Хадисы
Глава: Об удовлетворении потребностей мусульман

Аллах Всевышний сказал: "...и творите благое, чтобы вы преуспели". ("Хаджж", 77) Всевышний также сказал: "И какое бы доброе дело вы ни совершили, поистине, Аллах об этом знает". ("Корова", 215) 244. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет в День воскресения. (Аль-Бухари; Муслим)

245. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина,1 Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином.2 Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай,3 а когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие,4 и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним,5 а тому, кого станут задерживать дела его,6 происхождение его не поможет двигаться быстрее.7 (Муслим)

Глава: О заступничестве

Аллах Всевышний сказал: "Тот, кто обратится с хорошим ходатайством,1 получит от Него свой удел..."2 ("Женщины", 85) 246. Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал: Когда к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, кто-нибудь приходил с просьбой, он всегда поворачивался к тем, кто у него находился, и говорил: "Ходатайствуйте (за просящих),3 и вы получите награду, а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего пророка". (Аль-Бухари; Муслим) В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...(объявит о том)..., чего пожелает...

247. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передавший сообщение о Барире4 и её муже,5 сказал: Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (Барире): "Вернулась бы ты к нему". Она спросила: "О посланник Аллаха, ты приказываешь мне (сделать это)?" Он сказал: "Я только ходатайствую". (Тогда) она сказала: "Не нужен он мне!" (Аль-Бухари)

Глава: О (необходимости) примирять людей между собой

Аллах Всевышний сказал: "Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей между собой..." ("Женщины", 114) Всевышний также сказал: "...а мирное решение — лучше". ("Женщины", 128) Всевышний также сказал: "...бойтесь же Аллаха и приходите к примирению между собой..." ("Добыча", 1) Всевышний также сказал: "Верующие — не кто иные как братья, а (поэтому) примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших..." ("Комнаты", 10) 248. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Каждый день, когда восходит солнце, следует давать садаку столько раз, сколько суставов (имеется в телах) людей: (если) ты справедливо рассудишь двоих, (это будет) садакой, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, повезёшь его на нём или погрузишь на (животное) его поклажу(, это будет) садакой, и доброе слово — садака, и делая каждый шаг на пути к молитве,1 (ты даешь) садаку, и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) садаку. (Аль-Бухари; Муслим) Слова "...справедливо рассудишь двоих..." означают: примиришь их между собой по справедливости.

249. Сообщается, что Умм Кульсум бинт 'Укба бинт Абу Му'айт, да будет доволен ею Аллах, сказала: Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не является лжецом тот, кто (старается) примирять людей2 (между собой), сообщая (или: ...говоря) им нечто благое". (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим добавлено (следующее): (Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах,) сказала: "И я не слышала, чтобы он позволял людям (лгать), если не считать трёх (случаев)", — имея в виду войну,3 (попытки) примирения людей между собой, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу.4

250. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, услышал громкие голоса (людей,) споривших у (его) дверей, и оказалось, что один из споривших просит другого простить ему часть долга и проявить доброту, другой же говорит: "Клянусь Аллахом, не сделаю!" Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел к ним и спросил: "Где тот, кто клянётся Аллахом, что не сделает одобряемого?" (Этот человек) сказал: "(Это) я, о посланник Аллаха, а ему пусть будет то, чего он хочет". (Аль-Бухари; Муслим)

251. Передают со слов Абу-ль-Аббаса Сахля бин Са'да ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах: Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, узнал о том, что (люди) из племени бану амр бин ауф5 повздорили друг с другом, он в сопровождении нескольких человек отправился (к ним, чтобы) примирить их между собой. (Там) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, задержали,6 а между тем настало время молитвы, и тогда Биляль пришёл к Абу Бакру, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал: "Уже пора молиться, так не проведёшь ли ты эту молитву с людьми?" (Абу Бакр) сказал: "Да, если хочешь", — и Биляль объявил о начале молитвы, а Абу Бакр вышел вперёд и сказал: "Аллах Велик" (Аллаху Акбар). Эти слова произнесли и люди, (и тут появился) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который прошёл через ряды (собравшихся) и встал в (первом) ряду. (При виде его) люди стали хлопать в ладоши,7 однако Абу Бакр никогда не смотрел по сторонам во время молитвы. (Тем не менее,) когда хлопать стали сильнее, он всё же повернулся и неожиданно увидел (сзади) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который знаком велел ему (оставаться на своём месте. Однако) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, воздел руки к небу, воздал хвалу Аллаху и стал пятиться назад, встав в (первом) ряду. Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то он вышел вперёд и провёл молитву с людьми, а когда он закончил её, то повернулся к людям и спросил: "Почему, когда с вами что-то произошло во время молитвы, вы стали хлопать в ладоши? Хлопать в ладоши (в таких случаях) следует только женщинам, а тот (из мужчин), с кем во время молитвы что-нибудь случится, пусть скажет: "Преславен Аллах!" (Субхана-Ллах!), — ведь когда кто-нибудь услышит, как он скажет: "Преславен Аллах!", — он обязательно повернётся. О Абу Бакр, что помешало тебе молиться с людьми после того, как я сам подал тебе знак?" (На это) Абу Бакр ответил: "Не пристало Ибн Абу Кухафе8 проводить молитву в присутствии посланника Аллаха". (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О достоинстве слабых, бедных и безвестных мусульман

Аллах Всевышний сказал: "Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них..." ("Пещера", 28) 252. Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (людям): "Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Раю? (Это -) каждый слабый и презираемый,1 (однако) когда он клянётся (в чём-либо), Аллах обязательно осуществляет его клятву. Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Огне? (Это -) каждый грубый ('утулль), жадный (джавваз) и горделивый". (Аль-Бухари; Муслим) "'Утулль" — грубый; чёрствый; "джавваз" — скупой, жадный; говорят также, что это крупный человек с горделивой поступью; говорят также, что это человек маленького роста с большим животом.2

253. Сообщается, что Абу-ль-Аббас Сахль бин Са'д ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, сказал: (Как-то раз рядом) с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, прошёл один человек,3 и он спросил того, кто сидел рядом с ним: "Что ты думаешь об этом (человеке)?" Он сказал: "(Это -) человек из числа благородных людей и, клянусь Аллахом, такой достоин того, чтобы выдать за него замуж (женщину), если он посватается (к ней), и того, чтобы его заступничество было принято, если он станет заступаться (за кого-нибудь)". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умолк, а потом мимо прошёл (другой) человек, и он спросил: "А что ты думаешь об этом (человеке)?" Он сказал: "Это — человек из числа бедных мусульман, и он заслуживает того, чтобы не выдавать за него замуж (женщину), если он посватается (к ней), и того, чтобы не принимать его заступничества, если он станет заступаться (за кого-нибудь), и того, чтобы его слова не слушали, если он скажет (что-нибудь)". Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Этот (бедняк) лучше всей земли, наполненной такими!"4 (Аль-Бухари; Муслим)

254. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Некогда) Рай и Ад вступили в спор между собой, и Ад сказал: "(Окажутся) во мне жестокие5 и надменные", — Рай же сказал: "А во мне — слабые и бедные люди",6 — а Аллах рассудил (спор) между ними, сказав: "Поистине, ты, о Рай, станешь милостью Моей, которую буду оказывать Я, кому пожелаю, ты же, о Ад, поистине, станешь наказанием Моим, которому Я буду подвергать, кого пожелаю, и должен буду Я наполнить вас обоих!" (Муслим)

255. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, явится в день Воскресения важный7 тучный человек, (и окажется, что) пред Аллахом он легче комариного крыла. (Аль-Бухари; Муслим)

256. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) одна негритянка (или: ... один юноша...), подметала полы в мечети, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, потерял её (или: ... его) (из виду), а когда он спросил о ней (или: ... о нём...), ему сказали: "Она умерла" (или: "Он умер"). (Услышав об этом), он воскликнул: "И вы не сообщили мне о ней (о нём)?!", — (и получилось так,) будто они сочли то, что её (или: ... его...) касалось, чем-то незначительным. А потом он сказал: "Покажите мне её (или: ...его) могилу!" И его привели к этой могиле, над которой он совершил заупокойную молитву, после чего сказал: "Поистине, эти могилы погружены во мрак, окутывающий тех, кто в них находится, и, поистине, Аллах Всевышний озарит их для них посредством моей молитвы". (Аль-Бухари; Муслим)

257. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Может быть так, что Аллах обязательно исполняет клятву человека с растрёпанными волосами, покрытого пылью и отгоняемого от дверей (других), когда такой человек клянётся Им.8 (Муслим)

258. Передают со слов Усамы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Я остановился у врат Рая и увидел, что большинство из вошедших туда являлись бедняками, что же касается богатых, то они были задержаны,9 однако обитателей Ада было велено (ввергнуть) в Ад. И я остановился у врат Ада и увидел, что большинство из вошедших туда были женщинами. (Аль-Бухари; Муслим)

259. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Никто не говорил в колыбели, за исключением троих10(, одним из которых был) Иса бин Марйам. (Что касается второго, то им был младенец, с которым говорил) Джурайдж. Джурайдж был человеком(, посвятившим себя поклонению Аллаху). Он (построил себе) келью и (постоянно) находился в ней. (Однажды), когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и сказала: "О Джурайдж!" Он сказал: "О Господь мой, мать моя и молитва моя!",11 — после чего продолжил молиться, а она ушла. На следующий день она снова пришла к нему, когда он молился, и сказала: "О Джурайдж!", — и он (снова) сказал: "О Господь мой, мать моя и молитва моя!", — после чего продолжил молиться. На третий день она (снова) пришла к нему, когда он молился, и сказала: "О Джурайдж!", — и он (снова) сказал: "О Господь мой, мать моя и молитва моя!", — после чего продолжил молиться. Тогда она сказала: "О Аллах, не дай ему умереть, пока он не посмотрит на лица блудниц!" И после этого сыны Исраиля стали говорить о Джурайдже и его поклонении, а (среди них) была одна блудница, красоту которой приводили в пример. Она сказала: "Если хотите, я обязательно совращу его!" И она явилась к нему, но он (даже) не повернулся к ней. Тогда она пришла к пастуху, укрывавшемуся в его келье,12 позволила ему овладеть собой и забеременела, а когда она родила, то сказала: "Он от Джурайджа". И тогда люди пришли к нему, заставили его спуститься вниз, разрушили его келью и принялись избивать его. Он спросил: "Что с вами?" Они сказали: "Ты совершил прелюбодеяние с этой блудницей, и она родила от тебя!" Он спросил: "Где этот ребенок?", — а когда они принесли его к нему, (Джурайдж) попросил: "Дайте мне помолиться". И он совершил молитву, закончив же (молиться), подошёл к ребёнку, ударил его по животу и сказал: "О мальчик, кто твой отец?" (Ребёнок) ответил: "Такой-то пастух". (Услышав это, люди) стали подходить к Джурайджу, целовать его и дотрагиваться до него,13 а (потом) сказали: "Мы построим тебе келью из золота!", — но он сказал: "Нет, стройте её из глины, какой она и была!", — и они сделали это. (Что же касается третьего младенца, то) как-то раз, когда он сосал грудь матери, мимо (них) на великолепном14 коне проехал всадник прекрасного вида,15 и мать (ребёнка) сказала: "О Аллах, сделай моего сына таким же, как этот (всадник)!" Тогда ребёнок бросил грудь, повернулся к (этому всаднику), посмотрел на него и сказал: "О Аллах, не делай меня подобным ему!", — после чего снова принялся сосать грудь. Абу Хурайра сказал: И у меня до сих пор стоит перед глазами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказывавший о том, как (этот младенец) сосал грудь, и положивший в рот свой указательный палец, который он стал сосать.16 А потом (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "А (спустя некоторое время люди) провели мимо (них) какую-то рабыню, которую они избивали, крича: "Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила кражу!", — она же говорила: "Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!" Увидев это, его мать сказала: "О Аллах, не делай моего сына таким, как эта (рабыня)!" Тогда (ребёнок снова) бросил грудь, посмотрел на неё17 и сказал: "О Аллах, сделай меня подобным ей!" И тогда они стали разговаривать друг с другом, и (женщина) сказала: "(Почему) когда мимо проехал человек (столь) прекрасного вида, и я сказала: "О Аллах, сделай моего сына таким же, как он!", — ты сказал: "О Аллах, не делай меня подобным ему!", — а когда провели эту невольницу, которую (люди) избивали, крича: "Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила кражу!", — и я сказала: "О Аллах, не делай моего сына таким, как она!", — ты сказал: "О Аллах, сделай меня подобным ей?" (На это ребёнок) ответил: "Поистине, этот человек является притеснителем, и поэтому я сказал: "О Аллах, не делай меня подобным ему!", — (что же касается) этой (рабыни), то о ней говорят: "Ты совершила прелюбодеяние!", — а она (этого не делала, и о ней говорят): "Ты совершила кражу!", — а она (ничего) не украла, и (поэтому) я сказал: "О Аллах, сделай меня подобным ей!"" (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О ласковом обхождении с сиротами, девочками и всеми слабыми, неимущими и беспомощными, об оказании им благодеяний и о проявлении по отношению к ним жалости, мягкости и смирения

Аллах Всевышний сказал: "И проявляй смирение по отношению к верующим..." ("Аль-Хиджр", 88) Всевышний также сказал: "Так оставайся же вместе с теми, кто взывает к Господу своему утром и вечером, стремясь к лику Его, и не отводи глаза свои от них, стремясь к украшениям земной жизни..." ("Пещера", 28) Всевышний также сказал: "Что касается сироты, то не обижай1 (его), что же касается просящего, то не отгоняй (его)..." ("Утро", 9-10) Всевышний также сказал: "Видел ли ты того, кто отрицает религию?2 Это — тот, кто гонит сироту и не побуждает кормить неимущего". ("Подаяние", 1-3) 260. Сообщается, что Са'д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды, когда) шестеро из нас сопровождали Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, многобожники3 сказали ему: "Прогони этих(, чтобы) они не смели (дерзить) нам!", — а (среди этих шестерых кроме) меня были Ибн Мас'уд, один человек из племени хузайль, Биляль и ещё двое, имён которых я не называю.4 И посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришло на ум то, что было угодно Аллаху,5 и он обратился к своей душе, а Аллах Всевышний ниспослал (ему аят, в котором сказано): "И не прогоняй тех, которые взывают к Господу своему утром и вечером,6 стремясь к лику Его".7 (Муслим)

261. Сообщается, что Абу Хубайра 'Аиз бин Амр аль-Музани, да будет доволен им Аллах, один из тех, кто давал клятву, угодную Аллаху,8 сказал: Когда Абу Суфйан в сопровождении нескольких человек явился к Сальману, Билялю и Сухайбу,9 они воскликнули: "Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!",10 — что же касается Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, то он сказал: "И вы говорите подобное шейху и господину курайшитов?!"11 А потом он пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал ему обо всём, и он сказал: "О Абу Бакр, может быть, ты разгневал их? Поистине, если ты разгневал их, это значит, что ты разгневал Господа твоего!" И после этого (Абу Бакр) пришёл к ним и спросил: "О братья, не разгневал ли я вас?", — они же ответили (ему): "Нет, о брат наш, да простит тебя Аллах!" (Муслим)

262. Передают со слов Сахля бин Са'да, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "В Раю я буду столь же (близок) к опекуну сироты", — после чего он сделал знак указательным и средним пальцами, разведя их в разные стороны. (Аль-Бухари)

263. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Опекающий сироту (из числа) его (родственников)12 или посторонних ему (людей будет) в Раю столь же (близок) ко мне, как два этих. Сказав это, передатчик данного хадиса, которым был Малик бин Анас, сделал знак указательным и средним пальцами. (Муслим)

264. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не тот беден, кому достаются один-два финика или кусок-другой еды, лишь тот беден, кто воздерживается.13 (Аль-Бухари и Муслим) В той версии (этого хадиса, которая приводится) в обоих "Сахихах"(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика, — (истинно) беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости просить других), но другие об этом не догадываются и поэтому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям.

265. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха. (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): ...и я считаю, что он сказал: "...и он подобен тому, кто молится по ночам без устали и постоянно соблюдает пост". (Аль-Бухари; Муслим)

266. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Наихудшим угощением является угощение свадебного пира, в котором отказывают приходящим на этот пир,14 приглашая на него тех, кто откажется (прийти).15 Что же касается не принявшего приглашения, то он ослушался Аллаха и посланника Его. (Муслим) В другой версии (этого хадиса, которая приводится в обоих "Сахихах", со слов Абу Хурайры сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Плохой едой является угощение того свадебного пира, на который приглашают богатых и (отказываются) звать бедных.

267. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Человек, заботившийся о двух девочках до тех пор, пока они не повзрослели,16 окажется в День воскресения столь же (близким) ко мне, как и два этих", — и, сказав это, он соединил между собой свои пальцы. (Муслим)

268. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: (Однажды) какая-то женщина, просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашел Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует. Я рассказала ему (об этом), а он сказал: "Эти девочки защитят от пламени (Ада) того, кому они были посланы в качестве испытания".17 (Аль-Бухари и Муслим)

269. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках, и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту, (чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок, и я рассказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: "Поистине, за это Аллах сделал Рай обязательным для неё (или: ... освободил ее от Огня)!" (Муслим)

270. Передают со слов Абу Шурайха Хувайлида бин Амра аль-Хуза'и, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "О Аллах, поистине, я запрещаю ущемлять права двоих слабых: сироты и женщины!" (Хороший хадис, который с хорошим иснадом приводит ан-Наса'и) Слово "запрещаю" (ухарриджу) означает "обвиняю в грехе" того, кто ущемит права этих двоих, серьёзнейшим образом предостерегаю от этого и недвусмысленно призываю воздержаться от подобного.

271. Сообщается, что Мус'аб бин Са'д бин Абу Ваккас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (В своё время) Са'д18 решил, что он лучше всех прочих,19 и тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ему): "Разве не благодаря одним только слабым20 из вашей (среды) вам оказывается помощь и даруются средства к существованию?" (Аль-Бухари)

272. Сообщается, что Абу-д-Дарда 'Уваймир, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Ищите для меня слабых,21 ибо вам оказывают помощь и даруются средства к жизни только благодаря слабым из вас". (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд)

Глава: О хорошем отношении к женщинам

Аллах Всевышний сказал: "И обращайтесь с ними по-хорошему..." ("Женщины", 19) Всевышний также сказал: "Вы никогда не сможете относиться к жёнам в равной степени справедливо, даже если и будете стремиться (к этому), так не проявляйте же свою благосклонность только (к одной), оставляя другую будто подвешенной.1 А если вы исправите (подобное положение) и станете проявлять богобоязненность, то, поистине, будет Аллах Прощающим и Милосердным!" ("Женщины", 129) 273. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть,2 и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым,3 а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо. (Аль-Бухари и Муслим) В другой версии (этого хадиса, которая также приводится) в обоих "Сахихах"(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Женщина подобна ребру: если (попытаешься) выпрямить её, то сломаешь, а если (пожелаешь) наслаждаться ею, то наслаждайся, (невзирая на) её кривизну. В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Поистине, женщина была создана из ребра, и она никогда и никоим образом не станет для тебя прямой, и (поэтому) если ты (пожелаешь) наслаждаться ею, то наслаждайся(, невзирая) на ее кривизну, а если будешь пытаться выпрямить её, то сломаешь, сломать же её значит развестись с ней.

274. Передают со слов Абдуллаха бин Зам'а, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обратившийся к людям с проповедью, упомянул о верблюдице и о том, кто подрезал её поджилки.4 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Аллах Всевышний сказал): "...и вот устремился злосчастнейший из них(, чтобы погубить верблюдицу)".5 (Это значит, что) человек, какие встречаются нечасто, неукротимый и пользующийся защитой своих людей, устремился к ней(, чтобы погубить её). Затем он упомянул о женщинах и обратился (к людям) с увещанием относительно женщин, сказав: Некоторые из вас избивают своих жён как рабов, а в конце дня, наверное, ложатся спать с ними. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами? (Аль-Бухари; Муслим) "Неукротимый" ('арим) — злодей, распространяющий дурное.

275. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой. (Муслим)

276. Передают со слов Амра бин аль-Ахваса аль-Джушами, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как во время прощального паломничества Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воздал хвалу Аллаху Всевышнему и возблагодарил Его, а потом стал наставлять и увещевать (людей,) сказав: "Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они — ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное,6 разве что сделают они что-нибудь явно непристойное. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас права на ваших жён, и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший:Хороший достоверный хадис".) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, уподобил женщину, находящуюся под властью своего мужа, пленнику. Слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказавшего: "...не предпринимайте ничего против них", — означают: не пытайтесь находить против них доводы и обижать их7 на основании этого, а Аллах знает об этом лучше.

277. Сообщается, что Му'авийа бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я спросил: "О посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?" Он сказал: "Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам,8 и не (должен) ни бить её по лицу, ни говорить ей мерзких слов, ни отворачиваться от неё, если только (это не происходит) дома".9 (Хороший хадис, который приводит Абу Дауд, сказавший: "Не говорить мерзких слов значит не говорить: "Да обезобразит тебя Аллах!"")

278. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший достоверный хадис.)

279. Сообщается, что Иййас бин Абдуллах бин Абу Зубаб, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не бейте рабынь Аллаха!", — а (через некоторое время) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл Умар, да будет доволен им Аллах, и сказал: "Женщины (слишком) осмелели",10 — и тогда он снова разрешил бить их. После этого многие женщины стали окружать жён посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, жалуясь на своих мужей, и тогда он сказал: "К женщинам из дома Мухаммада явилось множество женщин с жалобами на своих мужей, которые к лучшим из вас не относятся!" (Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд).

280. Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Мир этот даётся во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в пользование в этом мире, является праведная жена. (Муслим)

Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-08)
Просмотров: 737 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]