Хадисы
Глава: О взаимопомощи (в делах) благочестия и богобоязненности

Аллах Всевышний сказал: "И помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности..." ("Трапеза", 2) Всевышний также сказал: "Клянусь (этим) временем, поистине, (окажется) человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и совершали праведные дела, и побуждали друг друга (держаться) истины,2 и побуждали друг друга проявлять терпение".3 ("Предвечернее время", 1-3) Имам аш-Шафи'и, да помилует его Аллах, произнёс слова, смысл которых состоит в следующем: Поистине, люди или же большинство из них не уделяют внимания размышлению об этой суре. 177. Передают со слов Абу Абд ар-Рахмана Зайда бин Халида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Снарядивший воина в поход на пути Аллаха сам принял в нём участие4 и заменивший собой участника такого похода в заботах о его семье (также) принял в нём участие. (Аль-Бухари; Муслим)

178. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, решил послать отряд против людей из рода бану лихйан племени хузайль, он сказал своим сподвижникам: Пусть пойдёт один из двоих,5 которые поделят награду между собой.6 (Муслим)

179. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, встретивший в ар-Раухе7 (группу) всадников, спросил их: "Кто вы?" Они ответили: "Мусульмане", — (в свою очередь спросив) его: "А кто ты?" Он ответил; "Посланник Аллаха". Тогда одна женщина подняла к нему своего маленького сына и спросила: "А будет ли (действительным) Хаджж для него?" Он ответил: "Да, а награду за это получишь ты".8 (Муслим)

180. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Хранитель (хозяйского добра), являющийся мусульманином и отличающийся честностью, который выполняет то, что ему было велено, полностью отдавая это9 с добрыми чувствами и вручая это тому, на кого ему было указано, становится одним из двоих подающих милостыню. (Аль-Бухари; Муслим) В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...который отдаёт то, что ему было велено...

Глава: О добром совете (насыха)

Всевышний сказал: "Верующие — не кто иные, как братья..." ("Комнаты", 10) Аллах Всевышний также поведал, что Нух, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "...и я даю вам добрые советы..." ("Преграды", 62) Аллах Всевышний также поведал, что Худ, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "...и я для вас — советчик добрый..." ("Преграды", 62) 181. Сообщается, что Абу Рукайа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Религия есть проявление искренности". Мы спросили: "По отношению к кому?" Он сказал: "По отношению к Аллаху,2 и к Его Книге,3 и к Его посланнику,4 и к руководителям мусульман5 и ко всем мусульманам6 вообще". (Муслим)

182. Сообщается, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: Я поклялся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в том, что буду совершать молитвы, выплачивать закят и сердечно относиться к каждому мусульманину. (Аль-Бухари; Муслим)

183. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе. (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О побуждении к одобряемому и удержании от порицаемого (Шариатом)

Аллах Всевышний сказал: "И пусть будет из вас община призывающих к благому, побуждающих к одобряемому и удерживающих от порицаемого. Такие-то и преуспеют". ("Семейство Имрана", 104) Всевышний также сказал: "Вы (составляете собой) лучшую из представленных людям общин: вы побуждаете к одобряемому и удерживаете от порицаемого..." ("Семейство Имрана", 110) Всевышний также сказал: "Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!" ("Преграды", 199) Всевышний также сказал: "Верующие мужчины и женщины — покровители друг для друга: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого..." ("Покаяние", 71) Всевышний также сказал: "Прокляты были те из сынов Исраиля, которые не уверовали, через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что они ослушались и преступали.2 Они не удерживали друг друга от порицаемого, которое они совершали, и сколь плохо было совершавшееся ими!" ("Трапеза", 78-79) Всевышний также сказал: "И скажи: "Истина — от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует"". ("Пещера", 29) Всевышний также сказал: "Выполняй же, что велено тебе..." ("Аль-Хиджр", 94) Всевышний также сказал: "...Мы спасли тех, кто удерживал от дурного, а поступавших несправедливо Мы подвергли тяжким мукам за то, что они грешили". ("Преграды", 165) И аятов, имеющих отношение к этой главе, известно множество. 184. Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое,3 изменит это собственноручно,4 если же он не сможет (сделать) этого(, пусть изменит это) своим языком,5 а если не сможет (и этого), то — своим сердцем,6 и это будет наиболее слабым (проявлением) веры". (Муслим)

185. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из народа его, следовавшие его сунне и выполнявшие его веления, а на смену им приходили говорившие то, чего они не делали,7 и делавшие то, чего им (делать было) не велено.8 Борющийся с такими собственноручно является верующим, и борющийся с ними своим языком является верующим, и борющийся с ними своим сердцем является верующим, а за этим нет веры и с горчичное зерно! (Аль-Бухари; Муслим)

186. Сообщается, что Абу-ль-Валид 'Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: Мы поклялись посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в том, что будем слушать и повиноваться9 в нужде и благоденствии, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать доказательствами этого(, полученными) от Аллаха Всевышнего, и что будем говорить истину, где бы мы ни оказались, не боясь порицания порицающего ради Аллаха. (Аль-Бухари; Муслим)

187. Передают со слов ан-Ну'мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пекущихся о нерушимости границ Аллаха и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам, чтобы (занять места) на корабле, в результате чего одни разместились в верхней части (корабля), а другие — в нижней. Когда оказавшиеся внизу хотели зачерпнуть воды, им (приходилось) проходить через разместившихся на палубе, и (в конце концов) они сказали: "А не проделать ли нам дыру (в днище), чтобы набирать воду через неё, не беспокоя тех, кто находится наверху?" И если они предоставят их самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут все, если же они схватят их за руки, то спасутся сами и спасут всех (остальных). (Аль-Бухари)

188. Мать правоверных Умм Салама Хинд бинт Абу Умаййа Хузайфа, да будет доволен ею Аллах, передала, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, поставят над вами правителей, а вы будете признавать или откажетесь признавать. Почувствовавшие отвращение будут непричастны, и спасутся20 отказавшиеся признавать в отличие от тех, кто согласится и последует". (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, так не следует ли нам сражаться с такими?" Он сказал: "Нет, (до тех пор,) пока они будут совершать молитвы среди вас".22 (Муслим) Это значит: тот, кто почувствует отвращение своим сердцем, не имея возможности выразить своё неодобрение ни руками, ни языком, будет непричастен к греховному и выполнит свою обязанность; тот, кто по мере возможности будет выражать своё неодобрение, спасётся от подобного ослушания, а тот, кто одобрит их действия и последует за ними, и сам впадёт в грех.

189. Передают со слов матери правоверных Умм аль-Хакам Зайнаб бинт Джахш,23 да будет доволен ею Аллах, что однажды к ней зашёл охваченный страхом Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который воскликнул: "Нет бога, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене Йаджуджа и Маджуджа24 было проделано вот такое отверстие!", — соединив большой и указательный пальцы в виде круга. Зайнаб бинт Джахш сказала: Я спросила: "О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, (даже если) среди нас будут праведники?" Он сказал: "Да, если пороки умножатся!" (Аль-Бухари; Муслим)

190. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах!" Люди сказали: "О посланник Аллаха, но мы обязательно должны собираться, ведь там мы беседуем друг с другом!" Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если уж вам непременно нужно собираться (там, то по крайней мере) воздавайте дороге должное!" (Люди) спросили: "А что значит воздавать должное дороге, о посланник Аллаха?" Он ответил: "Это значит потуплять взоры, (никому) не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого". (Аль-Бухари; Муслим)

191. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, увидевший на руке одного человека золотой перстень, снял его, выбросил прочь и сказал: "Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени (Ада) и кладёт его себе на руку!"25 А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ушёл, кто-то сказал этому человеку: "Возьми свой перстень и используй его (как-нибудь)", — (на что) он ответил (следующим образом): "Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму (этот перстень), раз его выбросил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!" (Муслим)

192. Передают со слов Абу Са'ида аль-Хасана аль-Басри, что (однажды) 'Аиз бин Амр,26 да будет доволен им Аллах, явился к Убайдуллаху бин Зийаду27 и сказал ему: "О сынок, поистине, слышал я, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Наихудшими пастырями являются проявляющие жестокость", — так остерегайся же оказаться (одним) из них!"" Убайдуллах сказал ему: "Садись, ведь ты из остатков28 сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует". Тогда ('Аиз) сказал: "А разве были среди них остатки? Поистине, остатки появились только после них, а не среди них!"29 (Муслим)

193. Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию,30 и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа!" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".)

194. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Наилучшим джихадом является (произнесение) справедливого слова в присутствии несправедливого правителя. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

195. Передают со слов Абу Абдуллаха Тарика бин Шихаба аль-Баджали аль-Ахмаси, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) один человек, уже вложивший ногу в стремя32,33 спросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: "Какой джихад является наилучшим?", — (на что) он ответил: "Слово истины в присутствии несправедливого правителя". (Этот хадис с достоверным иснадом приводит ан-Наса'и.)

196. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, (религия) сынов Исраиля начала приходить в упадок с того, что один человек, встречавший другого, говорил ему: "Эй ты, побойся Аллаха и откажись от того, что ты делаешь, ведь это тебе не дозволено!", — а назавтра он (снова) встречал его(, видя, что) тот продолжает вести себя точно так же, однако это не мешало ему есть, пить и поддерживать общение (с таким человеком). И когда они стали поступать подобным образом, Аллах столкнул между собой сердца их.34 Затем (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) прочёл (следующие аяты): "Прокляты были те из сынов Исраиля, которые не уверовали, через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что они ослушались и преступали.35 Они не удерживали другу друга от порицаемого, которое они совершали, и сколь плохо было совершавшееся ими! Ты видишь, что многие из них дружат с теми, которые не уверовали. Поистине, скверно было то, что приготовили для них их души, ведь Аллах разгневался на них, и вечно будут они испытывать муки! А если бы уверовали они в Аллаха, и в Пророка, и в то, что было ему ниспослано, то не избрали бы их своими покровителями, однако многие из них являются нечестивцами".36 Затем (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: Нет, клянусь Аллахом, обязательно должны вы побуждать к одобряемому, и удерживать от порицаемого, и хватать за руку притеснителя, и склонять его к истине, и удерживать его (в пределах соответствующего) истине, а иначе Аллах непременно столкнёт между собой ваши сердца, а потом проклянёт вас, как проклял их! (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".) Здесь приводится версия Абу Дауда, а в версии ат-Тирмизи сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Когда сыны Исраиля начали совершать прегрешения, знающие среди них37 стали запрещать им (поступать так), однако они не прекратили (делать этого, тем не менее знающие продолжали) встречаться с ними в местах их собраний, есть и пить с ними, и тогда Аллах привёл сердца их к раздорам и проклял их через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что были они непокорны и преступны. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который (лежал), опираясь (на руку), сел и сказал: Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (не придут дела ваши в порядок), пока не станете вы склонять их к истине!38

197. Сообщается, что однажды Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал: О люди, поистине, вы читаете этот аят:39 ""Вам следует (беречь) свои души(, и) не повредит вам заблудший, если вы встанете на правильный путь",40 — а мы слышали, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, если люди увидят притеснителя и не схватят его за руки, то будут они близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех"42".43 (Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса'и.)

Глава: О суровом наказании, ожидающем того, кто побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого, в то время как его слова расходятся с его делами

Аллах Всевышний сказал: "Неужели побуждаете вы людей к благочестию, а о себе забываете? Ведь вы читаете Писание! Неужели вы не уразумеете?" ("Корова", 44) Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? Великую ненависть вызывает у Аллаха то, что говорите вы то, чего не делаете!" ("Ряды", 2-3) Всевышний также поведал, что Шу'айб, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не того я хочу, чтобы делать то, что запрещаю вам..." ("Худ", 88) 198. Сообщается, что Абу Зайд Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал; "В День воскресения приведут человека и ввергнут его в Огонь, и вывалятся наружу кишки его, и станет он крутиться в них подобно ослу, вращающему (жернова) мельницы, и соберутся около него оказавшиеся в Аду, которые будут говорить: "Что с тобой, о такой-то? Не побуждал ли ты нас к одобряемому и не удерживал ли от порицаемого?!" (На это) он скажет: "Да, я побуждал вас к одобряемому, но сам одобряемого не совершал, и я удерживал вас от порицаемого, а сам делал это!"" (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О велении возвращать доверенное имущество (амана)

Аллах Всевышний сказал: "Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное владельцам его..." ("Женщины", 58) Всевышний также сказал: "Поистине, предложили Мы этот залог небесам, земле и горам, но отказались они понести его, устрашившись, и понёс его человек, будучи несправедливым (по отношению к самому себе) и невежественным..." ("Сонмы", 72) 199. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт.2 (Аль-Бухари; Муслим) В другой (версии этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал): ...даже если он постится, молится и утверждает, что он — мусульманин.

200. Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог (амана)3 был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом из Корана и узнали из Сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удалён этот залог, сказав: "Заснёт человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца его, после чего останется от него только лёгкий след. Потом снова заснёт он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголёк и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет", — и, говоря это, он взял камешек и уронил его себе на ногу, после чего сказал: "А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдёт до того, что) будут даже говорить: "Есть среди людей такого-то племени надежный человек!" И о человеке будут говорить: "Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!", — несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!" (Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал): И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия,4 если же он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель,5 а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то! (Аль-Бухари; Муслим)

201. Передают со слов Хузайфы и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Аллах Всеблагой и Всевышний соберёт людей,6 и верующие останутся стоять до тех пор, пока не будет приближен к ним Рай, и тогда они придут к Адаму, да пребудут с ним благословения Аллаха, и скажут: "О отец наш, попроси, чтобы Рай открыли для нас!" (В ответ им) он скажет: "А разве не грех отца вашего стал единственной причиной вашего изгнания из Рая?! Это не в моих силах,7 идите же к сыну моему Ибрахиму, любимейшему другу Аллаха!" И они придут к Ибрахиму, который скажет: "Это не в моих силах, ибо, поистине, не был я столь близок (к Аллаху)! Отправляйтесь к Мусе, с которым Аллах говорил непосредственно!" Тогда они придут к Мусе, который скажет: "Это не в моих силах, идите к Исе, слову Аллаха и духу Его!", — (однако) и Иса скажет: "Это не в моих силах!", — и тогда они придут к Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, который встанет,8 и ему будет позволено. И будут посланы вверенное людям (амана) и родственные связи,9 которые встанут справа и слева по обеим сторонам Сирата, а (потом) первый из вас пройдёт по нему подобно молнии. Я спросил: "Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, что значит "подобно молнии"?" Он ответил: "Разве не видели вы, как она появляется и исчезает в мгновение ока?" А потом Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Следующие) пронесутся подобно ветру, (следующие) — подобно птицам, и тех, кто пробежит (по Сирату) быстрее всего, будут влечь за собой дела их. Что же касается вашего Пророка, то он будет стоять на Сирате, повторяя слова: "Господь мой, спаси, спаси!", — и (так будет продолжаться до тех пор, пока не дойдёт очередь до тех) рабов (Аллаха, дела которых) будут слабыми, и пока не придёт человек, который окажется в состоянии передвигаться (по Сирату) только ползком. А по обоим сторонам Сирата (будут стоять) крюки, которым будет велено хватать тех, относительно кого они получат веление, и тот, кого (они лишь) оцарапают, спасётся, а сваленные в кучу (окажутся) в Аду! (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): И клянусь Тем, в Чьей длани душа Абу Хурайры, семьдесят лет нужно для того, чтобы достичь дна Ада! (Муслим)

202. Сообщается, что Абу Хубайб Абдуллах бин аз-Зубайр бин аль-Аввам аль-Кураши аль-Асади, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: В день "верблюжьей битвы" аз-Зубайр, занявший (свои позиции), подозвал меня к себе и когда я подошёл к нему, он сказал мне: "О сынок, поистине, погибнет сегодня либо притеснитель, либо притесняемый и, поистине, думаю я, что неизбежно буду убит несправедливо, но больше всего занимают меня сейчас мои долги! Как ты думаешь, останется ли что-нибудь от нашего имущества после уплаты долгов?" А потом он сказал: "О сынок, продай то, что у нас есть, и уплати мои долги!" И после этого он завещал треть (оставшегося) от трети его сыновьям. Аз-Зубайр сказал: "И если после уплаты долгов от нашего имущества что-нибудь останется, то треть этого — твоим сыновьям". Абдуллах бин аз-Зубайр сказал: И он стал отдавать мне распоряжения относительно своего долга, говоря (при этом): "О сынок, а если не сможешь ты вернуть какой-либо части из моих долгов, обращайся за помощью к моему Покровителю". И, клянусь Аллахом, я не понял, о чём он говорит, пока не спросил: "О батюшка, а кто же твой покровитель?", — (на что он) ответил: "Аллах". (Абдуллах) сказал: И, клянусь Аллахом, когда из-за этого долга меня охватывало отчаяние, я всегда говорил: "О Покровитель аз-Зубайра, заплати долг его вместо него!", — и (всегда получалось так, что) Он платил. (Абдуллах) сказал: И аз-Зубайр был убит, не оставив после себя ни динара, ни дирхема, (и не было у него ничего,) кроме земельных участков, среди которых (был и участок земли в) Габе, а также одиннадцать домов в Медине, два дома в Басре, один дом в Куфе и один дом в Египте. Что же касается его долгов, то накопились они по той причине, что люди часто приходили к нему и просили взять их деньги на сохранение, однако аз-Зубайр (в таких случаях) говорил; "Нет, (будем считать, что) я беру эти деньги в долг, ибо боюсь я, что они пропадут!" (Если же говорить о его достатке, то) он никогда не был наместником, не занимался сбором налогов и податей и не (делал ничего подобного), а (все то, что он имел, появилось у него после) походов, в которых он участвовал (сначала) вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а после него — с Абу Бакром, Умаром и Усманом, да будет доволен ими Аллах.20 (Абдуллах) сказал: И занявшись подсчётами, я обнаружил, что он остался должен два миллиона и двести тысяч дирхемов. А через некоторое время Абдуллаха бин аз-Зубайра встретил Хаким бин Хизам, который спросил: "О сын моего брата, сколько остался должен брат мой?" (Абдуллах) сказал: И я скрыл от него (истину), сказав: "Сто тысяч", — на что Хаким сказал: "Клянусь Аллахом, не думаю я, что вашего имущества хватит(, чтобы отдать эти долги)!" Тогда я воскликнул: "А что ты скажешь, (если он должен) два миллиона и двести тысяч?!" Он сказал: "Не думаю, что вы сможете (рассчитаться), но если будете не в состоянии отдать что-нибудь из этого, обращайтесь за помощью ко мне". (В своё время) аз-Зубайр купил Габу за сто семьдесят тысяч дирхемов, что же касается Абдуллаха, то он продал её за миллион и шестьсот тысяч, после чего он объявил (людям): "Пусть приходит к нам в Габу тот, кому аз-Зубайр остался должен", -и к нему явился Абдуллах бин Джафар, которому причиталось четыреста тысяч дирхемов. Он сказал Абдуллаху: "Если хотите, я оставлю эти деньги вам".22 Абдуллах сказал: "Нет!" Он сказал: "А если хотите, я дам вам отсрочку, раз вы не можете заплатить эти деньги сейчас". Абдуллах сказал: "Нет!" Он сказал: "Тогда выделите мне часть (этой земли)", — и Абдуллах сказал: "Вот границы твоего участка". И Абдуллах продал Габу, полностью рассчитался с долгами и после этого у него осталось в Габе ещё четыре с половиной из шестнадцати долей этого участка земли. А через какое-то время он явился к Му'авиййи,23 встретившись с ним в то время, когда у него находились Амр бин Усман,24 аль-Мунзир бин аз-Зубайр25 и Ибн Зам'а. Му'авийа спросил его: "Почём ты продавал Габу?" Он ответил: "По сто тысяч за часть".26 Он спросил: "И сколько ещё осталось?" Он ответил: "Четыре с половиной части". Тогда аль-Мунзир бин аз-Зубайр сказал: "Я купил (у тебя) одну часть за сто тысяч", — и Амр бин Усман сказал: "Я купил у тебя одну часть за сто тысяч", — и то же самое сказал Ибн Зам'а, после чего Му'авийа спросил: "Сколько там осталось?" Абдуллах ответил: "Полторы части", — и тогда Му'авийа сказал: "Я купил это за сто пятьдесят тысяч", — а (через некоторое время свой участок в Габе) за шестьсот тысяч дирхемов продал Му'авийи и Абдуллах бин Джафар. А когда Абдуллах бин аз-Зубайр закончил выплачивать долги, (другие) сыновья аз-Зубайра сказали ему: "Раздели между нами наше наследство", — однако он сказал: "Клянусь Аллахом, я разделю его лишь после того, как в течение четырёх лет в период Хаджжа будут возглашать: "Пусть тот, кому аз-Зубайр остался что-нибудь должен, придёт к нам, и мы рассчитаемся с ним"", — и он (действительно) делал это целых четыре года, после чего поделил наследство, выплатив им (завещанную аз-Зубайром) треть. Кроме того, у аз-Зубайра остались четыре жены, каждая из которых получила по миллиону и двести тысяч дирхемов, всего же имущества у него было на пятьдесят миллионов и двести тысяч дирхемов.27 (Аль-Бухари)

Глава: О запрещении несправедливости и велении возвращать несправедливо присвоенное

Аллах Всевышний сказал: "Не будет у несправедливых (в тот День) ни близкого друга, ни заступника". ("Верующий", 18) Всевышний также сказал: "...а у несправедливых не будет ни покровителя, ни помощника!" ("Совет", 8) 203. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным. (Муслим)

204. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право2 и даже к безрогой овце приведут рогатую.3 (Муслим)

205. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (Однажды, когда) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, находился среди нас, мы стали говорить о прощальном паломничестве, не зная о том, что это такое.4 И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воздал хвалу Аллаху и восславил Его, после чего он долго говорил об Антихристе, сказав (среди прочего следующее): "Каждый пророк, которого Аллах направлял к людям, обязательно предостерегал о нём5 свою общину: предостерегал о нём Нух и другие пророки, жившие после него. И, поистине, если он появится среди вас, то это от вас не останется скрытым, ибо известно вам, что Господь ваш не является кривым, а Антихрист крив на правый глаз,6 и глаз его будет подобен выпуклой виноградине. Поистине, Аллах объявил вашу кровь и ваше имущество столь же священными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце.7 Довёл ли я (это до вас)?" (Люди) сказали: "Да!" Тогда (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) трижды воскликнул: "О Аллах, призываю Тебя в свидетели!8 Горе вам, смотрите же не становитесь после смерти моей неверными, рубящими друг другу головы!" (Аль-Бухари приводит этот хадис полностью, а Муслим — частично.)

206. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Вокруг шеи того, кто захватит пядь земли без права, будет обвито (собранное) с семи земель.9 (Аль-Бухари; Муслим)

207. Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, Аллах даёт отсрочку несправедливому, но когда Он схватит его, то уже не отпустит. (Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал): А потом он прочитал (аят, в котором говорится): "Такова хватка Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, проявляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова!" (Аль-Бухари; Муслим)

208. Сообщается, что Му'аз, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, послал меня (в Йемен) и сказал: "Поистине, ты явишься к людям из числа людей Писания, призови же их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти молитв в течение дня и ночи, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность (давать) садаку, которую следует брать с богатых из их числа и отдавать бедным, а если они подчинятся и этому, то ни в коем случае не забирай самого ценного из их имущества и бойся проклятия обиженного, ибо, поистине, не будет преграды между (таким проклятием) и Аллахом!" (Аль-Бухари; Муслим)

209. Сообщается, что Абу Хумайд Абд ар-Рахман бин Са'д ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, сказал: (В свое время) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поручил одному человеку из племени аль-азд, которого звали Ибн аль-Лютбийа, заниматься сбором садаки. Вернувшись, он сказал: "Это — вам, а это было подарено мне". (Услышав это), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху, восславил Его, а потом сказал: "А затем, поистине, я назначаю одного из вас заниматься тем делом, которое поручил мне Аллах, а он приходит и говорит: "Это — вам, а это — подарок, который мне преподнесли"! Почему не остался он в доме своего отца (или: своей матери), дожидаясь этого подарка, если он говорит правду?! Клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас возьмёт себе хоть что-то, не имея на это права, в День воскресения он обязательно встретит Аллаха Всевышнего, влача это (на себе)! И, поистине, ни за что не признаю я ни одного из вас, если встретит он Аллаха, неся на себе ревущего верблюда, мычащую корову или блеющую овцу!", — после чего (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) воздел руки к небу(, подняв их так высоко), что стала видна белизна его подмышек, и сказал: "О Аллах, разве не известил я?" (Аль-Бухари; Муслим)

210. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть допустивший такую несправедливость по отношению к своему брату, которая затронула его честь или что-нибудь ещё, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхемы,19 (ибо тогда),20 если будут у него (в запасе) благие дела, их заберут у него в соответствии с (тяжестью нанесённой) им обиды, а если добрых дел у него не окажется, тогда будет взято (что-нибудь) из дурных дел обиженного и возложено на него. (Аль-Бухари)

211. Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками, а мухаджир — это тот, кто бросил запрещённое Аллахом.21 (Аль-Бухари; Муслим)

212. Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Один человек, которого звали Киркира, вёл хозяйство (семьи) Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а когда он умер, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Он в Огне". Люди пошли посмотреть на него и обнаружили у него (дома) абу,22 которую он утаил.23 (Аль-Бухари)

213. Абу Бакра Нуфай' бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:24 "Время вернулось, (приняв) тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год (состоит из) двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными.25 Три из них — зу-ль-ка'да, зу-ль-хиджжа и мухаррам — следуют друг за другом, а (четвёртым является) раджаб мудара,26 занимающий своё место между (месяцами) джумада (санийа) и ша'баном". (Затем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: "Что это за месяц?" Мы сказали: "Аллах и Его посланник знают об этом лучше", — и (после этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его как-нибудь иначе, (однако) он спросил: "Разве это не зу-ль-хиджжа?" Мы ответили: "Да". (Тогда) он спросил: "А что это за город?" Мы сказали: "Аллах и Его посланник знают об этом лучше", — и (после этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его как-нибудь иначе, (однако) он спросил: "Разве это не священный город?" Мы ответили: "Да". (Тогда) он спросил: "А что это за день?" Мы сказали: "Аллах и Его посланник знают об этом лучше", — и (после этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) хранил молчание так долго, что мы подумали, что он назовёт его как-нибудь иначе, (однако) он спросил: "Разве это не день жертвоприношения?" (А после этого) он сказал: "Поистине, ваша жизнь, и ваше имущество, и ваша честь являются столь же священными для вас, как и этот ваш день в этом вашем городе в этом вашем месяце, и вы обязательно встретите Господа вашего и Он спросит вас о делах ваших! Смотрите же, не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего, и может получиться так, что тот, кому передадут (мои слова), усвоит их лучше некоторых из слышавших их (собственными ушами)", — после чего Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "Довёл ли я (это до вас)? Довёл ли я (это до вас)?" Мы сказали: "Да". Тогда он сказал: "О Аллах, засвидетельствуй!" (Аль-Бухари; Муслим)

214. Абу Умама Ийас бин Са'ляба аль-Хариси, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Того, кто присвоит себе что-либо по праву принадлежащее другому мусульманину с помощью (ложной) клятвы,27 Аллах обязательно ввергнет в Ад и сделает запретным для него Рай". (Кто-то) спросил (его): "Даже если это будет что-то незначительное, о посланник Аллаха?" Он ответил: "Даже если это будет прутик арака!"28 (Муслим)

215. Сообщается, что Ади бин Амира, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если поручим мы кому-нибудь из вас какое-нибудь дело,29 а он утаит от нас хотя бы иголку или что-то более ценное, (сокрытое им) превратится в оковы, в которых он явится (на суд) в День воскресения!" (Услышав это,) к нему подошёл один чернокожий человек из числа а

Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-08)
Просмотров: 971 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]