Хадисы
Глава: О богобоязненности (таква)

Аллах Всевышний сказал: "О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха должным образом..." ("Семейство Имрана", 102). Аллах Всевышний также сказал: "Так бойтесь же Аллаха по мере сил ваших..." ("Взаимный обман", 16) Этот аят поясняет собой смысл предыдущего. Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха и говорите слова правильные..." ("Сонмы", 70). И аяты, в которых содержится веление бояться Аллаха, многочисленны и известны. Так, Всевышний сказал: "А тому, кто боится Аллаха, устроит Он выход и даст ему средства к жизни, откуда он не ждет". ("Развод", 2-3). Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Если вы будете бояться Аллаха, Он даст вам (способность) различения, покроет ваши дурные дела и простит вас, ведь Аллах — Обладатель великой милости!" ("Добыча", 29) 69. Сообщается что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросили: "О посланник Аллаха, кто является самым благородным из людей?" Он сказал: "Самый богобоязненный из них". (Люди) сказали: "Мы спрашиваем тебя не об этом". Он сказал: "Тогда — Йусуф, пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына возлюбленного Аллаха".3 (Люди снова) сказали: "Мы спрашиваем тебя не об этом". Он сказал: "Значит, вы спрашиваете меня о предках арабов? Лучшие из них во времена джахилиййи4 (остались) лучшими и в Исламе, если усвоили (установления религии)". (Аль-Бухари; Муслим)

70. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине мир этот сладок и зелен и, поистине, Аллах сделал вас (Своими) преемниками в нем, чтобы посмотреть, как вы будете поступать. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин, ибо, поистине, первое искушение сынов Исраиля было (связано) с женщинами. (Муслим)

71. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил: О Аллах, поистине я прошу Тебя о руководстве, богобоязненности, воздержанности и достатке.5 (Аллахумма, инни ас'алю-кя-ль-худа, ва-т-таква, ва-ль-'афафа ва-ль-гына.) (Муслим)

72. Сообщается, что Абу Тариф Ади бин Хатим ат-Та'и, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Пусть поклявшийся (сделать что-либо), а потом увидевший, что ближе к богобоязненности нечто иное, сделает (то, что ближе к) богобоязненности". (Муслим)

73. Сообщается, что Абу Умама Судайй бин 'Аджлян аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, произносивший проповедь во время прощального паломничества,6 сказал: "Бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, повинуйтесь вашим правителям и вы войдете в Рай Господа вашего". (Этот хадис в конце "Книги молитвы" приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший достоверный хадис".)

Глава: О глубокой убежденности (йакын) и уповании (таваккуль)

Аллах Всевышний сказал: "Когда верующие увидели союзные племена, они сказали: "Это — то, что обещали нам Аллах и посланник Его, и правду говорили Аллах и посланник Его", — и это только увеличило их веру и повиновение". ("Сонмы", 22). Всевышний также сказал: "...тем, которым люди говорили: "Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!", — (однако) это (лишь) прибавило им веры, и они сказали: "Достаточно нам Аллаха, Он — Прекрасный Покровитель!" И вернулись они с милостью Аллаха и наградой, и не коснулось их зло и последовали они за тем, что угодно Аллаху, а Аллах — Обладатель великой милости". ("Семейство Имрана", 173-174). Всевышний также сказал: "И уповай на Живого, Который не умрет..." ("Различение", 58) Всевышний также сказал: "На Аллаха пусть уповают верующие!" ("Ибрахим", 11) Всевышний также сказал: "...а решившись (на что-либо), уповай на Аллаха". ("Семейство Имрана", 159) И аяты, в которых содержится веление уповать на Аллаха, многочисленны и известны. Всевышний также сказал: "И кто станет уповать на Аллаха, тому будет Его достаточно" ("Развод", 3) Всевышний также сказал: "Верующие — это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, у которых увеличивается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа..." ("Добыча", 2) Аяты о достоинстве упования многочисленны и известны. 74. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Мне были показаны (все) народы, и я увидел (одного) пророка, с которым было (всего лишь) несколько человек, и (другого) пророка, с которым был один человек или двое, и такого пророка, с которым не было вообще никого. Вдруг передо мной показалось великое множество людей, и я подумал, что они составляют собой мою общину, однако мне было сказано: "Это Муса и народ его, но посмотри в ту сторону". Я посмотрел (туда), и оказалось, что там находится много людей. И мне было сказано: "(А теперь) посмотри в другую сторону", — и там тоже было много людей, а потом мне сказали: "Это твоя община, и среди них находится семьдесят тысяч (человек), которые войдут в Рай без расчета и мучений". После этого (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) поднялся и вошел в свой дом, а люди стали говорить о тех, кто войдет в Рай без расчета и мучений. Один из них сказал: "Может быть, это те люди, которые были сподвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует". Другой сказал: "Может быть ими окажутся рожденные в Исламе и не поклонявшиеся никому, кроме Аллаха", — и они высказывали разные другие предположения, а (через некоторое время) к ним вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и спросил: "О чем вы говорите?", — и они сказали ему (, о чем шла речь). Тогда он сказал: "Это те, которые сами не произносят заговоров и не обращаются за этим к другим, не верят в дурные предзнаменования, судя по полету птиц, и уповают на своего Господа". После этого со своего места поднялся 'Уккяша бин Михсан аль-Асади и сказал: "Попроси Аллаха причислить меня к ним". (На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Ты из числа их". А потом со своего места поднялся другой человек, сказавший: "Попроси Аллаха причислить меня к ним", — (пророк же) сказал: "'Уккяша опередил тебя в этом".3 (Аль-Бухари; Муслим)

75. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто говорил: О Аллах, Тебе я предался, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь4 и благодаря Тебе веду споры.5 О Аллах, прибегаю к славе Твоей, — нет бога, кроме Тебя, — (с мольбой,) чтобы не ввел Ты меня в заблуждение, Ты — Живой, Который не умрет, а джинны и люди смертны. (Аллахумма, ля-ка аслямту, ва би-кя аманту, ва 'аляй-кя таваккяльту, ва иляй-кя анабту ва би-кя хасамту. Аллахумма, а'узу би-'иззати-кя, — ля иляха иля Анта, — ан тудылля-ни, Анта-аль-Хаййу аллязи ля йамуту, ва-ль-джинну ва-ль-инсу йамутуна.) (Аль-Бухари; Муслим)

76. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Достаточно нам Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!",6 — такие слова произнес Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросили в огонь, и их произнес Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, когда (ему) сказали: "Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!",7 — (однако) это (лишь) прибавило им веры, и они сказали: "Достаточно нам Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!"8 (Аль-Бухари) В другой версии этого хадиса, также приводимой Аль-Бухари, сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Последними словами Ибрахима, да благословит его Аллах и да приветствует, когда его бросали в огонь, были слова: "Достаточно мне Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!"

77. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Войдут в Рай те люди, сердца которых подобны сердцам птиц. (Муслим) Некоторые считают, что здесь подразумеваются уповающие на Аллаха, другие — что (имеются в виду люди) с мягкими сердцами.9

78. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (в свое время) он вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, участвовал в военном походе на Наджд, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, двинулся в обратный путь, он (тоже) был вместе с ним. Время полуденного отдыха застало их в каком-то вади, густо поросшем терновником, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спешился, а люди разошлись в разные стороны, желая укрыться в тени деревьев. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (также) расположился в тени акации, повесив на нее свой меч. Немного поспав, мы вдруг (услышали, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, зовет нас (, а когда мы явились к нему), оказалось, что рядом с ним находится какой-то бедуин. (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "Этот (человек) выхватил из ножен мой меч (и поднял его) на меня, когда я спал, а когда я проснулся, он держал обнаженный меч в своей руке. Он сказал: "Кто защитит тебя от меня?", — а я трижды ответил (ему): "Аллах!", — и (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) не стал наказывать его и он сел. (Аль-Бухари; Муслим) В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир сказал: (В свое время) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принимали участие в походе на Зат ар-Рика. Добравшись до дерева, отбрасывавшего густую тень, мы предоставили (это место) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а потом (туда) явился какой-то человек из числа многобожников, (увидел, что меч Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,) висит на дереве, выхватил его из ножен и сказал: "Боишься меня?" (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Нет". (Этот человек) спросил: "Кто же защитит тебя от меня?", — (на что он) ответил: "Аллах!" В той версии (этого хадиса), которую приводит в своем "Сахихе" Абу Бакр аль-Исмаили, (сообщается следующее): И (этот человек) спросил: "Кто защитит тебя от меня?" (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Аллах!" — и тогда меч выпал из его руки, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял его и спросил: "А кто защитит тебя от меня?" Человек взмолился: "Пощади!", — (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Засвидетельствуешь ли ты, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха?" Он сказал: "Нет, но я обещаю тебе не сражаться против тебя и не присоединяться к тем, кто сражается с тобой!", — и он отпустил его, а когда (этот человек) вернулся к своим товарищам, он сказал (им): "Я пришел к вам от лучшего из людей!"

79. Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так же, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными". (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

80. Абу Умара аль-Бара бин Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (одному человеку): О такой-то, если захочешь лечь в постель, скажи: "О Аллах, я предался Тебе, и обратился к Тебе лицом своим, и вручил Тебе дело свое, и к Тебе обратился в поисках убежища по желанию своему и из страха (пред Тобой). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Уверовал я в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал". (Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва ваджжахту ваджхи иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя ва альджа'ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа'а ва ля манджа мин -кя илля иляй-кя! Аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта.) И, поистине, если (после этого) ты умрешь этой ночью, то (умрешь) в присущем тебе от рождения состоянии, а если доживешь до утра, то обретешь благо. (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которая приводится) в обоих "Сахихах", сообщается, что аль-Бара сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: "Когда (захочешь) лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи...", — после чего (аль-Бара) передал нечто подобное (вышеупомянутому), а потом (он сказал): "А затем (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ) сказал: "И сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в конце каждого дня)".

81. Сообщается, что Абу Бакр ас-Сиддик Абдуллах бин Усман бин Амир бин Амр Ибн Ка'б бин Са'д бин Тайм бин Мурра бин Ка'б бин Лу'айй бин Галиб аль-Кураши ат-Тайми, да будет доволен им Аллах, мать и отец которого (также) являлись сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, сказал: Когда мы прятались в пещере, я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: "О посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!" (В ответ мне Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "А что думаешь ты, о Абу Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?" (Аль-Бухари; Муслим)

82. Передают со слов матери правоверных Умм Саламы, имя которой — Хинд бинт Абу Умаййа Хузайфа аль-Махзумийа, да будет доволен ею Аллах, что когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, выходил из своего дома, то обычно говорил: С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, о Аллах, поистине я прибегаю к Тебе от того, чтобы впасть в заблуждение или быть введенным в заблуждение, от того, чтобы самому допустить ошибку, и от того, чтобы меня заставили ошибаться, от того, чтобы самому допустить несправедливость, и от того, чтобы со мной поступили несправедливо, от того, чтобы пребывать в невежестве, и от того, чтобы меня держали в невежестве. (Би-сми-Ллахи, таваккяльту 'аля-Ллахи, Аллахумма, инни а'узу би-кя ан адылля ау удалля, ау азилля ау узалля ау азлима ау узлима, ау аджхаля ау йуджхаля 'аляййа.) (Достоверный хадис, который с достоверными иснадами приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие (мухаддисы). Ат-Тирмизи сказал: "Хороший достоверный хадис". Здесь он приводится в изложении Абу Дауда.)

83. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Тому, кто (при выходе из своего дома) скажет: "С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха" (Би-сми-Ллахи, таваккяльту 'аля-Ллахи, ва ля хауля ва ля кувватта илля би-Ллахи), — говорят: "Ты ведом прямым путем, избавлен и защищен", — и шайтан удаляется от него. (Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса'и и другие (мухаддисы). Ат-Тирмизи сказал: "Хороший хадис".) В той версии (этого хадиса, которую приводит) Абу Дауд, сказано: И (один шайтан) говорит другому: "Как (можешь) ты (добиться желаемого) от человека, который ведом прямым путем, избавлен и защищен?!"

84. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: При жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (в Медине) жили два брата, один из которых постоянно приходил к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует,26 а другой зарабатывал на жизнь своим ремеслом. (Однажды) тот, кто зарабатывал, пожаловался27 Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, на своего брата, а он сказал: "Возможно, что удел твой даруется тебе благодаря ему".28 (Это хадис, иснад которого является достоверным по условиям Муслима, приводит ат-Тирмизи.)

Глава: О прямоте (истикама)

Аллах Всевышний сказал: "И придерживайся прямоты, как было велено тебе..." ("Худ", 112). Всевышний также сказал: Поистине, к тем, кто говорил: "Господь наш — Аллах", — а потом придерживался прямоты,2 нисходят ангелы(, возвещая): "Не бойтесь, и не печальтесь, и радуйтесь Раю, обещанному вам! Мы — ваши покровители в этой жизни и в мире вечном, в котором (будет) для вас то, чего пожелают ваши души, и в котором (будет) для вас то, чего вы потребуете, в качестве угощения от Прощающего, Милосердного". ("Разъяснены", 30-32). Всевышний также сказал: "Поистине, тем, которые сказали: "Господь наш — Аллах", — а потом придерживались прямоты, нечего бояться, и не станут они печалиться. Такие будут в Раю и останутся в нем навечно в качестве воздаяния за то, что они делали". ("Пески", 13-14). 85. Сообщается, что Абу Амр (говорят также, что его кунья — Абу Амра) Суфйан бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я попросил: "О посланник Аллаха, скажи мне об Исламе такие слова (, чтобы после этого) я уже не спрашивал о нем ни кого другого"3 Он сказал: "Говори: "Я уверовал в Аллаха", а потом придерживайся прямоты". (Муслим)

86. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Приближайтесь,4 и придерживайтесь правильного5 и знайте, что никто из вас не спасется благодаря (одним лишь) делам своим". (Люди) спросили: "И даже ты, о посланник Аллаха?" (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою". (Муслим) Приближение (мукараба) подразумевает собой умеренность, в которой нет ни чрезмерности, ни упущений. Правильность (садад) есть прямота и достижение успеха. Улемы говорят: "Прямота представляет собой неизменное повиновение Аллаху Всевышнему". Они говорят также: "Оно6 относится к числу кратких и многозначных слов (джавами 'аль-кялим), способностью произносить которые был наделен Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и прямота приводит в порядок все дела".

Глава: О размышлении о величии сотворенного Аллахом, тленности мира этого, ужасах мира вечного и прочих делах обоих миров, а также о том, что душе не следует питать больших надежд о воспитании души и (необходимости) побуждения ее придерживаться прямоты

Аллах Всевышний сказал: "Скажи: "Лишь об одном я увещаю вас: чтобы вы занялись (этим)2 ради Аллаха по двое и по одному,3 а потом поразмыслили..."" ("Саба", 46). Всевышний также сказал: "Поистине в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня (заключены) знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, и сидя и (лежа) на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли(,говоря): "Господь наш, не напрасно Ты сотворил это, слава Тебе" ("Семейство Имрана", 190-191). Всевышний также сказал: "Неужели не взглянут они на верблюдов, как они созданы, и на небо, как оно возвышено, и на горы, как они воздвигнуты, и на землю как она распростерта? Так напоминай же, ведь ты — только напоминающий!" ("Покрывающее", 17-21). Всевышний также сказал: "Разве они не странствовали по земле и не видели...?" ("Йусуф", 109). И аятов об этом существует множество. Что же касается хадисов, то к числу их относится предыдущий хадис, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Умен тот, кто требует у своей души отчета..."4

Глава: О необходимости поспешного устремления к благому и побуждении обратившегося к благу стремиться к нему всерьёз и без колебаний

Аллах Всевышний сказал: ":так опережайте друг друга (в стремлении ко всему) благому". ("Корова",148) Всевышний также сказал: "Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к Раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных:" (Семейство Имрана, 133). 87. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным (кяфир),2 и когда вечером будет он верующим, а утром — неверным, продающим свою религию за мирские блага. (Муслим)

88. Сообщается, что Абу Сирва'а Укба Ибн аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды в Медине я совершал послеполуденную молитву позади Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который после произнесения слов таслима быстро поднялся и прошёл через ряды людей, (направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью, а (спустя некоторое время) он вышел к ним, увидел, что они удивлены тем, что он так спешил, и сказал: "Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, не желая, чтобы оно (и дальше) отвлекало меня". (Аль-Бухари) В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "Я оставил у себя дома золото, являющееся частью садаки,3 и не хотел оставлять его у себя и дальше".

89. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: В день битвы при Ухуде4 один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: "Скажи мне, где я окажусь, если меня убьют?" Он сказал: "В Раю", — и тогда (этот человек) выбросил финики, которые держал в руке, (бросился в бой) и сражался, пока не погиб. (Аль-Бухари; Муслим)

90. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Один человек, пришедший к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: "О посланник Аллаха, за какую милостыню (обещана) наибольшая награда?" Он ответил: "За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай (подаяние) до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, (чтобы лишь тогда) сказать "Такому-то столько, а такому-то столько", — тогда как это (уже будет принадлежать) такому-то".5 (Аль-Бухари; Муслим)

91. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что в день битвы при Ухуде посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял в руки меч и спросил: "Кто возьмёт у меня это?", — и все стали протягивать (к нему) руки, восклицая: "Я, я!" Тогда он спросил: "А кто возьмёт его у меня как следует?",6 и люди заколебались, а Абу Дуджана, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я возьму его как следует", и, взяв (этот меч), он принялся рассекать им головы многобожников. (Муслим)

92. Аз-Зубайр бин Ади сказал: (В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на (произвол) аль-Хаджжаджа,7 (на что) он сказал: "Терпите, ибо какое бы время ни пришло, после него придут такие времена, которые окажутся ещё хуже, и (так будет продолжаться ) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от вашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует". (Аль-Бухари)

93. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Старайтесь) совершать (праведные) дела прежде, чем (стрясётся с вами какая-либо из) семи (напастей). Разве дождётесь вы (чего-нибудь иного), кроме бедности, которая заставит забыть (обо всём), или развращающего богатства,8 или приводящей в расстройство болезни,9 или старческой дряхлости, которая сделает бессмысленными ваши речи, или скоропостижной смерти, или Антихриста, который является наихудшим из того зла, которого можно ожидать, или же Часа этого, который будет ещё более тяжким и горьким, (чем бедствия мира этого)? (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

94. Передают со слов Абу Хурайры, что в день Хайбара посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Я обязательно вручу это знамя человеку, который любит Аллаха и посланника Его и через которого Аллах дарует (нам) победу!" Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: И если не считать того дня, никогда не хотелось мне командовать, но тут я устремился к нему в надежде, что к знамени позовут меня, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подозвал к себе Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, вручил это знамя ему и сказал: "Иди и ни на что не обращай внимания, пока Аллах не пошлёт тебе победу!" И Али отошёл на некоторое расстояние, а потом остановился и, не повернувшись, закричал: "О посланник Аллаха, ради чего мне сражаться с этими людьми?" (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Сражайся с ними до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его посланник, а если они сделают это, то (тем самым) защитят от тебя свою жизнь и своё имущество, (после чего это будет доступно для других) только по праву, а расчёт с ними произведёт Аллах". (Муслим)

Глава: Об усердии

Аллах Всевышний сказал: "А тех, которые отдавали все свои силы ради Нас, Мы обязательно поведём Нашими путями, ведь, поистине, Аллах с теми, кто совершает благое!" ("Паук", 69). Всевышний также сказал: ":и поклоняйся Господу твоему, пока не придёт к тебе несомненное".2 ("Аль-Хиджр", 99). Всевышний также сказал: "И поминай имя Господа твоего и посвящай себя Ему полностью". ("Закутавшийся", 8). Всевышний также сказал: ": и совершивший добро весом с пылинку увидит его :" ("Землетрясение", 7). Всевышний также сказал: "А то благое, что для себя же сделаете вы заранее,3 найдёте вы его у Аллаха лучшим и по награде большим". ("Закутавшийся", 20). Всевышний также сказал: "А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно". ("Корова", 273). И аяты на эту тему многочисленны и известны. 95. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине Аллах Всевышний сказал: "Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок4 ко Мне! Любимейшим из всего, чтобы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного (навафиль),5 пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слушать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чём-нибудь), я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, Я обязательно защищу его". (Аль-Бухари)

96. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, передавая слова Всемогущего и Великого Господа, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если он приблизится ко мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом! (Аль-Бухари).

97. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем.6 (Аль-Бухари)

98. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Обычно Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал молитву по ночам (так долго), что его ступни даже покрывались трещинами. (Однажды) я спросила его: "Зачем ты делаешь это, о посланник Аллаха, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые, и будущие грехи?".7 (В ответ мне) он сказал: "Разве не хочу я быть благодарным рабом?" (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Аль-Бухари и нечто подобное в обоих "Сахихах" передаётся со слов Аль-Мугиры бин Шу'бы.)

99. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: С наступлением последней декады8 посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда бодрствовал ночью сам, будил своих домочадцев, проявлял особое усердие9 и накрепко затягивал свой изар (Аль-Бухари; Муслим)

100. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: "Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!", — но говори: "Это предопределено Аллахом, и Он сделал что пожелал", — ибо, поистине, эти "если" открывают шайтану (путь к) делам его. (Муслим)

101. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Огонь скрыт (худжибат) за страстями, а Рай — за ненавистным. (Аль-Бухари; Муслим) В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, вместо "худжибат" (скрыт) сказано "хуффат" (окружён), что имеет тот же смысл. Это значит, что человека отделяет от этого данная преграда, и если он совершит подобное, то окажется там.

102. Сообщается, что Абу Абдуллах Хузайфа бин аль-Йаман аль-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, известный как писец посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Однажды ночью я совершал молитву вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, который начал читать суру "Корова". Я сказал себе: "Он совершит поясной поклон, прочитав сто аятов", — однако и после этого он продолжал читать. Тогда я сказал себе: "Он прочитает её полностью", — и он продолжал читать. Потом я сказал, "Он совершит поясной поклон, закончив её", — однако после этого он начал читать суру "Женщины" и прочёл её полностью, а затем приступил к чтению суры "Семейство Имрана" и прочёл её, чётко выговаривая каждую букву. И когда он доходил до какого-либо аята, в котором содержится веление прославлять Аллаха, то прославлял Его, когда доходил до аята, в котором содержится веление обращаться к Аллаху с мольбами, обращался к Нему с мольбой, а когда доходил до упоминания о необходимости обращаться к Аллаху с просьбой о защите, то делал это, а потом он склонился в поясном поклоне и стал говорить: "Слава моему Великому Господу!" (Субхана Рабби-ль-'Азым!), — поклон его занял примерно столько же времени, сколько он провёл стоя. Затем он сказал: "Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу.20 Господь наш, хвала тебе!" (Сами'а-Ллаху ли-ман хамида-ху. Раббана, ля-кя-ль-хамду!), — выпрямился и оставался в таком положении почти столь же долго, сколько длился его поясной поклон. А потом он совершил земной поклон со словами "Слава моему Высочайшему Господу!" (Субхана Рабби-ль-А'ля!), — и поклон его продолжался почти столько же времени, сколько он провёл стоя. (Муслим)

103. Сообщается, что (как-то раз) Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: "(Однажды, когда) я совершал ночную молитву вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, он стоял22 так долго, что я даже захотел совершить нечто дурное". (Люди) спросили: "Что же именно?" Он ответил: "Мне захотелось сесть и оставить его".23 (Аль-Бухари; Муслим)

104. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Трое последуют за покойным:24 (члены) его семьи, его имущество25 и его дела, назад же вернутся (только) двое, а одно останется. Вернутся назад (члены) его семьи и его имущество, а дела его останутся. (Аль-Бухари; Муслим)

105. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) Огонь.26 (Аль-Бухари)

106. Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Фирас Раби'а бин Ка'б аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, относившийся к числу живших под навесом,27 сказал: Обычно я проводил ночи у дверей дома посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, и (однажды) он сказал мне: "Попроси меня о чём-нибудь".28 Я воскликнул: "Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в Раю!" Он спросил: "Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?".29 Я сказал: "Нет, именно этого!" Тогда он сказал: "В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов".30 (Муслим)

107. Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Абдуллах (или же Абу Абд ар-Рахман) Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Ты должен совершать множество земных поклонов, ибо, поистине, за каждый земной поклон, совершённый тобой ради Аллаха, Аллах возвысит тебя на (одну) ступень и снимет с тебя (бремя одного) прегрешения". (Муслим)

108. Передают со слов Абу Савфана Абдуллаха бин Бусра аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Лучшим из людей является тот, кто прожил долгую жизнь и чьи дела были хороши. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

109. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) мой дядя, Анас бин ан-Надр, да будет доволен им Аллах, не принимавший участия в битве при Бадре, сказал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: "О посланник Аллаха, я не участвовал в твоём первом сражении с многобожниками, но, клянусь Аллахом, если (когда-нибудь потом) Он (даст мне возможность сразиться) с ними, то, поистине Аллах увидит, что я сделаю!" А когда в день битвы при Ухуде мусульмане покинули (свои позиции), он воскликнул: "О Аллах, я приношу Тебе извинения за то, что сделали эти",32 — имея в виду своих товарищей — "и (призываю) Тебя (засвидетельствовать) мою непричастность к (тому, что совершили) те!"33 (Сказав же это,) он двинулся вперёд и столкнулся с (бежавшим) Са'дом бин Му'азом, (которому) сказал: "О Са'д Ибн Му'аз, (я стремлюсь) к Раю, и Господу Каабы и Господу ан-Надра!34 Поистине я ощущаю его благоухание35 со стороны Ухуда!" (А потом)36 Са'д сказал: "Не смог я, о посланник Аллаха, (сделать того,) что сделал он!" Анас сказал: А (после боя) мы нашли его убитым и обезображенным многобожниками, насчитав на (его теле) восемьдесят ран от мечей, копий и стрел, и (был он изуродован до такой степени, что) никто не смог опознать его, кроме его сестры, узнавшей (Анаса) по пальцам его рук! Анас сказал: И мы считали (или: думали), что именно о нём и о подобных ему говорится в ниспосланном свыше аяте: "Среди верующих есть люди, которые верны тому, что они обещали Аллаху, и есть среди них такие, которые выполнили свой обет,37 и такие, которые ждут,38 не изменив (своего решения) ни в чём"39.40 (Аль-Бухари; Муслим)

110. Сообщается, что Абу Мас'уд Укба бин Амр аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: После ниспослания аята о подаянии мы стали переносить грузы.42 Один человек пришёл и пожертвовал на это большую сумму,43 и (лицемеры) сказали: "(Он делает это) напоказ!" А (потом) пришёл другой человек, который пожертвовал всего один са' (фиников), и тогда они стали говорить: "Поистине Аллах не нуждается в этом са'!", — после чего и был ниспослан аят, в котором говорится: "(Что касается людей), порочащих верующих, (как тех,) которые по своей воле подают милостыню,44 (так и тех,) которые находят (что подать) лишь по мере своих возможностей,45 и насмехающихся над ними, то посмеётся над ними самими Аллах,46 и им (уготовано) мучительное наказание".47 (Аль-Бухари; Муслим)

111. Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: "О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас! О рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас! О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о прощении, и Я прощу вас! О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести

Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-08)
Просмотров: 893 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]