загъадурзагъа", "Магьидилбер чан", "Ай, Дилбер", Вацран эк-вер", "Жанисат," Колхозчи рушаз", "Кьасумхуьр", "Ст1алар", Усугьчай", "Тала", "Абас", "Телефонар", "Хинер", "Яхлар", "Рипе къуьл", "Къуба къенфетар" и др.

Ансамбль 
"Лезгинка"

В первые годы создания "Лезгинки" в ней значительное место занимали танцы лезгино-язычных народов, а музыкальное оформление было основано, в основном, на лезгинских танцевальных мелодиях.

По словам народного артиста России, лауреата Государственной премии России и Дагестана, художественного руководителя "Лезгинки" Иосифа Матаева, 90% музыки при постановке всех танцев "Лезгинки", будь это татский или аварский танец или танец другого дагестанского народа, написаны заслуженным деятелем искусств Дагестана Зейналом Гаджиевым.

Основой "Лезгинки" были и остаются такие танцы, как "Зегьметчияр" ("Труженики"), "Дагьларин таватар" ("Горские мелодии"), "Мехъер" ("Свадьба"), "Атлуйрин чамарар" ("Атлуйские конные состязания"), "Пуд паюникай ибарат Египетрин кьуьл" ("Египетский танец"), "Къайтагьи" ("Кайтаки"), "Унцукулвияр" ("Унцукуль-цы"), "Партизанар" (Партизаны"), "Гичинар гвайбурун кьуьл" ("Танец с кувшинами"), "Къвепаюникай ибарат ас-керин кьуьл" ("Танец воинов"), Рутулрин Масха" ("Рутульский Масха"), "Дарго" ("Даргинцы"), "Дагъдин хуьре — сувар" ("Сельская свадьба"), Ногьайрин "Айлоний" (Ногайский танец "Айлоний"), рушарин къуьл "Гатфар" (девичий лирический танец "Весна") и.т.д.

И сегодня основой практически всех мелодий "Лезгинки" является танцевальная музыка 3. Гаджиева, однако об этом нигде уже не упоминается. Передо мной последний проспект "Лезгинки", изданный на русском и английском языках, однако в нем ни слова не найдешь о музыкальном основателе ее — Зейнале Гаджиеве!

З. Гаджиев написал музыку для более десяти спектаклей лезгинского театра, функционирующего в г. Дербенте, среди которых "Фундугь-бег", "Саяд", "Чам гваз катна", "Етим Эмин", Муьгъуьббатдикай риваят" и т.д.

С изданием "Лезгинских песен и танцевальных мелодий" прошло 35 лет, за это время ни одно произведение 3. Гаджиева более не издавалось!

Иосиф Матаев с теплотой и восхищением вспоминает и о другом выдающемся лезгинском музыканте — Урудже Абубакарове — заслуженном артисте РСФСР и народном артисте Дагестана, который возглавлял исполнения музыкальных произведений. Рассказывая об Урудже Абубакарове, И.Матаев вспоминает такой факт. На одном из конкурсных концертов в Москве художественный руководитель национального оркестра Армении снял свой номер, поскольку посчитал, что после выступления коллектива, возглавляемого Уруджем Абубакаровым, неудобно выступать. Настолько высоко было исполнительское мастерство Уруджа Абубакарова! Последний великолепно играл почти на всех национальных инструментах Дагестана…

На далеком севере работает Тарланов Замир Курбанович — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, декан филологического факультета Петрозаводского госуниверситета, заслуженный деятель науки Карелии.

3. Тарланов один из тех патриотов, который хотел бы передать свои знания и опыт родному народу. Он успешно работает над изучением языка и культуры агульцев, добился в этом деле больших успехов. Но труды лежат на полке личной библиотеки…

Его жена, Лидия Владимировна Тарланова, также доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Карелии, заведующая кафедрой русского языка Петрозаводского педагогического института. Лидия Тарланова является прямой наследницей А.С. Пушкина (в шестом колене). К сожалению, для этих замечательных людей нет места среди своего народа…

В Баку лезгины живут со дня его основания. Об этом говорит и тот факт, что в Баку до недавнего времени функционировала "Лезги мечеть", построенная в 1169 году. Теперь тюрки-азербайджанцы пытаются скрыть этот и другие исторические факты, чтобы поставить лезгин в Баку в положение пришельцев со стороны. Имеет место и другое: все, что создавалось в Азербайджане лезгинами, будухцами, хиналугами, цахурами, рутульцами, удинами, кризами, татами, талышами, армянами, курдами, русскими, приписывается тюркам, назвав всех перечисленных народов азербайджанцами, народу, которого не было и нет. О последнем говорят сами тюрки — азербайджанцы.

Теймур Яхьяев, азербайджанский политолог в "Российской газете" (19.8.93) пишет: "Перед Г.Алиевым по сути стоит задача мессианского свойства. Ведь еще немного, и может распасться не только государство, но и сам этнос. Так, не закончивший формирование азербайджанский этнос, может вновь распасться на народности и племена, уйти в небытие. Такой полураспад нации хорошо виден в Баку…"

Вот что пишут сами тюрки-азербайджанцы в редких публикациях, касающихся лезгин. Э.Ахундова (ЛТ, 23.12.92): "Тысячи лезгин — народа бесконечно трудолюбивого — … работают на нефтяных промыслах Апшерона. Они и сейчас составляют большой отряд азербайджанских нефтяников. Лезгины же одними из первых откликнулись на призыв построить близ Баку индустриальный спутник — Сумгаит. Ныне в этой печально знаменитой мертвой зоне на экологически вредных металлургических и нефтехимических производствах наряду с азербайджанцами трудится около ста тысяч лезгин".

То, что при Советской власти стало называться азербайджанской культурой, по существу, является культурой не одних тюрок, но и всех местных аборигенных народов. В этом легко убедиться при сопоставлении, например, музыкальной культуры "азербайджанцев" и лезгин.

В Среднюю Азию тюркские племена пришли в первом веке нашей эры, а в Турцию (ранее Византию) — в XII — XIII вв. [34]. Если носителями нынешней "азербайджанской музыки" были тюрки, то она была бы очень близка к туркменской и турецкой музыке. Однако мы наблюдаем разительное различие между азербайджанской музыкальной, с одной стороны, турецкой и туркменской — с другой. В этих условиях возникает другой вопрос, откуда она, на какой базе она создана?

Сравним теперь лезгинскую и азербайджанскую музыку. Здесь мы находим практически полное совпадение. Те нюансы, которые можно наблюдать между лезгинской и "азербайджанской" музыкой, то они появились после обработки основополагающей музыки — музыки лезгино-язычных народов. Музыка лезгиноязычных народов практически до сих пор осталась в своей колыбели — ее обрабатывали в основном самодеятельные композиторы, а в Азербайджане это было поставлено на широкую профессиональную основу, поэтому лезгинская музыка в Азербайджане звучит более богато.

Сравним теперь азербайджанскую и армянскую музыку. Порой ряд мелодий армянской и азербайджанской музыки не отличишь.

Общеизвестно, что армянская музыка имеет тысячелетнюю историю, она существовала до появления тюрков на Кавказе. Откуда же тогда такое сходство?

Территория нынешнего Азербайджана до появления тюрков была заселена лезгиноя-зычными народами. Живя по соседству, лезгины, армяне, грузины, конечно, повлияли друг на друга во всех сферах — в музыке, танцах (лезгинка), культуре, письменности и т.д. Например, уже указывалось, что албано-лекский алфавит в 415 году был усовершенствован армянским ученым Месропом Маштоцем, танец лезгинка стал любимым танцем кавказцев.

Как видим, основой азербайджанской музыки является классическая музыкальная культура лезгинского народа, а не наоборот, как это приходится нередко слышать. Да и создавалась музыка в Азербайджане в основном лезгинами. Назову хотя бы несколько имен, тех, кто является не только авторами крупных произведений музыкальной культуры Азербайджана, но и основателями профессиональной музыки.

Эльза Ибрагимова. Энвер Гулиев, заслуженный работник культуры Азербайджана, пишет в статье "Не отрекись от любви земной" ("Дагестанская правда", 02.04.94.): "Незабвенный Рашид Бейбутов, заливаясь соловьиной трелью, поет песню композитора Эльзы Ибрагимовой "Эй Ветен" ("Родина моя").

В комнате, кроме меня и Чингиза, никого. Оба, затаив дыхание, слушаем. Такое ощущение, что песня "Эй Ветен" в исполнении Рашида Бейбутова звучит для нас впервые.

Вдруг неожиданно для меня:
— Это песня моей сестры.
— Как? Эльза-ханум — Ваша сестра?
— Да.

Действительно. Ведь и Чингиз по фамилии Ибрагимов.

Хоть мы и сотрудники с ним, друзья, то, что он брат композитора Эльзы Ибрагимовой, я услышал впервые.

Эльза 
Ибрагимова

Чингиз мне рассказал случай, связанный: песней "Эй Ветен".

1976 год… Рашид Бейбутов прослушал концерт из произведений Эльзы Ибрагимовой и по окончании его позвонил автору, поинтересовался ее творческими делами, высказал свое мнение об услышанных песнях, которые ему очень понравились и запали в душу. Эльза-ханум только завершила работу над песней "Эй Ветен". Благодетель и "импресарио" композитора брат Чингиз, взяв с собой новую песню, а также клавиры нескольких лирических песен, передал их в тот же вечер Рашиду Бейбутову. И с того времени песни "Эй Ваетен" заняла достойное место и репертуаре Рашида Бейбутова, став лейтмотивом его творчества, сопровождала его во всех гастрольных поездках по странам и континентам.

На протяжении четверти века лирико-романтические, пронизанные духом патриотизма, песни Эльзы-ханум я слушаю с большой теплотой и радостью, всегда с нетерпением жду новых произведений любимого композитора.

Первая ее песня прозвучала 16 апреля 1969 г. в исполнении знаменитой Шовкет Алекперовой. Это была "Ялан ха деил" (на слова народного поэта Азербайджана Мамеда Рагима). В исполнении народной артистки Азербайджана Флоры Керимовой прозвучали также песни "Гедже булаг башында" (на слова народного поэта Азербайджана Бахтияра Вагабзаде) и "Сен бир нагме, мен бир нагме" (на слова Энвера Алибейли), заслуженной артисткой Азербайджана Ильгамой Кулиевой исполнена песня "Билмездим" на слова Октая Шамиля), а заслуженным артистом Азербайджана Акифом Исламзаде — песня Турбан верердим" (на слова Рафика Зека) — они до сих пор на слуху у народа, да и можно ли остаться к этим песням равнодушным?

Недавнее присвоение Эльзе Ибрагимовой звания "Заслуженный деятель искусств "Азербайджана" было встречено поклонниками ее творчества с большой радостью, ведь она одна из любимых композиторов Азербайджана, умеющая передать в своей музыке думы и чувства народа.

Еще в годы учебы Эльзы Ибрагимовой в Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова, великого композитора, основоположника национальной оперы, ее самобытной талант и творческие способности были высоко оценены выдающимися композиторами современности: Тихоном Хренниковым, Кара Караевым, Георгием Свиридовым, Джевджетом Гаджиевым, Отаром Тактакишвили, Мурадом Кажлаевым и др. Бахтияр Вагабзаде сказал, что Эльза-ханум — мастер песенного жанра. Она как художник, сотворяющий не только внешний, но и внутренний мир, может тонко передать все наши переживания и чувства. Сплетенный ею песенный узор всегда великолепен. Мы не можем следовать за ее таинственными звуками, которые порхают перед нами, как бабочки, в ее песнях невидимые музыкальные звуки превращаются в образы, а те — в мечты и чувства. Это истинная сила и таинство искусства!

Нет такой песни у Эльзы Ибрагимовой, которая не заставила бы думать, переживать, пробуждать сердца, волноваться, мечтать и любить — вот истинное волшебство прекрасной музыки.

Песни Эльзы-ханум — это мир искренних, душевных бесед со слушателем. В этой беседе стороны верят друг другу. И поэтому каждая ее песня оставляет в нашей памяти неизгладимый след. Когда я слушаю песню "Гедже булаг башында", вспоминаю с трепетом те годы, когда мною были созданы эти стихи, и меня вновь обуревают переживания тех далеких лет. Глубоко прочувствовав мои стихи. Эльза-ханум воплотила чувства в тонком языке музыки.

Эльзой Ибрагимовой созданы произведения различного жанра: прелюдии, сонатины, квартеты, концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая поэма, оратория и более тысячи песен на азербайджанском, лезгинском и русском языках.

Эльза-ханум по национальности лезгинка. Она родилась в районном центре Аджикабул Азербайджанской Республики в семье железнодорожников Имамедни и Соны Ибрагимовых. С детства была большим любителем народной музыки и в особенности мугамов.

Первая женщина — композитор Эльза Ибрагимова в своем творчестве уделяет большое место лезгинским песенным мелодиям, и это не удивительно. Удивляет то, что в Дагестане ее творчество не пропагандируется должным образом. В Махачкале ни разу не был проведен ее авторский вечер, не было официального приглашения.

А как сложились ее творческие дела в Азербайджане, в Баку? Созданные ею произведения могли бы стать украшением авторского концерта в филармонии им. Муслима Магомаева и в других концертных залах республики. Ее песни известны во многих странах мира, однако, как ни странно, ее имени нет и в числе деятелей музыкальной культуры Азербайджана, представляющих искусство республики за рубежом.

Эльза Ибрагимова — автор не только лирических песен. Увы, на протяжении долгих лет ее старались преподнести слушателям только как композитора песенника. Но она работала и в других жанрах. По мотивам трагедии "Афет" драматурга Гусейна Джавида ею была создана одноименная опера, которая до сих пор не нашла сценического воплощения. Вслед за первой композитор пишет оперу "Горящие колыбели" (автор либретто Рамиз Гейдар), выразившую боль Карабахской трагедии.

Без малого 30 лет Эльза-ханум пишет музыку, которая вдохновляет слушателей. Недавно в государственной филармонии на авторском вечере народного артиста Азербайджана Чингиза Садыхова певица Флора Керимова с большим мастерством исполнила песню Э. Ибрагимовой "Где же ты, судьба моя?" на слова Омара Гочулу. Долго не смолкали аплодисменты. Мы еще раз убедились, что прекрасный и любимый композитор Эльза-ханум не ищет легкой жизни, смело идет навстречу трудностям и тяготам и создает прекрасную музыку".

Узеир Гаджибеков. Из "Истории Азербайджана": "У.Гаджибеков написал первую азербайджанскую оперу "Лейли и Межнун", что явилось крупным событием в культурной жизни Азербайджана и положило начало существованию азербайджанского оперного театра… В период 1880-1915 гг. У.Гаджибеков создал ряд новых опер — "Шейх сеган", "Рустам и Зохраб", "Эсли и Керим", "Шах Аббас и Хуршуд Бану", "Га-рун и Лейла" [35].

И далее: "У.Гаджибеков положил начало также азербайджанской музыкальной комедии. В 1909 г. была осуществлена постановка написанной им первой азербайджанской оперетты "Муж и жена". В том же году композитор создал новую оперетту "Не та, так эта" или "Мешади Ибад", а в 1913 г. знаменитую комедию "Аршин мол алан"… Титаническая творческая и просветительская деятельность У.Гаджибекова проложила путь к подъему музыкального профессионального творчества, выращиванию национальных кадров музыкантов и актеров" [35].

Ниязи Гаджибеков. Когда я обратился к лезгинам, жившим в Азербайджане, особенно к тем, кто недавно приехал в Дагестан из-за преследований на националистической основе и по политическим мотивам, с просьбой чтобы они мне назвали фамилии тех, кого они знают из тех, кто внес весомый вклад в экономику и культуру Азербайджана, то в первую очередь назывались имена Узеир Гаджибеков и Ниязи. Как я ни старался узнать фамилию Ниязи, ничего не выходило. Все знали его как Ниязи. Действительно, последнего во всем мире знают только как Ниязи!

Категория: Лезгин | Добавил: Эльнара (2010-04-10)
Просмотров: 3333 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]