Хадисы
Глава: О правдивости (сыдк)

Аллах Всемогущий и Великий сказал: "О вы, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!" ("Покаяние", 119). Аллах Всевышний также сказал: "Для... правдивых мужчин и женщин... приготовил Аллах для них прощение и награду великую". ("Сонмы", 35). Аллах Всевышний также сказал: "...конечно, было бы лучше для них, если бы они были правдивы с Аллахом". ("Мухаммад", ). 54. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, правдивость приводит к благочестию и, поистине, благочестие приводит к Раю, и станет человек говорить правду, пока не будет записан пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, лживость приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к Огню и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец. (Аль-Бухари; Муслим) 55. Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан бин Али бин Абу Талиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Я запомнил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда это спокойствие, а ложь — сомнение". (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Достоверный хадис".) Это означает: откажись от того, в дозволенности чего у тебя есть сомнения, и обратись к тому, что сомнений тебе не внушает. 56. Со слов Абу Суфйана Сахра бин Харба, да будет доволен им Аллах, передается длинный хадис, в котором рассказывается об Ираклии. (В этом хадисе сообщается, что) Ираклий спросил: "Что он велит вам (делать)?", — имея в виду Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Абу Суфйан сказал: Я ответил: "Он говорит: "Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше ничему наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки", — и еще он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать родственные связи". (Аль-Бухари; Муслим) 57. Передают, что участник битвы при Бадре Абу Сабит (сообщается также, что кунья3 его — Абу Са'ид, и сообщается также, что кунья его — Абу-ль-Валид) Сахль Ибн Хунайф, да будет доволен им Аллах, сказал: Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Того, кто обратится к Аллаху Всевышнему с искренней просьбой (дать ему возможность) погибнуть в сражении за веру, Аллах возвысит до положения павших за веру, даже если он умрет в своей постели". (Муслим) 58. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Отправляясь в военный поход, один из пророков,4 благословения и мир им, сказал своим соплеменникам: "Пусть не следует за мной тот, кто женился на женщине и желает войти к ней, но еще не вошел, и тот, кто построил дом, но не покрыл его крышей, и тот, кто купил овец или верблюдиц и ожидает приплода от них", — после чего он двинулся в поход. Подойдя к этому городу5 ко времени послеполуденной молитвы или примерно в это время, он сказал солнцу: "Ты подвластно (Аллаху) и я подвластен, о Аллах, останови его для нас!", — и (солнце не заходило) до тех пор, пока Аллах не даровал ему победу. После этого он собрал военную добычу, и (с небес) сошел огонь, чтобы уничтожить это,6 однако (этот огонь) не тронул (собранного). Тогда (этот пророк) сказал (своим воинам): "Поистине, среди вас (кто-то пошел на) обман, пусть же принесет мне клятву один человек из каждого племени!"7 (Они так и сделали,) и рука одного из них прилипла к его руке. Тогда он сказал: "Поистине (пошедший на) обман находится среди вас, пусть же все твои соплеменники принесут мне клятву!" И (на этот раз) к его руке прилипли руки двоих или троих из них, и он сказал: "Это вы (пошли на) обман!", — после чего они принесли сделанную из золота голову наподобие коровьей головы и положили ее, и тогда сошедший (с неба) огонь уничтожил (всю эту добычу), ибо военная добыча не была дозволена никому из живших до нас,8 а потом Аллах разрешил нам (брать) ее. Он разрешил нам (брать) ее, когда увидел нашу слабость и неспособность.9 (Аль-Бухари; Муслим) 59. Сообщается, что Абу Халид Хаким бин Хизам, да будет доволен им Аллах, принявший Ислам в год победы и являвшийся сыном одного из предводителей курайшитов во времена джахилиййи и в Исламе, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе, до тех пор, пока они не расстались друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли, то сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено". (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О наблюдении (муракаба)

Аллах Всевышний сказал: "...Который видит тебя, когда ты встаешь, (и видит) твои движения среди склоняющихся в земном поклоне..." ("Поэты", 218-219). Всевышний также сказал: "И Он с вами, где бы вы ни были..." ("Железо", 4). Всевышний также сказал: "Поистине, ничто не скрыто от Аллаха ни на земле, ни на небе". ("Семейство Имрана", 5). Всевышний также сказал: "...поистине, Господь твой наблюдает!" ("Заря", 14). Всевышний также сказал: "Знает Аллах о вероломстве глаз и о том, что таят в себе сердца". ("Прощающий", 19). И аяты на эту тему многочисленны и известны. 60. Сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды,) когда мы находились в обществе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, к нам неожиданно подошел какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня черными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. Он сел рядом с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на ноги и сказал: "О Мухаммад, поведай мне об Исламе". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "(Суть) Ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время Рамадана и совершил Хаджж к Дому, если сумеешь сделать это". (Этот человек) сказал: "Ты сказал правду", — а мы подивились тому, что он задает (Пророку) вопросы и подтверждает правдивость его слов. (Потом) он сказал: "А теперь поведай мне о вере". (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: ("Суть веры заключается в том,) чтобы ты веровал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников, и в Последний День, а (также в том, чтобы) веровал ты в предопределенность как хорошего, так и дурного", — и (этот человек снова) сказал: "Ты сказал правду". (Потом) он сказал: "Поведай мне о чистосердечии".3 (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: ("Суть чистосердечия в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя". (Потом) он сказал: "(А теперь) поведай мне об этом Часе".4 (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Тот, кого спрашивают о нем, знает не больше задающего вопрос". Он сказал: "Тогда поведай мне о его признаках". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: ("Признаком приближения этого Часа станет то, что) рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ". А потом (этот человек) ушел, когда же прошло некоторое время,5 (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: "О Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?" Я сказал: "Аллах и посланник Его знают об этом лучше". (Тогда) он сказал: "Поистине, это — Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии!" (Муслим) Слова "рабыня породит свою госпожу" означают, что количество наложниц умножится и что наложницы станут рожать дочерей своему господину, а дочь господина все равно что господин. Говорят также, что здесь имеется в виду что-то другое. 61. Передают со слов Абу Зарра Джундуба бин Джунады и Абу Абд ар-Рахмана Му'аза Ибн Джабаля, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрет дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".) 62. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (Однажды, когда) я сидел верхом позади Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал: "О мальчик, я научу тебя нескольким словам:6 помни об Аллахе,7 и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой.8 Если (захочешь) попросить (о чем-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья9 уже подняты, а страницы уже высохли". (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".) В той версии этого хадиса, которую ат-Тирмизи не приводит, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой, стремись узнать Аллаха в благоденствии, и Он узнает тебя в беде, знай, что обошедшее тебя стороной не могло постичь тебя, а постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, и знай также, что помощь (приходит) после (проявления) терпения, радость — после скорби, а облегчение — после тягот.

63. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Поистине, вы совершаете такие поступки, которые в ваших глазах тоньше волоса, тогда как при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мы относили их к числу смертных грехов (мубикат). (Это сообщение приводит аль-Бухари, который сказал: "Под смертными грехами (аль-мубикат) подразумевается все то, что приводит к гибели (аль-мухликат)".)

64. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, Аллах Всевышний ревнив а проявляется ревность Аллаха Всевышнего в том случае, когда человек совершает то, что Аллах запретил ему (делать). (Аль-Бухари; Муслим) В основе ревности (гайра) лежит сознание собственного достоинства (анафа).

65. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Некогда) Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа сынов Исраиля: прокаженного, лысого и слепого. И Аллах послал ангела, который явился к прокаженному и спросил: "Чего ты хочешь больше всего?" Он сказал: "Хорошего цвета, хорошей кожи и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня". Тогда ангел провел по нему (рукой), болезнь его прошла, и он был (снова) наделен хорошим цветом и хорошей кожей. (Потом ангел) спросил: "А какое имущество нравится тебе больше всего?" Он ответил: "Верблюды" (или: ...коровы), — и ему была дарована стельная верблюдица, (после чего ангел) сказал: "Да сделает ее Аллах благословенной для тебя!" Затем (ангел) явился к лысому и спросил: "Чего ты хочешь больше всего?" Он сказал: "Хороших волос и чтобы ушло то, из-за чего люди избегают меня". Тогда ангел провел по нему (рукой), и он был (снова) наделен хорошими волосами. (Потом ангел) спросил: "А какое имущество нравится тебе больше всего?" Он ответил: "Коровы", — и ему была дарована стельная корова, (после чего ангел) сказал: "Да сделает ее Аллах благословенной для тебя!" Затем (ангел) явился к слепому и спросил: "Чего ты хочешь больше всего?" Он сказал: "Чтобы Аллах вернул мне зрение, и я увидел людей". Тогда ангел провел по нему (рукой), и Аллах вернул ему зрение. (Потом ангел) спросил: "А какое имущество нравится тебе больше всего?" Он ответил: "Овцы", — и ему была дарована стельная овца. И после этого дали приплод (верблюдица и корова) и дала приплод (овца, а через некоторое время) у одного (из них) было уже целое вади верблюдов, у другого — целое вади коров, а у третьего — целое вади овец. А потом (ангел) явился к (бывшему) прокаженному, приняв его (прежнее) обличье, и сказал ему: "Я — бедный человек, и в пути я лишился всех средств и не к кому мне сегодня обратиться кроме Аллаха, а после (Него) — к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и богатство, (дай мне) верблюда, с помощью которого я смогу завершить свое путешествие!" (В ответ этот человек) сказал: ("У меня) много долгов". (Тогда ангел) сказал: "Кажется я тебя знаю. Не ты ли был прокаженным, которого избегали люди? (И не ты ли был) бедняком, которому Аллах даровал (богатство)?" (Этот человек) сказал: "Поистине я унаследовал это богатство только от своих предков". (Тогда ангел) сказал: "Если ты солгал, пусть Аллах придаст тебе твой прежний облик!" Затем (ангел) явился к (тому, кто прежде был) лысым, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему то же самое, что говорил (бывшему прокаженному), а когда тот дал ему такой же ответ, сказал: "Если ты солгал, пусть Аллах Всевышний придаст тебе твой прежний облик!" А (затем ангел) явился к (бывшему) слепому, приняв облик, подобный его прежнему облику, и сказал ему: "Я — бедный путник, и я лишился всех средств во время своего путешествия и не к кому мне сегодня обратиться кроме Аллаха, а после (Него) — к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто вернул тебе зрение, (дай мне одну) овцу, которой мне будет довольно, чтобы завершить свое путешествие!" (Бывший слепой) сказал: "Я (действительно) был слепым, а Аллах вернул мне зрение, бери же, что хочешь и оставь, что хочешь, и, клянусь Аллахом, ради Аллаха Всемогущего и Великого сегодня я не стану обременять тебя ничем, чтобы ты ни взял!" (Тогда ангел) сказал: "Оставь себе свое имущество, ибо, поистине, вас только подвергали испытанию, и Аллах остался доволен тобой, а на двоих твоих товарищей Он разгневался". (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит) аль-Бухари (, сообщается, что бывший слепой сказал): "...я не похвалю тебя..." Это значит: я не похвалю тебя, если ты не возьмешь того, в чем нуждаешься.

66. Абу Йа'ля Шаддан бин Аус, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Умен тот, кто требует у своей души отчета и совершает (праведные) дела ради того, что будет после смерти, слаб тот, кто позволяет своей душе следовать ее страстям, надеясь на Аллаха. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".)

67. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Одним из признаков) хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от (всего) того, что его не касается. (Хороший хадис, который приводят ат-Тирмизи и другие мухаддисы.)

68. Передают со слов Умара, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не следует спрашивать мужчину о том, за что он побил свою жену. (Этот хадис приводят Абу Дауд и другие мухаддисы.)


Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-08)
Просмотров: 936 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]