Продолжение

Возникает вопрос: кто может выступить в условиях колониализма, когда нет соответствующих международным — правовым нормам политических условий для свободы волеизъявления населения при выборах в государственные органы власти, в качестве представителя народа? С точки зрения международного права такое право признается либо за органами колониального самоуправления, каковыми в наших условиях являются Верховные Советы "суверенных республик", если они выражают подлинную волю само определяющегося народа, либо за органами сопротивления, создаваемыми в процессе национально — освободительного движения [105], либо за общественными организациями, партиями, выражающими идеи национальной независимости. Такими являлись, например, Фронт национального освобождения Алжира, Национальный Фронт освобождения Южного Вьетнама, Народное движение за освобождение Анголы, Фронт освобождения Мозамбика, СВАПО, ООП и др.

Лезгинский народ, как и многие народы региона (например, кумыки, ногайцы и др.) не может выразить и утвердить свое желание самоопределиться через Верховные Советы России, Азербайджана и Дагестана, поскольку в этих органах нет механизма волеизъявления малочисленных народов в этих республиках. В таких условиях органами, реализующими права народа на самоопределение и законными с точки зрения международного права, являются съезды народов и избранные на них органы самоуправления. Для лезгинского народа таким общепризнанным органом является Международная организация — Лезгинское народное движение "Садвал", зарегистрированная Министерством юстиции России. При этом на 111 общенациональном съезде лезгинский народ выразил свою волю — провозгласил воссоединение исконных лезгинских земель и восстановление лезгинского государства — Лезгистан. Таким образом, все, что сделано МО ЛНД "Садвал" в восстановлении прав лезгинского народа полностью соответствует международному праву по правам человека и зависимых народов, а Россия и Азербайджан обязаны, как члены ООН, признать за нашим народом право на самоопределение и предоставить возможность самостоятельного развития.

Здесь следует сказать и о том, что социально-экономический и политический кризис общества, распад СССР на независимые государства, объективные и субъективные трудности в переходе к рыночной экономике и демократическим преобразованиям нанесли тяжелый урон национальному развитию народов, состоянию межнациональных отношений. В особо трагичных формах он проявляется у лезгинского народа. Административное разделение его между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой, длившееся с 1920 года, сменяется межгосударственным разделом, что грозит ему национальным распадом. Целый народ с реальной численностью населения более двух миллионов человек и расселенный на сплошной и хозяйственно целостной территории, превращается в обоих государствах в национальные меньшинства. Лезгинский кризис усиливается тем, что он происходит в условиях углубляющегося социально — экономического отставания, которое находится на совести азербайджанских и дагестанских властей. Это, в свою очередь, затрудняет модернизационные процессы. Негативным итогом взаимодействия социально — экономического и национального кризисов лезгинского народа является обнищание значительной части населения, отсутствие у него средств для участия в приватизации, акционировании и создании частных предприятий и других экономических структур. Вместе с тем резко снижается правовой и социальный статус народа, занимающий среди народов Кавказа 4 место, а среди народов Азербайджана и Дагестана 2 место. Его историческая судьба почти целиком оказывается в распоряжении государственных органов Азербайджана, Дагестана и России. Пока понимание лезгинской проблемы находится в российском правительстве, услышавшем тревожный голос народа и приступившем к поискам путей выхода лезгинского народа из депрессивного состояния. Дагестанские и азербайджанские власти не проявляют со своей стороны сколько-нибудь серьезных инициатив даже в реализации решений и предложений Российского правительства.

Никакая реальность не может уже более оправдать соподчиненное положение народов в Азербайджане и Дагестане. Доверие и истинная дружба между народами может быть достигнута в той мере, в какой эти отношения будут основаны на праве и прежде всего на праве самоопределения. Основой развития наций выступает их суверенность, равноправие, открытость контактов. Поэтому нация должна быть признана одним из важнейших субъектов общественной жизни, основой суверенитетов России, Дагестана и Азербайджана.

Необходимо признать закономерность многовариантности развития народов и национально — территориальных образований, много субъектного федеративного устройства Азербайджана, Дагестана, России.

Гармонизация межнациональных отношений в Азербайджане и Дагестане, реализация прав человека, достижения гражданского согласия и социальной справедливости находится в прямой зависимости от степени самоощущения народами своих этнических прав. Понятия и перечень национальных прав следует зафиксировать в новых конституциях России, Дагестана и Азербайджана и должны быть четко определены механизмы и процедуры применения прав. 
Лезгистан — территория с многонациональным населением. Ныне здесь, кроме коренного лезгиноязычного населения проживают тюрки, русские, таты, и др. Необходимо разработать Конституцию, учитывающую эту историческую реальность и ориентировать подрастающее поколение лезгин к жизни в многонациональной среде и считать жизненно важной задачей развития дружественного сотрудничества и взаимодействия, радикального совершенствования межнациональных отношений в соответствии с новой обстановкой.

Реальная ситуация в Азербайджане и Дагестане в ближайшее время вероятнее всего будет идти не по пути осуществления конституционной реформы национально — государственного устройства в соответствии с мировыми тенденциями, а по пути закрепления структуры национального неравноправия, существующей до сих пор.

Горький жизненный опыт и стремление сил имперского мышления свидетельствуют, что глашатаи самодержавного права и их заложники не могут расстаться со своей прежней позицией. Они стремятся к узурпации власти народа, ущемления свободы наций.

Задача лезгинского народа в этих условиях в том, чтобы, не отрываясь от реальности, учитывая и интересы других народов, максимально использовать все возможности в своей борьбе за реальный национальный суверенитет и не ущемляя прав других народов, идя на разумные компромиссы, но занимая принципиальную позицию, шаг за шагом продвигаться к своей идее сохранения народа как целостного и самостоятельного.

Стремление к национальной автономии и национальной свободе — священное право к нравственный долг каждого цивилизованного народа. Прежде всего именно в этом стремлении находит выражение степень национального самосознания нации, ее интеллектуальных возможностей. Лезгинский народ на протяжении своей многовековой истории (IV в. до н.э. — XX вв.) вложил колоссальную энергию, силы и способности в самоотверженную борьбу за независимость сохранение самобытности и экстерриториальной целостности своей Родины.

Национальный суверенитет лезгинского народа выражается в неприкосновенности его этно территориальной целостности и неотчуждаемости его прав. Лезгинский народ сложился как народ на исторической территории бывшей Кавказской Албании и само сохранился на этой территории. Поэтому имеет исторически обусловленное преимущественное право на свою территорию. С ней связано и право на жительство, и праве на гражданство, и право на получение образования на родном языке, и ведения делопроизводства на этом языке, называться своим собственным именем и записывать в документах свою собственную, не навязанную чиновником, национальность. Главное — это право избирать свою собственную власть, неподконтрольную другим, т.е. праве на национально — политическую независимость — суверенитет народа. Путей перехода народа к самостоятельности много, да и тактика решения этого вопроса должна меняться в зависимости от политической ситуации, складывающейся в Лезгистане, Дагестане, Азербайджане и России.

Решение III Съезда лезгинского народ сентябре 1991 г. о восстановлении государственности было совершенно правильным и своевременным, поскольку после августовского путча 1991 г. происходил развал СССР и каждый народ заявлял о себе. Мы сами во многовиноваты в том, что не сумели провести эти решения в жизнь. Наш народ да и многие лидера не были готовы к реализации такого решения поэтому упустили реальный шанс восстановления лезгинской государственности.

Если говорить о настоящем времени, то, естественно, теперь полно масштабно осуществить решения III Съезда очень трудно, поскольку ситуация теперь совершенно другая. В настоящее время наиболее приемлемой на пути к переходу к самостоятельности — создание автономий на территориях компактного проживания лезгин в Дагестане и Азербайджане: в Дагестане — Южно-Дагестанскую область, а в Азербайджане — Северо-Азербайджанскую республику. После этого следует создавать обще лезгинскую структуру власти, которая решала бы вопросы, связанные с обще лезгинскими проблемами, как единого народа. Одним из таких объединительных подходов может быть создание межгосударственной свободной экономической зоны, объединяющей Южный Дагестан и Северный Азербайджан, руководимой Лезгинским Национальным Советом.

Мы не должны ни в коем случае допустить создание свободной экономической зоны на указанных территориях, пока не будут созданы региональные структуры власти лезгинского народа в Южном Дагестане и в Северном Азербайджане. Создание свободной экономической зоны без соответствующих структур власти в лезгинских регионах Дагестана и Азербайджана приведет к окончательному закабалению нашего народа: его земли и другие богатства раскупят представители других народов и мы останемся ни с чем. Такой путь — путь к рабству.

Естественно, как Южно-Дагестанская область, так Северо-Азербайджанская республика должны иметь федеративные устройства, с соответствующими структурами власти, чтобы ни один народ не господствовал над другим. Все малочисленные народы, проживающие в Лезгистане, близки по духу и имеют идентичную культуру, поэтому прекрасно могут уживаться друг с другом в единой федеративной административной единице.

Есть и другой вариант решения национального вопроса в этом регионе. Россия дважды (1783, 1797 гг.) пыталась восстановить Кавказскую Албанию как государство [106]. Поскольку после распада СССР идет процесс образования новых государств, то следовало бы вернуться к прошлым историческим реалиям. Естественно, что восстановленное государство должно быть федеративным, в котором все народы (лезгины и лезгино язычные народы, тюрки, аварцы, карабахские армяне, таты, талыши, курды и др.) имели бы одинаковые национально-государственные образования.

Главной целью "Садвал" и Национального Совета должно быть — повышение политического статуса лезгинского народа, его благосостояния и, по мере созревания соответствующих политических и социально-экономических условий, — достижение эволюционным путем полного национального суверенитета. Это должно выразиться в поэтапном переходе республики Дагестан и Азербайджан от унитаризма к федеративной форме правления и устройства. Это полностью соответствует устремлениям народов Дагестана и Азербайджана. Иной путь губителен для народов.

Вопросы о федеративном устройстве уже стоят на повестке дня и в Азербайджане и Дагестане. В Дагестане за федеративное его устройство стоят такие относительно крупные народы, как лезгины, кумыки, чеченцы, ногайцы, русские Кизлярского района…

В Азербайджане на этих же позициях стоят лезгины, карабахские армяне, талыши, курды… Федеративное устройство Азербайджана, как нормальный путь выхода из тупика уже предлагают ряд республиканских партий. В частности, в газете "Мегаполис — экспресс" (6.10.1993г.) опубликована заметка Рауфа Касумова ("Лаври посоветовал Азербайджану стать федеративным"), в которой говорится: "Сенсацией республиканского масштаба стала опубликованная в азербайджанской газете "Истиглал" статья одного из лидеров Социал-демократической партии (СДП) Рамазана Лаври под заголовком "Путь выхода — федеративный Азербайджан". Автор видит выход из нынешней кризисной ситуации в Азербайджане в его скорейшей федерации. В качестве субъектов будущей федерации автор предлагает признать Лезгистан, Талышстан, Карабах и Нахичевань.

Далее в заметке говорится: "Быстро сменяющие друг друга политические силы, придя к власти в Баку, лишь на словах говорят о равенстве наций, на деле же все делается наоборот. Пора уже понять всем, что пока национальные права не будут признаны государством, всякие лозунги о братстве — пустое дело. По сведениям азербайджанской редакции радиостанции "Свобода", вплоть до кровавых событий в Ленкорани СДП активно поддерживала создание на юге страны Талышско-Муганской республики и в целом до сих пор выступают сторонниками идеи федерализации  Азербайджана. Тогда как сам руководитель республики неоднократно публично давал знать, что любые подобные акции автомизации имеют целью расколоть молодое государство".

Здесь хочу заметить, что лезгинский народ не является этнографической, экзотической ветвью тюрко-азербайджанского народа. Языки наших народов входят в совершенно различные языковые семьи: лезгинский язык — в кавказско-дагестанскую семью языков, тюрко-азербайджанский — в алтайскую семью языков — в тюркскую. Коренным образом отличаются наши народы по этнической и материальной культуре, быту, психологическому складу, выраженному национальному самосознанию.

Следует отметить и то, что лезгинский народ ни в Азербайджане, ни в Дагестане не является ни национальным меньшинством, ни малочисленным народом. На огромной территории Восточного Кавказа лезгинский народ был и остается крупнейшим коренным народом со своей своеобразной и богатой историей, экономикой, культурой.

Тюркские националисты в Азербайджане насильственно навязали нетюркским народам этого региона свой язык, вследствии чего лезгины на огромной территории перешли на тюркский язык. Но это не значит, что они перестали быть лезгинами!

До сих пор в школах Азербайджана не только не переподается  лезгинский язык, но весь регион, где проживают лезгинский народ, охвачен теле — радиопередачами из Баку на тюркском языке. Однако лезгинские районы в Азербайджане полностью и Ахтынский и Рутульский районы на юге Дагестана не могут смотреть телепередачи из Махачкалы. Более того все лезгинские районы Азербайджана также не слушают передачи на лезгинском языке из Махачкалы из-за слабости радиостанции в Махачкале. 
Поскольку лезгинский народ жил и живет на своей исконной земле в Азербайджане, то его нельзя причислить к инонациональным пришельцам, проживающим в Азербайджане. Лезгинский народ в Азербайджане не является и малочисленным народом, поскольку несмотря на совершенное над ним насилие, в том числе языковое (оно продолжается и поныне!), около двух миллионов человек продолжает говорить на лезгинском языке. Миллионный народ также нельзя назвать малочисленным. Поэтому все законь и законодательные акты, принятые в Азербайджане относительно национальные меньшинств и малочисленных народов не применимы к лезгинскому народу. С лезгинским народом необходимо говорить на равных, уважать его стремления и помыслы выраженные в Заявлениях и Решениях съездов лезгинского народа, и следует отпустить его, как говорил Искендер Казиев, на волю суверенности. Что касается Дагестана, то здесь также лезгинский народ не является национальным меньшинством, поскольку почти весь регион Юждага испокон веков принадлежит ему и сохранился за ним. В Дагестане лезгинский народ также не является малочисленным, всегда он занимал второе место по численности. Особенно показательна в этом плане перепись 1886 года (см. главу 8, параграф 5). При советское власти националисты, опираясь на власть, выдавливали лезгин из Дагестана и захватывали их земли. Даже и после этого вандализма лезгино язычные народы продолжают занимать второе место в Дагестане. Поэтому и здесь следовало бы отпустить его на воле вольности суверенитета. И еще. Приведенные выше заявления и другие материалы не направлены против азербайджано-тюркского или какого-либо дагестанского народа поскольку они сами эксплуатируются и угнетаются "своей" национальной, чаще "интернациональной" бюрократией и не свободны в своей воле и действиях. Более тогео, существенные их слои в значительной мере ослеплены и одурманены псевдонациональными идеями, умело выражаемыми и поддерживаемыми деятельностью тюркской и дагестанской бюрократией, вследствии чего народы региона оказались орудием в их руках. В этих условиях основной задачей "Садвал" и других демократических движений и партии Азербайджана и Дагестана является разоблачение фальсификаторов и достижение подлинной демократии во всем регионе. Только подлинная демократия во всех институтах жизни, включая и институты власти в России. Азербайджане и Дагестане приведет народы к освобождению от рабства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По данным истории и этнографии, лезгины, населяющие территорию современного Северного Азербайджана и Южного Дагестана, являются одним из крупных и древнейших народов Кавказа, игравшим большую роль в политической, экономической и культурной жизни региона. В настоящее время он состоит из десяти близкородственных народностей. Помимо лезгин в него входят также табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, хиналуги.

В IV в. до нашей эры здесь создается албано-лекское государство — Алпан (Кавказская Албания). Изучение исторической географии и топонимики позволяет говорить о том, что лезгино язычный народ с периода Кавказской Албании до XX в. занимал более значительную территорию на юге, чем в настоящее время. В период IV в. до н.э. — I в. н.э. завершается процесс объединения близкоязычных племен и сложения албано-лекского народа. С I в. до н.э. до VII в. н.э. — один из крупных периодов расцвета местной албано-лекской культуры. Культура албано-леков была самобытной. Воздействие эллинистичеекой и римской культур не достигает здесь того уровня, какой наблюдается в Армении и Иберии, так как экономическое развитие и географическое положение Албании обуславливали специфический характер развития ее культуры.

В IV — VII вв. происходит процесс усиления культурного сближения феодальной Албании с соседними Арменией и Иберией на почве общей борьбы с сасанидским Ираном, с Византией и с хазарами, а затем с арабами. Этот период отмечен сближением материальной и духовной культур народов Албании, Армении и Иберии. Это проявилось, например, в усовершенствовании в 415 году армянским просветителем Месроном Маштоцем албано-лекского алфавита, постепенным распространением в Албании через Армению и Иберию христианства. В свою очередь, большое влияние на соседние страны (Армению, Иберию) оказывает музыкальная и танцевальная культура албано-леков. Аналогичным образом обстояло дело и с взаимодействием материальных культур албано-леков, армян и иберов.

До начала распространения христианства (II — III вв.) в Албании, как и в Греции, существовал культ многобожества (Алпан, Мин, Тар, Гек, Тавар, Атар, Алапехъ, Минкир, Инкир и др.) По названию главного божества Алпана ("Громовержца") народ получил название алпанар (алпаны-албаны).

С захватом Албании Персией (III в.) идет процесс насаждения религии зороастризма, навязывания персидского языка и письменности. Это влияние сказывалось, в основном, в городах.

Героическая борьба албано-лекского народа против персидских завоевателей положила начало созданию народного эпоса "Шарвили".

Под воздействием персидских завоевателей уже в VI веке начался распад Албанского государства. Появляются относительно самостоятельные области Албании: Ширван на юге, Лакз (Восточный и Западный), охватывающий среднюю и северную территорию Албании.

В VII — VIII вв. появляется первое крупное произведение албанского историка М. Каланкатвацви "История Албании", дошедшее до нас на армянском языке.

С начала VII века начинается усиленная экспансия арабских завоевателей. Арабские источники IX — X вв. часто упоминают о лезгинах, табасаранах, которые оказывают упорное сопротивление завоевателям. Южные лезгины (Ширван) одними из первых принимают мусульманство на Восточном Кавказе и вскоре становятся активными его проводниками. Арабы, захватив Восточный Кавказ, навязали народам этого региона и свою религию (ислам), и письменность.

Новая политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в Кавказской Албании после арабского завоевания, обусловила новые формы ее культуры при сохранении древних местных традиций.

В VII — XIII веках албано-лезгины создают произведения на албано-лекском (М. Каланкатвацви), иранском (Низами Гянжеви, Хагани Ширвани и др.) и арабском (Авзал ад-Дин Хунеджи и др.) языках. Естественно, они пользовались и соответствующими алфавитами. Арабским языком и графикой лезгины пользовались до первой четверти XX в. Произведения лезгинских ученых и поэтов на персидском и арабском языках практически не изучены, многие из них присвоены другими народами.

Таким образом, лезгины с начала V века (415 г.) имели и пользовались письменной графикой: собственно албано-лекской, иранской, арабской, а с приходом русских-кириллицей.

В период нашествия татаро-монгольских завоевателей (XIII — XIV вв.) лезгины в литературе того периода проходят как одни из крупных народов Восточного Кавказа. Источники этого периода сообщают также, что лезгины имели своих эмиров-правителей. В начале XV в. лезгинский эмир Мацар (Маза) покоряет Башли, Кайтак, Кумух и на территории нынешнего Дагестана закладывает основы новых династий Кайтакских уцмиев, ханов и шамхалов.

Албано-лекский народ первым встречал завоевателей с юга. Поэтому нашему народу приходилось прилагать огромные усилия для защиты Родины, вписывая в историю Кавказа немало героических страниц.

Непрерывные нашествия персов, арабов, хазар, татаро-монгол, турок не давали возможности восстановить единое государство. Однако и в этих жесточайших переделках албано-лезгинские области сохраняли свои самостоятельные государственные образования — Ширван (VI — XVII вв.) Лакз (VI — XVвв.).

В начале XVIII в. в Албано-Лезгистане повсеместно начались антиколониальные восстания лезгино язычных народов (при поддержке дагестанских народов — кайтакцев, лакцев…), в результате которых персы были вытеснены из Восточного Кавказа. На обширной территории — Ширван и Куба восстанавливается лезгинское государство-ханство Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721-1728 гг.). Лезгинское государство-ханство официально было признано Россией и Турцией.

Хаджи-Давуд в борьбе с Иранскими завоевателями ищет покровительства и поддержки России. В то время Россия была ориентирована на Персию. Кроме того, посредники между Хаджи-Давудом и Петром Первым представляли русскому царю неверную информацию о намерениях лезгинского хана, вследствие чего Хаджи-Давуд не получил должной поддержки от русского правительства. После этого Хаджи-Давуд заключает союзническое соглашение с Турцией, направленное против Ирана.

Хаджи-Давуд проводил независимую политику, что не нравилось и Турции. Поэтому, пригласив Хаджи-Давуда с семьей и свитой на церемониальные торжества, как руководителя дружественной страны, его коварно арестовывают и отправляют в ссылку на остров Родос в Средиземном море. Правление в ханстве передается Чолак Сурхаю, который был личностью более приемлемой для Турции.

В 30-40-х годах XVIII в. Иран соверщает новую агрессию на Восточный Кавказ и захватывает обширные территории, включая и восточную часть Албании-Лезгистана. Надир-шах терпит поражения от лезгин, табасаранцев, лезгино язычных народов шахдагской группы, других дагестанских народов. После изгнания Надир-шаха на Восточном Кавказе создается множество ханств. Во второй половине XVIII века Фет-Али-хану Лезгинскому удается объединить лезгинские ханства почти на всей территории Албано-Лезгистана. При этом Фет-Али-хан устанавливает дипломатические отношения с Россией, которая оказывает Фет-Али-хану военную помощь в зашите интересов Лезгистана.

В 1783 и 1797 годах Россия пытается восстановить государство Алпан (Кавказскую Албанию) в прежних границах. 
Покорение Албании-Лезгистана Россией в конце XVIII — начале XIX в. оградило его от непрерывных нашествий иранских и турецких завоевателей и вовлекло в сферу социально-экономической и политической жизни России. Хозяйство и ремесла лезгино язычных народов после вхождения в cocтав России все больше приобретают товарные характер и зависят от рынка.

Древнейшими занятиями народностей лезгинской группы были земледелие, садоводство, виноградарство, животноводстве, домашние производства и ремесла. Земледелие, садоводство и виноградарство наиболее развиты были у лезгин и табасаранцев, живущих в прибрежных и предгорных районах Юго-Восточного Кавказа. У лезгин, табасаранцев, рутульцев, цахурцев и народностей шахдагской группы, населяющих горную часть страны, ведущей отраслью хозяйства было скотоводство, особенно, овцеводство. На указанной территории в начале XX в. содержалось более двух миллионов голов скота. К 50-м годам XX века этот скотоводческий комплекс был разрушен националистическими руководствами Азербайджана и Дагестана. За счет этого поголовье скота сократилось в 7-8 раз.

В горной части Албании-Лезгистана ощущался и ощущается недостаток пахотных земель. Земледелие не обеспечивало необходимого прожиточного минимума для населения. Недостающий хлеб приобретался в обмен на продукты животноводства и предметы ремесленного производства у земледельческого лезгинского населения плоскостных районов Албании-Лезгистана.

Таким образом, Албания-Лезгистан представлял и представляет собой единый и взаимозависимый народно-хозяйственный комплекс, области которого не могут существовать отдельно. Поэтому деление его таможнями и границами гибельно для лезгинского народа как такового.

Наряду с земледелием и животноводством у народностей лезгинской группы, благодаря наличию сырья: шерсти, шелка-сырца, естественных красителей на основе марены, кожи, глины для керамики, ценных пород дерева, камня, руд были развиты домашние производства и ремесла (ковроткачество, производство тканей, гончарное дело, резьба по дереву и камню, изготовление ювелирных изделий и оружия). Естественными красителями на основе марены Албано-Лезгистан обеспечивал почти полмира.

Указанные ремесла были дополнительными источниками дохода хозяйств. Ковроткачество, производство шелка-сырца, тканей, изготовление ювелирных изделий, производство краски на основе марены и гончарное производство приобрели ремесленно-товарный характер. Указанные выше изделия отличались высокой техникой изготовления и исключительной оригинальностью. Например, в Отчете дербентского губернатора за 1850 г. говорится: "После марены (естественного красителя шерсти) замечательна выделка азиатского оружия в Дербентском уезде и в Кюринском ханстве" (ЦГИАЛ, ф. 1268, оп.5, д.372,л.17).

Еще до Октябрьского переворота лучшие лезгинские и табасаранские ковры экспонировались на выставках и выставлялись в музеях США, Европы, и России. Многие экземпляры лезгинских ковров и сейчас хранятся во многих музеях мира.

Как материальная культура, так и весь комплекс хозяйственной и трудовой деятельности народностей лезгинской группы практически идентичны, что свидетельствует об их общности, сложившейся в результате длительных историко-культурных связей. Некоторые особенности материальной культуры народностей лезгинской группы проявляются в зависимости от естественно-географических условий их расселения. Здесь не типы, а варианты одной и той же культуры.

Национальная одежда народностей лезгинской группы в основном сходна между собой. Несмотря на различие хозяйств и доступных горным и прибрежным народностям лезгинской группы продуктов питания, их национальная кухня и способы приготовления блюд также одинаковы.

О древности населенных пунктов народностей лезгинской группы свидетельствуют археологические данные, письменные источники, развалины укреплений, куфические надгробные каменные плиты, остатки христианских базилик, мусульманские мечети и минареты.

В архитектурном отношении селения народностей лезгинской группы находятся в тесной связи с рельефом местности. На плоскости они были просторными, включали сады, виноградники и огороды, а в горах скученными и состояли из тесно прилепившихся друг к другу домов. Села здесь располагались амфитеатром.

У народностей лезгинской группы прослеживается общность в строительной технике и планировке селений и жилищ. Характерные строения в прошлом — это каменные и саманные двухэтажные дома с плоской крышей, с внутренним камином, нишами в стенах жилища и встроенными полками.

В языковом плане все лезгиноязычные народы происходят от одного корня, поэтому их и называют лезгиноязычными. В прошлом языковое различие было минимальным. Наибольшему засорению подвергся язык самого крупного народа — лезгин. Особенно большим деформациям лезгинский язык подвергся за последние 100 лет: он стал эклектичным, совершены большие заимствования из других языков.

Конечно, заимствования слов и понятий из языков других народов неизбежны. Однако в лезгинском языке это сделано варварски: многие коренные лезгинские слова необоснованно заменены словами и понятиями других народов.

Выдающимся событием последнего времени является дешифровка албанских надписей на изделиях, найденных при археологических раскопках в Минчегауре. И все они написаны на чистом лезгинском языке! При этом установлено много лезгинских слов, потерянных в последующем. Все изложенное выше о языке лезгиноязычных народов говорит о том, что настало время его серьезной и продуманной реформы, возвращения в него коренных лезгинских слов, потерянных нами ранее.

Лезгины внесли выдающийся вклад в копилку мировой экономики, культуры и литературы:

— созданием собственной письменности в III-IVBB.;

— историографическими произведениями: 
Эпос "Шарвили" (III — IV вв.), История Албании (VII — VIII вв.), Ахтынаме (X в.), История Дербента и Ширвана (XI — XII вв.) и т.д.;

— Лезгинский народ дал выдающихся историков, поэтов, писателей: Моисей Каланкатвацви (VII — VIII вв.), Низами Гянжеви, Хагани Ширвани, Макки ибн Ахмад ал-Бар-даи, Хаким ибн Ибрахим ибн Хаким ал-Лакзи (все XI — XII вв.), Авзал ад-Дин Хунеджи (XIII в.), Мелик Кюреви (XIV в.) и.т.д.;

— архитектурными и строительными комплексами — крепости Дербент (VI в.), Торпах-Кала (VI в.), Комплекс Ширваншахов в Баку, старинные сооружения в Шеки, Кабала, Гяндже и др.;

— великолепным прикладным искусством (ковры, гончарные и ювелирные изделия);

— созданием самобытной музыкальной культуры, на которой сейчас основана вся музыкальная культура так называемых азербайджанцев; лезгинская музыка в значительной мере повлияла на музыкальную культуру армян, иберов (грузин), дагестанцев;

— созданием всемирно известного танца – Лезгинка;

— выдающимся вкладом в развитие мусульманской теории и права: Яхья Ширвани (XV в.), Мирза Казембек (Х1Хв.), М. Ярагинский (XIXв.).

С покорением Кавказа Россией все ханства Восточного Кавказа входят в состав России на договорных началах. Колонизация Восточного Кавказа осуществлялась жесткими мерами, поэтому народы Восточного Кавказа восстают против России (Кавказская война, восстания 1877 г.). После подавления восстания 1877 г. наступает относительно стабильный период развития Восточного Кавказа под опекой России. С конца XIX в. до Октябрьского переворота в рамках единого Российского государства лезгины добились значительных успехов в социально-экономическом и культурном развитии. Со второй половины XIX века в Баку и его окрестностях стали интенсивно осваиваться богатейшие залежи нефти. Для этой цели нужна была дешевая рабочая сила. Поэтому сюда нахлынули народы со всего Кавказа. Поволжья и особенно с соседних стран — Ирана и Турции. Переселенческим процессам из Ирана и Турции способствовало и то обстоятельство, что Россия оказалась более демократическим государством, чем Иран и Турция. По данным профессора М. Исмаилова ("Социально-экономическая структура Азербайджана в эпоху империализма. Баку. 1982) отходничество из Северо-Западного Ирана (Иранского Азербайджана) в Россию, принявшее в 80-х годах XIX в. массовый характер, к 1905 г. достигло не менее 300 тыс. человек в год. Большая часть указанных отходников оставалась в Бакинской и Елизаветпольской губерниях. По утверждению указанного автора численность населения Баку в 1843 г. составляла 6198 человек (в основном лезгины, персоязычные таты, талыши…). Численность населения Баку в 1904 году составило 177 тыс. человек, т.е. численность населения Баку за указанное время возросла более, чем в 28 раз.

Тюркское население, перешедшее из Северо-Западного Ирана, в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии России от местных аборигенных народов получило название "азербайджанцы", поскольку указанная область Ирана имела историческое название Атропотакан-Азербайджан. В то время людей различали не по национальности, а по месту их происхождения. Например, лезгин из Самурской долины называли "самурцами", из Кубы — "кубинцами", и "Шеки-шекинцами", жителей долины р. Кюра (Кура) –– "кюринцами" и т.д.

В 70-х годах XIX вв. в Турции создается пантюркистское и панисламистское движение, которое ставило перед собой цель теоретического обоснования захвата чужих территорий, их тюркизации и объединения тюркских народов на основе ислама под началом Турции.

В конце XIX — начале XX в. в России начинаются революционные процессы. В 1904-1906 гг. в Баку создаются социал-демократические организации "Фарух" ("Поборник справедливости") и "Гуммет" ("Энергия"), а в 1911 г. — Муссават" ("Равенство"). Последний был создан при активном содействии Турции, поэтому он стоял на ярых националистических, пантюркистских позициях.

Воспользовавшись разломными процессами в России, в начале XX в. Турция активно проникает в Закавказье. С помощью Турции турки и пантюркисты прибирают к рукам экономику Баку (Тагиев и др.). 
В мае 1918 году в Баку объявляется создание демократической республики Азербайджан. В сентябре 1918 года Турция оккупирует Восточный Кавказ и к власти в Азербайджане приводит турков и пантюркистов. Мусаватисты, захватив власть в Баку, расправляются с организацией "Фарух", физически уничтожают ее руководителей (лезгин).

"Танцующие в церквях большевики", придя к власти в России, не имея опыта руководства страной, не принятые мировым сообществом, хватаются за соломинку — устанавливают союзнические отношения с Турцией, помогают последней в материальном и в военном отношении против Запада. До 30-х годов XX в. Турция активно работает в Восточном Кавказе. Турки и пантюркисты проводят огромную работу по распространению тюркского языка как языка межнационального общения. По данным дагестанского ученого и просветителя Али Каяева турецкий язык в начале XX в. преподавался не только на территории нынешнего Азербайджана, но и в Самурском и Кайтако-Табасаранском округах Дагестана.

В этот период многие топонимы (названия местностей), ойконимы (названия сел, местности, городов), гидронимы (названия рек, озер, морей), урбонимы (названия крепостей, улиц, площадей, базаров) Восточного Кавказа переименовываются на тюркский лад.

Этот процесс продолжается и сегодня. Население Лезгистана полностью охвачено теле-радиопередачами из Баку на тюркском языке. В то же время население Ахтынского и Рутульского районов Южного Дагестана не могут смотреть телепередачи из Махачкалы, а население лезгинских районов Азербайджана вообще лишены телерадиопередач на лезгинском языке, как со стороны Баку, так и со стороны Махачкалы!

Возмутительная метаморфоза произошла с этнографическими картами Дагестана в двух изданиях: "История Дагестана (М., 1957) и "Народы Кавказа" (МЛ 960). За три года между этими изданиями п



Источник: http://lezgi-kabir.ucoz.ru
Категория: Лезгин | Добавил: Администратор (2015-09-17)
Просмотров: 540 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]