Хадисы

Глава: О неприхотливости, скромности, умеренности в расходах на пропитание и (прочих) тратах и о порицании обращений с просьбами к людям без крайней необходимости

Аллах Всевышний сказал: "Нет на земле ни одного живого существа(, обеспечение) пропитанием которого не взял бы на Себя Аллах..." ("Худ", 6) Всевышний также сказал: "(Расходуйте свои средства) на бедняков, которые (не сходят) с пути Аллаха и не могут (свободно) передвигаться по земле.1 Невежественный считает, что они ни в чём не нуждаются, так как (эти люди проявляют) скромность, ты же узнаешь их по их приметам: они не просят людей, приставая (к ним)". ("Корова", 273) Всевышний также сказал: "...и те, которые, расходуя, не расточительствуют и не скупятся, а проявляют (умеренность, не впадая) в такие крайности..." ("Различение", 67) Всевышний также сказал: "И Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня". ("Рассеивающие", 56-57) Что касается хадисов, (относящихся к данной главе,) то большинство из них уже было приведено в двух предыдущих главах, а к тем, что ещё не приводились(, относятся следующие): 522. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не обилие имущества приносит богатство, (истинным) богатством является богатство души. (Аль-Бухари; Муслим)

523. Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет Доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Преуспеет тот человек, который примет Ислам, получит в удел то, что окажется для него достаточным, и, по воле Аллаха, будет довольствоваться тем, что Он дарует ему.2 (Муслим)

524. Сообщается, что Хаким бин Хизам, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) я попросил (что-то) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и он дал мне это, потом я (снова) обратился к нему с просьбой, и он дал мне (то, что я просил), потом я (снова) обратился к нему с просьбой, и он дал мне то, (что я просил), а потом он сказал: "О Хаким, поистине, это имущество (подобно) зелёному и сладкому (плоду): оно становится благословенным для того, кто берёт его, будучи щедрым, а для того, кто берёт его(, подчиняясь желаниям своей) души,3 благословенным оно не станет, и уподобится он (человеку,) который ест, но не насыщается. (Запомни, что) высшая рука лучше низшей".4 Хаким сказал: Тогда я сказал: "О посланник Аллаха, клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, после тебя я ни у кого ничего не возьму, пока не покину этот мир!" (Сообщается, что) потом5 Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, призывал Хакима к себе(, чтобы тот взял полагающуюся ему часть военной добычи), однако он отказался принять от него это. А затем его призывал к себе Умар, да будет доволен им Аллах, чтобы дать ему (что-то), но он отказался принимать что-либо и от него, и тогда Умар сказал: "О мусульмане, призываю вас в свидетели, что я предлагаю Хакиму полагающуюся ему долю от этой добычи, а он отказывается брать её". И после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, Хаким так и не взял ничего ни у кого из людей до самой своей смерти. (Аль-Бухари; Муслим)

525. Передают со слов Абу Бурды, что Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) шестеро из нас6 выступили в поход вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и у нас был только один верблюд, на котором мы ехали по очереди. Из-за этого подошвы наших ног стёрлись, и я (тоже) стёр себе ноги и (даже) лишился ногтей. Мы обматывали себе ноги тряпками, и (по этой причине этот поход) был назван "Зат ар-рика'".7 Абу Бурда сказал: И Абу Муса, передавший мне этот хадис, потом пожалел (о том, что сделал,) и сказал: "Я делал (это) не для того, чтобы (потом) рассказывать об этом!", — и было похоже на то, что он не хотел, чтобы я хоть что-то рассказывал (другим) о его делах. (Аль-Бухари; Муслим)

526. Передают со слов Амра бин Таглиба, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, доставили деньги (или: ...пленных), он разделил это, дав что-то одним людям и ничего не дав другим. А (потом) до него дошло, что те, кому он ничего не дал, упрекают (его), и тогда он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, а потом сказал: А затем: клянусь Аллахом, я действительно даю (что-то одному) человеку и обделяю другого, однако обделяемого мной я люблю больше того, кому даю! Даю же я (что-то тем) людям, в сердцах которых вижу недостаток терпения и беспокойство (халь'), иных же я вверяю богатству и благу, вложенным Аллахом в сердца их, и среди них — Амр бин Таглиб. (Амр бин Таглиб, да будет доволен им Аллах, сказал): И, клянусь Аллахом, не променял бы я эти слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, даже на красных верблюдов!8 (Аль-Бухари) "Халь'" означает "крайняя степень озабоченности". Говорят также, что это — "беспокойство".

527. Передают со слов Хакима бин Хизама, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Высшая рука лучше руки низшей.9 Начинай с тех, кого ты (обязан) содержать, а лучшей милостыней является та, которая подаётся от достатка. Тому, кто сам стремится к отказу от (просьб), Аллах даст возможность (ни о чём не просить других), а обходящегося (дарованным ему Аллахом,) Аллах избавит (от необходимости во всем прочем). (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари, версия же Муслима короче.)

528. Передают со слов Абу Абд ар-Рахмана Му'авийи бин Абу Суфйана Сахра бин Харба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не будьте (слишком) настойчивы в просьбах, ибо, клянусь Аллахом, если кто-нибудь из вас своими просьбами вынудит меня дать ему то, чего я давать не желаю, не будет для него благословенным то, что я ему дам! (Муслим)

529. Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Ауф бин Малик аль-Ашджа'и, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды, когда мы в количестве девяти (или: ...восьми; или: ...семи) человек сидели в обществе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он обратился к нам со словами: "Не принесёте ли вы клятву посланнику Аллаха?" А мы только недавно давали ему клятву10 и (поэтому) сказали: "Мы ведь уже присягнули тебе, о посланник Аллаха!" (Однако) потом он (снова) спросил: "Не принесёте ли вы клятву посланнику Аллаха?" Тогда мы (стали) протягивать к нему руки, восклицая: "Мы ведь уже присягнули тебе, о посланник Аллаха, так в чём же (ещё) нам поклясться?" (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: "В том, что будете поклоняться только Аллаху и ничему иному наряду с Ним, (станете совершать) пять молитв, слушать и повиноваться",11 — после чего шёпотом12 добавил: "А (также) в том, что ни о чём не станете просить людей!", — и (потом) я видел, как некоторые из слышавших эти слова, роняли плети,13 однако они никого не просили подавать их им. (Муслим)

530. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Любой из вас, кто будет беспрестанно обращаться с просьбами14 (к людям), встретит Аллаха, (не имея) ни единого кусочка плоти на своем лице.15 (Аль-Бухари; Муслим)

531. Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует (, который произносил проповедь) с минбара, упомянул о милостыне и стремлении к воздержанию,16 сказав: "Высшая рука лучше руки низшей. Высшая рука (это рука) расходующая, а низшая — (рука) просящая". (Аль-Бухари; Муслим)

532. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, обращающийся к людям с просьбами с целью увеличения (своего достояния)17 просит (для себя) раскалённых углей:18 пусть же старается он получить поменьше или побольше!19 (Муслим)

533. Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, просьба (подобна) царапине, которую человек сам же оставляет у себя на лице,20 если только не обращается он с просьбой к правителю21 или не может не просить о чём-либо. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший достоверный хадис".)

534. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Никогда не избавиться от нужды тому, кто, испытывая её, станет обращаться за помощью к людям, тому же, кто обратится к Аллаху, Он рано или поздно пошлёт (его) удел. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: "Хороший хадис".)

535. Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: "Кто поручится мне за то, что ни о чём не станет просить людей22 (, чтобы) я поручился ему за (то, что наградой за это ему послужит) Рай?", — и я сказал: "Я!" И (впоследствии) он (действительно) никого ни о чём не просил. (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

536. Сообщается, что Абу Бишр Кабиса бин аль-Мухарик, да будет доволен им Аллах, сказал: (В своё время) я взял на себя обязательства по выплате выкупа,23 а (потом) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с просьбой (помочь мне выплатить его). Он сказал: "Поживи (здесь), пока нам не доставят садаку, и тогда мы велим (выдать) тебе (то, о чём ты просишь)", — а потом он сказал (мне): "О Кабиса, поистине, лишь троим позволено обращаться с (подобными) просьбами,24 а именно: человеку, взявшему на себя обязательства по выплате выкупа, — такому можно просить, чтобы (уплатить долг), после чего он (должен будет) воздержаться;25 человеку, которого постигло какое-нибудь бедствие, погубившее его имущество, — такому можно просить, чтобы получить средства к жизни; и, наконец, человеку, который впадёт в (такую) бедность, что трое разумных (людей) из числа его соплеменников скажут: "Такой-то обеднел (до крайности)!", — такому можно просить, чтобы получить средства к жизни, что же касается всех остальных просьб, то они запретны, а получивший что-нибудь в результате обращений с такими просьбами получил нечто запретное!" (Муслим)

537. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика, — (истинно) беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости просить других), но другие об этом не догадываются и поэтому не подают ему, сам же он не обращается с просьбами к людям. (Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О позволительности брать (то, что достается человеку) без просьб и стремления к этому (с его стороны) 538. Салим бин Абдуллах бин Умар передал, что его отец, Абдуллах бин Умар, передал, что Умар, да будет доволен ими Аллах, сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, часто делал мне подарки,1 я же говорил: "Отдай это тем, кто нуждается в этом больше меня", — (но однажды) он сказал: "Возьми это. Если достаётся тебе что-нибудь из этого имущества не по твоему собственному желанию, и ты не просишь (об этом), то бери это и владей этим, и если захочешь, трать это, а если захочешь, то раздай нуждающимся, что же касается (всего остального),2 то не стремись к этому!" Салим сказал: И Абдуллах (бин Умар тоже) никого ни о чём не просил, но и не отвергал ничего из того, что ему дарили.(Аль-Бухари; Муслим)

Глава: О побуждении к тому, чтобы зарабатывать на жизнь своим трудом и благодаря этому воздерживаться от просьб и (не стремиться) к получению подарков

Аллах Всевышний сказал: "А когда молитва закончится, расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха..." ("Собрание", 10) 539. Передают со слов Абу Абдуллаха аз-Зубайра бин аль-'Аввама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, любому из вас взять свои верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине1 вязанку дров и продать ее, благодаря чему Аллах убережёт его (от нужды), будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые (могут) дать ему (что-то, но могут) и отказать! (Аль-Бухари)

540. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Поистине, любому из вас нарубить вязанку дров и принести их на своей спине будет лучше, чем просить кого-нибудь, кто (может) дать (что-то, но может) и отказать! (Аль-Бухари; Муслим)

541. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Дауд, мир ему, питался лишь тем, на что он зарабатывал своими руками.2 (Аль-Бухари)

542. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Закарийа,3 мир над ним, был плотником. (Муслим)

543. Передают со слов аль-Микдама бин Ма'дикариба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Никто и никогда не ел ничего лучше той еды(, на которую он заработал) своими руками, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал своими руками. (Аль-Бухари)

Глава: О щедрости, великодушии и расходовании средств на различные благие дела (теми, кто) уверен в (истинности обещанного)1 Аллахом Всевышним

Аллах Всевышний сказал: "...а то, что вы потратили, Он возместит вам..." ("Саба", 39) Всевышний также сказал: "А что расходуете вы из добра, это — на себя же(, ведь) расходуете вы только из стремления к лику Аллаха. Что израсходуете вы из добра, будет возмещено вам, и не будете вы обижены". ("Корова", 272) Всевышний также сказал: "А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно". ("Корова", 273) 544. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Не следует завидовать никому, кроме (обладателей) двух (качеств): человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его без остатка должным образом,2 и человеку, которому Аллах даровал мудрость3 и который судит4 на основании (этой мудрости) и передаёт её (другим). (Аль-Бухари; Муслим) Это значит: не следует завидовать5 ничему, если не считать этих двух качеств.

545. Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): "Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё (собственное) богатство?" Они сказали: "Нет среди нас такого, кто не любил бы своё (собственное) богатство больше". (Тогда) он сказал: "Но, поистине, богатством (каждого) является то, что он (потратил),6 а то, что он отложил, является богатством его наследника!" (Аль-Бухари)

546. Передают со слов Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Защитите себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика.7 (Аль-Бухари; Муслим)

547. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: О чём бы ни просили посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он ни разу не сказал: "Нет". (Аль-Бухари: Муслим)

548. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: "О Аллах, даруй расходующему8 возмещение!", — другой же говорит: "О Аллах, приведи скупого к гибели!"9 (Аль-Бухари; Муслим)

549. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Аллах Всевышний сказал: "Расходуй, о сын Адама, (тогда и) на тебя будут расходовать".10 (Аль-Бухари; Муслим)

550. Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: "Какое (проявление) Ислама является наилучшим?" Он ответил: "(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей)11 и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь". (Аль-Бухари; Муслим)

551. Передают со слов Абу Мухаммада Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Есть сорок (видов добрых дел), лучшим из которых является временное предоставление нуждающемуся дойной козы, и каждого (мусульманина), который совершит (хотя бы) одно (такое дело), надеясь получить за него награду (Аллаха) и твёрдо веря в то, что обещано за (его совершение, Аллах) обязательно введёт в Рай.12 (Аль-Бухари)

552. Передают со слов Абу Умамы Судаййа бин 'Аджляна, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: О сын Адама, поистине, лучше тебе потратить излишнее, а удерживать это для тебя хуже(, ибо) за то, что необходимо тебе для жизни, порицаниям ты не подвергнешься. Начинай же (расходовать свои средства) на тех, кто находится у тебя на попечении.13 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший достоверный хадис".)

553. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Кто бы и о чём бы ни просил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ради Ислама, он всегда давал ему это. Однажды к нему явился какой-то человек,14 и он велел дать ему (так много) овец(, что казалось, будто они заполняют собой всё пространство) между двумя горами.15 И (этот человек) вернулся к своим соплеменникам и сказал: "О люди, принимайте Ислам, ибо, поистине, Мухаммад преподносит дары (как тот,) кто не боится бедности!" И если даже человек принимал Ислам только ради мирских (благ), то проходило совсем немного времени, и Ислам становился для него милее и мира этого, и всего того, что в нём есть. (Муслим)

554. Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: (Однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, разделил (то, что ему было доставлено,)16 я сказал: "О посланник Аллаха, поистине, другие были более достойны этого, чем эти!", — (на что) он ответил: "Поистине, они поставили меня перед выбором: они либо стали бы донимать меня своими просьбами (и вынудили бы) меня дать им это, либо стали бы обвинять меня в скупости, а я не скуп!" (Муслим)

555. Передают со слов Джубайра бин Мут'има, да будет доволен им Аллах, что когда он вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, возвращался из Хунайна,17 бедуины стали приставать к (Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, со своими просьбами так настойчиво,18 что в конце концов) оттеснили его к акации, за ветви которой зацепилась его накидка. И тогда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, остановился и воскликнул: "Отдайте мне мою накидку! Если бы у меня было столько скота, сколько здесь кустов терновника, я бы обязательно разделил его меж вами, и тогда не считали бы вы меня ни скупцом, ни трусом, ни лжецом!" (Аль-Бухари)

556. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Садака никак не уменьшает богатства,19 Аллах не добавит (Своему) рабу, (прощающему других,) ничего, кроме славы,20 а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает. (Муслим)

557. Передают со слов Абу Кабши Умара бин Са'да аль-Анмари, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Я поклянусь (вам) в трёх (вещах) и скажу вам что-то, а вы запомните это! (Клянусь, что) садака не уменьшает богатства раба,21 и что если обойдутся с рабом несправедливо, а он проявит терпение,22 то Аллах обязательно увеличит славу его, и что если раб откроет двери обращений с просьбами,23 то Аллах обязательно откроет перед ним двери бедности!24 И скажу я вам (другое), а вы запомните это: поистине, в мире этом есть четыре (группы) людей. (К первой из них относится такой) раб, которому Аллах даровал богатство и знание, и(, обладая богатством,) он боится Господа своего,25 поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха,26 — такой (окажется) в наилучшем положении.27 (Ко второй относится такой) раб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит; "Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то",28 — будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений, (как и первый,) за что он получит такую же награду, (как и первый. К третьей относится такой) раб, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им,29 не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, — такой в мире вечном окажется в наихудшем положении. И(, наконец, к четвёртой группе относится такой) раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: "Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то",30 — придерживаясь таких же намерений, (как и третий,) за что он понесёт на себе такое же бремя(, как и третий).31 (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Хороший достоверный хадис".)

558. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды, когда) они32 зарезали овцу, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: "Что от неё осталось?" (Аиша, да будет доволен ею Аллах,) ответила: "Ничего, кроме лопатки". (Тогда) он сказал: "Вся она осталась, кроме лопатки!" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: "Достоверный хадис".) Это значит, что они раздали в качестве садаки (всю эту овцу), кроме лопатки, и (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует), сказал, что вся она сохранилась для них в мире вечном, кроме лопатки.

559. Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал мне: "Не завязывай свой мех, ибо тогда и Аллах завяжет его для тебя".33 (Аль-Бухари; Муслим) В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: Расходуй (или: ...дари; или: ...трать), и не подсчитывай, ибо тогда и для тебя (всё) будет сочтено,34 и не припрятывай,35 ибо тогда и Аллах спрячет (то, что предназначено) для тебя.

560. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: Скупого и расходующего можно сравнить с двумя людьми в джуббах36 из железа(, покрывающих их тела) от сосков до ключиц. Что касается расходующего, то что бы он ни потратил, (его джубба) обязательно удлиняется (или: :увеличивается), (покрывая собой) его кожу, (и так будет продолжаться) до тех пор, пока она не покроет собой кончики пальцев (его ног) и не станет сглаживать его следы.37 Что же касается скупого, то всякий раз, как вознамерится он потратить что-нибудь, каждое кольцо её обязательно пристаёт к своему месту, и он старается увеличить (свою джуббу), но она не увеличивается. (Аль-Бухари; Муслим) Под "джуббой из железа" подразумевается кольчуга. Это значит, что каждый раз, как расходующий тратит что-нибудь, она увеличивается и удлиняется, (и это продолжается) до тех пор, пока она не начинает волочиться по земле позади него, скрывая его ноги и его следы.

561. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: У того, кто подаст милостыню, равную (цене хотя бы) половины финика, из своего благоприобретённого38 достояния — а Аллах не принимает ничего, кроме благого! -, Аллах примет её Своей правой рукой, после чего станет растить (эту милостыню) для подавшего её подобно тому, как любой из вас растит своего жеребёнка, (и так будет продолжаться,) пока не станет она величиной с гору. (Аль-Бухари; Муслим)

562. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (Как-то раз один) человек шёл по пустыне и (неожиданно) услышал голос(, раздавшийся из) облака: "Полей сад такого-то!", — после чего облака двинулись в (другую) сторону и пролились дождём на чёрную каменистую почву, а вся вода слилась в один поток. Путник пошел (по направлению её течения, а через некоторое время увидел) человека, стоявшего в своём саду и направлявшего своим заступом воду (в нужную ему сторону), и спросил (его): "О раб Аллаха, как тебя зовут?" Он ответил: "Так-то", — (и оказалось, что именно) это имя (назвал голос из) облака. (Этот человек) спросил путника: "О раб Аллаха, почему ты спрашиваешь, как меня зовут?" (Путник) ответил: "Поистине, я слышал голос в облаках, из которых пролился этот дождь(, велевший им): "Полей сад такого-то!", — (после чего он назвал) твоё имя, и поэтому я хочу узнать, что ты делаешь(, чтобы заслужить подобное)?" Он ответил: "Что касается этого, то раз ты спрашиваешь (я отвечу тебе): поистине, (собрав урожай), я (определяю, сколько) дал (этот сад), и отдаю треть (собранного) неимущим, треть оставляю для себя и своей семьи, а треть возвращаю обратно".39 (Муслим)

Категория: Хадисы | Добавил: Эльнара (2010-04-10)
Просмотров: 805 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]