Хадисы

Глава: О благонравии

Аллах Всевышний сказал: "...и, поистине, ты — (человек) великого нрава".1 ("Калам", 4) Всевышний также сказал: "...сдерживают свой гнев и прощают людям..." ("Семейство Имрана", 134) 621. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: По своему характеру посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был лучшим из людей. (Аль-Бухари; Муслим)

622. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Я никогда не касался шёлка или парчи, которые были бы мягче ладони посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и никогда не ощущал аромата, который был бы приятнее аромата(, исходившего от) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Я служил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, десять лет, и он (ни разу) не сказал мне: "Уф!",2 — и когда я делал что-либо, он (ни разу не спросил меня): "Зачем ты сделал это?", — если же я не делал чего-либо, он (ни разу не спросил меня): "Почему ты не сделал того-то?" (Аль-Бухари; Муслим)

623. Сообщается, что ас-Са'б бин Джассама, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я подарил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, дикого осла,3 но он вернул его мне, а когда увидел по выражению моего лица, (что я огорчен,) сказал: "Поистине, мы вернули его тебе только потому, что находимся в состоянии ихрама".4 (Аль-Бухари; Муслим)

624. Сообщается, что ан-Наввас бин Сим'ан, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я задал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вопрос о благочестии и о греховном, и он сказал: "Благочестие есть благонравие, а греховное есть то, что (шевелится) в твоей душе, а ты не желаешь, чтобы об этом знали люди".5 (Муслим)

625. Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не произносил и не совершал ничего непристойного6 и он часто говорил: "Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами". (Аль-Бухари; Муслим)

626. Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия, (ибо,) поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Достоверный хадис".)

627. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили о том, что чаще всего будет помогать людям попадать в Рай, и он сказал: "Страх пред Аллахом и благонравие", — (когда же) его спросили о том, что чаще всего будет приводить людей в Огонь, он сказал: "Рот и половые органы".7 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший достоверный хадис".)

628. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Наиболее совершенной верой обладает самый благонравный из верующих, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший достоверный хадис".)

629. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, благонравие обязательно приведёт верующего к ступени соблюдающего посты и совершающего молитвы.8 (Абу Дауд)

630. Передают со слов Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Я ручаюсь за дом в окрестностях Рая для того, кто станет отказываться от споров, даже если и будет прав, (и я ручаюсь) за дом посреди Рая для того, кто не станет лгать даже в шутку, (и я ручаюсь) за дом в верхних пределах Рая для благонравного. (Достоверный хадис, который с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

631. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые (сарсаруна), хвастливые (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна)". (Люди) сказали: "О посланник Аллаха, мы знаем, (кто такие) "болтливые" и "хвастливые", но (кто такие) "разглагольствующие"?" Он сказал: "(Это) надменные". (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".) "Сарсар" — тот, кто неестественно много говорит; "муташаддик" — тот, кто оскорбляет людей своими речами, постоянно стараясь показать своё красноречие и придать как можно больше веса своим словам; (слово) "мутафайхик" происходит от слова "фахк", что означает "наполненность"; "мутафайхик" — тот, кто наполняет свой рот речами, пространно говорит и использует малоупотребительные фразы в силу своего высокомерия, стремления к возвышению и желания показать своё превосходство над другими. Ат-Тирмизи передаёт, что Абдуллах бин аль-Мубарак, да помилует его Аллах, истолковал (смысл понятия) "благонравие" следующим образом: "Это весёлое выражение лица, (способность) приложения всех сил (ради осуществления) одобряемого Шариатом и отказ от нанесения обид (людям)".

Глава: О кротости (хильм), проявлении терпения (анат) и доброте (рифк)

Аллах Всевышний сказал: "...сдерживают свой гнев и прощают людям, (ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!" ("Семейство Имрана", 134) Всевышний также сказал: "Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!" ("Преграды", 199) Всевышний также сказал: "Не равны между собой доброе и дурное: отражай же (дурное) тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом". ("Разъяснены", 34-35) Всевышний также сказал: "Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это — от решимости в делах".1 ("Разъяснены", 43) 632. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Ашаджжу Абд аль-Кайсу; "Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах: кротость и терпеливость". (Муслим)

633. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: (Как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: "Поистине, Аллах добр, и Он любит (проявления) доброты во всём". (Аль-Бухари; Муслим)

634. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, Аллах добр, Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное. (Муслим)

635. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Доброта всегда украшает собой то, в чём она есть, а когда что-то лишается доброты, это неизбежно приводит к бесславию. (Муслим)

636. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Как-то раз, когда) один бедуин принялся мочиться (прямо) в мечети люди поднялись (со своих мест), чтобы наброситься на него, однако Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, велел им: "Оставьте его и вылейте на его мочу ведро (или ...бадью) воды, ибо, поистине, посланы вы только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!"2 (Аль-Бухари)

637. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу). (Муслим)

638. Сообщается, что Джарир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Лишённый доброты полностью лишён и блага". (Муслим)

639. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: "Дай мне совет". Он сказал: "Не гневайся". После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу), но каждый раз (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) говорил: "Не гневайся". (Аль-Бухари)

640. Передают со слов Абу Йа'ли Шаддада бин Ауса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, Аллах предписал проявлять доброту во всём: если вам придётся убивать,3 делайте это хорошим способом,4 и если будете приносить жертву, (тоже) делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует точит свой нож и избавляет животное от мучений. (Муслим)

641. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил за Аллаха Всевышнего.5 (Аль-Бухари; Муслим)

642. Передают со слов Абу Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для Огня (или ...о том, для кого Огонь станет запретным?) Запретным (для Огня) станет каждый близкий, мягкий и лёгкий".6 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".)

Глава: О прощении и (необходимости) отстранятся от невежд

Аллах Всевышний сказал: "Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!" ("Преграды", 199) Всевышний также сказал: "...так прощай же великодушно". ("Аль-Хиджр", 85) Всевышний также сказал: "...и пусть они прощают и извиняют. Разве не хотите вы, чтобы Аллах простил вас?" ("Свет", 22) Всевышний также сказал: "...и прощают людям(, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!" ("Семейство Имрана", 134) Всевышний также сказал: "Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это — от решимости в делах". ("Совет", 43) 643. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она спросила Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: "Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день (битвы при) Ухуде?"1 (В ответ ей Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Мне (пришлось претерпеть от) твоих соплеменников2 (многое), но самым тяжким из всех был день Акабы,3 когда я предложил Ибн Абд Йаляйлю бин Абд Кулялю4 (последовать за мной), но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал.5 И тогда я удалился, испытывая огорчение(, что было заметно по) моему лицу, придя в себя только после того, как добрался до Карн ас-Са'алиб.6 Я подняв голову (и заметил), что стою в тени облака, взглянув (на которое) я увидел Джибриля, мир ему, который обратился (ко мне) и сказал: "Поистине, Аллах Всевышний слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Он направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь". А потом ко мне обратился ангел гор, который приветствовал меня и сказал: "О Мухаммад, поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники, а я ангел гор, и Господь мой направил меня к тебе, чтобы ты приказывал мне, так чего же ты хочешь? Если пожелаешь, я обрушу на них аль-Ахшабейн!"7 (На это) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Нет, я прошу только о том, чтобы Аллах произвёл от них тех, кто станет поклоняться одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!" (Аль-Бухари; Муслим)

644. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Если не считать тех случаев, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принимал участие в борьбе на пути Аллаха, он никогда не ударил своей рукой никого,8 и не бил он женщин и слуг, и какие бы обиды ему ни наносили, он (никогда) не мстил (за себя лично) тем, кто делал это, если только при этом не нарушались какие-либо запреты Аллаха Всевышнего, ибо (в подобных случаях) он мстил за Аллаха Всевышнего. (Муслим)

645. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды, когда) я шёл (куда-то) вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на котором был плащ из Наджрана9 с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин, с силой потянувший его (за край) его плаща. Посмотрев на плечо Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (я увидел, что после этого) на нём остался след от подкладки — так сильно он потянул его, (что же касается бедуина, то) он сказал: "О Мухаммад, вели (дать) мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!" (Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) повернулся к нему, рассмеялся, а потом велел дать ему что-то. (Аль-Бухари; Муслим)

646. Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: Я будто и сейчас вижу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказывающего об одном из пророков, да благословит их Аллах и да приветствует, которого его соплеменники избили до крови и который вытирал кровь со своего лица, говоря: "О Аллах, прости моих соплеменников, ибо, поистине, они не знают!"10 (Аль-Бухари; Муслим)

647. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не тот силён, кто побеждает многих, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе. (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О перенесении неприятностей

Аллах Всевышний сказал: "...сдерживают свой гнев и прощают людям(, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!" ("Семейство Имрана", 134) Всевышний также сказал: "Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это — от решимости в делах". ("Разъяснены", 43) И к этой главе относятся все хадисы, которые были приведены в предыдущей главе. 648. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал (Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует): "О посланник Аллаха, поистине, у меня есть родственники, с которыми я (пытаюсь) поддерживать родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они обращаются со мной подобно невеждам!", — (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Поистине, если (дело действительно обстоит так,) как ты сказал, (это значит), что ты как бы наполняешь им рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!"1 (Муслим)

Глава: О проявлении гнева в случае нарушения запретов Шариата и оказании помощи религии Аллаха Всевышнего

Аллах Всевышний сказал: "Для того, кто почитает запреты Аллаха, это лучше пред Господом его". ("Хаджж", 30) Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Если вы будете помогать делу Аллаха, то и Он поможет вам и укрепит стопы ваши". ("Мухаммад", 7) 649. Сообщается, что Абу Мас'уд Укба бин Амр аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, сказал: (Как-то раз один) человек пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: "Поистине, утренняя молитва задерживает меня, потому что такой-то (имам) проводит её с нами (слишком) долго". И я никогда не видел, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: "О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от религии)! Пусть же проводящий молитву с людьми не затягивает её, ибо, поистине, позади него находятся и старые, и малые, и те, (у кого есть неотложные дела)!" (Аль-Бухари; Муслим)

650. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулся (в Медину) после одного из походов,1 а я повесила на свою кладовку (сахва)2 тонкую занавеску, на которой были изображения,3 и, увидев (эту занавеску), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, разорвал её, цвет его лица изменился и он сказал: "О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто (пытается) уподобиться Аллаху в творении!" (Аль-Бухари; Муслим)

651. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (в свое время некоторые) курайшиты, обеспокоенные делом одной женщины из рода бану махзум, которая совершила кражу,4 (стали) говорить: "Кто поговорит о ней с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?",5 — (на что другие) сказали: "Кто же осмелится на это, кроме Усамы бин Зайда, любимца посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?" (Однако когда Усама обратился к нему по этому вопросу,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Неужели же ты обращаешься с ходатайством, когда дело касается одного из наказаний, установленных Аллахом?!" А после этого он встал, обратился к людям с проповедью и сказал: "Поистине, жившие до вас были уничтожены по той причине, что когда кражу совершал знатный из их числа, они не трогали его, когда же совершал ее слабый, они подвергали его установленному наказанию! Клянусь Аллахом, если бы украла Фатима, дочь Мухаммада, то я обязательно (велел) бы отрубить руку и ей!" (Аль-Бухари; Муслим)

652. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, увидел на (стене мечети, выходящей в сторону) киблы, слюну, ему стало так тяжко, что это было заметно по его лицу. Он встал, собственноручно вытер это место и сказал: "Поистине, приступая к молитве, любой из вас ведёт тайную беседу со своим Господом, и, поистине, Господь его находится меж ним и киблой, и поэтому никто из вас ни в коем случае не должен плевать в сторону киблы, но только налево от себя или же себе под ноги!" А после этого он взялся за край своей накидки, сплюнул туда, прикрыл эту часть накидки другой частью и сказал: "Или же пусть делает так!" (Аль-Бухари; Муслим) Веление сплёвывать налево или себе под ноги относится к тому, кто находится вне пределов мечети, если же дело происходит в мечети, то сплёвывать можно только в одежду.

Глава: О велении власть имущим проявлять доброту, благожелательность и сострадание по отношению к своим подданным и о запрещении обманывать их, быть (чересчур) суровыми с ними, пренебрегать их интересами и проявлять безразличие к ним самим и к их нуждам

Аллах Всевышний сказал: "...и проявляй мягкость по отношению к верующим, которые последовали за тобой". ("Поэты", 215) Всевышний также сказал: "Поистине, Аллах велит (придерживаться) справедливости, совершать благие дела и оделять родственников и запрещает (всё) непристойное, порицаемое и греховное. Он увещевает вас, чтобы вы опомнились". ("Пчёлы", 90) 653. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству: правитель является пастырем, несущим ответственность за свою паству, и мужчина в своей семье является пастырем, несущим ответственность за свою паству, и женщина является пастырем(, присматривающим) за домом своего мужа и несущим ответственность за свою паству, и слуга является пастырем(, присматривающим) за имуществом своего господина и несущим ответственность за свою паству. (Итак,) каждый из вас является пастырем и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству. (Аль-Бухари; Муслим)

654. Сообщается, что Абу Йа'ля Ма'киль бин Йасар, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Аллах обязательно сделает Рай запретным для любого (Своего) раба, попечению которого Он вверит (кого-либо)1 и который умрёт, обманывая своих подопечных в день своей смерти". (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...а он не станет (во всём) проявлять сердечного отношения к ним, он не ощутит аромата Рая. В той версии (этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): Любой властитель, который будет управлять делами мусульман, но не станет ни трудиться (изо всех своих сил ради их блага), ни сердечно относиться к ним, не войдёт с ними в Рай.

655. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (находившийся) в моём доме, сказал вот что: "О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над (членами) моей общины и будет суров с ними, и будь добр с тем, кто получит хоть какую-то власть над (членами) моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним!" (Муслим)

656. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "(Прежде) израильтянами правили пророки, и каждый раз, как умирал один пророк, его место занимал другой. (Что же касается меня, то,) поистине, после меня пророков уже не будет, но будет множество халифов". (Люди) спросили: "Что же ты повелишь нам?" (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Будьте верны первому (из тех, кому принесут клятву), соблюдайте их права2 и просите Аллаха о том, что вам причитается, а Аллах обязательно спросит с них за всё то, что Он вверил им". (Аль-Бухари; Муслим)

657. Сообщается, что (однажды) Аиз бин Амр,3 да будет доволен им Аллах, явился к Убайдуллаху бин Зийаду4 и сказал ему: "О сынок, поистине, слышал я, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Наихудшими пастырями являются проявляющие жестокость", — так остерегайся же оказаться (одним) из них!"5 (Аль-Бухари; Муслим)

658. Сообщается, что (как-то раз) Абу Марйам аль-Азди, да будет доволен им Аллах, сказал Му'авийе,6 да будет доволен им Аллах: "Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если Аллах вручит кому-нибудь власть над мусульманами хоть в чём-либо, а он отгородится от их потребностей и нужд, в День воскресения Аллах (тоже) отгородится от его потребностей и нужд"",7 — после чего Му'авийа велел одному человеку заниматься нуждами людей,8 (Абу Дауд; ат-Тирмизи)

Глава: О справедливом правителе

Аллах Всевышний сказал: "Поистине, Аллах велит (придерживаться) справедливости и совершать благие дела..." ("Пчёлы", 90) Всевышний также сказал: "...и будьте беспристрастными. Поистине, Аллах любит беспристрастных!" ("Комнаты", 9) 659. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя, юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху, человека, сердце которого подвешено в мечетях,1 (тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь2 (только) ради Него, мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: "Поистине, я боюсь Аллаха!", — того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего. (Аль-Буха-ри; Муслим)

660. Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, беспристрастные (займут свои места) пред Аллахом на минбарах из света, (а являются ими те,) которые придерживаются справедливости в своих решениях, касающихся их семей и (всего) того, над чем они властны. (Муслим)

661. Сообщается, что Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Лучшими из ваших правителей станут те, которых будете любить вы и которые будут любить вас, за которых вы будете обращаться к Аллаху с мольбами и которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за вас, а худшими — те, которых будете ненавидеть вы и которые будут ненавидеть вас, которых вы будете проклинать и которые будут проклинать вас", — (после чего) мы спросили: "О посланник Аллаха, так не надо ли будет нам противиться таким?" Он сказал: "Не (надо делать этого) до тех пор, пока они будут совершать молитвы среди вас". (Муслим)

662. Сообщается, что 'Ийад бин Химар, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Три (человека) станут обитателями Рая:3 справедливый правитель, которому оказано содействие,4 милосердный человек, проявляющий мягкосердечие по отношению к каждому (своему) родственнику и (каждому) мусульманину, и (человек), имеющий детей, которому свойственна воздержанность и который старается воздерживаться".5 (Муслим) Глава: Об обязательности повиновения обладателям власти в том, что не является греховным, и о запрещении повиновения им в греховном

Аллах Всевышний сказал: "О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто обладает властью". ("Женщины", 59) 663. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Мусульманин обязан слушать и повиноваться1 тому, что ему нравится и что не нравится, если только не будет велено ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться. (Аль-Бухари; Муслим)

664. Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Когда мы клялись посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (что будем) слушать и повиноваться (ему), он обычно говорил нам: "В том, что будет вам по силам". (Аль-Бухари; Муслим)

665. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Вышедший из повиновения (правителю) в День воскресения встретит Аллаха, не имея никаких доводов (в своё оправдание), а тот, кто умрёт, не принеся правителю клятвы, умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилиййи!"2 (Муслим) В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...и тот, кто отойдёт от (остальных мусульман),3 умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилиййи!

666. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Слушайте (своего правителя) и повинуйтесь (ему), даже если поставят над вами эфиопского раба, голова которого подобна изюмине. (Аль-Бухари)

667. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Тебе следует слушать (правителя) и повиноваться ему в бедности и богатстве, в том, что тебе нравится и что не нравится, а (также в тех случаях, когда) тебя будут обделять.4 (Муслим)

668. Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (Как-то раз,) находясь с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в пути, мы остановились в каком-то месте, и одни стали устанавливать свои палатки, другие принялись соревноваться в стрельбе из лука, а третьи погнали пастись своих животных, как вдруг глашатай посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, возвестил: "Общая молитва!" И мы собрались вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: "Поистине, обязанность любого пророка, жившего до меня, состояла в указании (членам) его общины на то, в чём, как ему было известно, для них заключалось благо, и предостерегать их от того, в чём, как ему было известно, для них заключалось зло. Что же касается этой вашей общины, то в начале её (существования5 ей) будет даровано благополучие, а в конце её постигнут беды и (станет происходить) то, что вызовет ваше неодобрение.6 И придут (к вам) испытания, после каждого из которых предыдущее будет казаться легким,7 и придёт такое испытание, когда верующий скажет: "Это погубит меня!", — а потом оно прекратится, придёт (другое) испытание, и верующий скажет: "Это, это!"8 Так пусть же тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и в Последний день,9 когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы (люди) обращались с ним. И пусть тот, кто дал клятву правителю, ударил с ним по рукам10 и проявил по отношению к нему искренность сердцем, повинуется (этому правителю), если сумеет, а если явится кто-то другой и станет бороться с ним (за власть), то отрубите этому другому голову". (Муслим)

669. Сообщается, что Абу Хунайда Ваиль бин Худжр, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) Салама бин Йазид аль-Джу'фи обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с вопросом, сказав: "О пророк Аллаха, скажи, что ты повелишь нам (делать), если власть над нами получат такие правители, которые будут требовать от нас полагающееся им, но станут отказывать нам в том, что причитается нам?", — но (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) отвернулся от него,11 когда же он снова спросил его (об этом) позднее, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Слушайте и повинуйтесь, ибо они понесут ответственность за то, что возложено на них, а вы — за то, что возложено на вас".12 (Муслим)

670. Передают со слов Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, после меня станут (вас) обделять,13 и будет происходить то, что вызовет ваше неодобрение". (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, что же ты повелишь нам?" Он сказал: "(Вам следует) отдавать (им)14 то, что вы должны (отдавать), и просить Аллаха о том, что причитается вам по праву". (Аль-Бухари; Муслим)

671. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Повинующийся мне повинуется Аллаху, а ослушавшийся меня ослушался Аллаха. Повинующийся правителю повинуется мне, а ослушавшийся правителя ослушался меня. (Аль-Бухари; Муслим)

672. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть тот, кому не понравится что-либо (из дел) его правителя, проявляет терпение, ибо, поистине, вышедший из повиновения правителю (хотя бы) на пядь умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилиййи! (Аль-Бухари; Муслим)

673. Сообщается, что Абу Бакра (Нуфай' бин аль-Харис), да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Аллах унизит того, кто унизит правителя".15 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".)

Глава: О запрещении добиваться власти и предпочтительности отказа от стремления к управлению, если (человек) не был назначен (на какую-нибудь должность) или если этого не требует необходимость

Аллах Всевышний сказал: "Этот мир вечный Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, и (только) благочестивых (ждёт счастливый) исход". ("Рассказ", 83) 674. Сообщается, что Абу Са'ид Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: "О Абд ар-Рахман бин Самура, не добивайся власти, ибо если она будет дана тебе без (твоих) просьб, то (Аллах) окажет тебе в этом помощь,1 если же она будет дана тебе по (твоей) просьбе, тебя вверят (этой власти).2 А если ты поклянёшься в чём-либо, но потом увидишь, что нечто иное лучше (того, что ты поклялся сделать), то искупи (нарушение) своей клятвы и сделай то, что лучше". (Аль-Бухари; Муслим)

675. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: "О Абу Зарр, поистине, я вижу, что ты слаб, и, поистине, я желаю тебе того же, чего желаю и себе самому, (а поэтому советую тебе): ни в коем случае не (берись) править (даже) двумя (людьми) и ни в коем случае не (берись) управлять имуществом сироты!" (Муслим)

676. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я сказал (Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует): "О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня править чем-либо?", — он же ударил меня рукой по плечу, а потом сказал: "О Абу Зарр, поистине, ты слаб, а (власть) представляет собой нечто доверенное (человеку) (амана), и в День воскресения она обернётся позором и сожалением (для любого) за исключением тех, кто получит её по праву3 и выполнит то, что ему (как правителю) положено будет делать".4 (Муслим)

677. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, будете вы стремиться к власти, а в День воскресения (это станет причиной) сожаления!5 (Аль-Бухари)

Глава: О побуждении правителя, судьи и других власть имущих выбирать себе хорошего вазира1 и о предостережении их от плохих друзей и их советов

Аллах Всевышний сказал: "Близкие друзья в тот День станут врагами друг другу за исключением богобоязненных". ("Украшения", 67) 678. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Какого бы пророка ни направлял (к людям) Аллах и кого бы он ни оставлял после себя в качестве преемника, у (этого преемника) обязательно появлялись две группы приспешников; (одни) подталкивали его к одобряемому и побуждали его к нему, (другие) же подталкивали его ко злу и побуждали его к нему, а хранимым (ма'сум)2 будет тот, кого сохранит Аллах. (Аль-Бухари)

679. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Когда Аллах желает правителю блага, Он даёт ему правдивого вазира, напоминающего ему, если он забывает (о каком-нибудь деле), и оказывающего ему помощь, если он помнит (о нём). Когда же Он желает ему иного, то даёт ему плохого вазира, который не напоминает ему, если он забывает, и не оказывает ему помощи, если он помнит. (Этот хадис с хорошим иснадом, удовлетворяющим условиям Муслима, приводит Абу Дауд.)

Глава: О запрещении назначения на должность правителя, судьи и (тому подобные должности, связанные с предоставлением) власти, тех, кто добивается или желает её, предлагая на эту (должность себя) 680. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я пришёл к Пророку, да благословит его Аллах, и да приветствует, с двумя своими двоюродными братьями, и один из них сказал: "О посланник Аллаха, назначь меня правителем части того, что сделал подвластным тебе Всемогущий и Великий Аллах", — и нечто подобное сказал другой. (Выслушав их, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Клянусь Аллахом, поистине, мы не поручим этого дела ни тому, кто просит об этом, ни тому, кто стремится к этому! (Аль-Бухари; Муслим)

Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-10)
Просмотров: 1005 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]