ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ на тему «Исторические письма и высказывания Хаджи Давуда»
Тематика «общих мест» многообразна, но подавляющее большинство их посвящено вопросам литературы. Авторы используют отступления для представления читателям собственных соображений относительно судьбы русского слова, путей развития поэзии или стиля, сути творчества художника или тенденций развития литературы. Значительная часть «общих мест» рассматривает вопросы общечеловеческого и общественно-политического плана. Размышления о войне, о трагедии мысли, любви, быстротечности всего сущего, об урбанизации, будущем, общественно-политических метаморфозах свидетельствуют о том, что русская литературная критика исследуемого периода была голосом не изолированной от жизни группы эстетов, но живым голосом эпохи. Литература: 1. Ашимова А.Ф., Юсуфов М.Г., Юсуфова Л.О. Семейно-этический аспект повести «анида» ахмедхана Абу-Бакара. //«Вестник социально-педагогического института». Махачкала, 2016, № 1 (21). - С. 54-66. 2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. - 139 с. 46 3. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. - 263 с 103 4. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977. -С.12-58. 142. Literature: 1. Ashimov, A. F., Yusufov M. G., Yusufov L. O. Family-the ethical dimension of the story "anida" ahmedkhan Abu-Bakar. //"Bulletin of the social-pedagogical Institute". Makhachkala, 2016, № 1 (17). - S. 54-66. 2. Galperin I. R. Text as an object of linguistic research. M.: Nauka, 1981. - 139 p. 46. 3. Odintsov V. V. the Style of the text. M.: Nauka, 1980. - With 263 103. 4. Shmelev, D. N. Russian language in its functional varieties. M., 1977. -S. 12-58. 142. УДК 82-4 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ХАДЖИ ДАВУДА Давудов А.Д. ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент Не защищать свою родину, язык, историю — нельзя! (Хаджи-Давуд) Аннотация: Несмотря на то, что борьба Хаджи Давуда была направлена на освобождение своей родины от иноземных захватчиков любого ранга, исторически доказывается, в том числе и с использованием писем, что он шел на компромисс с неприятелем. Герой данной статьи не только героическая личность, но и человек, обладающий мудрым складом ума, умеющий делать неожиданные умозаключения о судьбе своего народа. Ключевые слова: строки из исторических писем, мудрые слова и высказывания Хаджи Давуда. HISTORICAL LETTERS AND SAYINGS OF HAJI DAVUD Davudov A.D. CHOO VO «Socio-pedagogical Institute», Derbent Abstract: Despite the fact that the struggle of Haji Davud was aimed at the liberation of their homeland from foreign invaders of any rank, historically proved, including with the use of letters that he compromise with the enemy. The hero of this article is not only a heroic person, but a person with a wise mind, able to do unexpected conclusions about the fate of his people. Key words: line of historical letters, wise words and sayings of Haji Davud. Выражение, что книга - источник знаний, звучит банально, но никто не придумал более точной формулировки [1]. Книга Музаффара Меликмамедова «Хаджи Давуд» в этом отношении явился читателю источником знаний о своей родине и ее полузабытых героях, о ее потерях. Во второй главе книги, которую Музаффар Меликмамедов озаглавил «Строки из исторических писем» приведены архивные документы, содержащие историческую ценность. Зачастую, чтобы показать истинное лицо событий, ученые и писатели используют переписку, что является плодотворным живым источником знаний о событиях и делах давно минувших дней [2]. Несмотря на то, что борьба Хаджи Давуда была направлена на освобождение своей родины от завоевателей любого ранга, исторически доказываются, в том числе и с использованием писем, что он шел на компромиссы и сношения с враждующей стороной. В своем письме астраханскому воеводе И.В. Кикину Хаджи Давуд уверяет, что он будет «со всеми своими людьми великому государю (Петру I) служить верностью». Далее в письме излагается просьба прислать в Ширван торговых людей и клятвенное заверение, «что и волосами не тронем... и чтоб они, торговые люди, ни в чем не опасались». В другом письме И.В. Кикину Хаджи Давуд просил «разрешить русским купцам привозить в его владения свинец и железо в обмен на шелк-сырец» (Музаффар Меликмамедов, «Хаджи Давуд» с. 111). Разве можно отнести эти намерения Хаджи Давуда к предательским или вассальным? Будучи главой своего, отвоеванного кровью, государства, он проявлял о нем заботу, желая таким образом восстановить хозяйственную жизнь, оживить торговлю, поднимающий экономический уровень его страны. А свинец и железо..! Понятно, что без них никак нельзя обойтись вечновоюющей стране. Из этой же главы читателю становится очевидным, насколько не доверяет Россия предводителю горских народов. В письме Петру I А.П. Волынский пишет «... и мне мнится, здешние народы привлечь политикою к стороне вашей невозможно, ежели в руках оружия не будет.». Автор этого же письма также предупреждает царя, «чтоб без причины только их не озлоблять, а верить никому невозможно». А.П. Волынский, излагая свои мысли о Хаджи Давуде, пишет, что горский полководец просит подданства для своих корыстных целей: он ждет от России войска и пушки, чтобы отобрать у персиян города и подытоживает, что Хаджи Давуд «и тако хочет, чтоб ваш труд, а его польза». Из этого письма явно видно, что намерения Хаджи Давуда не вассальские, а союзнические, ибо трудно представить иное политическое поведение в сложившихся тогда труднейших геополитических перипетиях. Кроме того, русские военоначальники предвидели сближение Хаджи Давуда с Турцией. Об этом А.П. Волынский, делясь своими опасениями, пишет Петру I следующее: ... «паче всего опасаюсь и чаю, что они, конечно, будут искать протекции турецкой, что им сделать, по моему мнению, прямой резон есть ...». i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. Велико было возмущение Петра I, когда он узнал из донесений, «что бунтовщик Дауд-бек послал к салтану Туркскому, чтобы его принял в свою протекцию (из письма Петра I канцлеру Головкину). И в этом же письме царь распоряжается, чтобы отправили курьера к своему резиденту в Турции с предложением, чтобы его (Хаджи Давуда) не принимали под протекцию». Между тем, соблюдая свои интересы по Кавказу, Петр I в своем письме к консулу в Персии Семену Аврамову пишет, чтобы он уверил персидского шаха, «что они идут к Шемахе не для войны с Персией, но для искоренения бунтовщиков, ... и ежели им (т.е. персидскому правительству) при сём крайнем их разорении надобна помощь, то мы готовы им помогать и очистить от всех их неприятелей». Хотелось бы обратить внимание читателя еще на одно письмо, которое Хаджи Давуд получил в 1727 году. В нем муганский султан Рамазан извещает Хаджи Давуда о том, что шах Ирана Тахмасиб II зовет Хаджи Давуда в союзники. Храброму полководцу доверяли лютые недруги, когда им надо было противостоять сильной русской армии. Это было время кровопролитных битв за передел Кавказа и Россия, как государство, имеющее большие геополитические интересы в этом регионе, выступало против освободительного движения горских народов, называя их бунтовщиками и «прямыми врагами, живущими в окрестностях Дербента». Но, несмотря на это, Хаджи Давуд, будучи честным человеком и последовательным политиком, отказывается от союзничества с иранским шахом и, к большому удивлению русского царя, дипломатично отписывает: «Негоже сначала объединяться с Вами, а потом выступить против русских». Создавая свою книгу, талантливый писатель Музаффар Меликмамедов стремился к целостности, полновесности и достоверности освещения тех исторических фактов, которые он в ней описывает. В данное время мы не говорим об использованной им литературе, что явилось, конечно, непреложным и важным фактором достоверности и истины. Хотелось бы сказать, как не бывает мелочей в жизни, так и не должно быть их в творческой работе. В связи с этим хочу обратить внимание читателя на страницы 393-395, где автор собрал высказывание самого Хаджи Давуда. Можно ли было обойтись без них? Может быть и можно было. Но в этом случае пропала бы изюминка, дающая некоторый эмоциональный вкус этого научного труда. Высказывание или цитата - это словесный сгусток мыслей, выражающих мотивы поступков, призывающих к каким-либо деяниям, напутствующих как быть в тех или иных жизненных ситуациях и т.д. Герой Хаджи Давуд не заканчивал университетов, он не имел представления о философии или метафизике, но тем более поражают глубиной его размышления о сохранности мироздания. «Не бросай камень в истину», «Наш долг дружить с каждым народом и быть дружелюбными соседями», «Мы сражаемся не для того, чтобы разрушать, а для того, чтобы созидать», «Избавиться от невежества можно только путем изучения науки», «Бросив взгляд на историю, поймешь, кто ты», «Не бывает плохих народов, бывают плохие люди», «Чтобы быть умным политиком, нужно быть дальновидным» и т.д. Любое из вышесказанных наставлений можно считать актуальным и в наше время. Но прежде всего Хаджи Давуд любит свой народ и полностью поглощен мыслями об освобождении и дальнейшей судьбе, предначертанный ему в истории человечества. В связи с этим, хочется привести в пример следующие цитаты: «Самая заветная черта - видеть мой народ свободным», «Не разделять горе народа -значит изменять ему», «Умереть за свободу народа - большая часть» и т.д. Вместе с тем, Хаджи Давуд верит в свой народ, в его мудрость и силу. Эту мысль он выражает в следующих высказываниях, «Крепость разрушить можно, а народ нет», «Народ - это неприступная крепость», «Сила государства заключается не в его армии, а в его населении», «Моя опора - мой народ», «Союзник - временный, народ же вечен» и т.д. Будучи отличным военным стратегом, умным и проницательным полководцем, Хаджи Давуд не мог не размышлять о тактике ведения военных действий. Вот что он писал об этом: «Самая сильная армия - это ум», «Победа над превосходящим противником - это и отвага, и самая большая наука», «Обладая большой силой, мы не можем упустить шанс, представ перед миром разинями», «Мы должны правильно использовать свои силы», «Увидев слабость врага, не теряй осторожность», «Все, завоеванное оружием, надо сохранить при помощи политики», «Тот, кто владеет оружием, должен уметь действовать и умом» и т.д. Хаджи Давуд был также глубоко верующим человеком. И некоторые его суждения мусульманского толка могут служить примером для тех исламистов, которые искажают основоположение мусульманской веры. Да. Он воевал, он был в горниле кровавых событий, но он не забывал об истинном пути мусульманина. «Самое лучшее, что даровал нам Аллах, это мир и спокойствие», «Идейный мусульманин не может жить как раб», «Долг каждого мусульманина - помогать слабым и подавленным», «Быть милосердным и добродушным - значит поклоняться Аллаху», «Религия существует не для того, чтобы разбогатеть, а для того, чтобы очищаться» и т.д. Таким образом, отобрав и сохранив лучшие размышления своего героя, Музаффар Меликмамедов представил нам не только героическую личность, но и человека, обладающего мудрым складом ума, умеющего делать неожиданные умозаключения о судьбе своего народа и неумеющего не защищать его. Думается, что жизненное кредо этого героя можно выразить его же словами: «Не защищать родину, язык, историю - нельзя!». И в самом конце осмелюсь предположить, что автор этой замечательной книги Музаффар Меликмамедов руководствовался тоже этим размышлением Хаджи Давуда, когда приступил к написанию своего научного труда. Завершить хочу словами Хаджи Давуда: «Вонжусь кинжалом в грудь каждому, кто посмеет насмехаться над моим народом!». Литература: 1. Давудов А.Д. Этнокультурное воспитание в школе. «Вестник Социально-педагогический институт». 2016, № 4 (20). С. 46-50. 2. Меликмамедов М.А., Хаджи Давуд. Махачкала. 2016г. Literature: 1. Davudov A. D. Ethno-cultural education in schools. "The Bulletin of Socio-pedagogical institute". 2016, № 4 (20). S. 46-50. 2. M. Melikmamed. Haji Dawood. Makhachkala. 2016. УДК 82-4 ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ХАДЖИ ДАВУДА Мирзабекова Д.М., Курбанов З.М. ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент Аннотация. Статья посвящена сложной, малоизученной, противоречиво интерпретируемой теме - освободительной борьбе народов Восточного Кавказа в первой трети XVIII века, которая в последнее время привлекает внимание не только специалистов, но и широкой общественности. Значимость изучения проблемы с позиций современных требований диктуется тем, что тематика народно-освободительных движений и войн в последние годы вновь признана актуальной и открытой. Актуальность исследования возрастает при рассмотрении его в контексте произошедших перемен, связанных с распадом СССР и изменением геополитической обстановки на Кавказе. Главной задачей было - показать роль и место самого Хаджи - Давуда в народно - освободительном движении как его организатора и руководителя, проследить этапы освободительной борьбы, показать основные цели движения. Одним из важных итогов исследования является то, что на основе фактического материала убедительно показан народно-освободительный характер движения.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-pisma-i-vyskazyvaniya-hadzhi-davuda
Категория: Шемаха | Добавил: Иван (2020-06-29)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]