Хадисы
Глава: О побуждении к совершению большего количества благого в конце жизни

Аллах Всевышний сказал: "Разве не даровали Мы вам (достаточно долгую) жизнь, чтобы одумался в (течение этой жизни) тот, кто (хотел) одуматься? И(, более того,) приходил к вам увещатель". ("Создатель"; 37). Ибн Аббас и большинство других толкователей говорили: "Это означает: разве не дали Мы вам возможность прожить до шестидесяти лет?" Подтверждением (правильности этого толкования) служит тот хадис, который, если захочет Аллах, мы приведём ниже. Говорят также: "Это означает: восемнадцать лет". Говорят также: "Это означает: сорок лет". Так говорили аль-Хасан (аль-Басри), аль-Кальби и Масрук, а кроме того, передают, что то же самое говорил Ибн Аббас. Передают также, что когда кто-нибудь из жителей Медины доживал до сорокалетнего возраста, он полностью посвящал себя делам поклонения. Говорят также: "Это — возраст совершеннолетия".2 Что же касается слов Всевышнего: "И(, более того,) приходил к вам увещатель", — то Ибн Аббас и большинство (других улемов) говорили: "Это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует". Говорили также: "Это — седина". Так считали 'Икрима, Ибн 'Уйаййна и другие, а Аллах знает об этом лучше. 112. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Аллах прощает человеку, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет.3 (Аль-Бухари) Улемы говорили: "Это означает, что (после этого) Аллах уже не оставит человеку возможности для оправданий, поскольку Он давал ему отсрочку всё это время". (Арабы) говорят: оправдания принимаются до известного предела.

113. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Умар, да будет доволен им Аллах, приглашал меня к себе4 вместе со старцами, принимавшими участие в битве при Бадре.5 (В конце концов) это, похоже, вызвало гнев одного из них,6 и он спросил Умара: "Почему этот входит (к тебе) вместе с нами, ведь он не старше наших сыновей?!" (В ответ им) Умар сказал: "Вы же знаете о его положении!"7 И однажды он позвал меня и пригласил меня к себе вместе с ними, и я думаю, что в тот день он это сделал лишь для того, чтобы показать им.8 Умар спросил: "Что вы можете сказать о словах Аллаха: "Когда придёт помощь от Аллаха и победа, и увидишь ты людей присоединяющихся к религии Аллаха толпами, то прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он приемлющий покаяние"".9 Один из (присутствовавших) ответил: "Нам было велено воздавать хвалу Аллаху и просить Его о прощении, когда нам будет оказана помощь и дарована победа", — другие же промолчали, не сказав ничего. Тогда он обратился (с вопросом ) ко мне: "И ты скажешь то же самое, о Ибн Аббас?" Я ответил: "Нет". Он спросил: "Что же ты скажешь?" Я ответил: "Здесь (имеется в виду) срок (жизни) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, о (близости завершения которого) сообщил Аллах. Аллах сказал, что "Когда придёт помощь Аллаха и победа", это будет признаком твоего срока, и тогда "...прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние"". (Выслушав мой ответ,) Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я тоже ничего не знаю об этой суре, кроме того, что говоришь ты". (Аль-Бухари)

114. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: После того, как посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, была ниспослана (сура): "Когда придёт помощь Аллаха и победа...", — он не совершил ни одной молитвы, не говоря во (время её совершения): "Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня". (Субхана-кя, Рабба-на, ва би-хамди-кя, Аллахумма,-гфирли!) (Аль-Бухари;Муслим) В (другой ) версии (этого хадиса, приводимой) в обоих "Сахихах" сообщается (,что Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сказала: Во время своих поясных и земных поклонов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, многократно повторял (слова): "Слава Тебе, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня", — следуя (предписанному) Кораном. "Следуя (предписанному) Кораном" значит: делая то, что было велено ему в Коране словами Всевышнего "...прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения..." В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что (Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сказала: Перед смертью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил: "Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, прошу у Тебя прощения и каюсь пред Тобой". (Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя.) Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Я спросила: "О посланник Аллаха, что это за новые слова, которые я от тебя слышу?" Он сказал: "Для меня был определён знак, увидев который, я и стал произносить их. (Этим знаком являются слова Всевышнего): "Когда придёт помощь Аллаха и победа...", и далее до конца этой суры". В другой версии этого хадиса, приводимой (Муслимом, сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, ) сказала: (Начиная с определённого времени,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал часто повторять (слова): "Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь пред Ним". (Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, астагфиру-Ллаха ва атубу иляйхи.) (Аиша, да будет доволен ею Аллах, ) сказала: Я сказала: "О посланник Аллаха, я вижу, что ты часто повторяешь слова "Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь пред Ним"". Он сказал: "Мой Господь поведал мне, что я вижу знак, имеющий отношение к моей общине, (сказав, что) когда я увижу его, то должен буду часто повторять: "Слава Аллаху и хвала Ему, прошу у Аллаха прощения и каюсь пред Ним", — и я увидел (этот знак). Слова "Когда придёт помощь и победа..." — это завоевание Мекки — "...и увидишь ты людей, присоединяющихся к религии Аллаха толпами, то прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения, ведь Он — Приемлющий покаяние".

115. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Поистине, Всемогущий и Великий Аллах незадолго до смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ниспосылал ему откровения одно за другим, и он умер в тот период, когда откровений ниспосылалось больше, чем когда бы то ни было раньше. (Аль-Бухари; Муслим)

116. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Каждый раб (Аллаха) будет воскрешён в том (состоянии), в котором встретит смерть. (Муслим)

Глава: B которой разъясняется, что существует много путей блага

Аллах Всевышний сказал: "И какое бы доброе дело вы ни совершили, поистине, Аллах об этом знает". ("Корова", 215) Всевышний также сказал: "А о том, что из благого вы делаете, Аллаху известно". ("Корова", 197) Всевышний также сказал: "...и совершивший добро весом с пылинку увидит его...". ("Землетрясение", 7) Всевышний также сказал: "Совершающий праведные дела делает это для себя же..." ("Коленопреклонённые", 15) Аятов на эту тему известно множество, что же касается хадисов, то их очень много, и счесть их невозможно. Ниже мы приводим часть из них: 117. Сообщается, что Абу Зарр Джундуб бин Джунада, да будет доволен им Аллах Всевышний, сказал: (Однажды) я спросил: "О посланник Аллаха, какие дела являются наиболее достойными?" Он ответил: "Вера в Аллаха и борьба на пути Его". Я спросил: "А какие рабы лучше всех?"2 Он ответил: "Те, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись (им) дороже всего". Я спросил: "А если я не (смогу) сделать этого?"3 Он сказал: "Тогда помоги занятому каким-либо делом,4 или сделай что-нибудь сам вместо неумелого". Я спросил: "О посланник Аллаха, а если я не (смогу) сделать чего-нибудь (из этого)?"5 Он сказал: "Тогда прекрати причинять зло людям, и это станет садакой от тебя тебе же". (Аль-Бухари; Муслим)

118. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку6 столько раз, сколько есть (в его теле) суставов.7 Каждое произнесение слов "Слава Аллаху" (Субхана-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов "Хвала Аллаху" (Аль-хамду ли-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов "Нет бога, кроме Аллаха" (Ля илаха илля-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов "Аллах Велик" (Аллаху Акбар) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака и удержание от порицаемого есть садака, но всё это заменяют собой два ракита (добровольной дополнительной молитвы) утром (ад-духа).8 (Муслим)

119. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Были представлены мне (все) дела (членов) моей общины, (как) добрые(, так) и дурные, и среди добрых дел увидел я устранение с пути всего того, что (может) причинить людям вред,9 а среди дурных — плевок, остающийся не погребенным в мечети. (Муслим)

120. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) люди сказали: "О посланник Аллаха, обладающим большими богатствами достанутся (все) награды, (ведь) молятся они подобно нам и постятся так же, как мы, но они ещё и дают садаку из излишков своего достояния!" (В ответ им Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы (могли бы) давать садаку? Поистине, каждое произнесение слов "Слава Аллаху" (Субхана-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов "Аллах Велик" (Аллаху Акбар) есть садака, и каждое произнесение слов "Хвала Аллаху" (Аль-хамду ли-Ллах) есть садака, и каждое произнесение слов "Нет бога, кроме Аллаха" (Ля илаха илля-Ллах) есть садака, и побуждение к одобряемому есть садака, и удержание от порицаемого есть садака и (даже) совершение любым из вас (с женой) полового сношения (буд') — это садака!" Они спросили: "О посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!" (В ответ) он сказал: "Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит (свою страсть) запретным образом? Но точно так же, если он сделает это дозволенным образом, ему достанется награда!" (Муслим)

121. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал мне: "Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (Шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом". (Муслим)

122. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Каждый день, когда восходит солнце, следует давать садаку столько раз, сколько суставов (имеется в телах) людей: (если) ты справедливо рассудишь двоих(, это будет) садакой, и (если) ты подсадишь человека на его верховое животное, повезешь его на нём или погрузишь на (животное) его поклажу(, это будет) садакой, и доброе слово — садака, и, делая каждый шаг на пути к молитве, (ты даёшь) садаку и когда убираешь с пути причиняющее людям вред, (ты тоже даёшь) садаку. (Аль-Бухари; Муслим) Кроме того, Муслим приводит (другую версию этого хадиса, передаваемую) со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, каждый человек из числа сынов Адама сотворён из трёхсот шестидесяти сочленений, и тот, кто (в течение дня) будет произносить слова "Аллах Велик" (Аллаху Акбар), "Хвала Аллаху" (Аль-хамду ли-Ллах), "Нет бога, кроме Аллаха" (Ля иляха илля-Ллах) и "Слава Аллаху" (Субхана-Ллах), или просить у Аллаха прощения, или уберёт с дороги, по которой ходят люди, камень, колючку или кость, или станет побуждать к одобряемому или удерживать от порицаемого (и число таких его дел за день достигнет) трёхсот шестидесяти, в этот день удалит себя от Огня.

123. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он делает это. (Аль-Бухари; Муслим)

124. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь) об овечьем копыте. (Аль-Бухари; Муслим)

125. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Вера (включает в себя) более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов "Нет бога, кроме Аллаха" (Ля иляха илля-Ллах), а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость — (одно из) ответвлений веры. (Аль-Бухари; Муслим)

126. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек сказал себе: "Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня", — после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же на поверхность земли,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)". (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?" Он сказал: "Награда полагается за всё живое". (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит только) аль-Бухари, (сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи), и ввёл его в Рай. В той версии (этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): И когда собака, едва ли не погибавшая от жажды, кружила вокруг колодца, её увидела одна блудница из числа израильтянок, которая сняла с себя туфлю, зачерпнула ею воды для собаки и напоила её, за что ей были прощены (её грехи).

127. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Я видел человека, наслаждавшегося в Раю (в тени) того дерева, которое он срубил (и убрал) с дороги(, поскольку) оно мешало мусульманам. (Муслим) В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Один человек прошёл мимо ветки, которая лежала на дороге, и сказал (себе): "Клянусь Аллахом, я уберу её, чтобы она не мешала мусульманам", — и (за это) он был введён в Рай. В той версии (этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари, и Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Один человек, шедший по дороге, увидел (на ней) ветку, покрытую колючками, и убрал её, (за что) Аллах отблагодарил его и простил ему (его грехи).

128. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Тому, кто должным образом совершит омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать,20 храня молчание, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней, что же касается перебирающего камешки,22 то он занимается пустым. (Муслим)

129. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Когда раб (Аллаха), исповедующий Ислам (или: верующий раб), совершает омовение (вуду) и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное,23 на что он смотрел своими глазами, когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор), пока не выходит он очистившимся от грехов. (Муслим)

130. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) Рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов. (Муслим)

131. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): "Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени?"24 Они сказали: "Конечно, о посланник Аллаха!" Он сказал: "Это — полное совершение омовения (вуду), несмотря на неприятное,25 множество шагов (по направлению) к мечетям26 и ожидание (следующей) молитвы после (предыдущей), и это для вас — рибат".27 (Муслим)

132. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Вошел в Рай тот, кто совершал две молитвы в прохладное время.28 (Аль-Бухари; Муслим)

133. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым.29 (Аль-Бухари)

134. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Совершение) всего одобряемого (Шариатом) есть садака.30 (Аль-Бухари. Этот хадис приводит также и Муслим, но со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах.)

135. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если мусульманин посадит дерево, всё то, что будет съедено с него, обязательно (зачтётся) ему как милостыня, и всё, что будет украдено с него, обязательно зачтётся ему как милостыня, и если кто-нибудь нанесёт ему урон, это обязательно (зачтётся) ему как милостыня. (Муслим) В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Если мусульманин посадит дерево, а потом поест его (плодов) человек, животное или птица, это будет (засчитываться) ему как милостыня до самого Дня воскресения. В (третьей) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Если мусульманин посадит дерево или засеет поле, а потом (выросшее) поест человек, животное или кто-нибудь ещё, это обязательно (зачтётся) ему как милостыня.

136. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: (В своё время) люди из племени бану салима захотели перебраться (на жительство) поближе к мечети. Когда известие об этом дошло до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал им: "Дошло до меня, что вы хотите перебраться поближе к мечети". Они сказали: "Да, о посланник Аллаха, мы хотели сделать это". Тогда он сказал: "О бану салима, оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши32 записываются, оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши записываются!" (Муслим) В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...поистине, за каждый шаг — степень!33

137. Сообщается, что Абу-ль-Мунзир Убайй бин Ка'б, да будет доволен им Аллах, сказал: Жил (в Медине) один человек, и я не знаю никого другого, кто жил бы от мечети дальше, чем он, но (тем не менее) он не пропускал ни одной (общей) молитвы. Однажды кто-то сказал ему (или: я сказал ему): "Купил бы ты себе осла, чтобы ездить на нём в темноте и (не ходить) по раскалённой земле!", — на что он (дал такой ответ): "Будь мой дом рядом с мечетью, это не радовало бы меня! Поистине, я хочу, чтобы записывалось мне то, что я хожу в мечеть и возвращаюсь (обратно к себе домой)!" И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Аллах собрал для тебя всё это!"34 (Муслим) В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Поистине, (будет) тебе то, на что ты надеялся!

138. Передают со слов Абу Мухаммада Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Есть сорок (видов добрых дел), лучшим из которых является временное предоставление нуждающемуся дойной козы, и каждого (мусульманина), который совершит (хотя бы) одно (такое дело), надеясь получить за него награду (Аллаха) и твёрдо веря в то, что обещано (за его совершение, Аллах) обязательно введёт в Рай. (Аль-Бухари)

139. Сообщается, что Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Защитите себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика".35 (Аль-Бухари; Муслим) В (другой) версии (этого хадиса, приводимой в обоих "Сахихах" со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, сообщается, что он сказал): Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без толкователя,36 а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше,37 и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше,38 а потом он посмотрит вперед и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада), так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, а если (человек) не найдёт и этого, то — с помощью доброго слова!"

140. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, Аллах доволен (таким Своим) рабом, который воздает Ему хвалу за каждый съеденный кусок (пищи) и каждый выпитый глоток (воды). (Муслим)

141. Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Каждый мусульманин должен давать садаку". (Один человек) спросил: "Скажи мне, а если у него ничего не найдётся (для этого)?" Он сказал: "Пусть потрудится своими руками, принесёт пользу самому себе и даст садаку". (Человек) спросил: "О посланник Аллаха, а что если он не сможет сделать этого?" Он сказал: "Тогда пусть поможет оказавшемуся в затруднительном положении". (Человек) спросил: "А если он не сможет (сделать этого)?" Он сказал: "(Тогда пусть) побуждает к одобряемому (или: к благому)". (Человек) спросил: "(Скажи мне), а если он не (сумеет) сделать (и этого)?" Он сказал: "(Тогда пусть) воздерживается от совершения дурного,39 и это станет садакой".40 (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: Об умеренности в поклонении

Аллах Всевышний сказал: "Та ха. Не для того Мы ниспослали тебе Коран, чтобы ты испытывал мучения..." ("Та ха", 1-2) Всевышний также сказал: "Аллах желает для вас облегчения и не желает вам затруднения..." ("Корова", 185) 142. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошедший к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, спросил (её): "Кто это?" (Аиша) сказала: "Такая-то", — и стала рассказывать о том, как она молится, (что же касается Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то) он сказал: "Прекрати! Должны вы делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится,2 пока сами вы не утомитесь, а больше всего (Аллах) любит такие религиозные (дела), которые совершающий их совершает постоянно". (Аль-Бухари; Муслим) "Аллах не утомится" (ля йамаллю-Ллаху): это значит, что Он не перестанет вознаграждать вас и воздавать за дела ваши и не будет относиться к вам как тот, кто тяготится, "пока сами вы не утомитесь" (хатта тамаллю) и не прекратите, следовательно, вам надлежит браться за то, что вы в состоянии совершать постоянно, чтобы Он постоянно награждал вас и оказывал вам Свои милости.

143. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) к домам жён Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, пришли трое людей,3 которые стали расспрашивать о том, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поклоняется Аллаху, а когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что этого не так уж много,4 (такалю-ха) сказали: "Как далеко нам до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!"5 Потом один из них сказал: "Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт". Другой сказал: "А я стану постоянно соблюдать пост". Третий же сказал: "А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь".6 (А через некоторое время к ним) подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: "Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь7 Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей Сунне, не имеет ко мне отношения!" (Аль-Бухари; Муслим)

144. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!" (аль-мутанатти'уна), — повторив это трижды. (Муслим) "Аль-мутанатти'уна" — углубляющиеся и строго подходящие к чему-либо в тех случаях, когда это неуместно.

145. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его,8 так придерживайтесь же правильного9 и приближайтесь, и радуйтесь и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром (аль-гадва), вечером (ар-рауха) и (некоторое время) ночью (ад-дульджа). (Аль-Бухари) В (другой) версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): :так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь и (просите Аллаха о помощи) утром, вечером и (некоторое время) ночью, и так мало-помалу вы достигнете (цели). Слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: "она неизменно побеждает его", — означают, что религия побеждает его, и вступающий с ней в борьбу оказывается не в силах противостоять ей из-за того, что существует множество её путей. Слово "аль-гадва" означает — движение в начале дня, слово "ар-рауха" — движение в конце дня, а слово "ад-дульджа" — движение в конце ночи. Здесь эти слова употребляются как метафора и сравнение. Это означает: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах в то время, когда вы будете бодрыми, а сердца ваши — свободными, чтобы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило бы вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше.

146. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов веревку и спросил: "Что это за верёвка?" (Люди) сказали: "Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устает (от молитв)". Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Отвяжите (эту веревку), и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и спит, когда станет уставать". (Аль-Бухари; Муслим)

147. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если кого-нибудь из вас во время молитвы станет одолевать дремота, пусть поспит, пока сон его не пройдёт, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас станет молиться, засыпая, он не будет знать, (что говорит,) и может случиться так, что(, желая) попросить прощения у Аллаха, он (вместо этого) станет проклинать самого себя. (Аль-Бухари; Муслим)

148. Сообщается, что Абу Абдуллах Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: Я часто молился вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, молитвы и хутбы которого (никогда) не были ни слишком короткими, ни слишком длинными. (Муслим)

149. Сообщается, что Абу Джухайфа Вахб бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: В своё время Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, а когда Сальман пришёл навестить Абу-д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, он спросил её: "Что с тобой?" Она сказала: "Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира этого". (Тем временем) пришёл и сам Абу-д-Дарда, который приготовил для (Сальмана) еду. (Сальман) сказал: "Поешь". (Абу-д-Дарда) сказал: "Поистине, я пощусь". Сальман сказал: "Я не стану есть, пока не поешь ты!" И он поел, а когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. (Сальман) сказал (ему): "Спи", — и он лёг спать, но (через некоторое время снова) встал на молитву. (Сальман снова) сказал: "Спи", — а в конце ночи Сальман сказал: "Теперь вставай", — и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: "Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!" А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и рассказал ему об этом, Пророк же, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Сальман сказал правду". (Аль-Бухари)

150. Сообщается, что Абу Мухаммад Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (В своё время) Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, передали, что я говорю: "Клянусь Аллахом, я непременно буду поститься днём и молиться ночью до конца своей жизни!", — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил меня: "Так это ты говоришь так?" Я ответил: "Я (действительно) говорил это, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха". Он сказал: "Поистине, тебе не выдержать этого, а поэтому постись и прерывай пост, молись и спи по ночам. Постись по три дня в месяц, ведь за каждое благое дело воздается в десятикратном размере, и это будет подобно непрерывному посту". Я сказал: "Поистине, я способен на нечто лучшее!" Он сказал: "Тогда постись раз в три дня". Я сказал: "Поистине, я способен на нечто лучшее!" Он сказал: "Тогда постись через день, ибо таков был пост Дауда, мир ему, и это — наиболее справедливый20 пост". В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "...и это — наилучший пост",) — я же опять сказал: "Поистине, я способен на нечто лучшее!", — и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: "Нет ничего лучше этого!" Абдуллах бин Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: И, поистине, если бы я согласился на те три дня, о которых говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (сейчас) это было бы для меня дороже моей семьи и моего имущества!21 В (другой) версии (этого хадиса сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал): (Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне): "О Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься днём и молишься по ночам". Я сказал: "Да, о посланник Аллаха". Он сказал: "Не делай же (так, но) постись, и не соблюдай поста, молись по ночам и спи, ибо, поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаз твоих есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право, и, поистине, достаточно будет тебе поститься по три дня ежемесячно, ведь за каждое доброе дело воздается тебе в десятикратном размере, и это (будет равнозначно) непрерывному посту". Однако я настаивал, а потом был наказан за это.22 Я сказал: "О посланник Аллаха, поистине я чувствую в себе силу!" Он сказал: "Тогда постись, как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему, но не больше!" Я спросил: "А как постился пророк Аллаха Дауд, мир ему?" Он ответил: "Через день". А когда Абдуллах состарился, он часто говорил: "О если бы я принял разрешение Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует!" В (третьей) версии (этого хадиса сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал): (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне): "Мне сообщили, что ты постоянно постишься и за ночь прочитываешь Коран целиком(, так ли это)?" Я ответил: "Да, о посланник Аллаха, но я стремлюсь только к благу!" Тогда он сказал: "Постись так же, как делал это пророк Аллаха Дауд, поклонявшийся Аллаху больше кого бы то ни было из людей, и прочитывай Коран за месяц". Я сказал: "О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!" Он сказал: "Тогда прочитывай его (один раз) в двадцать дней". Я сказал: "О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!" Он сказал: "Тогда прочитывай его (один раз) в десять (дней)". Я сказал: "О пророк Аллаха, поистине, я способен на нечто лучшее!" Он сказал: "Тогда прочитывай его (один раз) в семь (дней), но не чаще!" Однако я стал настаивать, и потом был наказан за это, ибо тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Ты же не знаешь, может быть, проживёшь ты долго!"23 И получилось именно так, как говорил мне Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, а когда я состарился, то пожалел о том, что не согласился (поступать так, как позволил мне поступать) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует! В (четвёртой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...и, поистине, у детей твоих есть на тебя право... В (пятой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, трижды сказал): Вообще не постится тот, кто постится непрерывно. В (шестой) версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Любимым постом для Аллаха Всевышнего является пост Дауда, а любимой молитвой24 для Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи, молился треть её(, после чего) спал шестую часть ночи, постился же он через день и не бежал (от врага), встретив (его). В (седьмой) версии (этого хадиса сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен им Аллах, сказал): (В своё время) мой отец женил меня на одной знатной женщине, после чего стал часто приходить к своей невестке, спрашивая её о её муже,25 на что она отвечала ему: "Он — прекрасный человек, но он не спал со мной и даже не посмотрел на меня!" И поскольку (мой отец) слышал это уже долгое время, он рассказал об этом Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: "Скажи (ему), чтобы он встретился со мной!", — а через некоторое время я встретился с ним и он спросил меня: "Как ты постишься?" Я ответил: "Каждый день". Он спросил: "А за сколько времени ты (прочитываешь Коран) полностью?" Я ответил: "За одну ночь". (Далее в этой версии) передаётся нечто подобное тому, о чём уже говорилось ранее, и сообщается, что впоследствии он днём читал седьмую часть (из того, что обычно читал из Корана ночью,) некоторым членам своей семьи, чтобы ему было легче ночью, а когда хотел набраться сил, то переставал поститься, считая (дни), после чего постился столько же дней подряд, не желая отказываться ни от чего из того, о чём он говорил Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, когда расставался с ним. (Все эти версии являются достоверными. Большинство их приводится в обоих "Сахихах" и только некоторые — в одном из них.)

151. Сообщается, что Абу Риб'и Ханзаля бин ар-Раби' аль-Усайди, один из писцов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Однажды я встретил Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который сп

Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-08)
Просмотров: 805 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]