Хадисы

Глава: О запрещении скупости и скаредности

Аллах Всевышний сказал: "А тому, кто скупился,1 и обходился2 и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему,3 и не поможет ему его богатство, когда он свалится (в Ад)". ("Ночь", 8-11) Всевышний также сказал: "Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости". ("Взаимный обман", 16) Что касается хадисов, (относящихся к этой главе,) то часть их была приведена в предыдущей главе. 563. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным.4 (Муслим)

Глава: О предпочтении и утешении

Аллах Всевышний сказал: "...и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду". ("Собрание", 9) Всевышний также сказал: "Они1 оделяют пищей неимущего, сироту и пленника из любви к Нему..."2 ("Человек", 8) 564. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл какой-то человек, сказавший ему: "Поистине, я изнурен!"3 (Услышав это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) послал (кого-то) к одной из своих жён, но она сказала: "Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!" Тогда он послал (его) к другой (своей жене), но и она сказала нечто подобное(, и в конце концов он обошёл всех его жён, но все) они говорили то же самое: "Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!" Тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: "Кто примет этого (человека) у себя (сегодня) ночью?" Один из ансаров откликнулся: "Я, о посланник Аллаха", -- (после чего) он увёл его к себе домой и сказал своей жене: "Окажи почёт гостю посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует". (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую приводит Муслим сообщается, что этот ансар сказал) своей жене: "Есть ли у тебя что-нибудь?" Она ответила: "Нет (ничего), кроме еды для моих детей". Он сказал: "Займи их чем-нибудь, если же они захотят поужинать, уложи их спать, а когда наш гость войдет, потуши светильник и делай вид, что мы (тоже) едим". А потом они сели (на свои места), гость поел, а они легли спать голодными. И когда наутро (хозяин дома) пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал: "Аллах подивился4 тому, как вы поступили с вашим гостем этой ночью!"

565. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых. (Аль-Бухари; Муслим) В той версии (этого хадиса, которую) Муслим приводит со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Еды одного хватит для двоих, еды двоих хватит для четверых, а еды четверых хватит для восьмерых.

566. Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды, когда) мы вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, находились в пути, (к нам) подъехал какой-то человек, сидевший на своей верблюдице, и стал смотреть направо и налево.5 (Увидев это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Пусть имеющий лишнее верховое животное отдаст его тому, кто его не имеет, и пусть тот, у кого есть лишние припасы, отдаст их тому, у кого их нет", — и он упомянул то, что упомянул, из видов имущества, (перечисляв их,) пока мы не (поняли), что никто из нас не должен иметь ничего лишнего. (Муслим)

567. Сообщается, что Сахль бин Са'д, да будет доволен им Аллах, сказал: (Как-то раз одна) женщина принесла посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, тканый плащ и сказала: "Я сама соткала (этот плащ), чтобы (подарить) его тебе". И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, принял (этот подарок, так как) нуждался (в плаще), а (когда) он вышел к нам(, завернувшись в него как в) изар, (один человек попросил): "Подари его мне! Как он прекрасен!" И (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Да", — и сел (вместе с собравшимися людьми),6 после чего вернулся (к себе домой), свернул (свой новый) плащ и отослал его (этому человеку). Люди (стали укорять) его: "Ты поступил нехорошо! Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, надел (этот плащ потому, что) нуждался в нём, а потом ты обращаешься к нему с (такой) просьбой, зная о том, что он (никогда) не отказывает просителю!", — он же говорил им (в ответ): "Поистине, клянусь Аллахом, я просил его не для того, чтобы носить (этот плащ), а только для того, чтобы (потом) он послужил мне саваном!" Сахль сказал: И (впоследствии этот плащ действительно) стал для него саваном. (Аль-Бухари)

568. Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, когда у аш'аритов7 возникали затруднения с едой во время военного похода или когда им не хватало еды для детей в городе, они складывали всё, что у них было, на один кусок ткани, а потом поровну делили (собранное) между собой(, отмеряя каждому его долю) одним и тем же сосудом. Они такие же, как я, а я такой же, как они. (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О соревновании в делах(, имеющих отношение к) миру вечному,1 и о стремлении к умножению того, что приносит с собой благословение

Аллах Всевышний сказал: "...и в (стремлении к) этому пусть соревнуются друг с другом соревнующиеся". ("Обвешивающие", 26) 569. Сообщается, что Сахль бин Са'д, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принесли питьё, и он отпил (из кубка. В это время) справа от него сидел один отрок,2 а слева (сидели) старцы, и (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал этому отроку: "Позволишь ли ты мне передать (этот кубок сначала) им?"3 (В ответ ему) отрок сказал: "Клянусь Аллахом, нет! Я никому не уступлю того, что досталось мне от тебя!", — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вручил (этот кубок) ему. (Аль-Бухари; Муслим)

570. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Однажды,) когда (пророк) Аййуб, мир ему, купался обнажённым, сверху на него посыпалась золотая саранча, и Аййуб принялся собирать её в свою одежду. Его Всемогущий и Великий Господь обратился к нему(, сказав): "О Аййуб, разве Я не избавил тебя от необходимости в том, что ты видишь?!"4 (В ответ Ему Аййуб) сказал: "Да, клянусь могуществом Твоим, но от необходимости в даре(, ниспосланном) Тобой, я не избавлен!"5 (Аль-Бухари)

Глава: О достоинстве благодарного богача, коим является тот, кто добывает (свое) богатство (законным) образом и расходует его так, как ему было велено (делать это)1

Аллах Всевышний сказал: "Что касается того, кто отдавал,2 и был богобоязненным и признавал наилучшее,3 то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему".4 ("Ночь", 5-7) Всевышний также сказал: "Будет удалён от него5 наиболее богобоязненный, который расходует своё достояние, очищаясь,6 и не (потому, что) должен он вознаградить кого-нибудь за (оказанное) благодеяние, а (делая это) только из стремления к лику своего Высочайшего Господа. (Такой) обязательно уже скоро будет удовлетворён".7 ("Ночь", 17-21) Всевышний также сказал: "Прекрасно, если даёте вы милостыню открыто, если же вы даёте её бедным тайно, это для вас ещё лучше(, ибо это) искупит (часть) ваших дурных дел, а Аллаху известно о том, что вы творите". ("Корова", 271) Всевышний также сказал: "Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите, и что бы вы ни потратили, Аллах знает об этом". ("Семейство Имрана", 92) И аятов о достоинстве расходования (своих средств) на (то, что приближает человека к Аллаху,) известно много. 571. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не следует завидовать никому, кроме (обладателей) двух (качеств): человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его без остатка должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит на основании (этой мудрости) и передаёт её (другим).8 (Аль-Бухари; Муслим)

572. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не следует завидовать никому, кроме (обладателей) двух (качеств): человеку, которому Аллах даровал Коран9 и который читает его ночью и днём, и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его ночью и днём. (Аль-Бухари; Муслим)

573. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) бедные мухаджиры пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказали: "Владеющие большими богатствами10 достигли (самого) высокого положения и (обеспечили себе) вечное блаженство!" (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: "О чём вы говорите?" Они сказали: "Они молятся, как молимся мы, и постятся, как постимся мы, (однако) они подают милостыню, а мы — нет, и они освобождают рабов, а мы не (можем делать этого!" В ответ им) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Так не научить ли вас тому, что позволит вам догнать опередивших вас и благодаря чему никто из идущих за вами11 не (сможет) превзойти вас, если не будет делать того же, что и вы?" Они сказали: "Да, о посланник Аллаха!" (Тогда) он сказал: "Произносите слова "Преславен Аллах" (Субхана-Ллах), "Хвала Аллаху" (Аль-хамду ли-Ллах) и "Аллах Велик" (Аллаху Акбар)" по тридцать три раза после каждой молитвы". А (после этого) бедняки из числа мухаджиров (снова) пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказали: "Наши богатые братья услышали о том, что мы делаем, и (стали) делать то же самое!" (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Это — милость Аллаха, которую оказывает Он, кому пожелает...12 (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима.)

Глава: О (том, что необходимо) помнить о смерти и не возлагать (слишком много) надежд (на будущее)

Аллах Всевышний сказал: "Каждая душа вкусит смерть, и, поистине, сполна получите вы награды свои только в День воскресения. И (лишь) тот, кто будет удалён от Огня, преуспеет, а жизнь эта только ослепляет". ("Семейство Имрана", 185) Всевышний также сказал: "Не знает человек, что приобретёт он завтра, и не знает человек, в какой земле умрёт". ("Лукман", 34) Всевышний также сказал: "А когда подойдёт их срок,1 они не (смогут) ни отдалить, ни приблизить его ни на час". ("Пчёлы", 61) Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Пусть не отвлекают вас ни богатства ваши, ни дети ваши от поминания Аллаха, а тот, кто станет делать это,2 потерпит убыток! И расходуйте из того, чем Мы наделили вас, прежде чем придёт к кому-либо из вас смерть, и станет он говорить: "Господь мой, если бы Ты дал мне небольшую отсрочку, я бы раздавал милостыню и стал одним из праведных!" (Но) никогда не даёт Аллах человеку эту отсрочку, если подошёл срок его, и Аллах осведомлён о том, что вы делаете". ("Лицемеры", 9-11) Всевышний также сказал: "А когда к кому-нибудь из них придёт смерть, он скажет: "Господь мой, верни меня (к жизни)! Быть может, совершу я праведное дело (из тех), которыми я пренебрегал!" Нет же! Это — только слова, которые он произнесёт, а позади них3 — преграда, (и не исчезнет она до того) Дня, когда они будут воскрешены! Когда вострубят в трубу, в тот День не будет родственных связей между ними и не станут они спрашивать друг друга (ни о чём). И те, на весах которых (благие дела) будут тяжелы,4 — они преуспеют, а те, на весах которых (благие дела) будут легки, — они сами погубили себя, и (такие пребудут) в Аду вечно! Будет жечь их лица огонь, и они в нём оскалятся.5 (Аллах скажет им): "Разве не читали вам Мои аяты, которые вы считали ложью?!" Они скажут: "Господь наш, одолело нас наше злосчастье, и были мы людьми заблуждающимися! Господь наш, выведи нас из (Ада), если же вернёмся мы,6 то, поистине, (сами себя) обидим!" Он скажет: "Ступайте прочь в Ад, и не обращайтесь ко Мне! Ведь были из (числа) рабов Моих такие, кто говорил: Господь наш, мы уверовали, так прости нас и помилуй(, ибо) Ты — Лучший из оказывающих милости!7 Вы же глумились над ними (так, что) это заставило вас забыть обо Мне(, ведь) вы смеялись над ними! Поистине, сегодня Я воздал им за то, что они терпели: они-то и есть преуспевшие!" Он скажет: "Сколько лет вы пробыли на земле?" Они ответят: "Пробыли мы день или часть дня, спроси же тех, кто (в силах) считать". Он скажет: "Пробыли вы лишь немного, если бы вы только знали! Неужели же посчитали вы, что Мы создали вас ради забавы8 и что не будете вы к Нам возвращены?!""9 ("Верующие", 99-115) Всевышний также сказал: "Разве для тех, которые уверовали, не пришло время, чтобы смирились сердца их для поминания Аллаха и того, что ниспослал Он из истины,10 и чтобы не уподобились они тем, кому Писание было дано раньше, а по истечении долгого срока ожесточились сердца их, и многие из них стали нечестивцами?"11 ("Железо", 16) И известно много других аятов(, имеющих отношение) к этой главе. 574. Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял меня за плечи и сказал: "Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник". (Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: "Если ты дожил до вечера, то не жди(, что доживёшь и) до утра, а если ты дожил до утра, то не жди(, что доживёшь) и до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни — (то, что пригодится) для твоей смерти".12 (Аль-Бухари)

575. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не написав завещания. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари) В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): :проводить три ночи... Ибн Умар сказал: С тех пор, как я услышал (слова) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал это, я не провёл и ночи, не имея (составленного мной) завещания.

576. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, начертил (несколько) линий и сказал: "Это надежды человека, а это его срок,13 и в то время, как находится он в подобном положении,14 неожиданно подходит к нему ближайшая линия".15 (Аль-Бухари)

577. Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, начертил прямоугольник, (потом) он начертил в середине (его) линию, выходящую за его (пределы, потом) он начертил (несколько) маленьких линий(, доходящих) до той (линии), которая была посередине, после чего сказал: "Это — человек; то, что его окружает,16 есть его срок, то, что выходит за пределы (прямоугольника,) — его надежды, а эти маленькие чёрточки — превратности судьбы, (которые его постигают,) и если минует его одно, то схватит зубами17 другое, если же минует его (второе), то схватит зубами (первое).

578. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Старайтесь) совершать (праведные) дела прежде, чем (стрясётся с вами что-либо из) семи (напастей). Разве дождётесь вы (чего-нибудь иного,) кроме бедности, которая заставит забыть (обо всём), или развращающего богатства, или приводящей в расстройство болезни, или старческой дряхлости, которая сделает бессмысленными ваши речи, или скоропостижной смерти, или Антихриста, который является наихудшим из того зла, которого можно ожидать, или же Часа этого, который будет более тяжким и горьким(, чем бедствия мира этого)?18 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

579. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Почаще вспоминайте о прерывающей наслаждения!", — имея в виду смерть. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

580. Сообщается, что Убайй бин Ка'б, да будет доволен им Аллах, сказал: Когда проходила треть ночи, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вставал ото сна и говорил: "О люди, поминайте Аллаха! Настало (время) первого трубного гласа, за которым последует второй! Пришла19 смерть со всем, что ей присуще, пришла смерть со всем, что ей присуще!"20 Однажды я сказал ему: "О посланник Аллаха, поистине, я часто молюсь за тебя,21 но сколько из них (мне следует посвящать) тебе?" Он сказал: "Сколько хочешь". Я спросил: "Четверть?" Он ответил: "Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше". Я спросил: "А половину?" Он ответил: "Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше". Я спросил: "А две трети?" Он ответил: "Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше". Я сказал: "(Тогда) я буду воздавать мольбы только за тебя!" (На это) он сказал: "В таком случае ты будешь избавлен от тревог,22 и грехи твои простятся тебе!" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

Глава: О желательности посещения могил мужчинами и о том, что (следует) говорить пришедшему (на могилу)

581. Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Раньше) я запрещал вам посещать могилы,1 но (отныне) посещайте их! (Муслим) В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...а кто пожелает посещать могилы, пусть посещает, ибо, поистине, они напомнят ему о смерти!

582. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что каждый раз, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проводил ночь у нее, в конце её он выходил на аль-Баки'2 и говорил: "Мир вам, о (пребывающие в) обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит (наш) срок, и, поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости лежащим на Баки' аль-Гаркад!" (Ас-саляму 'аляй-кум, дара каумин му'минина, ва ата-кум ма ту'адуна, гадан му'аджжа-люна, ва инна, ин ша'а-Ллаху, би-кум ляхыкуна. Аллахумма-гфир ли-ахли Баки'и-ль-Гаркад!) (Муслим)

583. Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, учил их, что когда они будут приходить на могилы, им следует говорить: Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам, молю Аллаха об избавлении3 для нас и для вас! (Ас-саляму 'аляй-кум, ахля-д-дийари мин аль-му'минина ва-лъ-муслимина! Ва инна ин ша'а-Ллаху би-кум ляхы-куна, ас'алю-Ллаха ля-на ва ля-кум аль-'афийата!) (Муслим)

584. Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который проходил мимо могил в Медине, повернулся к ним лицом и сказал: Мир вам, о лежащие в могилах! Да простит Аллах нас и вас! Вы (ушли) раньше нас, а мы (скоро) последуем (за вами). (Ас-саляму 'аляй-кум, йа ахля-ль-кубури! Йагфиру-Ллаху ля-на ва ля-кум! Антум саляфу-на, ва нахну би-ль-асари.) (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший хадис".)

Глава: О том, что нежелательно желать смерти по причине понесенного ущерба, но в этом нет ничего дурного, (если смерти желают,) опасаясь впасть в искушение в религии 585. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть никто из "вас не желает смерти(, ибо если) он совершает благое, то, может быть, (сделает ещё больше, если же) он совершает дурное, то, может быть, он покается. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари.) В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим со слов Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть никто из вас не желает смерти и не призывает её, (а дожидается), пока она сама не придёт к нему, ведь, поистине, если он умрёт, дела его прекратятся, тогда как жизнь верующего не прибавляет ему ничего, кроме блага.

586. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья, а если уж это станет для (человека) неизбежным, пусть скажет: "О Аллах, сохраняй мне жизнь до тех пор, пока жизнь будет для меня лучше, и дай мне умереть, если смерть будет для меня лучше!" (Аллахумма, ахййи-ни ма кянат аль-хаййату хайран ли, ва таваффа-ни иза кянат алъ-вафату хайран ли.) (Аль-Бухари; Муслим)

587. Сообщается, что Кайс бин Абу Хазим сказал: (Однажды) мы зашли навестить (заболевшего) Хаббаба бин аль-Аратта, да будет доволен им Аллах. Ему сделали прижигания тела в семи местах, и он сказал: "У тех наших товарищей, которые ушли раньше нас,1 мир этот (не смог отнять ничего,2 что же касается нас), то, поистине, досталось нам (такое) богатство, что мы не можем найти для него никакого (иного) места, кроме земли!3 Если бы Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не запретил нам желать смерти, то, поистине, я пожелал бы её!"4 А потом мы пришли к нему ещё раз, застав его за строительством стены, и он сказал: "Поистине, мусульманин обязательно получит награду за всё израсходованное им,5 кроме того, что он (зароет) в землю!" (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари)

Глава: О благочестии и отказе от сомнительного

Аллах Всевышний сказал: "...и вы считаете подобное1 незначительным, тогда как это пред Аллахом — великий (грех)". ("Свет", 15) Всевышний также сказал: "...поистине, Господь твой наблюдает!" ("Рассвет", 14) 588. Сообщается, что ан-Ну'ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищается (от него) ради своей религии и своей чести, а тот, кто занимается сомнительным, (придет и к совершению) запретного подобно тому пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть (своё) заповедное место и, поистине, заповедным местом Аллаха является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это — сердце". (Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим, передававшие его различными путями2 и в разных версиях.3)

589. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, нашедший на дороге финик, сказал: Если бы я не опасался, что он (может) оказаться (частью) садаки,4 то обязательно съел бы его. (Аль-Бухари; Муслим)

590. Передают со слов ан-Навваса бин Сим'ана, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Благочестие есть благонравие, а греховное есть то, что (шевелится)5 в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом знали люди. (Муслим)

591. Сообщается, что Вабиса бин Ма'бад, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он спросил: "Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?" Я сказал: "Да". Тогда он сказал: "Спроси об этом своё сердце. Благочестие есть то, в чём ощущают уверенность сердце и душа, а греховным является то, что (шевелится) в душе и (не даёт покоя) сердцу, даже если люди6 (не раз) скажут тебе(, что это дозволено.) (Хороший хадис, который приводят Ахмад и ад-Дарими в своих "Муснадах".)

592. Передают, со слов Абу Сирва'а Укбы бин аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, что когда он женился на дочери Абу Ихаба бин Азиза, к нему пришла одна женщина и сказала: "Поистине, я кормила грудью и Укбу, и ту, на ком он женился!"7 (В ответ) ей Укба сказал: "Я не знал, что ты вскормила меня, и (раньше) ты не говорила мне (об этом)!" А затем он верхом отправился8 к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, находившемуся в Медине, и задал ему вопрос (относительно этого дела). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Как же (она может оставаться твоей женой), если было сказано, (что она — твоя молочная сестра)?!" И (после этого) Укба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека. (Аль-Бухари)

593. Сообщается, что аль-Хасан бин Али, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Из (слов) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я запомнил (следующее): "Оставь внушающее тебе сомнения, (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает". (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший достоверный хадис".)

594. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: У Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, был раб, приносивший ему подать,9 и Абу Бакр употреблял в пищу то, что он приносил. Однажды (этот раб) что-то принёс ему, и Абу Бакр поел этого, а потом раб сказал ему: "Знаешь ли ты, что это?" Абу Бакр спросил: "А что это?" Он сказал: "Во времена джахилиййи я делал предсказания для одного человека, (хотя) прорицателем я был плохим и только обманывал его, а (теперь) он встретил меня и дал мне то, чего ты поел", — и(, услышав это,) Абу Бакр сунул себе в рот руку и изверг из себя всё то, что было у него в животе.10 (Аль-Бухари)

595. Передают со слов Нафи'а, что Умар бин алъ-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, назначил первым мухаджирам по четыре тысячи дирхемов,11 а своему сыну — три тысячи пятьсот, когда же его спросили: "Почему ты уменьшил (содержание) ему, ведь он тоже из (числа первых) мухаджиров?", — он сказал: "Он совершил хиджру вместе со своими родителями12 и не может равняться с теми, кто совершил её самостоятельно". (Аль-Бухари)

596. Сообщается, что сподвижник Атыйа бин Урва ас-Са'ди, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Рабу (Аллаха) не достичь (такого положения, когда) будет он (одним) из богобоязненных, пока (раб этот) не откажется от неплохого13 из опасения перед тем, что (может) принести беду". (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".)

Глава: О желательности уединения в случае распространения пороков среди людей и наступления времени падения нравов или же из страха перед искушением в религии и совершением запретных, сомнительных и тому подобных вещей

Аллах Всевышний сказал: "Бегите же к Аллаху: поистине, я для вас от Него увещатель явный!1 ("Рассеивающие", 50) 597. Сообщается, что Са'д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Поистине, Аллах любит благочестивого, не нуждающегося,2 незаметного3 раба". (Муслим)

598. Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: Один человек спросил (Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует): "О посланник Аллаха, кто является лучшим из людей?" Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Верующий, который ведёт борьбу на пути Аллаха, не жалея ни самого себя, ни своего имущества". (Этот человек) спросил: "А после (него)?" (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "После (него — тот верующий), который поклоняется своему Господу в одном из горных ущелий".4 В другой версии (этого хадиса сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): ...страшась Аллаха5 и избавляя людей от того зла, (которое он может им принести).6 (Аль-Бухари; Муслим)

599. Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Скоро наступит время, когда лучшим имуществом мусульманина окажутся овцы, с которыми он будет ходить по горным вершинам и тем местам, где выпадают дожди, убегая от искушений со своей религией. (Аль-Бухари)

600. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Какого бы пророка Аллах ни направлял (к людям), он обязательно пас овец". Его сподвижники спросили: "А ты?", — и он сказал: "Да, и я пас их для мекканцев за несколько каратов".7 (Аль-Бухари)

601. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Лучшим (образом) жизни для людей является (образ) жизни (такого) человека, который крепко держится за поводья своего коня на пути Аллаха и всякий раз летит8 на нем (туда, откуда до него) доносятся пронзительные крики,9 стремясь (вступить в) бой или (найти) смерть там, где можно её найти,10 или (образ жизни такого) человека, который вместе со (своими) немногочисленными овцами будет находиться на одной из этих вершин или в одной из этих долин, совершая молитвы, выплачивая закят, поклоняясь своему Господу до тех пор, пока не придёт к нему смерть, и не (поддерживая) с людьми (связей) на в чём, кроме благого.11 (Муслим)

Глава: О достоинстве поддержания общения с людьми, посещения их пятничных и прочих общих молитв, (участия в) праздниках и собраниях, на которых передают знание и поминают Аллаха, посещения больных, участия в похоронных процессиях, утешения нуждающихся из их числа, указания правильного пути невежественным среди них и осуществления прочих дел в интересах людей для тех, кто способен побуждать к одобряемому (Шариатом), удерживать от порицаемого (им), не позволять себе наносить Обиды (людям) и претерпевать обиды(, наносимые ему людьми)

Знай, что поддержание такого общения с людьми, о котором я упомянул,1 и есть то наиболее предпочтительное, чего придерживался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и другие пророки, да благословит их Аллах и да приветствует, а также праведные халифы, прочие сподвижники и последователи, мусульманские улемы и лучшие из мусульман. Подобного образа действий придерживалось большинство последователей и тех, кто пришёл после них2 и на необходимость этого указывали (имамы) аш-Шафи'и и Ахмад, а также большинство факихов, да будет доволен ими всеми Аллах. Аллах Всевышний сказал: "И помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности..." ("Трапеза", 2) И есть много других известных аятов, имеющих отношение к тому, о чём я упомянул.

Глава: О смирении1 и проявлении мягкости по отношению к верующим

Аллах Всевышний сказал: "...и проявляй мягкость по отношению к верующим, которые последовали за тобой". ("Поэты", 215) Всевышний также сказал: "О те, кто уверовал! Если кто-нибудь из вас отступится от своей религии, то Аллах приведёт людей, которых любит Он и которые любят Его, проявляющих смирение по отношению к верующим2 и суровых с неверными..." ("Трапеза", 54) Всевышний также сказал: "О люди! Поистине, Мы создали вас из (одной пары -) мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Поистине, достойнейшим из вас пред Аллахом является наиболее благочестивый". ("Комнаты", 13) Всевышний также сказал: "Не обеляйте же3 самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым". ("Звезда", 32) Всевышний также сказал: "Оказавшиеся на преградах4 станут обращаться к тем людям, которых они узнают по их приметам,5 говоря: "Не помогло вам ваше сборище6 и то, чем вы гордились!" Не тем ли, относительно которых вы клялись, что Аллах не окажет им (Своей) милости (, будет сказано): "Войдите в Рай, нечего вам бояться и не станете вы печалиться!"?" ("Преграды", 48-49) 602. Передают со слов 'Ийада бин Химара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, Аллах ниспослал мне откровение(, сказав, что следует) вам проявлять смирение,7 чтобы никто не похвалялся перед другим и никто не притеснял другого. (Муслим)

603. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Садака никак не уменьшает богатства, Аллах не добавит (Своему) рабу(, прощающему других,) ничего, кроме славы, а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает.8 (Муслим)

604. Передают, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, приветствовал их, а потом сказал: "Так всегда поступал и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует". (Аль-Бухари; Муслим)

605. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: Поистине (любая маленькая) рабыня в Медине могла взять Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, за руку и увести его, куда хотела.9 (Аль-Бухари)

606. Сообщается, что аль-Асвад бин Йазид сказал: (Однажды) Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили: "Чем занимался Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, у себя дома?" Она ответила: "Обычно он делал что-нибудь (полезное) для своей семьи,10 а когда наступало время молитвы, выходил на молитву". (Аль-Бухари)

607. Сообщается, что Абу Рифа'а Тамим бин Усайд, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, произносившему проповедь, и сказал: "О посланник Аллаха, явился чужеземец,11 который спрашивает о своей религии, не зная о том, в чём она состоит". (Услышав эти слова,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, повернулся ко мне, прервал свою проповедь и подошёл ко мне. Потом ему принесли скамью, он сел на неё и принялся обучать меня тому, чему научил его Аллах, после чего вернулся к проповеди и довёл её до конца. (Муслим)

608. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, закончив есть, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, облизывал три своих пальца. (Анас, да будет доволен им Аллах,) сказал: (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "Если у кого-нибудь из вас упадет кусок (еды), пусть (поднимет его,) очистит от грязи и съест, не оставляя его шайтану", — и он велел вытирать блюдо,12 сказав: "Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать". (Муслим)

609. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Какого бы пророка Аллах ни направлял (к людям), он обязательно пас овец". Его сподвижники спросили: "А ты?", — и он сказал: "Да, и я пас их для мекканцев за несколько каратов".13 (Аль-Бухари)

610. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если пригласят меня отведать баранью ногу,14 я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)". (Аль-Бухари)

611. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: "У Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, была верблюдица по кличке аль-'Адба, которую никто не мог обогнать, но однажды приехал какой-то бедуин на верблюде, которому было меньше шести лет, и обогнал её. Мусульмане были так огорчены этим, что (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) заметил это и сказал: "Что бы ни возвысилось в мире этом, Аллах обязательно принижает это". (Аль-Бухари)

Глава: О запрещении гордости и тщеславия

Аллах Всевышний сказал: "Этот мир вечный Мы предназначаем для тех, кто на земле не стремится ни к возвышению, ни к нечестию, и (только) благочестивых (ждёт

Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-10)
Просмотров: 992 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]