Хадисы

Глава: О правах мужа на жену

Аллах Всевышний сказал: "Мужчины — попечители женщин, поскольку Аллах дал одним преимущество перед другими, а также потому, что они расходуют (на них часть) из своих средств. (Вот почему) праведные женщины покорны1 и в отсутствие (своих мужей) они хранят то, что Аллах (велел им) хранить". ("Женщины", 34) Что касается хадисов, имеющих отношение к этой главе, то к ним относится и хадис Амра бин аль-Ахваса, приведенный в предыдущей главе.2 281. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если мужчина позовёт свою жену в постель, а она не придет к нему,3 и он заснёт, гневаясь на неё, ангелы будут проклинать её до самого утра. (Аль-Бухари; Муслим) В другой версии (этого хадиса, также приводимой в обоих "Сахихах", сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Если женщина проведёт ночь не на ложе своего мужа, ангелы будут проклинать её до самого утра. В той версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если кто-либо из мужчин позовёт свою жену в постель, а она откажет ему, тот, кто пребывает на небесах,4 не перестанет гневаться на неё до тех пор, пока муж (снова) не будет доволен ею!

282. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не разрешается женщине поститься5 в присутствии своего мужа, если не будет на то его позволения, и не разрешается ей пускать в его дом кого бы то ни было, если не будет на то его позволения. (Аль-Бухари и Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари.)

283. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем(, присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. (Итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. (Аль-Бухари; Муслим)

284. Передают со слов Абу Али Талька бин Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если мужчина позовёт свою жену, чтобы (она сделала) то, в чём он будет нуждаться,6 пусть (жена) явится к нему (немедленно), даже если она будет стоять у печи. (Этот хадис приводят ат-Тирмизи и ан-Наса'и. Ат-Тирмизи сказал: "Хороший хадис".)

285. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если бы (пришлось) мне повелеть кому-нибудь из людей склониться перед другим в земном поклоне,7 то я бы, конечно, велел женщине склониться перед её мужем! (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший достоверный хадис".)8

286. Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Любая умершая женщина,9 муж которой был ею доволен, войдёт в Рай. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

287. Передают со слов Му'аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Всякий раз, как в мире этом женщина причиняет страдания своему мужу, его жена из числа гурий обязательно говорит: "Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только твой гость, который уже скоро покинет тебя (и отправится) к нам!" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

288. Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не оставлю я после себя искушения, более вредоносного для мужчин, чем женщины. (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О расходовании средств на тех, кто находится на содержании человека

Аллах Всевышний сказал: "...(отец) ребёнка должен достойно обеспечить жену пропитанием и одеждой".1 ("Корова", 233) Всевышний также сказал: "Пусть обладающий достатком расходует сообразно своему достатку, а ограниченный в средствах пусть расходует из того, что даровал ему Аллах. Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему". ("Развод", 7) Всевышний также сказал: "...а то, что вы потратили,2 Он возместит вам..." ("Саба", 39) 289. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Потратив динар на пути Аллаха,3 и динар на рабов,4 и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, наибольшую награду (получишь ты за тот динар,) который потратишь на свою семью.5 (Муслим)

290. Передают со слов Абу Абдуллаха (говорят также, что его кунья — Абу Абд ар-Рахман) Саубана бин Будждуда, вольноотпущенника посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Лучшим динаром, который (может) потратить человек, является тот динар, который он потратит на тех, кого он должен содержать, и тот динар, который он потратит на своё верховое животное на пути Аллаха,6 и тот динар, который он потратит на своих товарищей7 на пути Аллаха. (Муслим)

291. Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: Однажды я спросила: "О посланник Аллаха, положена ли мне награда за то, что я трачу на детей Абу Саламы, не оставляя их в таком-то и таком-то (положении),8 ведь они являются и моими детьми?" (В ответ на это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Да, тебя ждёт награда за то, что ты потратишь на них". (Аль-Бухари; Муслим)

292. В длинном хадисе,9 который мы уже приводили в начале этой книги ("Глава о (небходимости проявлять) искренность (ихлас) и придерживаться благих намерений (нийат)..."), со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене.10 (Аль-Бухари; Муслим)

293. Передают со слов Абу Мас'уда аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если человек расходует (средства) на свою семью с верой и надеждой на награду Аллаха, это становится для него садакой.11 (Аль-Бухари; Муслим)

294. Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, кого (должен) кормить. (Этот хадис приводит Абу Дауд и другие мухаддисы). В своём "Сахихе" Муслим приводит хадис, имеющий такой же смысл. (В этом хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: Достаточно будет греха человеку, если перестанет он (кормить) тех (людей,) пропитание которых зависит от него.

295. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует сказал: Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: "О Аллах, возмести тому, кто расходует (свои) средства!",12 — а другой говорит: "О Аллах, приведи скупого к гибели!"13 (Аль-Бухари; Муслим)

296. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Высшая рука лучше, чем рука низшая.14 Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, а лучшей милостыней является та, что подаётся от достатка.15 Того, кто станет стремиться к воздержанности,16 Аллах приведёт к воздержанности, а того, кто станет пытаться обходиться своими силами, Аллах избавит (от необходимости обращаться к другим). (Аль-Бухари)

Глава: О расходовании того, что человек любит

Аллах Всевышний сказал: "Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите..." ("Семейство Имрана", 92) Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Расходуйте (ради Аллаха) из благоприобретённого вами,1 а также из того, что Мы вывели для вас из земли, и не стремитесь тратить дурное..." ("Корова", 267) 297. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Из всех ансаров Абу Тальха владел в Медине наибольшим количествам финиковых пальм, а больше всего из своего имущества он любил Байруху,2 находившуюся напротив мечети, куда часто заходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы испить там хорошей воды. Анас сказал: А когда был ниспослан аят(, в котором сказано): "Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите...", — Абу Тальха подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: "О посланник Аллаха, поистине Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: "Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите...", — а самым любимым из принадлежащего мне является для меня Байруха, так пусть же она станет садакой ради Аллаха, я же надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о посланник Аллаха, по своему усмотрению"". (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким". Абу Тальха сказал: "Я сделаю это, о посланник Аллаха", — а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди. (Аль-Бухари; Муслим) Слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказавшего: "... имущество принесёт доход..." (малюн рабихун), — приводятся в "Сахихе" также с "йай" вместо "ба" (райих), — (и в этом случае его слова) означают: это принесёт тебе пользу (в мире вечном).3

Глава: О том, что (мусульманин) обязан приказывать своей жене, разумным детям и всем тем, кто находится на его попечении, придерживаться покорности Аллаху Всевышнему, запрещать им поступать наперекор (Ему), воспитывать их и удерживать их от совершения запретного

Аллах Всевышний сказал: "И вели (членам) своей семьи (совершать) молитву и (сам) проявляй терпение(, совершая) её". ("Та ха", 132) Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от Огня, топливом для которого (послужат) люди и камни..." ("Запрещение", 6) 298. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Когда однажды) аль-Хасан бин Али,1 да будет доволен Аллах ими обоими, взял один финик (из тех, что были собраны в качестве) садаки,2 и положил его себе в рот, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ему): "Нельзя, нельзя, выбрось его! Разве ты не знаешь, что мы3 не едим (собранного для) садаки?" (Алъ-Бухари; Муслим) В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...поистине, садака нам не дозволена.

299. Сообщается, что пасынок посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Хафс Умар бин Абу Салама Абдуллах бин Абд аль-Асад, сказал: (Когда) я был ещё ребёнком и находился на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (во время еды) я обычно протягивал руки (к разным краям) блюда, и (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: "Говори: "С именем Аллаха", — ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой", — после чего я (всегда) ел только так. (Аль-Бухари; Муслим)

300. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству, (итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству". (Аль-Бухари; Муслим)

301. Амр бин Шу'айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед4 сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за это,5 начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно". (Хороший хадис с хорошим иснадом, который приводит Абу Дауд.)

302. Сообщается, что Абу Сурайа Сабра бин Ма'бад аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Учите мальчика молитве, начиная с семилетнего возраста, и бейте (за отказ от неё) десятилетнего". (Хороший хадис, который приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".) В той версии (этого хадиса, которую приводит) Абу Дауд(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Велите мальчику молиться, когда ему исполнится семь лет.

Глава: О правах соседа и о распоряжениях,1 касающихся этого

Аллах Всевышний сказал: "И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику,2 и тем, кто вам принадлежит".3 ("Женщины", 36) 303. Передают со слов Ибн Умара и Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Джибриль не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его и в число наследников. (Аль-Бухари; Муслим)

304. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (мне): "О Абу Зарр, когда будешь варить мясо, добавь побольше воды и позаботься о своих соседях". (Муслим) В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что) Абу Зарр сказал: Мой любимейший друг, да благословит его Аллах и да приветствует, дал мне наказ(, сказав): "Когда будешь варить мясо, добавь побольше воды, а потом загляни к своим соседям и одели их как положено".

305. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: "Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!" (Его) спросили: "Кто, о посланник Аллаха?" Он сказал: "Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла". (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Не войдёт в Рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла.

306. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь об) овечьем копыте.4 (Аль-Бухари; Муслим)

307. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть сосед не препятствует соседу(, если тому понадобится) установить на его стене доску. (Сказав это,) Абу Хурайра обратился (к слушавшим его людям с такими словами): Почему же я вижу, что вы отказываетесь (от этого)?!5 Клянусь Аллахом, я и впредь стану говорить среди вас об этом! (Аль-Бухари; Муслим)

308. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание. (Аль-Бухари; Муслим)

309. Передают со слов Абу Шурайха аль-Хуза'и, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание. (В таком виде этот хадис приводит Муслим, а аль-Бухари приводит его частично.)

310. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: (Однажды) я спросила: "О посланник Аллаха, у меня есть два соседа, так кого же из них следует одарить?"6 Он сказал: "Того, чья дверь к тебе ближе". (Аль-Бухари)

311. Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Лучшим товарищем пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему товарищу,7 а лучшим соседом пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему соседу. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".)

Глава: О почтительности и хорошем отношении к родителям и о (поддержании) родственных связей

Аллах Всевышний сказал: "И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику и тем, кто вам принадлежит". ("Женщины", 36) Всевышний также сказал: "И бойтесь Аллаха, (именем) Которого вы просите друг друга, (и бойтесь разрыва) родственных связей..." ("Женщины", 1) Всевышний также сказал: ":и которые соединяют то, что Аллах велел соединять...!".1 ("Гром", 21) Всевышний также сказал: "И Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям:" ("Паук", 8) Всевышний также сказал: "И судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а родителям (делали) добро. Если один из них у тебя состарится или оба, то не говори им: "Уф!", — и не кричи на них, а говори им слова достойные. И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: "Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!"" ("Ночное путешествие", 23-24) Всевышний также сказал: "И Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его от груди в два года. Благодари же Меня и родителей своих..." ("Лукман", 14) 312. Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я спросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: "Какое дело Аллах любит больше всего?" Он сказал: "Совершаемую своевременно молитву". Я спросил: "А после этого?" Он сказал: "Проявление почтительности к родителям". Я спросил: "А после этого?" Он сказал: "Борьбу на пути Аллаха". (Аль-Бухари; Муслим)

313. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Сын (может) отблагодарить отца (должным образом) лишь в том случае, если узнает, что тот попал в рабство, выкупит его и отпустит на свободу.2 (Муслим)

314. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, поддерживает родственные связи, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание. (Аль-Бухари; Муслим)

315. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, Аллах Всевышний создал все творения, а когда Он завершил это(, со своего места) поднялись родственные связи и сказали: "Это — место того, кто прибегает к защите Твоей от разрыва". (На это) Он сказал: "Да, так удовольствуетесь ли вы тем, что Я буду награждать3 того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем, кто будет порывать с вами?", — и они сказали: "Да". (И тогда) Он сказал: "Это (даруется) вам"", — а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Прочтите, если желаете, (аяты,4 где сказано): "И может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле5 и порывать родственные связи?6 Таковы те, которых проклял Аллах, лишив их слуха и зрения"".7 (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): И Аллах Всевышний сказал: "Я награжу того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем, кто разорвёт вас"".

316. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и спросил: "О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?" Он сказал: "Твоя мать". (Этот человек) спросил: "А кто, потом?" Он сказал: "Твоя мать". (Человек) спросил: "А кто потом?" Он сказал: "Твоя мать". (Человек снова) спросил: "А кто потом?", — (и тогда) он сказал (ему): "Твой отец". (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что этот человек спросил): "О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин хорошего обхождения?", — (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Твоя мать, потом твоя мать, потом твой отец, а потом твои ближайшие (родственники)".

317. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в Рай!8 (Муслим)

318. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Как-то раз) один человек сказал: "О посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают со мной подобно невеждам!",9 — (на что он) сказал: "Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, это значит, что ты как бы наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!" (Муслим) Слова "наполняешь их рты горячей золой" означают "ты будешь как бы кормить их горячей золой". Таким образом, то, что постигнет их за этот грех, уподобляется тем мукам, которые испытает человек, поедающий горячую золу. При этом тому, кто оказывал им благодеяния, ничего не будет, они же понесут на себе бремя великого греха за то, что обижали его, а Аллах знает об этом лучше.

319. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть (человек), желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, поддерживает связи со своими родственниками. (Аль-Бухари; Муслим)

320. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:10 Из всех ансаров Абу Тальха владел в Медине наибольшим количеством финиковых пальм, а больше всего из его имущества он любил Байруху, находившуюся напротив мечети, куда часто заходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, чтобы испить там хорошей воды. Анас сказал: А когда был ниспослан аят(, в котором сказано): "Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите...", — Абу Тальха подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: "О посланник Аллаха, поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: "Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите... ",11 — а самым любимым из принадлежащего мне является для меня Байруха, так пусть же она станет садакой ради Аллаха, я же надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о посланник Аллаха, по своему усмотрению". (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким". Абу Тальха сказал: "Я сделаю это, о посланник Аллаха", — а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди. (Аль-Бухари; Муслим)

321. Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (Как-то раз) к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл какой-то человек, который сказал (ему): "Я клянусь тебе, что переселюсь12 и буду участвовать в джихаде, ибо желаю получить награду от Аллаха Всевышнего". (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: "А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?" Он сказал: "Да, они оба (живы)". (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: "И ты хочешь получить, награду от Аллаха Всевышнего?" Он сказал: "Да". Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Так вернись к своим родителям и хорошо обходись с ними!" (Аль-Бухари и Муслим; здесь приводится версия Муслима.) В другой версии (этого хадиса, приводимой в обоих "Сахихах", сообщается, что) один человек попросил у Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешения на участие в Джихаде, на что он сказал (ему): "А живы ли твои родители?" (Этот человек) ответил: "Да", — и (тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Так отдавай все свои силы13 им!"

322. Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же,14 (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем (родственники его) эти связи порывают.15 (Аль-Бухари)

323. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Родственные связи, подвешенные к Трону (Аллаха), говорят: "Аллах наградит того, кто поддерживает нас, и порвёт с тем, кто порывает нас". (Аль-Бухари; Муслим)

324. Передают со слов матери правоверных Маймуны бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что (в своё время) она освободила рабыню, не спросив позволения Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а когда наступил один из дней, по которым он приходил к ней, она сказала: "Известно ли тебе, о посланник Аллаха, что я освободила свою рабыню?" Он спросил: "Ты (и в самом деле) сделала (это)?" Она сказал: "Да". Тогда он сказал: "Если бы ты отдала ее братьям своей матери, твоя награда была бы больше".16 (Аль-Бухари; Муслим)

325. Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: (В своё время) ко мне приехала моя мать,17 которая при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, была многобожницей, и я обратилась за советом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказав: "Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет,18 так следует ли мне поддерживать отношения с ней?" Он ответил: "Да, тебе следует делать это". (Аль-Бухари; Муслим) (Одни) говорят, что это была её родная мать, а другие — что молочная, но правильно первое.

326. Сообщается, что Зайнаб ас-Сакафийа, жена Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "(О женщины,) подавайте милостыню, даже если вам (придётся пожертвовать для этого) своими украшениями". (Зайнаб) сказала: И (после этого) я вернулась к Абдуллаху бин Мас'уду и сказала ему: "Ты человек небогатый, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велел нам давать милостыню, так пойди же к нему и спроси, достаточно ли для меня этого,19 и если нет, то я буду расходовать (свои деньги) на других, а не на вас". Абдуллах сказал: "Нет, пойди к нему сама", — и я пошла, а у дверей посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встретила одну женщину из числа ансаров, которую привело туда то же, что и меня; что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он внушал людям глубочайшее почтение к себе.20 (Спустя некоторое время) к нам вышел Биляль, и мы попросили его: "Зайди к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и скажи, что две женщины, находящиеся у его дверей, спрашивают его, достаточно ли того, что они тратят на своих мужей и на сирот, находящихся на их попечении, чтобы это считалось милостыней, но не говори ему, кто мы". После этого Биляль зашел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и задал ему этот вопрос, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: "Кто они?" (Биляль) ответил: "Одна женщина из ансаров и Зайнаб". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его: "Какая (именно) Зайнаб?" (Биляль) сказал: "Жена Абдуллаха", — и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "(За это) им полагаются по две награды: одна — за (поддержание) родственных связей, а другая — за подаяние". (Аль-Бухари; Муслим)

327. В длинном хадисе, который передаётся со слов Абу Суфйана Сахра бин Харба, да будет доволен им Аллах, и в котором рассказывается о (его встрече с) Ираклием, сообщается, что Ираклий21 сказал Абу Суфйану: "Что он велит вам (делать)?", — имея в виду Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. (Суфйан) сказал: "Я ответил: "Он говорит: "Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки", — и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками"". (Аль-Бухари; Муслим)

328. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, вы обязательно завоюете землю, где (часто) упоминают о каратах.22 В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Вы обязательно завоюете Египет, землю, где (часто) упоминают о каратах, так обращайтесь же с её жителями хорошо, ибо, поистине, они (имеют право на) защиту и состоят (с вами) в кровном родстве. В третьей версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...когда же вы завоюете её, хорошо обходитесь с её жителями, ибо, поистине, они (имеют право на) защиту и состоят (с вами) в кровном родстве (или же он сказал: "... они (имеют право на) защиту и состоят (с вами) в родстве по женской линии)". (Муслим) Улемы говорили: "Что касается кровного родства с ними, то имеется в виду, что Хаджар, мать Исмаила, да благословит его Аллах и да приветствует, была египтянкой, что же касается родства по женской линии, то подразумевается, что Марйам, мать Ибрахима, сына посланника Аллаха!,23 да благословит его Аллах и да приветствует, (также) была египтянкой".

329. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: После ниспослания того аята(, в котором говорится): "И увещевай своих ближайших родственников...", — посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, созвал (к себе) курайшитов, а когда они собрались, он стал обращаться как ко всем (собравшимся вместе), так и к некоторым из них лично, говоря: "О бану ка'б бин луайй, спасайтесь от Огня!,26 О бану мурра бин ка'б, спасайтесь от Огня! О бану абд манаф, спасайтесь от Огня! О бану хашим, спасайтесь от Огня! О бану абд аль-мутталиб, спасайтесь от Огня! О Фатима,27 спасайся от Огня! Поистине, никак не смогу я (защитить) вас от Аллаха, однако (меня) связывают с вами узы родства, и я обязательно буду поддерживать29 их (и впредь)!" (Муслим)

330. Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, открыто и не таясь говорил: "Поистине, члены семейства такого-то30 не являются моими покровителями,31 моими покровителями являются только Аллах и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними узы родства, и я обязательно буду поддерживать их (и впредь)!" (Аль-Бухари и Муслим; здесь приводится версия аль-Бухари)

331. Сообщается, что Абу Аййуб Халид бин Зайд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: (Как-то раз) один человек (попросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует): "Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай", — (на что) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитвы, выплачивай закят и поддерживай родственные связи". (Аль-Бухари и Муслим)

332. Передают со слов Сальмана бин Амира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Когда кто-либо из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, ибо, поистине, (в них -) благодать (барака), а если не найдёт фиников, то — водой, ибо, поистине, она очищает. (И Сальман, да будет доволен им Аллах, передал также, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Подаяние неимущему (это только подаяние), а (оказание помощи) родственнику это две (вещи) — подаяние и поддержание (родственных связей).32 (Хороший хадис. Его приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".)

333. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (В своё время) у меня была жена, которую я любил, но которая не нравилась Умару, да будет доволен им Аллах. (В конце концов) он сказал мне: "Разведись с ней!", — но я отказался, и тогда Умар, да будет доволен им Аллах, пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал ему обо всём, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Разведись с ней!" (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший достоверный хадис".)

334. Абу-д-Дарда' передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: "У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!" (На это Абу-д-Дарда') сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Родитель это срединные врата Рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их".35 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Достоверный хадис".)

335. Передают со слов аль-Бара' бин 'Азиба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Тётка со стороны матери занимает такое же положение, как и мать. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Достоверный хадис".) Кроме того, к этой главе имеет отношение и много других известных хадисов, приводимых в "Сахихе" (аль-Бухари), например хадис о (троих людях), оказавшихся в пещере, и хадис о Джурайдже,36 которые были приведены выше. В "Сахихе" есть и много других известных хадисов (на эту тему), которые я не стал приводить, стараясь (сделать эту книгу) более краткой. К числу важнейших из них относится длинный хадис, передаваемый со слов Амра бин 'Абаса, да будет доволен им Аллах, в котором содержится большое количество основоположений и нравственных принципов Ислама. Если будет угодно Аллаху Всевышнему, я приведу этот хадис полностью в "Главе о надежде". В (нём сообщается, что Амр бин 'Абаса, да будет доволен им Аллах,) сказал: Я зашёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в Мекке37 и спросил его: "Кто ты?" Он сказал: "Пророк". Я спросил: "А кто такой пророк?" Он сказал: "Меня послал Аллах Всевышний". Я спросил: "С чем же Он послал тебя?" Он сказал: "Он послал меня(, чтобы я передал людям Его веление поддерживать) родственные связи, разбивать идолов и поклоняться только Аллаху и ничему более наряду с Ним". Далее (Амр) приводит этот хадис до конца, а Аллах Всевышний знает об этом лучше, и это Он оказывает помощь и придает

Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-10)
Просмотров: 1397 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]