Правовое нарушение

Лезгины

Россия пожертвовала интересами лезгинского народа Президент РФ Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму договор между Россией и Азербайджаном, закрепляющий линию прохождения сухопутной границы от точки стыка госграниц РФ, Азербайджана и Грузии до Каспийского моря, сообщили в аппарате нижней палаты парламента, передает РИА Новости. Договор был подписан в Баку 3 сентября 2010 года. Как отмечается в сопроводительных документах, эта линия соответствует бывшей административной границе между Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР. Россия является первой страной, с которой Азербайджан подписал договор о госгранице. Ранее МИД РФ в очередной раз подтвердил, что в настоящее время у России и Азербайджана нет взаимных территориальных претензий. Протяженность границы на суше между РФ и Азербайджаном составляет 284 километра. Напоминаем, что с обеих сторон данной границы исторически спокон веков до сегодняшнего дня живут этнические лезгино язычные народы, которые против их воли разделены «государственной границей». Проводится политика вынужденной ассимиляции и выживание коренного народа со своих земель. Дагестан, который в 1999 году встал на защиту территориальной целостности Российской Федерации, в 2010 году стал свидетелем нарушения этой территориальной целостности самим же государством. Но это не единичный случай. Это процесс. Россия усыхает в размерах. От нее маленькими частями отпадают территории то на Юге, то на Востоке. Последний случай связан с подписанным в начале сентября российским и азербайджанским президентами соглашения об использовании воды приграничной реки Самур. Бурю возмущения дагестанских журналистов и блогеров вызвал те факты, что по этому соглашению граница между Россией и Азербайджаном переносится с азербайджанского берега Самура на середину реки, и что контроль за Самурским гидроузлом остается в руках азербайджанской стороны. Коллеги журналисты приводили много фактов и цифр о том, почему для народов Дагестана данное соглашение о переносе границы обернется бедой, и почему для самой России невозможность защитить интересы своего населения, пусть и кавказской национальности, является унижением. Но необходимо напомнить о том, что Россия в новейшую историю не единожды теряла свои земли, идя на уступки в территориальных претензиях своих крепнущих соседей. К примеру, в 2005 году состоялась демаркация российско-китайской границы, по результатам которой Китай забрал у России ряд спорных территорий общей площадью 337 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь в Читинской области и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. Тогда тоже среди российских журналистов разгорелись жаркие дискуссии о правомочности со стороны государства подобных территориальных уступок и нарушения территориальной целостности страны. Противники подобной передачи территорий упирали на то, что это стратегически важные земли для России, причем богатые природными ресурсами. А защитники этого решения государства утверждали, что потеря в землях для России не очень большая, но улучшение стратегических отношений с Китаем намного важнее. Однако уже в 2008 году в СМИ начала обсуждаться версия о том, что Россия передала Китаю один остров на реке Амур полностью и еще один - частично. По дополнительному протоколу о линии российско-китайской границы, подписанному 21 июля 2008 года, остров Тарабаров и часть Большого Уссурийского острова полностью отошли к Китаю. Тогда в СМИ было торжественно заявлено, что между Россией и КНР окончательно урегулирована территориальная проблема, переговоры по которой длились более 40 лет. Однако, если таким образом Москва будет решать все территориальные проблемы, от великой России в скором будущем может вообще ничего не остаться. Поскольку, напомню, острейшей проблемой, стоящей между Россией и Японией является вопрос о принадлежности Курильских островов. Претензии Японии на некоторые острова Курильской гряды уже не один десяток лет омрачают отношения двух стран. Где гарантия того, что через несколько лет нам не предъявят очередное весьма выгодное для России соглашение, по которому эти острова окажутся переданными Японии в обмен на стратегические отношения в будущем? Как тут не вспомнить о Калининградской области, которая до Второй мировой войны была Восточной Пруссией, а сам Калининград был Кенигсбергом? Как не вспомнить об азербайджанских претензиях не только на Самур, но и на город Дербент и прилегающие к нему земли? И есть ли у сегодняшней российской элиты рубеж, на котором она готова остановиться в своих территориальных уступках соседям, если интересы простого люда уже никого не волнуют? У лезгин не так много осталось земель, чтобы их кому-то дарить. Лезгинский народ никогда не соглашался и не согласится с таким отношением к его исторической Родине. Руслан Курбанов Информационно-аналитический центр ФЛНКА Источник flnka Поделиться… Арзуман-патриотическая - 28 Марта 2011 - Видео - online Лезгинский вопрос, как фактор нестабильности ТБИЛИСИ, 8 июля, Caucasus Times. Лезгинский вопрос грозит стать еще одним фактором нестабильности в Кавказском регионе. Игнорирование проблем лезгинского народа, разделенного границами Азербайджана и России, ведет к радикализации лезгинской молодежи,толкает их в ряды действующих в регионе исламских фундаменталистов. В частности об этом было заявлено 18 июня 2012 года на конференции, посвященной проблемам лезгинского народа. 1 Генезис проблемы Лезгины - коренной этнос Кавказа. Значительная часть лезгин исповедует ислам суннитского толка. В культурном, этническом и лингвистическом плане являются наследником народностей мощного государства древности - Кавказской Албании (Алпании). После интеграции лезгинских территорий в состав Российской Империи, территория их проживания оказалась разделенной между собственно Россией и Азербайджаном. Решением ВЦИК от 20 января 1921 была образована Дагестанская АССР границей, которой с советским Азербайджаном была установлена на реке Самур. В период правления Сталина и после его смерти лезгины многочисленно обращались к советскому руководству с просьбой либо образовать лезгинскую автономную единицу в составе Азербайджанской ССР, либо всех лезгин объединить в составе Дагестанской АССР, либо объединить всех лезгин в отдельную Лезгинскую АССР.2 Наиболее остро эта проблема встала перед лезгинами после развала Советского Союза и обретения Азербайджаном самостоятельности. Народ, оказался разделенным между двумя различными государствами. По данным общественных организаций лезгинского народа, в Азербайджане проживает более миллиона представителей лезгинских народов. По данным же Института этнологии и антропологии РАН, численность лезгинского населения в Азербайджане составляет 250-260 тыс. чел. Компактные поселения лезгин имеются на территории Кубинского, Кусарского, Хачмазского и Кабалинского районов Азербайджана. Этнический массив лезгинских этнических групп был разделен по реке Самур, которая протекает на границе российского и азербайджанского государств. По данным дагестанской газеты «Новое дело», в Южном Дагестане проживают 474 тыс.лезгин. Лезгинский язык является языком обучения в 1-4 классах сельских школ, а в городских школах преподается лезгинский язык и литература. За счет местного бюджета на лезгинском языке ведется телерадиовещание, выходит газета. Аналогичные права имеют и азербайджанцы Дагестана, которые признаны одним из титульных народов Дагестана. По данным газеты « Новое Дело» -совершенно иная картина наблюдается в Азербайджанской республике. Согласно переписи 2009 года лезгин в этой стране проживает 180 тысяч. И они официально являются вторым по численности народом после азербайджанцев. Но таких национальных привилегий, которыми обладают азербайджанцы в Дагестане, лезгины в Азербайджане не имеют. 3 Лезгинские общественные деятели активно обвиняют азербайджанское руководство в ущемлении прав лезгин и в насильственной ассимиляции представителей лезгинского народа. Лезгины обвиняют официальный Баку в «тюркизации» лезгин и запрете лезгинского языка. Жаркие баталии разгорелись вокруг исторических памятников лезгин в Азербайджане: суннитской «Лезги мечети». Так, представители созданного в Азербайджане Духовного управления мусульман Кавказа (УМК) потребовали изменить историческое название суннитской мечети в Баку из «Лезгинской» в «Ашурбекскую». Переименование мечети стало обязательным условием для перерегистрации религиозной общины -лезгин. Эта обязательная перерегистрация всех религиозных организаций - четвертая с 1991 года, когда Азербайджан получил независимость. Азербайджанские власти отвергают все эти обвинения. Так, несогласие со многими оценками, прозвучавшими на конференции 18 июня 2012 года, выразил президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев "АЗЕРРОС" Союн Садыков. В своем выступлении он напомнил, что представители лезгин длительное время занимают высокие посты в руководстве Азербайджана. Суннитско-шиитские противоречия Актуализация лезгинского вопроса также связана с напряженностью в суннитско-шиитских отношениях. С обретением независимости Азербайджан обрел и массу проблем этнополитического характера. Доперестроечный период для азербайджанской государственности протекал в условиях острого противостояния политического центра и национальных окраин. Карабахский конфликт послужил Баку сигналом для ужесточения политики в отношении национальных меньшинств. Опасаясь повторения карабахского сценария, руководство Азербайджана приступило к свертыванию государственных программ по поддержке национальных меньшинств. Нежелание азербайджанских властей публично признавать существование лезгинского вопроса также связано с напряженностью в суннитско-шиитских отношениях, которые уходят своими корнями в период противостояния Персии (Иран) и России в регионе. По неофициальным данным, в Азербайджане ислам суннитского толка исповедует около 35% населения республики, около 65% являются шиитами. Суннитами являются, помимо дагестанских народов, некоторое количество азербайджанцев. Проживают сунниты в основном, на севере государства. Много суннитов проживает в крупных городах страны. Во второй русско-иранской войне (1826-1828) суннитская часть населения Азербайджана поддержала русские войска. Наблюдатели сходятся во мнении, что процедура перерегистрации стала своего рода «чистилищем» неугодных государству общин из реестра юридических лиц. Первыми жертвами перерегистрации стали суннитские общины, в частности, «Лезги мечеть». В конфликт были втянуты также религиозные деятели Южного Дагестана, которые выступили с заявлением, в котором осудили политику Азербайджана в отношении суннитского наследия - «Лезги мечети». Властями, под надуманными предлогами, была введена практика закрытия суннитских мечетей. Подобная участь постигла мечети «Абу-Бакр» и «Шехидляр» в Ясамальском и Сураханском районах. В то же время в Азербайджане при перерегистрации не испытывают никаких проблем «не традиционные» религиозные общины. Особая роль в деле контроля над верующими отводится государством муфтию Азербайджана - Аллах шукюр Пашазаде. Именно с его подачи было трижды запрещено призывать мусульман к молитве через громкоговорители, введён запрет в стране на исламскую пропаганду. С 2010 года в азербайджанских школах официально запрещено носить хиджаб. Азербайджанские же эксперты отрицают существование каких-либо проблем в сфере национальных отношений, а возможные этнополитические обострения связывают с деятельностью внешних сил. Гонения на активистов лезгинского «Садвала» и Талышского национального движения, которых обвинили экстремизме, полностью вытеснило национальные меньшинства от участия в политической жизни республики. Все это создает предпосылки для маргинализации лезгинского национального движения. Делимитация границы, как фактор нестабильности Еще одним фактором раздражения в регионе может стать ратификация договора о государственной границе между Азербайджаном и Россией, который, был подписан, в сентябре 2010 году. Данным соглашением, два лезгинских анклава в России (Храх-Уба и Урьян-Уба) перешли под юрисдикцию Азербайджана. Это шаг вызвал серьезное негодование среди лезгинской общественности, поскольку все эти годы бескомпромиссная политика официальных властей Азербайджана в отношении лезгинского общественного движения вынуждала лезгинских активистов искать опору в России. Однако после передачи лезгинских сел Азербайджану некоторые лезгинские активисты начали утверждать, что среди лезгин начали нарастать антироссийские настроения Россия стала первой страной, с которой Азербайджан урегулировал приграничный вопрос. По информации Эхо Кавказа, Россия и Азербайджан также заключили соглашение о эксплуатации реки Самур. «Эти документы имеют основополагающий характер для дальнейшего развития отношений стратегического партнерства России и Азербайджана и вносят реальный вклад в укрепление безопасности и стабильности на Кавказе», - считает помощник президента России Сергей Приходько.4 «Договор в полной мере отвечает российским интересам, его ратификация позволит осуществить мероприятия по укреплению режима границы с Азербайджаном, не создавая при этом препятствий свободному общению граждан двух государств." - утверждается на сайте Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками5 Лезгинская общественность болезненно восприняла это соглашение и посчитала этот договор началом передачи лезгинских селений Дагестана Азербайджану.6 После заключения договора о границах, по утверждению лезгинских общественных организаций, власти Азербайджана стали препятствовать свободному перемещению местных жителей (лезгин) из приграничных сел. 7 В одном из сюжетов на сайте Федеральной Лезгинской Культурной Автономии утверждается, что «крайне пассивная политика Москвы на азербайджанском направлении может привести к потере авторитета России как регулятора ситуации в этом регионе. А потеря авторитета чревата осложнениями не только в внешнеполитическом направлении, но может привести к напряженности на российском Кавказе».8 Лезгинский политолог, Руслан Курбанов выходом из трудной политической ситуации считает, федерализацию Азербайджана. В интервью Caucasus Times, он заявил, что наряду с автономией Нахчивана и Нагорного Карабаха, малочисленные народы Азербайджана - лезгины, аварцы, талыши - также должны иметь национальную автономию.9 Московская конференция: замалчивание исламского фактора Участники конференции в Москве приняли резолюцию, в которой призвали ускорить заключение договора между РФ и Азербайджаном о правах лезгинского и аварского народов. Рекомендовали РФ открыть своим консульства в Азербайджане, в городах Кусары, Кабала и Закатала ( место компактного проживания этих народов) и в при посольстве России в Азербайджане учредить должность советника посла по правам этих народов. В резолюции конференции также было отмечено целесообразность обеспечения телевещания на лезгинском языке и организации изданий в периодических газетах с государственным финансированием. Отдельным пунктом был выделен вопрос исторической мечети в Баку - «Лезги мечети». Однако все эти рекомендации на фоне раскрытых выше конфликтных узлов, выглядят немного запоздавшими. На мероприятии ни сказано ровным счетом ничего о маргинализации лезгинского движения и роли политического ислама в радикализации лезгинской молодежи. «Лесные братья», террористическая организация действующая в Азербайджане, охватывают территорию преимущественно заселёнными лезгинскими народами, а также северо-западные районы Азербайджана, населённые преимущественно аварцами и переселенцами азербайджанцами-суннитами. В начале апреля 2012 года стало известно о проведении очередной крупной операции в северных территориях спецслужбами Азербайджана. Оперативные мероприятия, проведённые силами Министерства национальной безопасности (МНБ) прошли в районах непосредственно примыкающих к российской границе, населённых преимущественно дагестанскими народами. Сотрудниками МНБ Азербайджана в ходе серии спецопераций были задержаны 17 членов незаконной вооружённой группировки «Лесные братья», которые, как говорилось в сообщении Центра общественных связей МНБ, планировали диверсионно-подрывные и террористические акции «с целью подрыва общественно-политической стабильности в стране и создания среди населения паники». У членов группировки было изъято незаконно хранившееся оружие, а также литература, «пропагандирующая джихад и терроризм». Во время проведения операции в Гяндже сотрудники группы специального назначения «Гартал» МНБ Азербайджана встретили ожесточённое вооружённое сопротивление со стороны боевиков. Так, в ходе операции в Гяндже, были задержаны двое. Одним из задержанных оказался постоянно проживающий в городе Сумгаите уроженец Кусарского района Амир Мурадов (1987 г. р.). По данным силовиков, задержанные планировали диверсионно-подрывные и террористические акции. Эксперты сходится во мнении о том, что лезгинское национальное движение сегодня претерпевает серьёзную трансформацию. Всё большее значение в нём начинает играть ислам. В 90-х годах, в пик развития национальных движений горских народов, в своих идеологических программах «исламские» тезисы в расчёт практически никем не брались. Но сегодня ситуация изменилась в корне. Примеров подобных эволюций национальных движений в мире множество, как правило, все они преследуют простую цель - попытка реанимации и вывода движения из сложившегося организационного тупика и идеологической «спячки». Азербайджан боится реанимации лезгинской идеи воссоединения народа под новой, уже наднациональной идеологией. В то же время Азербайджан продолжает ошибочно видеть решение лезгинского вопроса исключительно в силовых методах. Нерешенность лезгинского вопроса, игнорирования широкого спектра проблем лезгинского населения грозит Кавказскому региону появлением нового очага исламского фундаментализма. 10 Соломон Лебанидзе, специально для Caucasus Times

Источник: http://lezgi-kabir.ucoz.ru
Категория: Лезгин | Добавил: Администратор (2015-09-17)
Просмотров: 554 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]