04:53
ЛЕЗГИНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

    Ярали Яралиев

Самосознание – полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жиз-ни и обществе. Этническое самосознание проявляется в понимании общности происхож-дения и исторической судьбы, генеалогических преданий, участия в каких-либо историче-ских событиях, представлений о родном языке и родной земле. Это понятие отличается от понятия «национализм», т.е. национальной вражды под лозунгом защиты национальных интересов и национального превосходства.
Лезгины – один из многочисленных народов мира. Возможно, в мировом масштабе о них мало кто знает. По современным представлениям, лезгины – малочисленный народ, проживающий на севере Азербайджана и на юге Дагестана. Лезгины с глубокой древно-сти населяют занимаемую ими территорию. Утверждают, что до XIX в. лезгинами назы-вались все народы Дагестана. Как-то я спросил у покойного Амри Шихсаидова, «Почему так?», он не задумываясь, сказал: «Потому, что лезгины были в большинстве». Ну, конеч-но же, до недавнего времени в Дагестане доминирующим языком был лезгинский. Других объяснений быть не может. «Лезгинка» и сейчас народный танец всех дагестанцев. А не-которые современные ученые Дагестана злоупотребляют этим утверждением и упрекают лезгин: «Почему вы себя называете лезгинами, мы все дагестанцы – лезгины».
Согласно историкам, этнографам и лингвистам этническое название «лезги» иден-тифицируется с древними подобными названиями племен «лазг», «лакс», «лег», «лек», «гел» и др., составляющих основное племенное объединение Кавказской Албании. Лейт-мотивом международного симпозиума 2008 года (г. Москва) стало утверждение лезгиноя-зычности населения Кавказской Албании и оно в настоящее время является общеприня-тым. По трудам М. Ихилова и других мы знаем, что лезгиноязычность населения Кавказ-ской Албании была известна давно. Однако, парадоксально, что никто из лезгин-историков серьезно не занимался историей Кавказской Албании, тогда как и в Азербай-джане, и в Армении опубликованы огромное число научных статей, книг и монографий по различным аспектам государства Албании. Мы в течение 100-150 лет смотрели на Кавказ-скую Албанию, как на чужую страну, не имеющую к нам никакого отношения. Объясняя такую инертность, обычно говорят, что у нас нет концепции самосознания, а можно по-ставить вопрос по-другому: «Есть ли у нас почвы для создания такой концепции?».
Никому не секрет, что древний город Дербент входил в Кавказскую Албанию, ко-гда-то был религиозным и политическим ее центром. Значит, этот город и его судьба име-ет непосредственное отношение к истории лезгин. В результате археологических работ под руководством профессора А. Кудрявцева на холме Дербентской крепости было обна-ружено поселение с примитивными бронзовыми предметами, относящимися к концу IV и началу III тысячелетия до н.э. Ссылаясь на этот архефакт, мэр Дербента И. Яралиев под-нял вопрос, отмечать 5000-летие Дербента на государственном уровне и получил согласие у президента. И тут-то выявился некий М. Гаджиев, при помощи которого политическая верхушка республики совместно с Дагестанским филиалом РАН смогла убедить прези-дента, что Дербенту не 5000, а всего 2000 лет. Об остатках более древней (VIII в. до н.э.) крепости, обнаруженных археологами, ни слова. Это была пощечина всему лезгинскому народу. В последнее время появились в Интернете сообщения одного лезгина под интер-нет-псевдонимом Мансур Куьреви в поддержку М. Гаджиева, полностью игнорируя тру-ды профессора А. Кудрявцева. Я всегда гордился высказываниями путешественников о честности лезгин. Как может «честный» лезгин, закрывая глаза на археологические рас-копки, со своеобразной настойчивостью защищает политическую игру? Не понимаю.
О Кавказской Албании написано достаточно много, но все они написаны чужими авторами. О достоверности или умышленной искаженности этих информаций судить не можем потому, что у нас других источников, написанных самими албанцами, нет. Вся ал-банская литература веками была уничтожена многочисленными захватчиками. Возможно, что часть этой литературы где-то спрятана, а эти места уже давно забыты, и если даже что-то выявилось наружу, то это привело у населения неудержимый страх, так как их жес-токо преследовал господствующий класс. Вся надежда – на случайность. Любая случай-ность содержит какую-то часть закономерности. И вот случайно обнаружены копии одной албанской книги в архиве известного прозаика Забита Ризванова. Не исключено, что кто-то ему показал эту книгу, но передать не хотел, а разрешил снимать с нее фотокопии. Эти копии попали в руки человека, как я, не знающего о политической осторожности своих действий. Мое любопытство читать текст, увенчалось успехом. Вес текст был дешифро-ван, переведен на русский язык и опубликован. Я ее условно называл «Алупанской кни-гой», так как не было ни автора, ни названия книги.
Книга с албанской графикой читается при помощи лезгинского языка! Эта сенса-ционная новость быстро распространилась. Нашлись и противники. Тот же самый М. Гаджиев назвал книгу фальсификацией и привел несколько примеров тому, что историче-ские информации не согласуются с современной албанистикой. Например, в АК указано, что албанец Месруп составил албанский алфавит, а мы знаем, что албанский алфавит со-ставлен армянином Масрупом Маштоцем. Уважаемый, ведь книга написана албанцем по происхождению, и она содержит и другие информации, не имеющиеся в тех книгах, кото-рые написаны чужими руками, в данном случае армянами. Он предъявил и свои другие замечания и получил от меня достойный ответ. И тут в Интернете опять появился его сподвижник, тот же самый лезгин Мансур Куьреви. Он приводит из книги неизвестные ему слова «микитис», «улуб», «зари» и др. и смеется над ними, моль таких слов не может быть в лезгинском языке. Послушайте, эти слова ни я придумал, они приводятся в самой книге как древние лезгинские слова и мы никак не можем их корректировать потому, что это – исторический документ, народное достояние. Именно наличие таких слов (их в кни-ге свыше 270) доказывает ее древность. Там имеются не только эти для нас новые слова, но и прекрасный алфавит, имеющий тесную связь с недавно опубликованными синайски-ми палимпсестами, имена царей Алупании, отдельных макилов, которых нет в современ-ной литературе, много другой ценной информации. Неужели все это придумано кем-то и всего этого можно игнорировать? И, как вы думаете, оказалась часть людей, не знающих истинное положение вопроса, верующих сказкам Мансура Куьреви, который прекрасно этим пользуется.
Понимаю, мой источник не сама книга, а ее фотокопия, которая по внешнему виду нельзя называть артефактом. Почему нам не обсуждать ее содержание? Я обратился лез-гинской интеллигенции, ФЛНКА, Московские лезгины, организовать обсуждение досто-верности содержащихся в ней информаций. Они же время от времени собираются обсуж-дать свои проблемы, могли же поставить и мой доклад, послушать, что же хочет этот че-ловек. Без такого обсуждения выбросить ее – это кощунство. Древние слова и вся новая информация в ней должны быть объектом исследования у специалистов-лезгин. Я не счи-таю Мансура Куьреви единственным экспертом, который, не вникая в содержание книги, обосновывает свои претензии на некоторые древнелезгинские слова. В предложении «Ки-ри Албеса адан усби тамиландиз микил авурай» кроме слов «адан» и «авурай» все осталь-ные слова заменены арабскими после распространения у нас ислама: «Улу Аллагьди адан руьгь женетдиз кьисмет авурай». По Мансуру Куьреви у кавказских албанцев не может быть бога по имени Албес. На каком основании? Это пишет албанец, а не армянин, кото-рый утверждает, что Албания – это восточная провинция Армении. Армяне считают Ал-банию армянским, азербайджанцы тюркским, а мы обнаружили такой уникальный источ-ник, как «Алупанская книга», написанная на нашем лезгинском языке и доказывающая, что государственный язык Албании – это наш родной лезгинский язык. И мы должны вы-бросить ее, так как некоторые слова в ней не нравятся Мансуру Куьреви? Вы представляе-те, какой это ужас?! Кто искажает историю лезгин – я, который обнародовал «Алупан-скую книгу», дешифровал и читал, или Мансур Куьреви, который не только сомневается в ней, а всячески обливает ее грязью и старается ее «закрыть»? Нетрудно представить, если бы книга читалась бы на армянском или на азербайджанском языке, то какая была реакция на нее!
Я был участником международного симпозиума в 2008 году, сидел рядом с Н. Аб-дулгамидовым. Делал доклад по «Алупанской книге». После моего доклада никто не по-смел сказать: «Товарищ Яралиев, Вы занимаетесь фальсификацией». Ведь там были мои не оппоненты, а ярые противники М. Гаджиев и А. Аликперов и сидели, опустив головы. Я был на ринге один, против моих противников, которые не могли подняться ко мне и от-крыто сражаться.
Более странную позицию занимает другой лезгин доктор филологических наук Ф. Нагиев. Он впервые опубликовал в журнале «Лезгистан» копию одной страницы «Алу-панской книги» и писал, что эта страница никем не прочитана, неизвестна судьба самой книги. Он же после моей дешифровки, на страницах журнала «Лезгистан» и на газетных статях неоднократно писал, что ее читал профессор из Баку Ярали Яралиев. А теперь, спустя столько лет сначала утверждал, что он сам читал эту книгу до Я. Яралиева, а по-том, что он (или они?) сами составляли такую книгу, чтобы поднять самосознание лезгин (?). Вот какой ярлык придуман!? Если он фальсифицировал такую книгу и ее слова явля-ются фикциями, то почему эти же слова он используют в своих трудах, как неологизмы, и засоряет лезгинский язык фиктивными словами? Или же как человеку позволяет совесть, украсть все эти слова из «Алупанской книги» и представить их как свои неологизмы? Ес-ли ты их составил, то объясните, на какой основе, например, слово «микитис» откуда поя-вилось и почему оно должно означать «ученый»? Если ты такой специалист по составле-нию неологизмов, то почему тебе не заниматься предложить лезгинские альтернативы слов: «предложение», «запятая», «существительное», «глагол» и т.д., в чем так остро нуж-дается лезгинская грамматика? Как понять такого интеллектуала? Знаю, ни Ф. Нагиев, ни Мансур Куьреви – не лезгинский народ, но они входят в состав его интеллигенции. Како-во у этих людей лезгинское самосознание? Поэтому, думаю, чтобы создать концепцию самосознания народа, прежде всего надо подготовить для этого почву.

50Гилал Аскеров, Теране Керимова-Оруджева и ещё 48

Комментарии: 48Поделились: 3

Нравится

Комментировать

Фейзудин Нагиев Уважаемый Ярали Алиевич, я прошу Вас оставить меня в покое и не впутывать меня в Ваши споры, ссоры и другие дела. То что Вы пишете обо мне, Ваши обвинения ко мне не имеют никакого отношения. Если я где-то что-то сказал или писал, то, как настоящий ученый, приводите факты: тогда я отвечу на каждый вопрос. А настоящие ученые не должны заниматься безответственными обвинениями. Да, я действительно неоднократно писал о Ваших дешифровках. Печатал Ваши статьи в журнале "Лезгистан", редактировал рукопись Вашего "Фестского диска". И теперь говорю, что Ваши дешифровки Мингечаурских, Фестского диска и прочих надписей интересны и ничуть не уступают пробам других ученых. Вы обвиняете меня, что я " читал эту книгу до Я. Яралиева". Да, действительно с этой книгой - и в алпанском письме, и на кириллице (расшифровка) я познакомился до Вас. Я Вам говорил, что покойный Забит Ризванов передавал ее мне в мастерской Сайфаддина Сайфаддинова в его же присутствии! Он живой - спросите у него, прежде чем голословно обвинять. Не пишите неправду, что "он (или они?) сами составляли такую книгу, чтобы поднять самосознание лезгин (?)". ЗАПОМНИТЕ РАЗ И НАВСЕГДА: Я НЕ СОСТАВЛЯЛ "Алупанскую книгу"! ЕГО АВТОР ДРУГОЙ!
ВЫ ПИШЕТЕ: "...как человеку позволяет совесть, украсть все эти слова из «Алупанской книги» и представить их как свои неологизмы? Если ты их составил, то объясните, на какой основе, например, слово «микитис» откуда появилось и почему оно должно означать «ученый»? Повторяю Вам в сотый раз: Я НЕ КРАЛ СЛОВА ИЗ АЛБАНСКОЙ КНИГИ и НЕ ВЫДАЮ ИХ ЗА СВОИ, в том числе и "микитис" и прочие! А слово "УЛУБ" взято из лакского языка (ЛУ - книга) с небольшими добавлениями. И не надо, уважаемый, говорить о моей совести: она всегда при мне. Не трудитесь меня понимать: главное, я Вас понимаю. Некоторые тут прямо восклицают, что, наверное, "Нагиев завидует Яралиеву". Просто смешно: мне неведомо такое чувство, как зависть. Я, как человек, как специалист, самодостаточен, нахожусь на своем месте и не лезу на чужое.
Во всех Ваших обвинениях сквозит какая-то желчь. Вы пишете: "Если ты такой специалист по составлению неологизмов, то почему тебе не заниматься предложить лезгинские альтернативы слов: «предложение», «запятая», «существительное», «глагол» и т.д., в чем так остро нуждается лезгинская грамматика? Как понять такого интеллектуала? Знаю, ни Ф. Нагиев, ни Мансур Куьреви – не лезгинский народ, но они входят в состав его интеллигенции. Како-во у этих людей лезгинское самосознание?" Во-первых, откуда Вы взяли, что нет лезгинские названия слов «предложение», «запятая», «существительное», «глагол»? Во-вторых, и Ф.Нагиев, и Мансур Куьреви, и Ярали Яралиев и кто-либо еще - из лезгинского народа и составляют какие-то части этого народа. О лезгинском самосознании Вашем и Куьреви я действительно пока не знаю. А как лезгинское самосознание представляю я, достаточно много написано в моих произведениях. Прочитайте хотя бы: https://www.proza.ru/2013/07/27/1531 Не занимайтесь обвинениями, а занимайтесь своим делом. Вам здоровья, долгих лет и новых научных открытий!

PROZA.RU Обращение к моему народу (Фейзудин Нагиев) / Проза.ру

Комментарии
  • Tural Khalilov Сагърай куьн Ярали муаллим. Фестский дискдаллай кхьинар куьне гьина чапдай акъудна? Гьин улубдай к1елиз жеда? Гьин ч1алан нугъатдал к1елиз хьана квевай дискдаллай кхьинар?

    5

  • Закир ГамидовЗакир Гамидов ответил

     · 4 ответа
  • Махмуд Маджидов от куьреви все можно ожидать, он заболеет если не обхаеть все лезгинское, но от Нагиева не ожидал..тут зависть возможно бежит впереди ученого.

  • 5

    Магамедхан Ахмедханов Магамедхан Ахмедханов ответил

     · 1 ответ
  • Махмуд Маджидов Куьреви можно открыто называт- национальным предателем.

    5

    Asar LezgiviAsar Lezgivi ответил

     · 6 ответов
  • Махмуд Маджидов мнение Куьреви - это подрывная агентурная деятельность местечковых историков- шовинистов и не более, и потому от его работ нужно отмахнутся как от сибирской язвы.

    3

    Махмуд МаджидовМахмуд Маджидов ответил

     · 2 ответа
  • Махмуд Маджидов подрывная деятельность таких горе лезгин как Куьреви и прочие подхалимы, наш народ потеряет историю, а с историей мы потеряем и себя..все к этому идет.

    1

  • Махмуд Маджидов вот я раньше патриотом был, а сейчас просто безразличный, пора о душе подумать, а лезгины до меня жили и после меня проживут, теперь я- наблюдатель, да простят меня боги Алпана

    2

  • Махмуд Маджидов а имя Ярали Яралиева всегда останется на свитках истории нашего многострадального народа.

    4

  • Asar Lezgivi Я уже говорил уважаемому Куьреви и другим тоже ,до того как нац концепцию создать нужно поднять самосознания и дух народа и между правдой должно быть иллюстрация тоже .... так поступали в римской,греческой ,персидской,османской империях и в халифате......Ещё

    3

  • Natik Mamedbekov Я ГОРЖУСЬ ВАМИ ЯРАЛИ МЮАЛИМ !!! АЛЛАХ КЮМЕК ХУРАЙ !!!!

    1

  • Ilyas Piraliyev Çox dəqiq və gözəl cavabdır,dayı!Çox sağ ol!Səninlə fəxr edirəm! 

Просмотров: 579 | Добавил: Иван | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]