Хадисы

Глава: Об оказании уважения членам семьи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и о разъяснении их достоинств

Аллах Всевышний сказал: "Аллах желает только удалить от вас скверну, (о члены) семьи (Пророка), и очистить вас полностью". ("Сонмы", 33) Всевышний также сказал: "...что же касается тех, кто почитает обряды Аллаха, то, поистине, (они делают это) от благочестия сердец". ("Хаджж", 32) 346. Сообщается, что Йазид бин Хаййан сказал: (Однажды) я вместе с Хусайном бин Саброй и Амром бин Муслимом пошёл к Зайду бин Аркаму, да будет доволен им Аллах, и когда мы сели рядом с ним, Хусайн сказал ему: "О Зайд, ты обрёл много благого: ты видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ты слышал его слова, ты принимал участие в военных походах вместе с ним и совершал молитвы, находясь позади него! Поистине, о Зайд, ты обрёл много благого, так передай же нам, о Зайд, то, что ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!" (В ответ ему Зайд) сказал: "О сын моего брата, я уже стар и давно живу на свете, и поэтому я забыл часть того, что помнил из (слов) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, примите же то, что я расскажу вам, и не заставляйте меня (рассказывать) того, о чём (я умолчу)"!1 А потом он сказал: Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, остановились у источника воды в Хуме, что находится между Меккой и Мединой, он встал (со своего места) и обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, потом стал увещевать людей и напоминать им,2 а потом сказал: "А затем: поистине, о люди, я — только человек, и скоро уже явится посланник Господа моего,3 которому я отвечу,4 оставив вам две драгоценности. Первой из них является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет, так следуйте же ей и держитесь за неё крепко!" И он стал побуждать людей к тому, чтобы они следовали (установлениям) Книги Аллаха, и склонять их к этому, а потом сказал: "(Второй же драгоценностью) являются члены моей семьи, и я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи, я напоминаю вам о том, что вы должны повиноваться велению Аллаха относительно членов моей семьи!" Хусайн спросил (Зайда): "А кто же относится к членам его семьи, о Зайд? Разве его жёны не являются членами его семьи?" Он сказал: "Да, его жены являются членами его семьи, но в целом к ним относятся все те, кто после его смерти не имеет права прикасаться к садаке". Хусайн спросил: "Кто же это?" Зайд ответил: "Это члены семьи Али, члены семьи Акиля, члены семьи Джафара5 и члены семьи Аббаса".6 Он спросил: "И никто из них не имеет права прикасаться к садаке?" Зайд ответил: "Никто". (Муслим) В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): И, поистине, я оставляю вам две драгоценности, одной из которых является Книга Аллаха. Это — вервь7 Аллаха, и тот, кто будет следовать ей, не сойдёт с верного пути, отказавшийся же от неё заблудится!

347. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал: Почитайте Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, (проявляя почтение по отношению) к членам его семьи. (Аль-Бухари)

Глава: О (необходимости) проявления уважения к обладателям знания1 людям, достигшим преклонного возраста, и к тем, кто отличается теми или иными достоинствами, (о необходимости) предпочтения их другим, предоставления им высоких мест и разъяснения их положения

Аллах Всевышний сказал: "Скажи: "Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?" Поистине, внемлют наставлениям только обладающие разумом". ("Толпы", 9) 348. Передают со слов Абу Мас'уда 'Укбы бин Амра аль-Бадри аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Во время молитвы) имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха,2 если в этом они равны (между) собой, то — тот из них, кто лучше всех знает Сунну, если в этом они равны между собой, то — тот, кто раньше всех совершил переселение,3 если же они равны между собой и в этом, то — (принявший Ислам) раньше всех. И ни в коем случае не следует человеку становиться имамом для того, кому принадлежит власть над чем-либо,4 как не следует ему и садиться в его доме на его подушку иначе как с позволения хозяина. (Муслим) В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом,) вместо слов "фа-акдаму-хум синнан" приводится: "фа-акдаму-хум сильман", то есть: принявший Ислам раньше всех прочих. В третьей версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха и раньше других начал делать это, если в этом они равны, то — тот, кто раньше всех совершил переселение, а если они равны и в этом, пусть имамом для них будет самый старший из них по возрасту. Под словами "принадлежит власть над чем-либо" (би-султани-хи) подразумевается либо то, над чем человек властен, либо то место, которое занимает только он.5 "Его подушка" (такримату-ху): имеется в виду то место, которое занимает в доме только этот человек, например, постель, кровать и тому подобные места.

349. Сообщается, что Абу Мас'уд 'Укба бин Амр аль-Бадри аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: (Перед началом общей) молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно брал нас за плечи6 и говорил: "Выравнивайтесь, и да не будет меж вами различий,7 ибо тогда и сердца ваши не будут знать согласия, и пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, за ними — следующие, а за ними — следующие.8 (Муслим) Говорят, что под "зрелыми" (улю-ль-ахлям) подразумеваются зрелые и достойные люди.9

350. Передают со слов Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, трижды сказал: "Пусть становятся (ближе ко мне) зрелые и разумные, а за ними — следующие", — (после чего добавил): "И ни в коем случае (не ведите себя так, будто находитесь) на рынке!10 (Муслим)

351. Сообщается, что Абу Йахйа (говорят также, что его кунья — Абу Мухаммад) Сахль бин Абу Хасма аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: (В своё время) Абдуллах бин Сахль и Мухаййиса бин Мас'уд отправились в Хайбар, (между жителями) которого (и мусульманами) в те дни (действовал) мирный (договор. Там) они расстались друг с другом, а когда позднее Мухаййиса пришёл к Абдуллаху бин Сахлю (, он нашёл его) убитым и лежащим в луже собственной крови. Тогда он похоронил его и вернулся в Медину, а после этого Абд ар-Рахман бин Сахль,11 Мухаййиса бин Мас'уд и Хуваййса бин Мас'уд,12 отправились к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и Абд ар-Рахман хотел заговорить (с ним), но (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Пусть говорит старший, пусть говорит старший!", — что же касается (Абд ар-Рахмана), то он был самым молодым из них, и он замолчал, а двое других стали говорить. (Выслушав их, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Можете ли вы принести клятвенное (свидетельство против убийцы, чтобы) по праву взыскать с него за кровь вашего убитого?" (Аль-Бу-хари; Муслим) А затем (Сахль бин Абу Хасма) привёл этот хадис до конца.13

352. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, (велел) собирать убитых в битве при Ухуде по двое, то есть: по двое в одну могилу14 — и спрашивал: "Кто из них знал наизусть больше (аятов) Корана?", — а когда ему указывали на одного из них, он повелевал хоронить его первым. (Аль-Бухари)

353. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Мне приснилось, что когда я чистил зубы зубочисткой, ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано15: "Старшему!", — и я отдал её старшему из них. (Аль-Бухари; Муслим)

354. Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается,16 и по отношению к справедливому правителю. (Абу Дауд)

355. Амр бин Шу'айб передавал со слов своего отца, что его дед,17 да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не относится к нам тот, кто не жалеет младших среди нас и не оказывает уважения старшим". (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший достоверный хадис".) В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Абу Дауд (, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...и не отдаёт должного старшим среди нас.

356. Передают со слов Маймуна бин Абу Шабиба, да помилует его Аллах, что (однажды) мимо Аиши, да будет доволен ею Аллах, прошёл нищий, и она дала ему кусок хлеба, когда же мимо прошёл хорошо одетый человек, она (велела) усадить его за стол, и он поел. Потом её спросили о причине этого, и она сказала: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Отводите людям места сообразно их положению". (Этот хадис приводит Абу Дауд, однако он сказал: "Маймун уже не застал Аишу, да будет доволен ею Аллах, в живых".) Этот хадис в начале своего "Сахиха" приводит также Муслим. В (его версии) сказано: Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам отводить места людям сообразно их положению". Кроме того, этот хадис приводит в своей книге "Ма'рифат 'улюм аль-хадис" также и аль-Хаким Абу Абдуллах, который сказал: "Это достоверный хадис".

357. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (В своё время) 'Уйайна бин Хисн приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе Умар, да будет доволен им Аллах, в совете которого всегда присутствовали чтецы Корана, независимо от того, зрелыми людьми они были18 или молодыми. 'Уйайна сказал своему племяннику: "О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня". И он обратился к Умару с такой просьбой, получив на это его согласие. Явившись к (Умару, да будет доволен им Аллах, 'Уйайна) сказал: "О Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты даёшь нам мало и правишь нами несправедливо!" (Услышав это,) Умар, да будет доволен им Аллах, разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: "О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: "Держись прощения,19 побуждай к добру20 и отстраняйся от невежественных!"21 — что же касается этого, то он как раз и относится к числу невежд". И, клянусь Аллахом, после того, как он прочитал этот аят, Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего. (Аль-Бухари)

358. Сообщается, что Абу Са'ид Самура бин Джундуб, да будет доволен им Аллах, сказал: При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я был ещё юношей22 и запоминал его слова, а говорить23 мне мешает лишь то, что здесь находятся люди, которые старше меня. (Аль-Бухари; Муслим)

359. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если юноша станет проявлять уважение к старцу из-за его возраста, Аллах обязательно направит к нему того, кто станет проявлять уважение к нему, когда состарится он сам. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Неизвестный (хадис)"24 ).

Глава: О посещении снискавших благо,1 пребывании у них, общении с ними, любви к ним, стремлении встретиться с ними и заслужить их обращения с мольбами к Аллаху,* а также о посещении достойных мест*

Аллах Всевышний сказал: "И вот Муса сказал своему слуге:2 "Я не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей,3 даже если мне и придётся потратить (на это многие) годы!" А когда они достигли места слияния (этих морей, оказалось, что) они забыли о своей рыбе4(, которая выбралась из корзины) и поплыла своим путём по морю, как по подземному ходу. Когда они прошли5 (некоторое расстояние, Муса) сказал своему слуге: "Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути". Он сказал: "Видишь ли, когда мы укрылись у скалы,6 поистине, я забыл о рыбе, и только шайтан заставил меня забыть сказать (тебе) о ней, а она чудесным образом7 уплыла в море своим путём". (Муса) сказал: "Этого-то мы и желали!", — и они вернулись назад по своим следам. И (там) они обнаружили одного из Наших рабов, которому Мы оказали Нашу милость и научили Нашему знанию.8 Муса сказал ему: "(Могу) ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, что было дано знать тебе о прямом пути?"" ("Пещера", 60-66) Всевышний также сказал: "Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его..." ("Пещера", 28) 360. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: (Спустя некоторое время) после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Бакр сказал Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: "Поехали с нами к Умм Айман,9 да будет доволен ею Аллах, чтобы навестить её, как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует". Когда они приехали к ней, Умм Айман принялась плакать, и они спросили её: "Почему же ты плачешь? Разве ты не знаешь, что то, что у Аллаха,10 для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, лучше?" Она сказала: "Поистине, не оттого я плачу, что не знаю, что для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, лучше то, что у Аллаха Всевышнего, а плачу я потому, что прекратились (ниспосылавшиеся) с небес откровения!", — и это так подействовало на них, что и они принялись плакать вместе с ней. (Муслим)

361. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Как-то раз) один человек (пошёл) навестить своего брата11 (, жившего) в другом селении, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, которой он шёл. Когда (этот человек) подошёл к нему, (ангел) спросил: "Куда ты (идёшь)?" Он ответил: "Я хочу (навестить) своего брата(, живущего) в этом селении". Ангел спросил: "Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, (а теперь) стремишься (получить благодаря этому пользу?" Этот человек) ответил: "Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего". (Тогда ангел) сказал: "Я же, поистине, послан к тебе Аллахом(, чтобы сказать), что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!" (Муслим)

362. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: К тому, кто навещает больного или посещает брата своего(, делая это) ради Аллаха, обращаются два глашатая,12 которые говорят): "Да будешь ты доволен, и да будет благословенным твой путь и да обретёшь ты жилище в Раю!" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис". В некоторых рукописях он назван неизвестным.)

363. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и (человеку,) раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь (исходящее) от него зловоние. (Аль-Бухари; Муслим)

364. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Женщину берут в жёны из-за четырёх (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религии, добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь! (Аль-Бу-хари; Муслим) Это значит: обычно люди хотят, чтобы женщина обладала этими четырьмя качествами, ты же стремись к той, что привержена религии, добивайся её и старайся быть с ней.

365. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил Джибриля: "Что мешает тебе посещать нас чаще, чем ты делаешь это (сейчас)?", — после чего был ниспослан аят, в котором говорится: "Скажи13: "Мы нисходим14 только по велению Господа твоего. Ему принадлежит и то, что перед нами, и то, что позади нас, и то, что между этим15:"16 (Аль-Бухари)

366. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не водись ни с кем, кроме верующих, и пусть не вкушает твоей еды никто, кроме богобоязненных. (Этот хадис с неплохим иснадом приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.)

367. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он собирается водить дружбу. (Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: "Хороший хадис".)

368. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Человек будет с теми, кого он любит. (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах,) сказал: (Как-то раз один человек) сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: "Человек любит (праведных) людей,17 но он ещё не присоединился к ним,18 (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Человек будет с теми, кого он любит".19

369. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) какой-то бедуин спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: "Когда (наступит) Час этот?"20 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его: "А что ты для него приготовил?" (Бедуин) сказал: "Любовь к Аллаху и Его посланнику". (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Ты (будешь) с теми, кого ты любишь!" (Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Здесь приводится версия Муслима.) В другой версии этого хадиса, приводимого (в "Сахихах" аль-Бухари и Муслима, сообщается, что этот бедуин сказал): Не приготовил я для (этого Часа) ни множества постов и молитв,21 ни (большой) садаки, но я люблю Аллаха и Его посланника.

370. Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: (Как-то раз) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл один человек, который спросил его: "О посланник Аллаха, что скажешь ты о том человеке, который любит (других) людей, но он ещё не присоединился к ним?" (На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Этот человек будет с теми, кого он любит". (Аль-Бухари; Муслим)

371. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них(, что были лучшими во времена) джахилиййи(, остались) лучшими и в Исламе, если усвоили (установления) религии,22 (что же касается) душ,23 то они (подобны) воинам, призванным (в войско): те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся.24 (Муслим) Аль-Бухари приводит (этот) хадис со слова "аль-арвах" (души) и далее, передавая его со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.

372. Сообщается, что Усайр бин Амр (или: Ибн Джабир) сказал: Когда к Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, прибывало подкрепление из числа йеменцев,25 он всегда спрашивал их: "Нет ли среди вас Увайса бин Амира?", — и (так продолжалось до тех пор), пока он не встретился с Увайсом, да будет доволен им Аллах. (Умар, да будет доволен им Аллах,) спросил: "Ты ли Увайс бин Амир?" Он ответил: "Да". (Умар снова) спросил: "Из (племени) мурад и (рода) каран?" Он ответил: "Да". (Умар снова) спросил: "И у тебя была проказа, от которой ты (полностью) излечился, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем?" Он ответил: "Да". (Умар снова) спросил: "Есть ли у тебя мать?" Он ответил: "Да". (Тогда Умар) сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от неё, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты(, добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!"26 — так попроси же для меня прощения!", — и Увайс обратился к Аллаху с мольбой простить (Умара). А потом Умар спросил его: "Куда ты хочешь (поехать)?" Он ответил: "В Куфу". (Умар) спросил: "Не написать ли для тебя (письмо27) наместнику Куфы?" (В ответ ему Увайс) сказал: "Мне больше нравится быть среди бедных".28 А на следующий год один из знатных жителей Куфы, совершивший Хаджж, встретился с Умаром, который стал расспрашивать его об Увайсе. (Этот человек) сказал (ему): "(Когда я видел его в последний раз,) в его доме почти ничего не было, и он мало чем владел". (Умар) сказал: "А я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Придёт к вам вместе с подкреплением из йеменцев Увайс бин Амир из (племени) мурад и (рода) каран, болевший проказой, но (полностью) излечившийся от нее, если не считать (одного) места (величиной) с дирхем. У него есть мать, по отношению к которой он проявляет почтение, а когда он клянётся Аллахом, то Аллах обязательно делает так, что его клятва исполняется, и если сможешь ты(, добейся того, чтобы) он обратился к Аллаху с мольбой о прощении для тебя!" А потом29 этот человек пришёл к Увайсу и попросил его: "Попроси Аллаха, чтобы Он простил меня". Увайс сказал ему в ответ: "Ты совершил Хаджж после меня, и поэтому попроси ты, чтобы Аллах простил меня!" Этот человек спросил: "Встречался ли ты с Умаром?" Увайс ответил: "Да", — и обратился к Аллаху с мольбой о прощении для (этого человека)30 а потом люди узнали об этом, и он ушёл оттуда своей дорогой31 (Муслим) В другой версии (этого хадиса), также приводимой Муслимом, сообщается, что Усайр бин Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: (В своё время) к Умару, да будет доволен им Аллах, прибыла делегация от жителей Куфы, среди которых был один человек, часто насмехавшийся над Увайсом. Умар спросил: "Есть ли здесь32 кто-нибудь из (рода каран) ?", — а когда этот человек вышел (вперёд), Умар сказал: "Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, явится к вам из Йемена один человек по имени Увайс, у которого не останется в Йемене никого, кроме матери. Раньше покрывала его белизна,33 но после того, как обратился он с мольбой к Аллаху, Он избавил его от этого, если не считать (одного) места (величиной) с динар (или: ...дирхем), и пусть те из вас, кто встретится с ним, (просят его,) чтобы он молил Аллаха о прощении для вас"". В третьей версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом,) сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, лучшим из последователей34 будет человек по имени Увайс, у которого будет мать и которого раньше покрывала белизна, велите же ему,35 чтобы он просил Аллаха простить вас!"

373. Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: (В своё время) я обратился к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, за разрешением совершить Умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: "О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!", — (и эти) слова я не променял бы на весь мир этот! В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Включи и нас, о братец, в свои мольбы! (Достоверный хадис, приводимый Абу Даудом и ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший достоверный хадис".)

374. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто посещал Кубу36(, добираясь туда иногда) верхом(, а иногда) пешком, и совершал там молитву в два раката. (Аль-Бухари; Муслим) В другой версии (этого хадиса, приводимой аль-Бухари и ан-Наса'и, сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал): Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приезжал в мечеть Кубы каждую субботу(, добираясь туда иногда) верхом(, а иногда) пешком. (В этом хадисе сообщается, что) так же поступал и Ибн Умар.

Глава: О достоинстве любви ради Аллаха, о побуждении к ней, о том, что человеку (следует) уведомлять того, кого он любит, о том, что он любит его, и о том, что ему (следует) сказать, когда он уведомит его об этом

Аллах Всевышний сказал: "Мухаммад, посланник Аллаха, и те, которые с ним, суровы по отношению к неверным и милосердны (в отношениях) между собой. Ты видишь, как они склоняются в поясных и земных поклонах в стремлении к милости и благоволению Аллаха. На лицах их — знак их, (появившийся) от земных поклонов.1 Таков пример2 их в Торе, а в Евангелии примером их является посев, который выпустил свой росток и поддержал его, и он увеличился и выпрямился на своём стебле, приводя в восхищение сеятеля, чтобы вызвать ими3 гнев неверных. Пообещал Аллах тем из них, кто уверовал и совершал праведные дела, прощение и великую награду". ("Победа", 29) Всевышний также сказал: "А те, кто имел дома (в Медине) до них и принял (новую) веру, любят переселившихся к ним..." ("Собрание", 9) 375. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Сладость веры ощутит тот, в ком (соединятся) три (качества: кто) будет любить Аллаха и посланника Его больше всего остального, и будет любить (того или иного) человека только ради Аллаха и будет не желать возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, так же, как не желает он быть ввергнутым в Огонь. (Аль-Бухари; Муслим)

376. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя, юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху, человека, сердце которого подвешено в мечетях,4 (тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь5 (только) ради Него, мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: "Поистине, я боюсь Аллаха!", — того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего. (Аль-Бухари; Муслим)

377. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: "Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!" (Муслим)

378. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не войдёте вы в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой!6 (Муслим)

379. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Как-то раз) один человек (пошёл) навестить своего брата(, жившего) в другом селении, а Аллах Всевышний велел ангелу поджидать его на той дороге, которой он шел. Когда (этот человек) подошел к нему, (ангел) спросил: "Куда ты (идёшь)?" Он ответил: "Я хочу (навестить) своего брата(, живущего) в этом селении". Ангел спросил: "Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние(, а теперь) стремишься (получить благодаря этому пользу?" Этот человек) ответил: "Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего". (Тогда ангел) сказал: "Я же, поистине, послан к тебе Аллахом(, чтобы сказать), что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил того человека ради Аллаха!" (Муслим)

380. Передают со слов аль-Бара бин 'Азиба, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал об ансарах (следующее): Только верующий любит их, и только лицемер ненавидит их. Аллах любит того, кто любит их, а того, кто их ненавидит, Аллах ненавидит. (Аль-Бухари; Муслим)

381. Сообщается, что Му'аз, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Для любящих друг друга ради величия Моего (предназначены) минбары из света,8 и позавидуют9 им пророки и павшие за веру!"" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший достоверный хадис".)

382. Сообщается, что Абу Идрис аль-Хауляни, да помилует его Аллах, сказал: Как-то раз, войдя в мечеть Дамаска, я увидел молодого человека с ослепительно белыми зубами,10 находившегося в окружении людей, которые обращались к нему, когда расходились во мнениях, и в дальнейшем опирались на то, что считал правильным он. Я стал расспрашивать о нём, и мне сказали: "Это Му'аз бин Джабаль,11 да будет доволен им Аллах". На следующий день я отправился в мечеть пораньше, но оказалось, что он опередил меня и уже совершал молитву12 и я стал ждать, а когда он закончил молиться, я подошёл к нему спереди, приветствовал его и сказал: "Клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя ради Аллаха!" Он спросил: "Клянешься, что ради Аллаха?", — и я ответил: "Клянусь, что ради Аллаха!" Он ещё раз спросил: "Клянёшься, что ради Аллаха?", — и я (снова) ответил: "Клянусь!" Тогда он потянул меня к себе за края моего плаща и сказал: "Радуйся же, ибо, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Аллах Всевышний сказал: "Я обязательно полюблю любящих друг друга ради Меня, встречающихся друг с другом ради Меня, посещающих друг друга ради Меня и ничего не жалеющих ради Меня!"" (Достоверный хадис с достоверным иснадом, который приводит Малик в "Аль-Муватта".)

383. Передают со слов Абу Каримы аль-Микдама бин Ма'дикариба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший достоверный хадис".)

384. Передают со слов Му'аза, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял его за руку и сказал: О Му'аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и я наказываю тебе, о Му'аз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: "О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе". (Аллахумма, а'ин-ни 'аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни 'ибадати-кя.) (Достоверный хадис с достоверным иснадом, который приводят Абу Дауд и ан-Наса'и.)

385. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз, когда в обществе Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, находился один человек, а мимо него прошёл другой, он сказал: "О посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)". Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его: "А сказал ли ты об этом ему?" Он ответил: "Нет". (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Так скажи ему!"13 — и этот человек догнал его и сказал: "Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!", — (на что тот) ответил ему так: "Да полюбит тебя Аллах, ради которого ты полюбил меня!" (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

Глава: О признаках любви Аллаха Всевышнего к (Его) рабу и о побуждении к приобретению соответствующих нравственных качеств и стремлению добиться этого

Аллах Всевышний сказал: "Скажи: "Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи!", — (ведь) Аллах — Прощающий, Милосердный". ("Семейство Имрана", 31) Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Если кто-нибудь из вас отступится от своей религии, то Аллах приведёт людей, которых любит Он и которые любят Его, проявляющих смирение по отношению к верующим1 и суровых с неверными, сражающихся на пути Аллаха и не испытывающих страха перед порицанием порицающего. Это — милость Аллаха, которую дарует Он, кому пожелает, ведь Аллах — Объемлющий,2 Знающий". ("Трапеза", 54) 386. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, Аллах Всевышний сказал: "Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (навафиль), пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его"3 (Аль-Бухари)

387. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если Аллах испытывает любовь к (Своему) рабу, Он обращается к Джибрилю(, говоря:) "Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты!", — (после чего) Джибриль (начинает) любить его и Джибриль обращается к обитателям небес4 со словами): "Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!", — и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему начинают оказывать хороший приём и на земле5 (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, если Аллах Всевышний испытывает любовь к (какому-нибудь из Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: "Поистине, Я люблю такого-то, полюби же его и ты!", — и тогда Джибриль (начинает) любить его, а потом он обращается к (обитателям) небес со словами: "Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!", — и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему (начинают) оказывать хороший приём и на земле. Если же (Аллах начинает) ненавидеть (какого-нибудь из Своих) рабов, Он обращается к Джибрилю, говоря: "Поистине, Я ненавижу такого-то, возненавидь же его и ты!", — и тогда Джибриль начинает ненавидеть его, а потом он обращается к обитателям небес (со словами): "Поистине, Аллах ненавидит такого-то, возненавидьте же его и вы!", — и обитатели небес (начинают) испытывать к нему ненависть, а потом его начинают (ненавидеть) и на земле.

388. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (в своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил (в поход) боевой отряд под командованием одного человека, который был имамом для своих товарищей во время молитв и всегда завершал их словами: "Скажи: "Он, Аллах, Один,..."" Когда они вернулись, об этом рассказали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который велел: "Спросите его, поч

Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-10)
Просмотров: 965 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]